Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы будем говорить о коронавирусе. Сейчас идет Великий пост – для людей православных и так очень непростое время: искушения ежедневно, ежечасно, ежеминутно поджидают нас на каждом углу. А тут еще и коронавирус – о нем так много говорят, и он такой страшный.
Прот. Сергий: – Идет 3-я неделя поста, и только сейчас пост начинает походить на то, как было лет 120–130 назад: закрыты все развлекательные учреждения, на улицах стало меньше народа – это то, что всегда было во время поста: людям было не до развлечений, они спасали свою душу, получали благодать Божию, часто бывали в храмах, и это было самое замечательное время для устроения своей души, накопления ценностей, которые делают человека по-настоящему православным и приближают к великому событию – Воскресению Христову.
Сравнивая нынешний пост, нельзя не заметить одну существенную деталь: если раньше люди собирались в храмах, накапливали Божественную энергию, то сейчас они все сметают в магазинах и накапливают дома продукты. Разница явная. С одной стороны, вроде бы явление похожее, но, с другой стороны, суть совершенно другая.
Сравнение не в нашу пользу, не в пользу нынешних людей. Нам есть что вспомнить в истории – у нас прекрасная православная история. Это время должно было бы подвинуть людей поближе к Церкви, но почему-то оно заставляет людей, наоборот, двигаться в сторону себя. Сейчас в интернете можно даже увидеть такой призыв, что пост надо прекратить из-за коронавируса.
Раньше у людей был страх Божий, а сейчас – повальный страх коронавируса. Вот такая разница. Это явление, конечно, знаковое, надо это очень четко понимать. И нужно различать один пост – и другой пост. Мы, православные люди, придерживаемся настоящего поста, а то, что сейчас делается, – это просто страх.
Уточним: чего мы боимся? Зачастую мы боимся того, чего не знаем. Что такое коронавирус, каковы его особенности?
А.В. Осипенко: – Я немножко иначе отвечу на ваш вопрос и остановлюсь чуть-чуть на истории пандемий, которые встречались в мире на протяжении многих веков. Хорошо известно о пандемии чумы в XVI веке. Понятно, что сложно было посчитать умерших (скорее, это математическое экстраполирование), но ученые утверждают, что тогда умерло около 40 000 000 человек. Люди ничего не знали, не понимали, лечить не умели.
Более характерный пример. 100 лет прошло с пандемии испанского гриппа в 1918–1919 годах. Она занимала примерно 18 месяцев. Но цифры совершенно ужасающие: заболело около 500 000 000 жителей нашей планеты, и смертность была очень высокая – от 40 до 100 000 000 человек умерло (африканские и южноамериканские государства не имели такой статистики). Что это был за испанский грипп? И почему испанский? До сих пор не решен вопрос, где впервые появился этот возбудитель: либо в Китае (опять Китай фигурирует), либо в Соединенных Штатах Америки. Грипп развивался главным образом среди мобилизованных солдат – тогда закончилась Первая мировая война, и она принесла значительно меньше жертв, чем испанский грипп. Он развивался в Америке, Франции, Испании, а испанским стал называться только потому, что в то время цензура в Испании (страна не воевала) была ослаблена; информация о гриппе впервые появилась именно там – и термин стал общепринятым в мире.
Чем характеризовался испанский грипп? Три симптома: цианоз, пневмония (которая и сейчас присутствует при коронавирусе) и кровяной кашель. Лечить не могли – вакцинации в то время не было в таком объеме, как теперь. Что предпринимали для борьбы? Давали касторку. А солдат американской армии заставляли делать несколько вдыханий хлора, который блокирует легочный эпителий и препятствует всасыванию этого вируса.
По прошествии многих лет американские исследователи обнаружили вирус у женщины, захороненной в вечной мерзлоте. Когда его протестировали, установили, что это вирус гриппа H1N1 – тот самый, который в 2009 году вызвал развитие свиного гриппа.
Эпидемии гриппа были в 1967 году, в 1977 году, в 2009 году, причем смертность тоже была достаточно высокой: примерно 250–650 000 людей погибло – это несравненно выше, чем теперь. Кстати, последняя эпидемия кори унесла 153 000 жителей.
Что же собой представляет коронавирус? Считается, что около 40 штаммов коронавирусов существует в природе, может быть, и больше. Пытаются делать вакцину, и мы надеемся, что ее сделают и американцы, и китайцы, и наши. Но мы все же ратуем за нашу российскую вакцину. Этим занимаются Новосибирский центр «Вектор» и питерский институт, но это процесс долгий. Американцы выходят на предварительное тестирование вакцины на добровольцах, но на это требуется больше года. Вот примерно так обстоят дела.
Очень неприятная вещь. Я думал, что мы начнем успокаивать наших телезрителей...
Прот. Сергий: – Эпидемии и раньше были страшные, и смертность была огромной. Сравнивать их с этой эпидемией нет никаких оснований – смертность при коронавирусе пока ниже. Причем, учтите, смертность рассчитывается на известные случаи. А кто переносил на ногах якобы обычный грипп, а перенес коронавирус – этого ведь никто не знает. Сейчас смертность небольшая, чуть превышающая обычную смертность при гриппе.
Тут хочется поговорить вот о чем. Что интересно, во времена испанки умирали в основном молодые взрослые люди. Считается, что способствовало тому скопление людей в армии, лагерях, сильных, здоровых ребят буквально косил грипп. Сейчас известно, что взрослые люди переносят коронавирус достаточно спокойно. Другое дело – пожилые. Сейчас достаточно высокая смертность именно среди пожилых людей, именно им угрожает коронавирус. Поэтому, думаю, сегодня, может, и надо сосредоточиться на этой категории людей: честно говоря, они составляют для нас, людей православных, особую ценность. Пожилое поколение – особо ценные люди: у них есть опыт, история, они многое могут дать обществу. Поэтому их сохранение очень важно для общества.
Кроме того, когда мы говорим «воинство Христово», мы подразумеваем в основном этих пожилых людей. Любой крестный ход, любое собрание в храме, приход – это в основном люди пожилого возраста. Поэтому о них, конечно, надо особо позаботиться. Почему именно они болеют, вопрос очень важный, и в этом надо разобраться.
Вопрос телезрительницы в социальной сети: «Все перенесла, онкологию, но такого беспокойства, как по поводу коронавируса, не чувствовала. Информации много, но как-то все непонятно. Объясните, пожалуйста». Если, как Вы сказали, в основном коронавирус опасен для людей пожилых, почему такая паника?
А.В. Осипенко: – Я вернусь к цифрам. По исследованиям, которые провели китайцы, оказалось, что смертность среди людей старше 70 лет составляет от 15 до 18 %, у детей – близка к нулю. Вот вам разница. Еще один штрих. Неожиданно всплеск коронавируса обнаружился в Италии. Местные врачи не справляются, поэтому оказывают первую помощь людям работоспособного возраста, а старикам – что остается. Понимаете, врачи не успевают всем помочь.
Действительно, испанка поражала людей трудоспособного возраста. Можно связать это с особенностями иммунной системы: быстрая реакция иммунной системы на возбудитель (вирус, который вызывал испанку) вызывала гиперактивность иммунной системы. Сейчас хорошо известно, что гиперактивность иммунной системы может привести к воспалению. Поэтому вместо защиты это обладало противоположным эффектом и утяжеляло состояние больных.
Прот. Сергий: – Плюс к этому стресс – и вот вам результат.
А.В. Осипенко: – Почему вирус поражает стариков? Иммунная система в этом возрасте уже снижает свою активность, организм исчерпывает потенциальные возможности защищать себя. Поэтому низкая иммунная активность позволяет распространиться этому заболеванию именно среди пожилых людей. Видите, какое двоякое трактование существует: тогда, при испанке, и сейчас.
Теоретически, если мы подстегнем иммунную систему различными фармакологическими (либо какими-то другими) веществами, она повысит свою активность – и это будет профилактикой, во-первых, злокачественных новообразований. Во-вторых, поможет преодолеть саму инфекцию – коронавирус и сохранить жизнь.
Как православному человеку быть в этой ситуации? Ведь такие страшные слова используются: пандемия, эпидемия...
Прот. Сергий: – Во-первых, пандемия объявлена только из-за того, что вирус распространился во многих странах, поэтому ВОЗ назвала это пандемией. На самом деле пандемия имеет еще один критерий – смертность. Смертность при пандемии должна превышать 12%. Такого сейчас нет. Если при обычном гриппе называют цифру смертности приблизительно 0,2%, то при коронавирусе это примерно 0,3–0,4 %. Но ведь остается масса необследованных людей. Смертность среди пожилых людей – около 8–10 %, но это средняя цифра. Пугаться этого или не пугаться?
Вообще, у Православной Церкви огромный опыт пребывания в эпидемиях. На Руси часто были эпидемии, у нас жизнь была не такая простая. Каждые 10 лет, например, был неурожай, и люди могли погибнуть от голода. Эпидемии были самые разные – и чума, и холера, чего только не было! Исторически если посмотреть, настолько были тяжелые времена, что полностью вымирали города, оставались люди где-то в лесах, в деревнях – и Россия снова возрождалась. Православие не видит в этом ничего сверхъестественного. Православному человеку эту ситуацию надо воспринимать спокойно.
Другое дело, какие-то меры принимать надо, безусловно – они касаются, может быть, не столько верующих пожилого возраста, сколько тех, кто с ними связан. Что нужно пожилому человеку, чтобы нормально себя чувствовать? Ему нужно, чтобы его любили. Чтобы родственники, дети его навещали, к нему приходили, постоянно с ним связывались.
Верующий пожилой человек, конечно, постоянно находится в любви Божией, он в ней купается. В принципе, ничего не изменилось, и никакой паники быть не должно. Я считаю, что дети должны озаботиться тем, чтобы пожилой человек лишний раз не ходил в магазин. Привезите ему продукты, поговорите с ним, пообщайтесь – это будет милое дело, и настроение у него исправится. Мы же прекрасно знаем, что все решает наш взгляд на жизнь.
Поэтому обращаюсь в основном к родственникам, детям и близким людям стариков: позаботьтесь о них, чтобы они лишний раз не выходили в людные места. Проводите их в храм. Когда в эпидемии закрывались храмы? Да никогда. Это сейчас в Италии, мы знаем, закрываются католические храмы. Это нонсенс – как можно в эпидемию закрыть храм и лишить людей духовной поддержки? Это же поддержка, иногда решающая. Как можно человека отстранить от Бога, как можно поставить здесь какое-то препятствие? Да ни в коем случае этого нельзя делать.
Поэтому храмы будут работать, и они всегда работали во время эпидемий. И целые города спасались колокольными звонами. Когда звучал колокольный звон, люди вокруг не болели. Поэтому сейчас православный человек должен вести совершенно спокойный образ жизни во время поста, как положено.
Да, сейчас весна, авитаминоз, и это надо учитывать. У пожилого человека наверняка есть несколько болезней. Болезнь – нормальное явление в жизни любого человека любого возраста, тем более пожилого. Понятно, что, если человек болен, ему делаются попущения в телесном посте, но усиливается пост душевный, духовный. Поэтому, думаю, никакой паники быть не должно. Если мы во время поста улучшим заботу о своих близких – это как раз то, что надо, это полностью соответствует посту. Я считаю, что православные люди должны находиться в спокойном, уравновешенном состоянии, никакой паники быть не должно.
А.В. Осипенко: – Отец Сергий, позвольте вам возразить. Вы ссылаетесь на историю – что люди уходили в леса и там выживали, но мы же не можем сейчас все уйти в леса и выживать. Я, конечно, утрирую, тем не менее... И очень сомневаюсь, что колокольный звон изгонял возбудителя заболевания и предотвращал развитие эпидемии.
Скажу интересные моменты, связанные с опытом китайцев как родоначальников этого. Они вывели несколько очень важных защитных моментов, которые целесообразно использовать и у нас. В первую очередь нужен карантин. Карантин – универсальная мера борьбы с любой эпидемией, с любой пандемией: в переводе с итальянского «карантин» означает «40 дней», то есть он должен быть сорока-дневным.
Превентивные меры? Мы сейчас закрываем детские сады, школы, в том числе университеты...
Прот. Сергий: – Закрыли пока на 14 дней, но сейчас уже известно, что карантин может продлиться до 30-ти дней.
А.В. Осипенко: – Я продолжу о том, что еще сделали китайцы. Они очень быстро построили достаточно много госпиталей по 10 000 коек. Причем построили все за 10 дней! Еще они субсидировали 15 млрд долларов на доплату медицинским работникам, они оценили их вклад в борьбу с вирусом. Еще очень важный момент – они всячески пресекали панику среди населения. Китайцы – очень организованные люди, очень дисциплинированные в отличие от нас. К сожалению, мы такой дисциплиной и организованностью не отличаемся. Что еще они сделали?
А маски? Везде показывают, что они в масках.
А.В. Осипенко: – Китайцы сразу сказали о том, что маска целесообразна для заболевшего человека. Но мы постулируем, что и здоровому она тоже не повредит. Но сейчас возникла проблема с масками. Вот это помогло китайцам: организованность населения, организованность властей. Совокупность этих двух механизмов позволила постепенно свести к минимуму распространение вируса. В Ухане в разгар эпидемии заболевало по полторы тысячи человек в день, а сейчас – 12–15 человек.
Мы говорим о превентивных мерах. Отец Сергий, хотелось бы Вас послушать.
Прот. Сергий: – Превентивные меры – это прежде всего меры духовного порядка. Вообще, Артур Васильевич, медицина колокольные звоны уже взяла на вооружение, и сейчас терапия колокольными звонами очень широко применяется. Поэтому я бы о колокольных звонах так резко не высказывался.
А.В. Осипенко: – Это при психосоматике. А здесь вирусная инфекция.
Прот. Сергий: – А почему не все заболевают гриппом? Психосоматический эффект, доля психологии здесь так же значительна, как при любом другом заболевании. Понятно, что иммунная система делает свое дело, но психическое, душевное состояние – это компонент иммунной системы. Я прочитал сегодня очень интересную фразу: тот врач, что не учитывает веру человека, которая точно оказывает действие на болезнь, не только совершает врачебную ошибку, но врачебное преступление. Та же болезнь на фоне спокойного душевного состояния – это совсем другая болезнь.
Теперь о превентивных мерах. Конечно, и в пределах храма есть превентивные меры. Сейчас эти меры пока проходят организационный период. Если ты заболел – не выходи из дома, вызови врача, помолись. Если очень плохо – вызови и священника. Больному человеку ходить в храм не надо: храм – врачебница духовная, а не телесная. Поэтому если заболел телесно – обратись к врачу, это понятно.
Меры сейчас вырабатываются, они наверняка будут приняты, но они будут касаться чисто внешней стороны и ни в коем случае не должны затрагивать таинства Церкви. Безусловно, все таинства будут совершаться. Мы не можем лишать человека свободы. Но меры превентивного характера, конечно, должны касаться и духовных вещей.
Сейчас желательно ограничить поступление всей отрицательной, тяжелой информации. Пока человек здоров и чувствует себя совершенно нормально, надо сходить в церковь, исповедоваться, причаститься, собороваться. Ну а если уж предстоит поболеть – что ж, поболеем. Видимо, нам немножко полезно будет поболеть, ничего страшного в этом нет. Люди каждый год чем-то болеют, гриппуют, ОРВИ каждый год случается, все это естественно. Весна – такой период, когда иммунная система слабеет. Но у нас есть совершенно определенные средства для того, чтобы ее поддержать, усилить. Несколько средств мы уже назвали: ежедневные прогулки по сорок минут или по часу. Пожилой человек должен гулять, не бегать за продуктами по магазинам, а именно гулять, отдыхая.
В общественном транспорте категорически не ездить.
Прот. Сергий: – Ни в коем случае. Дети, внуки, вспомните о своих бабушках и дедушках! Привезите им все, что надо, поговорите с ними, утешьте их, настройте их на хорошее – вот что им сейчас нужно, а не гонять стариков по магазинам и рынкам. Конечно, надо думать о питании. Питание – один из важных моментов, тем более весной. Надо укреплять иммунную систему и через питание. Может быть, Артур Васильевич, что-то скажет в этом отношении...
А.В. Осипенко: – Я хотел о другом сказать. Наверное, зрителям будет небезынтересно, почему мы в паре: светский человек и священник. Компонент любой инфекции (будь то вирус) состоит из двух основополагающих взаимодействующих частей. Первая часть – это инфекция, воспаление, заболевание. И это прерогатива инфекциониста, эпидемиолога. Но есть и вторая часть, о чем нам отец Сергий очень убедительно рассказал, – отношение человека к ситуации.
Ни Президент, ни Роспотребнадзор, ни министр здравоохранения не помогут, если человек не найдет в себе силы и не будет правильно ориентироваться в указанной ситуации.
Артур Васильевич, Вы говорите, чтобы человек не падал духом.
А.В. Осипенко: – Конечно! Об этом и речь. Это самое главное. Отец Сергий на протяжении всей беседы только об этом и говорит – не падать духом.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.