Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1054) → Протоиерей Димитрий Предеин: Катехизическое значение Великого покаянного канона Андрея Критского

Протоиерей Димитрий Предеин: Катехизическое значение Великого покаянного канона Андрея Критского

№13 (1054) / 1 апреля ‘20

Беседы с батюшкой

Мы с вами молились за Великим покаянным каноном святого Андрея Критского. Этот канон учит покаянию, молитве и сердечному сокрушению. Именно о катехизическом значении Великого покаянного канона и пойдет речь в беседе. Скажите несколько слов об авторе святого канона.

– Святой Андрей Критский – это святитель, архиепископ города Гортина на Крите. Он родился в 660 году в Дамаске, получил хорошее светское образование, однако оставил мир, чтобы подвизаться в монашеском образе. Жил в лавре святого Саввы Освященного в Палестине, был приближенным человеком Патриарха Иерусалимского, его посланником на VI Вселенском Соборе. Затем он был переведен в Константинополь, там был замечен и воздвигнут на епископскую должность. Последние годы его жизни прошли на Крите, где он скончался в 740 году.

Считается, что именно в последние годы своего пребывания на кафедре он создал свои наиболее значимые шедевры гимнографического искусства. Более того, считается, что именно святой Андрей Критский изобрел жанр канона, которого раньше в Церкви не было. Он написал около 70-ти канонов, в их числе – Великий покаянный канон, который у нас принято читать в Великий пост.

Самое поразительное в житии святого Андрея то, что такой необыкновенный гимнограф, можно сказать, гений церковного витийства, до 7-ми лет вообще не умел разговаривать. Неизвестно, как сложилась бы его судьба. Но, вероятно, его родители были очень благочестивыми людьми, молились за него и приводили его в храм, так как однажды, в 7-летнем возрасте, после принятия таинства Евхаристии, он заговорил. И не просто заговорил, а в нем проявились необыкновенные дарования в слове, в поэзии, и он стал замечательным автором церковного стихотворчества.

Есть какая-то особая история создания самого канона? Все-таки это большой канон, и на него, может, не один год ушел.

– Да, это не просто большой, а самый большой канон в мире: 250 тропарей, написанных им, плюс еще добавленные впоследствии тропари, посвященные Марии Египетской и ему самому. Это очень масштабное произведение, которое он писал долго.

Очень любопытно рассмотреть версию профессора Ивана Алексеевича Карабинова, который считает, что сам автор этот канон никогда не предназначал для общего церковного использования: в отличие от обычных канонов, которые он писал, этот объемный канон имеет, я бы сказал, личный характер, в чем-то даже автобиографический. Он писал его для себя, это было выражение его покаянного настроения – он его, вероятно, читал келейно, чтобы выразить свое покаяние перед Богом и, наверное, он даже не планировал, что его канон будут использовать общецерковным образом, торжественно, дважды в течение Великого поста.

Это похоже на правду, так как при всей внешней отточенности (а там действительно имеет место совершенство формы) отдельные особенности этого канона показывают, что для автора это было нечто сугубо внутреннее, личное, интимное, покаяние именно как выражение его собственного голоса души перед Богом. Но так устроил Промысл Божий, что Церковь оценила это произведение, и оценила столь высоко, что мы пользуемся этим каноном как своего рода камертоном, который нас настраивает на всю Четыредесятницу.

Канон называется Великим покаянным. Есть объяснение, почему он так называется?

– Великим – по своему объему, а покаянным – по содержанию. Все его содержание – это единый призыв к покаянию. Даже припев после каждого тропаря «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» – не что иное, как выражение нашего покаянного настроения. А помилования просит человек, который сознает себя виновным, понимает, что по справедливости должен быть осужден. Если мы обращаемся к Богу с просьбой о помиловании, это показывает, что мы искренне каемся перед Ним в своих грехах и понимаем, что только Он – Всемилостивый Господь – может даровать нам прощение и очищение от всякой греховной скверны. Канон справедливо называется и Великим, и покаянным: в нем, наверное, как ни в одном другом произведении церковного искусства, с такой силой, концентрацией и на такой широкой палитре показана сила покаяния как такового.

В чем его покаянная сила – в примерах греха и добродетели, которые он приводит, или в чем-то другом?

– Я не раз задумывался, почему именно это церковное произведение привлекает столь сильное внимание, отклик народа. Это видно даже по степени наполненности храмов. Если посмотреть, сколько людей приходит, скажем, на Литургию Преждеосвященных Даров в среду утром, а сколько в ту же среду вечером на Покаянный канон, можно заметить разницу в несколько раз: людей что-то влечет к этому канону, они хотят хотя бы раз в году его услышать.

Во-первых, это связано с тем, что его чтение совершается очень редко – это произведение можно услышать только на 1-й и 5-й седмицах Великого поста.

Дело, конечно, не только в этом, так как есть и другие службы, которые совершаются вообще раз в году, но они не вызывают у людей такого обостренного интереса. Прежде всего у этого канона совершенно особая атмосфера: когда читается это церковное произведение, священнослужители выходят в центр храма. Черные или очень темные облачения, полумрак в храме, горящие свечи, первая седмица, строгий пост – это все сходится в одно сугубое покаянное настроение и создает особую атмосферу.

Во-вторых, очень много значат примеры, которые там приводятся: это примеры живых людей. Одно дело, когда мы рассуждаем на какую-то тему пусть даже убедительно и аргументированно, но абстрактно, а другое – когда приводятся конкретные имена тех людей, в жизни которых случилась эта драма.

Получается, канон учит личностями?

– Да, это примеры конкретных живых людей, которые имели место в истории: это невымышленные персонажи, а абсолютно реальные люди, у каждого из которых был свой путь в жизни, и этот путь преломляется через призму покаяния. Вначале иллюстрация, а затем из нее мы должны сделать вывод для своей души, чтобы подражать не плохим примерам, а хорошим.

Есть еще одна очень важная деталь в этом каноне, которая тоже добавляет ему воздействия на человеческие души: ирмосы по факту представляют собой цитаты из Священного Писания. Они берутся святым Андреем из Библии почти без изменений и являются лейтмотивами для каждой из 9-ти песней канона. А слово Божие живо и действенно, оно острее всякого меча обоюдоострого. И когда мы слышим Божественное слово, глагол Божий, который призван жечь сердца людей, он достигает до самого сердца.

Почему в основе Покаянного канона множество библейских историй?

– Это и есть гениальная идея святого Андрея, которая заключается в том, чтобы взять буквально всю библейскую историю и вместить ее в одно литургическое произведение. Канон потому и получился таким длинным, что Библия – большая, толстая книга, где много ярких примеров, имеющих особую назидательность. Он это все сумел гармонично и вместе с тем концентрированно разложить по 9-ти песням так, что, когда мы читаем канон, у нас создается ощущение целостности этого произведения. При этом, несмотря на то, что оно такое большое и читается 4 дня (как на 1-й седмице), а не один, мы каждый раз ощущаем, что приобщаемся к чему-то единому, что это что-то завершенное.

Видно, особое Божественное озарение было у святого Андрея, когда он создавал свой канон, ибо он сумел выдержать эту линию от начала до конца и на множественных примерах совершенно разных людей и даже эпох. Он начинает с глубочайшей древности, а заканчивает Евангельскими примерами, что составляет более 5 000 лет. Тем не менее единство духа сообщается человеку, который это слышит. Как у евангелистов было особое Божественное вдохновение, так и это именно боговдохновенные тексты. В каком-то смысле здесь тоже, может, более низкий, но определенный уровень боговдохновенного текста.

Что необходимо знать, чтобы понять Покаянный канон? Ведь можно на нем присутствовать и даже им услаждаться, но тем не менее ум будет безучастным.

– У меня иногда создается впечатление, что не все присутствующие в храме до конца понимают, о чем мы читаем в этом каноне. Чтобы понять канон на должной глубине, должны присутствовать, как минимум, два условия. Во-первых, нужно знание церковнославянского языка, чтобы понимать все выражения, которые там употребляются (а некоторые из них довольно редкие – бывает, что я сам вспоминаю и извлекаю из глубин памяти, что именно означает то или иное слово).

Во-вторых, нужно знать библейскую историю. Когда он говорит о редко встречающихся именах, тоже нужно немножко покопаться в памяти, чтобы вспомнить, в связи с чем они вспоминаются в Библии, почему одни из людей порицаются, а другие восхваляются. Это лишний повод поискать потом историю этих людей и извлечь для себя дополнительную духовную пользу.

Есть ли стих канона, который Вам более близок?

– Наверное, это песнопение по 6-й песне: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися…». Эти слова вызывают особые эмоции, особенно глубокое покаянное чувство. В это время все становятся на колени. Вот то, что можно выделить из всего канона, хотя там, безусловно, есть и другие прекрасные стихи.

Бывает, когда сам читаешь или слушаешь, как читает другой священник, даже хочется запомнить какое-то конкретное выражение. Но именно это песнопение особенно трогательное.

В чем катехизическая сила канона?

– Когда человек приходит в храм, он желает приблизиться к Богу. Но не всегда эта цель может быть достигнута легко. Бывает, что человек не знает, в какое время лучше прийти в храм – он приходит, ставит свечи, но это может продолжаться годами, а по-настоящему человек не воцерковляется и по-прежнему остается фактически в чине оглашенных.

Настоящая катехизация происходит, когда человек понимает церковное учение, вникает в дух, которым живет Церковь, и когда этот дух отражается на его реальных поступках, на его действиях в общении с людьми.

Думается, что именно это богослужение (великое повечерие с каноном Андрея Критского) – одно из тех богослужений, что имеет наибольший катехизический огласительный потенциал: человек, приходя на эту службу, слушает, каким он должен быть, к чему должен стремиться, чего от него ожидает Господь. Здесь нужно не просто постоять со свечкой полтора часа, а самое главное, чтобы человек пропустил это все через свое сердце.

Мне думается, что сознание людей меняется, когда они внимательно, благоговейно послушали этот канон, помолились вместе со всей Церковью во время этого богослужения. И даже вернувшись к своим обыденным делам, проблемам, люди будут хотя бы какое-то время иначе все это воспринимать – хотя бы на какое-то время этот благодатный шлейф в душе будет сохраняться.

Можно ли сказать, что Покаянный канон раскрывает суть человеческой жизни?

– Не просто человеческой жизни в целом, а отдельных законов духовной жизни, которые проявляют себя в нашем бытии. В частности, один из этих законов – обязательное наказание после греха. Человек согрешающий может быть уверен, что за преступлением против заповеди следует Божественное возмездие. И если он хочет его отвратить, изменить или смягчить для себя, надо обязательно как можно скорее прибегнуть к Богу с покаянием, ибо Господь не ставит целью обязательно отомстить человеку за грех: понятно, что грех Богу ненавистен, но Он любит человека и, если человек согрешает перед Ним, стремится вернуть его на путь спасения.

Все эти закономерности прекрасно видны на примере библейской истории, которая так выразительно, так последовательно, ярко высвечивается у святого Андрея Критского.

Думаю, слушание этого канона было бы прекрасно дополнить в домашних условиях толковательным чтением. Сейчас есть специальные книги с изъяснениями канона Андрея Критского разными авторами – и древними, и современными. Если потратить на это хотя бы немного времени и сил, то можно получить еще больше пользы для себя.

В каких красках рисуется грех в каноне?

– В тех, в которых он реально присутствует в нашей жизни.

Грех всегда разрушителен и всегда вредит человеку. Какое-то время он нас прельщает кажущейся привлекательностью, сладостью. Но потом мы видим, что были обмануты, сделали то, что нам принесло не пользу, а нечто вредное, опасное, губительное. Вот об этом и говорится на примере персонажей, которые нам более или менее известны из Священного Писания. И мы ужасаемся, когда видим глубину падения тех людей, что были отвергнуты от Лица Божия.

Но вместе с тем мы преклоняемся перед примером тех, кто смог после тяжкого согрешения одуматься и вернуться к Богу – в частности, пророк Давид, о котором тоже упоминается в каноне, для нас пример того, что нужно уметь себя где-то переломить, осознать свой грех, смирить свою гордость, которая не хочет признавать ошибки, и смиренно припасть к Богу с покаянием.

Почему добрые дела и добродетели ставятся в каноне так высоко? В принципе, это ожидаемо, но какой смысл придает этому святой Андрей?

– С одной стороны, это контрастность, литературный прием, антитеза: если так ярко, выразительно, максимально сильно показана тяжесть греха, то нужно высветить и добродетель как нечто вполне равно-значное по силе влияния на человеческий разум: мы должны не только ужасаться наказанию за грех – должно быть и влечение к награде, которая ожидает человека за добродетель.

Но, как мне кажется, самое главное – добрыми делами свидетельствуется наша любовь к Богу. Ведь это реальные поступки, которыми мы доказываем, что на самом деле возлюбили Христа и стараемся исполнить Его заповедь любви к ближнему, стараемся где-то себя изменить, что-то в себе преодолеть. Это там тоже присутствует. Хотя мне всегда казалось, что покаянное настроение превалирует над радостным и обличение греха перевешивает прославление добродетели.

Как Покаянный канон раскрывает суть Православия?

– Это интересный и глубокий вопрос. Когда мы думаем о том, чем наша вера отличается от других, то, наверное, чтение канона Андрея Критского – одна из ярких иллюстраций отличия Православия не только от других религий, но даже и от других направлений христианства: именно в этом каноне мы видим, с одной стороны, глубину смирения перед Богом, осознание своей падшей человеческой природы, своей удобопреклонности ко греху, того, что мы погрязли в этой бездне. А с другой стороны – сильнейшая надежда на Божественное милосердие, ибо после многочисленных примеров грешников, которые там называются, мы понимаем, что общий пафос канона оптимистичный. Мы верим, что Господь может нас помиловать, если мы столько раз просим: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Не может такая настойчивая молитва оказаться безуспешной и не услышанной – все равно какой-то благой результат у нее будет.

Думаю, что вера в Бога справедливого и в то же время милосердного – это, наверное, и есть отличие Православия. Здесь мы видим не только покорность Богу, но и любовь к Нему, и искреннюю веру в то, что Он приведет нас к Своей вечной обители.

Почему в духовной жизни так необходимо покаяние?

– Покаяние святые отцы называют вторым крещением. По существу, это единственный способ вернуть чистоту совести – посредством покаяния. Это необыкновенно важное таинство Церкви. Покаяние – не только таинство Исповеди, а сам по себе феномен – настроение жизни человека.

Это отношение к Богу, ведь по отношению к Нему мы можем себя позиционировать по-разному. Есть люди, которые вроде бы в Бога верят, но абсолютно не собираются перед Ним ни в чем каяться. Это неправильно.

Мы должны сознавать свою виновность перед Богом. Как показывает духовный закон жизни, наиболее преуспевшие в духовном деле праведные святые особо глубоко каялись перед Богом, они лучше видели свои грехи. И это более глубокое покаяние, наверное, и возвело их на вершину святости.

С чем связано чтение Великого покаянного канона в 1-ю и 5-ю седмицы Великого поста?

– Совсем разные цели ставятся при первом чтении и при втором. Когда мы читаем канон на 1-й седмице, то здесь очень важно сообщить верующим импульс, чтобы настроить их на достойное проведение Великого поста, зарядить этой энергией.

А на 5-й седмице пост уже перевалил за середину, близится к концу. Силы уже оскудевают, первоначальная ревность ослабела, и чтобы ее поддержать (это очень важный момент, чтобы перед финишем открылось второе дыхание), Церковь нам предлагает прочитать канон еще раз. Это связано с личным подвигом жизни преподобной Марии Египетской, житие которой читается на данной службе. И они очень органично дополняют друг друга. При чтении канона на 5-й седмице, в отличие от 1-й, создается другое настроение.

Наверное, трудно сказать, где центр тяжести. Я знаю, что люди очень любят канон на 1-й седмице. Но и на Мариино стояние тоже приходит множество людей, которые, как видно по лицам, после службы просветленным, получают необыкновенную благодать.

Записали:
Таисия Зыкова
и Екатерина Береснёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Вера должна давать нам силу, чтобы мы ни в коем случае не теряли способность к доброделанию

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!Радуюсь, что Господь привел меня сегодня в этот храм, чтобы вместе с вами разделить воскресную молитву в день, когда мы вспоминаем страдания Господа и Спасителя и поклоняемся Его Животворящему Кресту. В сегодняшнем чтении из Послания к Евреям (4, 14 – 5, 6) апостол призывает нас приблизиться к Престолу Божиему, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи.

 
Беседы с батюшкой

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Самое важное – не отчаиваться в надежде: нет такого греха, который не был бы покрыт милосердием Божиим

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс