Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1060) → Протоиерей Димитрий Предеин: Святое воскресение в Царствии Божием

Протоиерей Димитрий Предеин: Святое воскресение в Царствии Божием

№19 (1060) / 11 мая ‘20

Беседы с батюшкой

Христос Воскресе! В эти святые Пасхальные дни мы продолжаем говорить о воскресении. Что будет после него? Какое воздаяние получат праведники и в чем оно состоит? Мы раскроем сегодня православное учение о Царстве славы, которое откроется после Страшного Суда.

Царствие Божие находится в основе проповеди Евангелия Господа нашего Иисуса Христа. Он неоднократно благовествовал о нем. Когда оно начинается и в чем его суть?

– Это отдельная большая и экзегетическая, и догматическая тема. Были даже попытки рассмотреть все Евангелие под углом учения о Царствии Божием – все синоптические Евангелия можно рассмотреть на предмет этого учения, и будет видно, что через все Евангелия красной нитью проходит учение Господа о Его Царствии, которое уже сейчас существует, но во всей полноте откроется только после Его Второго Пришествия и воскресения мертвых.

Надо заметить, что в этом понятии есть многослойность. Мы говорим о Царствии Божием и думаем, что это что-то одно, но в этом есть несколько различных смыслов. Так, когда мы говорим, что в нашем сердце присутствует Царствие Божие, мы имеем в виду ощущение благодати.

Само Божественное присутствие дает нам чувство сопричастности к особому Царствию Божию, но когда мы говорим о Церкви, мы называем Церковь царством благодати, по православному догматическому учению: это тоже Царствие Божие, которое уже сейчас существует на земле, и мы являемся его общниками.

Но все же в самом сильном, полном и буквальном смысле слова Царствие Божие – это именно то Царство славы, что откроется для праведников, которых Господь воскресит из мертвых после Своего Второго Пришествия на момент Страшного Суда. После Суда то Царство, которое для них открывается, будет полнотой Божественного всемогущества, Его святости и любви, что сотворит абсолютно новую страницу в истории человечества, которое перейдет в новый эон бытия, и это будет Царствие Божие в самом полном смысле слова.

Вопрос: мы уже сейчас желаем душе усопшего Царствия Божия – в чем отличие нынешнего Царствия Божия, которое обретается душами, от того, что будет после воскресения?

– Самое явное отличие, которое можно сразу констатировать, – это то, что сейчас только душа человека может приобщиться к этому святому Царствию Божию. Да, оно уже сейчас есть, на Небесах.

Мы желаем конкретно этого же Царства?

– Да, это совершенно непосредственное пожелание, которое душа сразу чувствует. Она его слышит, воспринимает, ибо в Духе Святом имеет место связь между земной (воинствующей) Церковью и Небесной (торжествующей) Церковью.

Мы знаем, что в духовном мире есть три неба – о них пишет апостол Павел. На самом верхнем уровне – Престол Всевышнего, ангельские лики, величайшие святые. Именно там и есть полнота Божественного Царства и святости, которая имеет место вообще в нашем бытии, но пока это доступно далеко не всем.

Именно после воскресения мертвых это будет уже для всех воскресших праведных душ, которые соединятся с телами, – это будет уже всеобщая реальность. Поэтому, с одной стороны, мы понимаем, что Царствие Божие есть уже и сейчас. А с другой стороны, чувствуем и сознаем, что не все способны к нему приобщиться в равной степени. Даже рай, куда попадают души спасенных, – это не то место, где находится Божественный Престол, а намного ниже.

Есть разница в воздаянии душам праведников уже сейчас и потом, после воскресения?

– Безусловно. Разница весьма ощутимая. Сейчас, по учению Православной Церкви, имеет место, скорее, предощущение блаженства – предчувствие, предвкушение настоящего блаженства. Под предвкушением мы обычно имеем в виду то, что мы находимся в ожидании чего-то, мы предвкушаем торжество: мы уже и сейчас, в принципе, радуемся, но только радостью мечты, радостью ожидания.

Когда же мы говорим о райском блаженстве, то предвкушение есть предварительное вкушение этой радости: это уже блаженство, это уже радость, уже счастье общения с Богом, с ангелами, созерцания Божественной славы, просто оно неполное – тела нет, а душа не может во всей полноте воспринять это блаженство. Поэтому мы констатируем разницу: это все-таки не тот уровень – неполное блаженство. Тем не менее, блаженство реально, оно уже сейчас есть, и не нужно думать, что это только ожидание блаженства.

Царствие Божие внутрь вас есть. Мы стремимся к Небесному Царству, к пребыванию в Духе. Чем оно отличается от Царствия Божия, которое обретет христианин после воскресения?

– Есть еще один вопрос, который можно ко всему этому присоединить. Когда у святителя Иоанна Златоуста спрашивали, где находится рай, где то Царствие Божие, куда мы все так желаем попасть, он говорил, что не надо спрашивать, где рай, а надо спрашивать, где Христос: где Христос, там и Небо.

Понимая, что главное содержание блаженства праведных (то есть и праведных душ, которые сейчас в раю, и уже воскресших праведников в Царстве славы) это общение с Господом, мы можем провести знак тождества между теперешним нашим пребыванием в Церкви (общением с Господом, пребыванием в Его благодати, особенно в церковных таинствах) с радостью и блаженством общения праведных душ со Христом в раю и тем, что откроется в Царстве славы.

Но мы понимаем и объективную разницу: степень блаженства, радости, полнота богообщения различны – сейчас мы ограничены материальным телом, еще не преображенным, в котором, к сожалению, живут еще греховные страсти, и мы находимся среди людей, а они не всегда в нас усиливают присутствие благодати, а порой, наоборот, отвлекают и создают в нас рассеяние. Все это и сама наша суетная жизнь в какой-то степени отвлекают нас от общения с Господом – мы не можем на Нем всецело сосредоточиться. Безусловно, есть эта истина, эта радость, есть ощущение присутствия Царствия Божия в нас, и справедливо говорится, что Христос посреди нас, что мы уже приобщены к Царству благодати, – но это не то блаженство, которое в раю, и тем более не то блаженство, что откроется в Царстве славы.

Остановимся детальнее на учении Церкви о Царстве славы после воскресения мертвых. В чем его характерные черты и что говорит об этом Откровение?

– Есть разные и очень важные, яркие черты Царства славы, которые мы можем почерпнуть из Священного Писания. Прежде всего, слова Самого Господа – например, Он говорит, что в Царстве Божием ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах: там у людей уже нет обычных телесных потребностей, нет функции деторождения, нет самой необходимости в продолжении человеческого рода, ибо наступает бессмертие всех людей по природе. В Апокалипсисе, в последних главах, есть очень яркое описание открывающегося Царствия Божия: в главе 20 описывается воскресение мертвых, а в главах 21 и 22 содержится описание Царства славы, Небесного Иерусалима.

Но что касается именно свойств человеческих тел, какими они будут, какой будет наша природа после воскресения, здесь наиболее точен, причем догматически точен, апостол Павел. В его Первом Послании к Коринфянам написано: Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Эти четыре пары антитез показывают нам, какие будут новые свойства воскресших тел всех людей после воскресения из мертвых – это, например, нетление, когда уже не будет ни болезней, ни смерти. Это будут тела в постоянном статусе: как они воскреснут, так и будут.

Сна, наверное, тоже не будет?

– Да, не будет необходимости в отдыхе. Естественные страсти, которые появились в нас после грехопадения, будут полностью упразднены. Более того, тела воскресших людей, особенно это касается праведников, будут подобны телу Воскресшего Господа Иисуса Христа: как Он мог внезапно исчезать и появляться в любом месте, переноситься на любое расстояние, проходить сквозь материальные предметы, такими и они будут. Он не нуждался ни в отдыхе, ни в пище. Это действительно равноангельное бытие, но при этом с телом, которое приобретает сверхъестественные свойства: это одухотворенное, преображенное тело. Вот такими будут тела воскресших праведников, что, конечно, открывает огромные возможности перед человеческой природой, и они будут использованы в обновленном мире. Сам мир изменится в соответствии с новыми свойствами воскресших тел.

Что говорит Апокалипсис? Можно детальнее на этом остановиться?

– Это очень интересные тексты. Помню, еще в школьные годы, когда я только пришел в Церковь, они привлекали мое особое внимание. Я могу себе представить, с каким чувством читали последние главы Апокалипсиса древние христиане, среди гонений, притеснений, в ожидании скорого, как они думали, Второго Пришествия Христова, насколько их воодушевляли яркие образы, которые там упоминаются, придавали им сил...

Там говорится, что Небесный Иерусалим сойдет с Неба на землю как украшенная невеста. Этот город будет в себе заключать необыкновенные качества и красоты, которые сделают его сферой обитания только для праведников: там не будет ничего греховного, ничего нечистого, ничего скверного – все злое, что было в мире, будет вне этого града, все любодейцы, все делатели неправды будут полностью отлучены от общества праведников. Само по себе это уже величайшее благо.

Представим себе, что мы живем в обществе только близких нам по духу людей: православных, добрых, благочестивых, кого мы любим, уважаем – как было бы прекрасно... А здесь это все наполняется прямым богообщением. В этом граде, в Новом Иерусалиме, даже храма не будет: Сам Господь Бог будет и храмом, и Агнцем – общение с Ним, непосредственное созерцание Божественной славы заменит и причащение Святых Христовых Таин.

Почему так трудно представить то, что будет после воскресения мертвых?

– Это будет в корне иная реальность. Мне очень нравится образ, который употребил отец Александр Мень, чтобы объяснить, почему нам так тяжело представлять реальность Царства славы: образ человеческого эмбриона. Он развивается в утробе матери – это уже человек (мы признаем, что душа соединяется с телом в момент зачатия, поэтому категорически осуждаем аборт на любой стадии беременности, на любом сроке), – человеческий эмбрион. Его жизнь чисто биологическая, сознания у эмбриона еще нет, мы ничего не помним, что пережили, находясь в утробе матери, и объяснить эмбриону, что его ожидает, когда он родится в этом мире, просто невозможно.

Потрясающее сравнение.

– Как бы мы ни пытались на него воздействовать, передавать ему сигналы в живот его матери, он ничего все равно не поймет, не воспримет. То же и здесь: если нам попытаться объяснить, что нас ожидает в жизни будущего века, мы, как тот эмбрион, просто бессильны это усвоить и понять.

В одной из священнических молитв есть высказывание, что Христос передаст Царство Богу и Отцу и будет Бог всяческая во всех (если цитировать апостола) – что это значит?

– С одной стороны, когда мы говорим, что Бог будет всяческая во всех, имеется в виду интеллектуальный аспект: это распространение абсолютного, Божественного сознания на всех людей. Скажем так, будет общее информационное поле – и люди будут иметь доступ к любой информации, к любому знанию.

Почему говорят святые отцы, что будет очень стыдно на Страшном Суде, когда все узнают содержание нашей жизни, – все наши грехи станут известны всему человечеству? Перегородки между нашими сознаниями исчезнут, и все будут знать все обо всех: это теоретически вполне возможно – мозг имеет на самом деле колоссальные возможности, которые используются сейчас буквально на какой-то ничтожный процент, а там все это заработает на полную мощность. Тем более наша преображенная природа получит дополнительные силы и возможности.

С другой стороны, когда мы говорим, что Бог будет всяческая во всех, мы говорим о тех, кто будет наследниками Царства славы: это будут праведники, благочестивые люди – те, кто будет веровать в Господа и будет способен войти в это Царство. Мы говорим здесь, что это будет настоящая Церковь: как мы иногда чувствуем после Причастия какое-то родство, общность вместе с людьми, находящимися с нами в храме – мы причастились от одной Чаши и мы собрались в Церковь, в одно Тело Христово. Там будет это чувство, только в максимальной степени.

Что говорят святые отцы о Царстве славы? Есть какие-то конкретные цитаты, которые больше раскрывают диапазон понимания этого?

– Мы слышим, что у первых христиан было одно сердце и одна душа, – вот что будет и в Царстве славы, только опять же в превосходной степени.

Вместе с тем мы должны отметить: по толкованию святых отцов, того же Андрея Кесарийского, не нужно мыслить себе Царство славы как нечто принципиально новое, как новое творение: это будут преображенные Небо и земля, обновленные, переплавленные огнем, но сущность их все-таки сохранится. Он пишет прямо: будет новая форма, будет устранение морщин, старения, старческих признаков – все будет новое, молодое и уже нестареющее, но сама сущность творения сохранится, ибо Господь, создав творение, изначально создал его совершенным.

У творения остается возможность совершенствования, ибо оно было искажено грехопадением, но Бог доведет его до такой степени совершенства, что это, наверное, будет максимальное совершенство.

Почему в вечной жизни, не будет скучно, а будет потрясающе интересно и так радостно, что и словом не выразишь, – как сказал апостол Павел?

– Тут я вспоминаю слова святителя Иннокентия Херсонского, нашего великого архипастыря, который говорил, что мы должны быть благодарны Богу за бесконечность Его совершенств: мы не перестанем познавать все новое Его совершенство в жизни будущего века – нам будут открываться новые и новые стороны Божественной благости, Его любви, знания, Его абсолютно новых горизонтов, ибо Бог беспределен в совершенстве, всемогуществе, в Своей славе и Своей любви к нам.

Сколько интересного в мире, а ведь его создал Бог!

– Безусловно! Нам жизни не хватит, чтобы узнать все интересное, полезное, познавательное, приятное, то, что дает нам радость даже в этой жизни, даже в падшем греховном состоянии, – а тем более там, в состоянии преображенной реальности, полностью очищенной от греха и расширенной до предела Вселенной.

Сейчас мы можем только смотреть, где заканчивается наша галактика. А то, что за ней, можем только представлять умственно. А там мы сможем передвигаться по этой Вселенной: само наше тело будет гораздо менее ограничено пространством. Так что будет нечто необыкновенное.

Как современному человеку передать идею о вечной жизни с Богом так, чтобы он захотел стремиться к Царству Небесному и искать пути жить свято?

– Попытки подобрать какие-то образы, тем более дефиниции, думаю, бесперспективны: лучше, чем написал Иоанн Богослов в Апокалипсисе, все равно никто не напишет и не придумает. Все равно это будет аллегория.

Поэтому, может быть, даже более перспективен путь христианской апофатики – то, как это сделал апостол Павел, и то, что безотказно действовало в эпоху гонений на сердце любого человека – и простого, и образованного. Он пишет в Первом Послании к Коринфянам: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его – он просто отрицает: мы это не видели, не слышали и даже не могли представить. Но когда мы это читаем, то понимаем – вот истина, вот правда, таким и должно быть блаженство будущего века: это описание какого-то чисто духовного блаженства, созерцание Божественной славы, именно то, что дает высший смысл самому понятию счастья не как чего-то эгоистичного и земного, а как чего-то близкого к Божеству.

Почему Господь медлит в исполнении этих обетований?

– Мы не можем этого точно знать – это пути Промысла Божия. Пути Господни неисповедимы (ср.: Римл. 11, 33). Наверное, еще не достигли своего полного развития, реализации ни начала добра, ни начала зла в мире: по учению святых отцов, в последние времена, как это ни парадоксально, и добро, и зло максимально достигнут своей степени развития – это будет полное раскрытие всего, что может произойти и хорошего, и плохого в этом мире, в человеческих душах, сердцах.

С другой стороны, мы можем подойти к вопросу не объективно, а субъективно. Если бы воскресение мертвых произошло хотя бы 50 лет назад, мы бы не были участниками этих событий, а так эта реальность открыта и для нас, и для тех людей, которые будут после нас – тех поколений, что Господь пожелает призвать в бытие.

Как нам достичь вечной жизни, Царства славы? Что нужно делать?

– Самые простые рекомендации уже давно содержатся в Священном Писании, в слове Божием, в учении нашей Церкви: надо соблюдать заповеди, жить с Богом, стараться делать больше добрых дел, по-человечески относиться к людям, быть внимательным, быть на страже своей души, соблюдать требования христианской аскетики. Может быть, это звучит очень просто, но, безусловно, сложно в исполнении.

Надо жить по совести: совесть – это голос Божий в человеке. Она говорит нам, что мы делаем правильно, а что неправильно. Если мы будем во всем, что делаем, стараться соблюдать чистоту совести и при этом любить Господа Иисуса Христа, это и будет правильный путь к Царству славы.

Записала:
Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс