Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Церковь совершает во время поста память сорока Севастийских мучеников.
– Я тоже на это обратил внимание.
Как-то Господь усиливает значение этого дня: некоторые люди смущаются, что большая часть жизни прошла вне Христа: «А простит ли Бог, примет ли?». И вот пример одного из этих мучеников нам показывает, что Господь даже пришедшего в последний момент готов принять.
– И Евангелие говорит, как хозяин виноградника призывал работников, и все получили одну награду.
Может быть, это как-то воодушевит тех, кто смущается.
– Будем надеяться.
Господь сказал: не заботьтесь о завтрашнем дне. Как правильно понимать эти слова, ведь часто сегодня приходится делать то, что будет необходимо в будущем?
– Совершенно верно. Но в данном случае под заботой имеется в виду излишняя попечительность, которая свидетельствует о маловерии. Если человек научится возлагать всю надежду на Бога, он убедится, что Господь Сам заботится о человеке. Если на первом месте у человека молитва, пост, покаяние, Святое Причащение, Господь помогает устроить и всякие земные дела.
Сейчас, в связи с непростым состоянием всего человечества, люди начинают иногда и паниковать.
– У всех разные характеры. Это в основном свойство психики, с одной стороны. А с другой стороны, есть такой момент – движение толпы заразительно. Это можно наблюдать во времена революции или войны – каких-то острых ситуаций, когда психика выходит из спокойного состояния и бывают такие истерические реакции...
Вообще, наша жизнь отличается паническим состоянием – из одной крайности в другую люди иногда мечутся в надежде подстраховать себя на будущее: где-то соломку подстелить, где-то что-то себе обеспечить. И, как правило, Господь все это нивелирует по-Своему, по-другому.
– Да, ведь тут ведь главное даже не сам вирус, а вся усиленная кампания по всему миру, какие-то технологии управления большими массами людей.
Мы будем молиться всей Церковью, как благословил Святейший.
– Да, но вообще всегда Церковь и молится о мире всего мира, ничего тут особо нового нет.
Если вспомнить, за последние 300 лет мы уже несколько раз проходили этот сценарий, и каждый раз Господь нам показывал выход из данной ситуации.
Вопрос телезрительницы: «В молитве Ефрема Сирина я не понимаю значение слова „любоначалие“. Что это такое? Объясните, пожалуйста».
– Очень просто. У этого слова два корня: «любо» и «началие». Это любовь начальствовать. Отдельные люди очень любят быть главными, и среди детей это встречается в такой форме: «Я первый». – «Нет, я первый». Конечно, и наше общество это поощряет всякими детскими конкурсами. А бывает, и мамаша в доме так делает.
Мне тут давеча брат с сестрой пожаловались на свою маму: она сама пенсионного возраста, а хочет, чтобы ее взрослые дети ее во всем слушались. Это просто смешно и даже гибельно. Но она не понимает, хочет все контролировать, а это, конечно, большая ошибка, ведь Господь учит нас другому: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Поэтому в любоначалии ничего хорошего нет. Обычно любоначальный человек бывает плохим начальником, а хорошим начальником бывает тот, кого выбирают те люди, которым это поручено: подобрать человека на такую-то должность. А те, кто во что бы то ни стало лезут вверх, обычно плохие начальствующие.
Особенно в семье человек пожилого возраста с высоты своего жизненного опыта видит ошибки более молодых и хочет им что-то подсказать.
– Дело в том, что сам этот человек совершал ошибки.
Он их уже осознал.
– Надо дать возможность другим тоже поучиться.
На своих ошибках?
– Да, на своих в том числе. И страсть к начальствованию – это уже ошибка.
Так всегда говорят: «Я ж хочу помочь, хочу их предостеречь».
– Нет, это на самом деле камуфляж. На самом деле действует не желание помочь: главное, в чем человек может помочь, – оставить их в покое, не превращать их жизнь в ад.
Следующий вопрос: «Я вижу катастрофические ошибки, которые совершает молодая семья, воспитывая своих малолетних детей. Я знаю, к чему эти ошибки могут привести. И что мне делать: устраниться или все-таки попытаться до них донести, что они не правы?».
– Они же это не принимают, возникает скандал, что маленьким детям очень вредно, ради которых это все совершается.
Но, чтобы что-то донести, начинают давить, иногда шантажировать.
– Я с этим постоянно сталкиваюсь. Приходит женщина в годах и начинает рассказывать то про сноху, то про сына и так далее.
Следующий вопрос: «Можно ли считать постом тяжелую болезнь? Или пост – это добровольное самоограничение?».
– Можно ли считать велосипед автобусом? Можно. На здоровье. Только автобус будет бесплатный. У нас в Москве, например, появились платные велосипеды. Платишь за поездку и ездишь, и не надо покупать велосипед, его где-то хранить – все в порядке, управляется он по телефону.
Считать-то можно, но это же разные вещи. Конечно, когда человек заболел, он приобретает некоторые качества души, очень похожие на те качества, что приобретает во время поста. В этом смысле, когда человек заболел, он некоторым образом компенсирует недостатки своего поста. Это абсолютный факт. Но и любые христианские делания и подвиги взаимосвязаны. Любое христианское движение – в нем и смирение, и терпение, и мужество, и другие качества. В этом смысле можно так сказать.
Нередко болезнь бывает началом обращения человека ко Христу – таким призывающим действием…
– Да, конечно. И потом, бывает, болезни прямо связаны с постом. Например, диабетику неполезно есть мучное и сладкое, приходится себя ограничивать. А что такое ограничения? Это воздержание. А удерживать свой язык – тоже воздержание. Вот так одно и то же качество приобретается разными путями.
Господь помогает человеку, может быть, на начальном этапе его христианской жизни научиться сдерживаться?
– Да. Я сейчас был в одном медицинском учреждении, и там медсестра раз шесть говорила: «Главное – здоровье». Я знаю такую присказку советского человека, что главное – здоровье. Поэтому Господь на какое-то время здоровье отбирает, чтобы человек приобрел христианские черты.
Взглянул на жизнь иначе.
– Ну, раз главное – здоровье, мы это главное отодвинем в сторону. Если бы человек говорил, что главное – деньги, Бог попустил бы ему зарплату потерять в том же самом автобусе.
Вопрос телезрительницы: «3-й месяц с трудом молюсь, все утреннее правило растягиваю почти на 2 часа, потом начинаю разговаривать с Господом после молитвы. Что мне делать? И 2-й вопрос: не хочется читать Ветхий Завет, читаю Евангелие. Можно ли?».
– Можно, ведь для многих людей Ветхий Завет очень уж трудное чтение – не по уму. Поэтому ничего страшного. А вот Евангелие читать все-таки надо понуждать себя. То же с молитвой. От времен Иоанна Крестителя Царство Божие нудится, и только употребляющие усилие восхищают его. Надо себя понуждать и на молитву, и на добрые дела, и на чтение Евангелия, и на приход в церковь по воскресеньям для причастия Святых Христовых Таин. И если Господь увидит в вас усердие, он даст и ослабу: будет легче молиться.
Мне иногда люди жалуются, что от частого понуждения наступает охлаждение в вере, как от усталости. Такое действительно возможно или причина охлаждения иная?
– Дело в том, что, когда человек только обращается к Богу, Господь дает ему призывающую благодать, и за счет благодати совершаются постоянные чудеса, Господь человека как бы нянчит, как младенчика. И все удается, молиться бывает легко, с радостью. Даже есть такой феномен (кто внимательный, наблюдает): незнакомые церковнославянские слова вдруг становятся понятными, хотя человек ни в какой словарь не заглядывал. А в наше время, когда мы были молодые, вообще словарей не было, попробуй словарь Дьяченко где-то найди... Я помню, когда он мне попал в руки, я был рад безмерно. И что же? Вдруг вчера не понимал слово, сегодня понял – что-то в уме произошло. Конечно, это Господь помогает.
А потом?
– А потом, со временем, когда человек немного повзрослеет духовно, Бог ему дает возможность самому потрудиться – именно когда верит человеку, что тот готов, и дает возможность ему самому показать свою верность. Уже его убедили и многими чудесами, он укрепился в вере, он уже отрок...
Должен уже начать своими ногами ходить.
– Да, конечно. А так что – всю жизнь в колясочке лежать?
Многие мечтают.
– Нет, попробуй уложи, так и побегать захочется.
Следующий вопрос: «Грех ли, что я люблю, когда меня жалеют, и сам создаю для этого ситуации?».
– Конечно. Добродетель в противоположном – когда ты жалеешь других, и каждая ситуация, когда нужно человека пожалеть и словом, и делом, для Бога приемлема. Как в притче о милосердном самарянине, в конце которой есть такие слова: «Иди и ты твори такожде».
Хочется человеку быть в позиции того, кого жалеют.
– А хочешь быть израненным разбойниками и ограбленным?
Да, возможно, что одно с другим неразрывно связано.
– Можно попасть в эту ситуацию.
Вопрос телезрителя: «Я прочитал про Севастийских мучеников. Откуда такая жестокость? И почему Господь Бог может меня за что-то наказать, если я хорошо себя веду и не грешу перед Ним?».
– За гордость, например. Гордый человек может хорошо себя вести, ставить сам себя себе в пример, и еще большая мерзость – ставить себя в пример другим, иногда даже вслух. Не так, как Господь заповедал, что, если и исполнишь все, говори про себя: «Я раб негодный есть». А тот говорит вместо этого: «Я хорошо себя веду». Надо же лечить такого человека, ведь Бог гордым противится, а дает благодать только смиренным, а спасает только благодать. И как же такому человеку ее дать? Только его смирив – вот и все.
И возникает обида на Бога: я же все правильно делаю, а мне...
– Ну, ты аккурат уже стал фарисеем. Это неплохо, но это еще не путь в Царство Небесное, ты только подошел к черте. Следующий шаг – ты должен принять Христа, а можешь стоять на месте и кричать: «Распни, распни Его». При всех твоих милостынях, при всех твоих молитвах.
Нужно обидеться на Бога, чтоб так кричать?
– Да, разное бывает. Вот мы говорили об инстинкте толпы. И такое явление существует. Психологи это знают, даже какие-то научные наблюдения есть.
Но люди пытаются угодить Богу именно какими-то своими поступками.
– Смотря какими. Надо всегда видеть мотивацию поступка. Внешне вроде так, а на самом деле человек это делал для своего прославления, например. А Богу нужно исключительно качество души его чад, поэтому человек (как существо умное) старается это подменить. Фарисейство – подмена угождения Богу: он вместо качеств души, которые безобразны, подставляет свои мнимые дела. А святые говорили, что добрые дела вне Христа – это дела злые, они просто вредят душе. Формально это доброе дело, вроде я ближним помогаю, а приглядишься через лупу – да он не ближним, а себе помогает.
Ближние тоже от этого какую-то пользу имеют – от того, что я, например, творю.
– Может быть, они и имеют пользу, но сам-то человек пользы не имеет (тот, кто все это организовал).
Человек самообольщается?
– Абсолютно точно. Лучше и не скажешь.
Это апостол Павел сказал про самообольщение, я только повторил.
– Очень удачно повторил.
Следующий вопрос: «Я не верю в суеверия, но ради мира в семье могу ли следовать им чисто внешне?».
– Ни в коем случае.
Таким образом человек предает...
– Во-первых. А во-вторых, зачем? Сказано в Писании: рассыпет Господь кости человекоугодников.
Тут, видите, ради мира…
– Это плохой мир.
То есть цена этого мира..
– ...целиком отрицательная.
Один человек уверовал, а вся семья еще нет, они живут прежними своими ценностями и, соответственно, его к этому призывают, чтобы он тоже от семьи не откололся.
– Хорошо, я призываю семью не откалываться от меня, а также от Святой Троицы и от Матери Церкви, которой мы, русские люди, обязаны и государством, и нашей высочайшей культурой. Это целая цивилизационная культура: все дала Церковь – начиная от украшения наших городов замечательными, не похожими одна на другую церквями... Это я говорю о том, что вообще всем заметно. Это невозможно пропустить хотя бы зрительно.
Но особенно если в семье кто-то из молодых начинает ходить в церковь, старшее поколение начинает против этого восставать.
Бывает, но не всегда. Я в своей семье тоже первый начал в церковь ходить, хотя послала меня мать. Но не было никаких эксцессов, наоборот.
И молодой человек оказывается в состоянии такого противостояния – семья ставит ультиматум. Я реально сталкивался с такой ситуацией.
– Конечно.
И тоже приходит, в глазах слезы: «Ну что мне делать? Я не могу не ходить в церковь, мне Бог дорог».
– Потерпеть какую-то часть времени или просто собрать вещи и сказать: «Извините, раз вы меня гоните, я ухожу, до свидания. Телефон я не буду менять. Если захотите меня позвать и этот день не совпадет с двунадесятым праздником, я приду. А если позовете на Рождество, я не приду: с утра служба». И все.
Следующий вопрос: «Батюшка, научите, пожалуйста, как умом и сердцем всегда предстоять перед Богом?».
– В формате нашей передачи это невозможно. Блаженный Августин, если я не ошибаюсь, сказал: «Люби Бога и делай что хочешь». Если возлюбить Бога так, как Он нам заповедовал – всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – то все поступки будут исходить из этого. Тогда будет и предстояние перед Ним, и что угодно. Если кратко.
В общем, нужно именно возлюбить.
– Конечно, ведь человек что-то может делать, но только по любви. Например, представьте себе педагога, который не любит детей, или доцента, который не любит студентов. Ну и что это за преподаватель? Могу ответить: плохой.
А преподаватель, который не любит свой предмет? Плохой. Или, допустим, ленивый крестьянин? И так во всем.
Когда человек говорит: «У меня не получается полюбить Бога всем сердцем», – в чем причина?
– Причина в том, что полюбить Бога можно, только познав Его, поэтому надо внимательнее прочитать Нагорную проповедь.
Или человек не хочет поступиться чем-то своим?
– Это можно выяснить на Исповеди, пока он еще рот не открыл: на лице-то все написано.
Вопрос: «Как отличить осуждение от здоровой критики, указания человеку на ошибки?».
– А кто тебя поставил судьей над человеком, чтоб так «здорово» его критиковать? Ты вообще, сынок, кто такой-то? В твоей критике нет ничего «здорового», только гордость и самовозвышение. Больно будет падать. Надо его об этом предупредить.
Слово может сразу оправдать человека. Есть, знаете, «праведный гнев». Так, люди говорят: «Гнев – это грех, а если праведный, то уже все хорошо».
– Когда будешь праведником, может быть, у тебя это получится. У меня, например, не получается такого гнева. Я даже не знаю, в какую сторону плыть, чтобы доплыть до праведного гнева. Поэтому лучше все-таки безгневие.
Спасибо, батюшка, за ответы. Нам пора прощаться.
– Всего вам доброго!
Записали:
Елена Кузоро
и Светлана Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.