Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В конце Великого поста нас ждет Страстная седмица. Мы говорим, что страдания Христа – это очень важно для человека. Какое значение в жизни христианина они имеют?
– Очень важно, что вы связали поклонение Кресту с крестным путем Спасителя. Тем более, что читалось: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Как мне кажется, в современном сознании многих христиан укоренилось такое: надо нести свой крест. Если мы поговорим с людьми и попытаемся выяснить, что они имеют в виду, окажется, что речь идет о тех или иных жизненных испытаниях, будь то бедность, болезни, жизненные неприятности и так далее. И человек считает: «Раз это все на меня навалилось, и я это на себе несу, то несу и тот самый Крест Христов».
Такое понимание несения креста (и соотношение своей жизни с подвигом Христа), с одной стороны, закономерно, но с другой – немного узко. Оно не учитывает именно специфики подвига Христова. А в чем был Его подвиг? Это был подвиг любви – Он отдал Себя за всех нас, пошел на мучения за всех нас. Когда Христос говорит: «Возьми крест свой и следуй за Мной», – что это за крест? Это крест любви и крест страданий – даже не столько за ситуации в своей жизни, а часто за страдания за других людей.
Речь не о прямых страданиях, тем более что другие люди не нуждаются в нашем искуплении (это Христос всех искупил). Речь о том, как мы в быту можем «терпеть друг друга» или «впрягаться друг за друга» (так это можно назвать). Часто нам хочется проблемы других людей либо сбросить с себя, либо отгородиться от них – иногда даже в пост люди говорят: «Ой, не трогайте меня, не хочу знать ваших проблем, хочу нормально поститься, говеть, покаяться, причаститься». Сейчас, мне кажется, в связи с ситуацией, которую мы переживаем, очень важно об этом задуматься.
Я думаю, сейчас несение креста может выразиться в очень простых вещах.
Каждый из нас приблизительно знает, есть ли в нашем подъезде пожилые люди. Подойдите лично к квартире каждого или опустите в почтовый ящик информацию: номер своей квартиры, как вас зовут. Напишите краткую записку: «Вы можете ко мне обратиться, просто опустив записку с просьбой в мой почтовый ящик. Я смогу сходить для Вас за лекарством или за едой. Вы пожилой человек, не выходите из своей квартиры» (как мы знаем, с недавнего времени московские власти обратились к пожилым людям, чтобы они минимизировали свои контакты с окружающим миром, не выходили на работу, в магазин). У христианина сейчас есть реальная возможность действительно понести крест любви, то есть нагрузить себя проблемами других людей.
Вы говорите про несение креста. Скажите, пожалуйста, что может человек, читая Священное Писание, почерпнуть из того, как нес его Христос: какие-то конкретные добродетели, навыки?
– Здесь есть очень интересный момент. Ведь Христос не просто нес Крест, – есть ряд событий, с этим связанных. Это в большей или меньшей степени предательство учеников Иуды Искариота и Петра. А про других людей можно сказать, что это было некое молчаливое согласие: они активно не отрекались от Христа, но отошли в сторону, разбежались. Вот первый момент. Соответственно, если мы переносим это на свою жизнь, боль, которая может в нашей душе возникнуть, когда наши близкие нам не оказывают достаточной поддержки, – это повод не обидеться, а подумать: «А может быть, я могу поступить совсем иначе в такой ситуации? Может, когда-то я поступил так же в отношении своих друзей?»; это скорбь, которая приходит от близких. Конечно, посланцы саддукеев и фарисеев, явившаяся стража, выполняют роль врагов, условно говоря. Тут все понятно: здесь черное, здесь белое. А здесь вроде как свои.
Второй момент – несправедливый суд. Я не думаю, что многие из наших телезрителей когда-нибудь переживали несправедливый суд, судебное разбирательство, но несправедливые суждения о себе со стороны других людей (осуждения, подозрения в наш адрес, не имеющие никаких оснований) мы всегда переживаем очень и очень тяжело – нам больно, портится настроение, мы можем впасть в отчаяние. И опять Христос – пример Того, Который переносит это.
Пока мы еще не дошли до самой Голгофы, но мы видим узловые моменты всей этой истории, над которыми уже можно задуматься. А самое главное – это постоянно в нашей жизни присутствует, только надо более внимательно присмотреться.
Вопрос телезрительницы: «Я живу в селе, мне 72 года, воцерковленная. На Исповеди я батюшке сказала, что во время поста не смотрю никаких развлекательных программ, а смотрю исключительно «Спас» и «Союз», в том числе «Беседы с батюшкой». Для нас это очень полезно. А он ответил, что не надо смотреть, и сказал это не мне одной. Как быть? Я в недоумении».
– Советую всем нашим слушателям не так уж серьезно относиться к подобным словам. Священники тоже люди – батюшка мог быть загружен какой-то своей внутренней проблемой, у него могло быть плохое настроение (может, Владыка какое-то замечание ему сделал). Вы его спросили, а он подумал (условно говоря): «Ну что они смотрят передачи? Лучше б пришли в храм, помогли». Так что не надо слишком серьезно к этому относиться и близко принимать к сердцу. Когда священник говорит что-то касающееся заповедей Божиих, убеждает нас кого-то простить, с кем-то поделиться, терпеть или еще что-то, мы понимаем, что здесь священник занимает сторону Евангелия. А тем, что можно назвать частным мнением священнослужителей по вопросам, не касающимся сути веры, можно пренебречь, абсолютно не теряя уважения к священнику, понимая, что он человек.
А может, он что-то другое хотел сказать? Может быть, он хотел сказать: «Вы все смотрите передачи, слушаете батюшек, получаете массу полезной информации, а где КПД – где результат, где качественное изменение жизни? Применили ли вы все эти хорошие советы в своей жизни? Или посмотреть передачу со священником – это для кого-то как посмотреть ток-шоу или познавательную передачу? (Например, любит человек смотреть про какие-то исторические события, но при этом он не историк, ему просто интересно)».
Поэтому мне очень хочется, чтобы наши передачи не были таким православным развлечением, а чтобы мы все, что слышим здесь, переводили в практику.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Допустим, человек умер и предстал перед Господом после смерти – и Он у него спросил: „Когда ты крестился, давал Мне обещание верности и отрекался от сатаны“. А тот скажет: „Прости, Господи, но когда меня крестили, я был младенцем и никаких обещаний не давал, ничего не соображал, меня крестили“. И кто будет отвечать за такое крещение: тот, кто крестил, или крещеный? В Евангелии сказано кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет, но не наоборот».
– Совершенно верно. Здесь вы подняли проблему детского Крещения. Практика Древней Церкви (самая распространенная) – это все-таки Крещение во взрослом возрасте. Даже святитель Григорий Богослов крестился, когда ему было уже далеко за 20 лет, и обещание креститься он дал, когда попал в бурю, то есть была смертельная опасность (он плыл с учебы из Афин).
Но что интересно? Хотя в Древней Церкви крестились во взрослом возрасте, воспитание целиком давалось христианское: тысячи древних христиан, не проходя Крещение, были людьми глубоко воцерковленными. Единственное, что их отличало от крещеных: они еще не приступали к Святой Чаше. Поэтому если кто-то решит своего ребенка не крестить, чтобы тот сознательно принял веру, должен воспитать его христианином.
Но часто бывает по-другому, это пускается на самотек – человека не крестят, говорят: «Вырастет, сам разберется». А в чем разбираться, если он ничего не знает? Он не может этого сделать, не имея никакого представления о христианской вере и не может ее ни с чем сравнивать. Поэтому я предлагаю сейчас нам не очень умничать, а придерживаться существующей практики Крещения в детском возрасте, но при этом все-таки давать детям христианское воспитание. Проблема не в том, что крестили человека в детстве, а в том, что ему не дают христианского воспитания (это происходит в 90% случаев).
И последнее, что здесь можно сказать. Мы никогда перед Богом не оправдаемся своими детскими травмами: «Знаете, со мной в детстве обращались жестоко, меня обижали одноклассники, поэтому, когда я вырос, стал это компенсировать, стал всех обижать» – или: «Меня крестили, но по-христиански не воспитали, поэтому что с меня спрашивать…». Но все-таки, став взрослым, человек многое мог переосмыслить, понять заново, и Господь неоднократно приводит человека к покаянию, вразумлению. Постоянно все сваливать на неудачный опыт детства, в том числе и в отношении Крещения и посещения храма, не совсем правильно и не совсем по-взрослому.
У каждого христианина на шее есть крест. Скажите, зачем?
– Крест на нашей груди – это своего рода исповедание веры во Христа, знак нашей веры. В некоторых христианских конфессиях принято, например, крест не просто носить, а делать татуировку креста. Это делается не ради моды (это не символ принадлежности к какой-то криминальной субкультуре), а именно для того, чтобы изображение креста невозможно было с себя снять. Это исповедание Христа – как бы икона, которая всегда с нами, постоянное напоминание о несении креста.
Батюшка, скажите еще по поводу темы креста и крестного знамения: мы во время молитвы в храме или дома накладываем на себя крестное знамение – что это значит, насколько это важно во время молитвы?
– Нанесение крестного знамения не только на себя, а в том числе на какие-то предметы (например, осенение пищи крестом) – древнейшая христианская традиция, о которой святитель Василий Великий говорит именно как о факте церковного Предания. И для нас, что очень важно, это не просто символический жест. Например, мы с кем-то встретились и здороваемся – пожали друг другу руки. Этот внешний жест показывает нашу расположенность друг к другу или что мы соблюдаем в отношении друг друга нормы приличия. Но нанесение на себя крестного знамения – не просто символический жест.
Все-таки отцы учат нас, что этому действию сопутствует действие Божественной благодати. Когда мы на себя наносим крестное знамение с верой, оно способно производить внутри нас определенное действие. Например, если одолевают искушения, греховные мысли, и человек нанесет на себя крестное знамение с верой, упованием на Бога, будьте уверены – он почувствует в себе ослабление греховного натиска. Это не лишит его борьбы – ему все равно придется бороться, все равно будет трудно, но крестное знамение – это в том числе некое действие, которое мы называем мистическим: оно, как нечто непостижимое, дает нам благодать Христову.
Великий пост – время подготовки к таинству Крещения. Так было в древности, иногда это может соблюдаться и сейчас. У нас вопрос от телезрителя: «Человек не пришел в храм после Крещения на следующий день. Насколько это может быть критично, ведь человеку рекомендуется регулярно после этого приходить в храм?».
– Не так. Человек должен приходить в храм до Крещения. Он сначала приучает себя ходить в храм, посещать богослужения, для него храм, богослужения становятся чем-то очень важным, приятным, любимым. И как некий промежуточный очень важный итог этого пути – человек принимает таинство Крещения. Дальше продолжает ходить в храм, но для него открываются какие-то дополнительные возможности – можно приступить к таинству святой Евхаристии. А не так: давай ты покрестишься и начнешь ходить в храм. Как правило, в 99% случаев это не происходит, к сожалению. Это если речь идет о взрослых людях.
После таинства Крещения человек становится воцерковленным?
– Воцерковление – очень долгий и непростой процесс.
Вопрос от телезрителя: «Расскажите, что значит „воцерковленный человек“?».
– С одной стороны, можно так сказать: человек, крестившись, каждое воскресенье ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается, соблюдает церковные посты, читает святых отцов, Священное Писание – по нашим меркам, этот человек воцерковлен. Но это все-таки не то, чего мы хотим достичь – это не та мера воцерковленности, по которой можно сказать, что человек воцерковлен. Что такое Церковь?
Собрание.
– Совершенно верно. Это собрание людей во Христе. Поэтому настоящее церковное сознание – это когда человек не мыслит себя без остальных христиан, братьев и сестер по вере, когда он понимает: я не могу спастись и быть близко ко Христу, если не буду близок к стоящим со мной в храме. Если человек маловоцерковленный, это выражается в чем? «Бог в душе, – в храм ходить необязательно», то есть он не понимает важности того, что должен разделить веру во Христа с другим человеком. Это христианская максима: ты не приблизишься к Богу, если не приблизился к другим людям.
Служить Богу, служа своему ближнему?
– Совершенно верно. Но человек, годами ходящий в храм, может не иметь такого осознания. Он будет причащаться, исповедоваться, получать таинства для себя и не подумает, что должен открыться другим – тем, кто рядом стоит в храме.
Я прихожу к ним, и я с ними во Христе, и я с ними разделяю это таинство. Как Христос говорит? Да будут все едины; где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Но часто люди (как воцерковленные, так и невоцерковленные) воспринимают храм как сакральное место, куда можно прийти и получить от духовного мира, от Бога нечто большее, чем в другом месте.
Мы забываем, почему храм – святое место, место особого присутствия Божия. В храме собирается народ Божий, и он собрался вокруг Креста, именно поэтому храм свят, а не сам по себе. Когда мы перестанем мыслить индивидуалистически, тогда не будем отделять себя от других, тогда с большой долей осторожности вообще будем друг другу давать оценки. Тем более что нас, христиан, очень и очень мало. Вообще, православных христиан во всем мире, по самым оптимистическим и грубым подсчетам, не более 3%.
Вопрос от телезрителя: «Иисус разговаривал с перво-священниками и книжниками, со старейшинами. Они у Него спросили, какой властью Он совершает Свои дела. Он же сказал им: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Мне бы хотелось, чтобы Вы это пояснили».
– А дальше сказано, что они молчали в ответ. Потому что Христос как бы логическую вилку им показал: если сказать, что крещение Иоанна было от людей (не от Бога), народ плохо отреагирует – все прекрасно знали, что Иоанн был святой жизни человек, пророк. Если сказать, что крещение было с Небес, нас Христос спросит, почему мы не поверили Ему? Почему всячески подчеркивали свою дистанцию от Иоанна Крестителя, скептически к нему относились...
Что интересно, с одной стороны, Христос бьет фарисеев их же оружием. Они любили всякие толкования, толкования на толкование, интересные притчи. И подходят ко Христу с таким вопросом: докажи, что чудеса Ты совершаешь силою Божией. Иудеи понимали, что не всякое чудо от Бога, – и это показатель зрелого религиозного сознания: духовный мир сложен – и дьявол может своими чудесами прельщать людей. В этом смысле они были правы. С другой стороны, они не верили Христу по другим причинам.
Мировоззрение, которое Он предлагал, кардинально отличалось – они привыкли с Богом торговаться: «Господи, мы Тебе – исполнение заповедей (как можно более доскональное и четкое), а Ты нам – Царство Небесное». А Христос что-то противоположное им говорит, что надо в Него веровать, в милость Божию, брать крест и идти за Ним… Это все очень сложно, проще находиться в торговых отношениях с Богом.
Христос их просто поставил в тупик. Они Его хотели поддеть: докажи нам, что Ты от Бога имеешь власть исцелять, проповедовать и так далее, а Он их просто словесно переиграл.
Великий пост закончится Страстной седмицей – как раз крестными страданиями, о которых мы вспоминаем на этой неделе. Скажите, к этим святым дням нужно подготовиться как-то особенно? Нужно вспоминать Евангельские события глубже, тщательнее? Может быть, больше молиться за себя, за родных?
– Со мной произошел однажды смешной и позорный случай. Не так давно я встретил женщину, которая раньше ходила в наш храм, – спустя много лет мы случайно встретились, и она говорит: «Батюшка, Вы знаете, я так на Вас обижалась!». Спрашиваю: «За что? Что я Вам сделал?». – «Вы на проповеди как-то сказали, что Великий пост закончился, начинается Страстная неделя. Я пришла домой, поела мяса, то есть завершила пост, а потом мне говорят: “Что ж ты делаешь? Пост еще не закончился!”. Батюшка, как Вы могли так неаккуратно сказать?».
Я-то имел в виду определенный смысловой период Великого поста, который заканчивается накануне Лазаревой субботы, а потом начинается особый период, который в старых изданиях богослужебных книг отделялся, и Страстная неделя уже относилась к Цветной Триоди, к Пасхальному периоду. Это Пасха страданий, Пасха Воскресения Господня.
То есть Страстная неделя (начиная с Лазаревой субботы) – это уже Пасхальный период.
Я имел в виду наступление нового смыслового периода, а не то, что уже можно есть мясо. У нас есть традиция, и во многих храмах она соблюдается, когда за весь пост Евангелие прочитывается целиком. Наш великий богослов Владимир Николаевич Лосский имел обыкновение за пост прочитывать всю Библию полностью.
Конечно, лучше не пропускать чтение Евангелия на протяжении всего Великого поста, и не только читать (многие этого не знают), но и размышлять. Если вы прочитали Евангелие утром, то в течение дня надо о нем размышлять, если прочитали Евангелие вечером – то на следующий день. И особенно надо постараться на протяжении Страстной недели читать Евангелие ежедневно, но в соответствии с теми событиями, которые мы вспоминаем. Хорошо, если у вас под рукой есть «Евангельский синопсис» протоиерея А. Емельянова – 4 Евангелия, расположенные хронологически по отрывкам, дополняя друг друга: очень удобно читать про одно событие сразу у нескольких евангелистов. Берем, например, воскрешение Лазаря и читаем до конца Евангелия каждый день на протяжении Страстной недели. Но кому сложно найти в интернете «Синопсис» либо самому выстроить последовательность чтений, можно сделать по-другому: взять Евангелие от Иоанна и читать его с 11-й главы до конца (начиная с Лазаревой субботы).
Хотел бы попросить Вас подвести итог нашей беседе и, может, пожелать что-то нашим телезрителям.
– Мне очень хочется, чтобы к концу поста мы подошли не с мыслью: «Ах, какие подвиги я совершил! Господи, вот теперь достоин встретить Пасху Христову», а со смирением: «Господи, исцели меня через Твои страдания и просвети меня светом Твоего Воскресения».
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Текущая неделя Великого поста посвящена воспоминанию о святом преподобном Иоанне Лествичнике, замечательном игумене Синайской горы, где до сих пор сохраняется монастырь, что возглавлял святой преподобный Иоанн, с очень строгой дисциплиной. Множество подвижников выходили из этого монастыря в мир по разным обстоятельствам и причинам, и вокруг каждого из них создавался некий круг людей, взыскующих спасения. На основании огромного духовного наследия Синайской обители сформировался определенный корпус святоотеческих текстов, которые помогают и нам, современным людям, изучить всю трудность того, что называется духовной бранью, всю сложность войны, которую ведет человек со своим собственным грехом.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.