Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1044) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Все, что Господь делает, – удивительно

Протоиерей Димитрий Смирнов: Все, что Господь делает, – удивительно

№3 (1044) / 21 января ‘20

Беседы с батюшкой

Сегодня мы вместе с воскресной службой еще совершали службу пред иконой Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» – удивительный сюжет, и иконография этой иконы уникальная. Молящийся грешник получил прощение по заступничеству Богородицы, хотя Господь отвернулся от него как творящего беззаконие. Это прощение именуется как нечаянная радость, снисшедшая с Небес к этому грешнику. И он отвратился от греха, вразумленный таким явлением от иконы. Это уникальный случай, когда икона оживает на глазах у человека, – но почему это явление так редко? Может быть, упорствующие в грехе могли бы отвратиться от него, будучи так вразумлены? Или это для всех невозможно?

– Конечно, нет. Каждый человек уникален. И, если можно так выразиться, Господь к сердцу каждого подбирает Свой особенный золотой ключик. В данном случае Он видел, что если произойдет такое чудо от иконы, то человек покается. Господу не нужно много времени, чтобы решить пойти по воде или воскресить четверодневного Лазаря. Все, что Господь делает, – удивительно.

И все именно для того человека, тех людей…

– Просто для пользы. Вот Он луну повесил – и она освещает ночью путь. Сейчас это уже не очень востребовано – есть освещенные трассы и даже одна страна в Европе, где вообще все дороги освещены; но она относительно небольшая – нам-то это в копеечку бы стало. А все-таки процесс идет, трассы освещаются, но луне до сих пор радуемся. Прошли тысячи лет с тех пор, как Господь это устроил: наш естественный спутник отражает солнечный свет – и нам светло.

Как удивительно! Господь не второе солнце создал для освещения ночью…

– Нет, растениям надо отдыхать и вообще всему живому. Но прежде всего, конечно, человеку.

Вообще весь мир, что нас окружает, создан Богом для человека.

– Не только: для насекомых тоже, и для микробов. Но просто человек – венец творения, его вершина, ибо он носит в себе отпечаток Божества.

Господь поставил человека над всем сотворенным.

– Да, ведь в нем – дыхание Божества. И Господь сделал человека способным к любви: Он создал человека как семью – мужчину и женщину, сотворил их, чтобы и чада их рождались сразу в атмосфере любви. Но человек изрядно все подпортил.

И люди порой сокрушаются, что Господь мало являет чудес... Во все времена человек ищет знамения.

– Да. И сказано, что Господь не даст знамения: Господь хочет, чтобы человек по вере…

…изменился.

– Да. А не под давлением знамения.

Вопрос от телезрителя из Полтавы: «Почему деньги, добытые нечестным путем, обязательно идут не впрок, не на пользу?».

– Бывает так: какое-то время впрок, но потом нет… Царствие Небесное, упокой, Господи, душу… У меня был такой дружок – иеромонах Дионисий. Он говорил: «Потом потери больше». И почему-то он говорил: «В 4 раза больше потеряешь». Я уж никогда не считал, но это действительно так. Я и в своей жизни это испытал: это по милости Божией. Бог хочет, чтобы люди все-таки вставали на правильный путь, и даже если у них были нечестные поступки, спешили бы их скорее исправить.

Если человеку не воздать, он утвердится в грехе?

– Ну да.

Пока человеку, как ребенку, все сходит с рук...

– Господь такое – скажем по-славянски – наказание дает только тому, в ком видит возможность исправления. А если не видит – отдает его сатане во измождение плоти.

Но какой смысл существования человека, не способного к покаянию?

– Чтобы прийти к нему. В моей пастырской практике бывали случаи, когда человек приходил к покаянию уже после 90 лет от роду.

До этого сопротивлялся все время?

– Не будем заострять внимание. Вот нужно было человеку достичь 90 лет. И в последние времена своей жизни, сумерки, он приходил к Богу и радостно приобщался Евхаристии. Все лучшее, что в нем было, оживало. Это радостно и для пастыря, и для самого человека.

Вопрос от телезрителя из Москвы: «Как Церковь относится к святочным гаданиям?».

– К святочным гаданиям отношусь, конечно, отрицательно. Это такая телевизионная ахинея, что засоряет мозг людям, которые могли бы прийти ко Христу, а вместо этого вкушают всякую мерзость язычества. Я испытываю сокрушение по этому поводу. Такое отношение и у меня, и могу сказать, что в этом я един со всей Церковью.

Некоторые суеверия люди очень любят, считая их безобидными и даже веселыми, традиционными.

– Традиционно для России стало уже и водку пить, хотя это несусветная гадость. Для некоторых традиционно в карты на деньги играть: «А мы, – говорят,– всю жизнь играли. У меня и бабушка играла». И что же в этом хорошего-то? И так далее.

Мало ли, какие есть традиции. Новая традиция – окурки выкидывать из окон автомобилей. Нигде такого нет, ни в Европе, ни даже в странах Азии. Я знаю одну страну, где штраф 800 долларов за то, что окурок выкинул из окна. Был бы я директором в каком-нибудь департаменте, я бы в первый же день тоже назначил 800 долларов: пусть бы человек годик повыплачивал. С удовольствием. Ну что это за свинство?! Поэтому традиции бывают добрые, христианские, а есть совершенно отвратительные. Например, гадания.

Церковь всегда с этим боролась. Вместо всех этих гаданий было затеяно колядование (когда поют народные рождественские песнопения, которые не являются частью богослужения – это народное творчество). Замечательные фольклорные песнопения, их очень много на Украине – и в Западной, и в Восточной такая традиция осталась. А в большой России, которой больше всего досталось, это все искоренено. Весь народ перемешали – и русские народные песни вообще крепко забыты. Некоторые думают, что народные песни пела Людмила Зыкина. Да ничего подобного... А подлинно народные песни прекрасны. Есть такие группы фольклористов, которые в определенное время (начиная с 1960-х годов и вплоть до 1990-х) ездили, собирая фольклор. Много записано, но очень мало исполнителей. А так – без слез невозможно слушать: такие прекрасные песнопения! Вот это – подлинно народное творчество, а все остальное – суррогат: с точки зрения и музыки, и поэзии довольно-таки прискорбные опусы. Но для того, кто в музыке не разбирается, конечно, это все легко заменило подлинно высокое народное искусство, которое исчезло.

Не только у нас – те же самые процессы и в Европе происходят. Ну а в Америке его практически и не было, кроме возникшего (уже на африканской почве) джаза. Это все-таки близко к настоящему искусству.

Вопрос от телезрительницы: «На Литургию мы приходим благодарить Господа за Его добро к нам, но Литургия проходит со словами “Господи, помилуй, мы грешные” – и так далее. А когда на Литургии происходит благодарение?».

– Во время Евхаристического канона после возгласа священника, который предстоит на Литургии перед престолом, благодарим Господа. В это время он читает молитвы, а многие наши епископы и сам Святейший Патриарх всегда читают эти молитвы вслух – их читают и священник, и епископ. Мы можем приобрести Служебник и тоже вслух эти молитвы читать вместе с нашими предстоятелями. Евхаристический канон начинается после пения Символа веры со слов «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити». Мы возносим Святые Дары от земли к Небесам – и Господь Святой Дух благодатью Своей пресуществляет Их в Пречистое Тело и Кровь Христовы, и мы приобщаемся Небесной Жизни.

Но благодарение должно продолжаться: Литургия закончилась, а жизнь христианина нет.

– Да, потом бывает трапеза, которая тоже – продолжение Литургии; ее даже называли «литургией любви» («агапа» – от др.-греч. ἀγάπη, «любовь»).

То, что происходит в храме, иногда умиляет, а происходящее вне храма огорчает. Одни и те же люди…

– Ну да. Вот у нас в трапезной всегда шумят, идет расслабление. Но я как-нибудь займусь этим.

Вопрос: «Часто приходится разочаровываться в людях…».

– А не надо никогда очаровываться, и не будет разочарований: «очарование» – от слова «чары». Есть люди яркие, талантливые, есть люди прекрасные фигурой и лицом – и они вполне могут произвести впечатление на человека и он начинает подпадать под их очарование. Но очень важное качество для христианина – трезвение.

А не породит ли оно подозрительность?

– Нет, подозрительность – это необоснованно. Когда человек любое поведение другого человека воспринимает с подозрением, это уже болезнь. И такой человек всегда мрачно печален, а если смеется, то криво. Таких тоже удавалось встречать, но их жалко: у них в жизни нет никакой радости – они все время кого-то подозревают; им очень тяжело жить. Лучше 20 раз ошибиться, чем один раз заподозрить.

Доверие порой бывает поругано: один доверился другому, а тот воспользовался доверием.

– Довериться – это другое, здесь трезвение должно человека подготовить. Человек же знает (я имею в виду, человек трезвенный), какие 7 страстей живут в сердце каждого, а при некоторой опытности даже может по лицу определить, какая у кого главная, по поведению: как человек вертит головой, на что реагирует... Открой чемодан с миллионом долларов – он в обморок падает: ясно, что у него со сребролюбием не все в порядке, такому человеку доверить большую сумму наличными опрометчиво – он просто не устоит. Так же и с вином. Сидим за столом – видно же, как реагирует человек на то, что льется напиток в его бокал, или как он торопится с тостом: «Между первой и второй промежуток небольшой». Это кто сказал? Он. Все, понятно: минимум первая стадия алкоголизма, а может быть, уже и вторая. И так далее…

Трезвенный человек, который трезво, спокойно наблюдает жизнь, никого не учит; просто все понимает. Наблюдает – и делает выводы без осуждения: если будешь осуждать, завтра в то же впадешь (или твои дети, что горше).

Вопрос от юного телезрителя из Воронежской области: «Почему Господь Бог не прощает грешников в аду?».

– Они Его об этом не просят.

А потом: в аду Бога нет. Если человек, живя на земле, никогда к Богу не обращался, жизнью Божественной не интересовался, никогда не хотел читать Евангелие (ему смартфон дороже, чем Священное Писание, а вместо Церкви – всякие тусовки, клубы), он попадает в ситуацию, из которой он вышел: то, что ему родное, знакомое.

Что значит «прощает»?

Вот иду по улице – группа подростков, твоих сверстников, ругается трехэтажным матом. Они что, нуждаются в том, чтобы я их простил за что-то? Да нет. Я могу на них гаркнуть – они, увидев, что я побольше их ростом, примолкнут, но когда отойдут метров на 60, будут продолжать ругаться и еще будут пальцем показывать и бегать от меня, зная, что я, конечно, их теперь уже не догоню. Вот и все. А Бог их будет прощать…

Человек наследует то, что он создал при своей жизни, вот и все. Не Бог кого-то – в рай, кого-то – в ад. Человек сам – сам! – выбирает, где ему быть, где ему милее.

Если человек, даже всю жизнь будучи тяжким грешником, захочет прощения – Господь ему подаст?

– Конечно. Парень маленький еще, он еще может не знать, что первым в рай попал разбойник: тот попросил: «Прости», и сказал: «Меня распяли на кресте, я сам в этом виноват». А у нас как? Все дети – вруны, за редким исключением: врет, чтоб только его не обругали. Никто его бить не собирается, лишать Нового года, Рождества, – а он врет. И учителям: «Где дневник?» – «Забыл». Привычка к чему?

Выработал бы привычку говорить правду – нет, матери врет, учителям врет, потом приятелям начинает врать. Что-то начинает придумывать, чтобы себя показать, как они говорят, крутым (как будто он яйцо вареное).

Плохое прививается мгновенно.

– Естественно. Что проще сделать: порядок в комнате – или кавардак?

Второе – в секунду.

– Что проще: засеять поле лопухами – или злаками?

Вот я сегодня шел по асфальту. Через каждые 3–4 метра – плевок, идешь по заплеванному тротуару. Люди старались, клали плитку, обрамляли ее гранитом – все заплевано. Что проще: плевать – или носить с собой носовой платок? Поджигать кнопки в лифте и писать всякую ерунду – или хранить его в течение 30-ти лет до следующего капитального ремонта чистеньким, хорошим, чтобы люди радовались?

Кому-то плюнуть легко.

– А кому-то бросить камень в окно дома, где пока никто не живет. Одним людям нравится созидать, а другим – ломать.

Вопрос: «Как можно бороться с сомнениями и грехом неверия? Чем больше стараешься читать Священное Писание, тем больше они усиливаются».

– Если человек, не знающий Бога, читает Священное Писание, он придет к Богу не сразу. А если он хочет прийти к Богу сразу (допустим, за день), он должен вечером, до тех пор, пока его не сморит сон, молиться Богу: когда темно, тихо, все родственники уже спят, не мешают, нужно начать молиться с просьбой, чтобы Господь что-то открыл, зажег в сердце веру – такую, как у верующих людей. И Господь обязательно откликнется на эту просьбу. Тогда можно за один день стать верующим, а уже потом читать Закон Божий, Священное Писание, пойти в храм…

Батюшка, казалось бы, такой простой путь к вере… А все равно большинство людей неверующие!

– Да. Им Бог не нужен. Совсем. Они живут под колпаком, которым их накрыла современная антихристова цивилизация, живут мнениями, которые распространены в интернете и транслируются по телевидению и радио: выбирают мнения, которые им симпатичны, и в них бултыхаются.

Но темы достаточно ограничены.

– Конечно. Но человек, который не знает Бога, вообще чрезвычайно ограничен, до тупости: такой человек даже не может ничего ни в поэзии понять, ни в живописи, ни в прозе – я уже не говорю про архитектуру. Он смотрит на отвратительное сооружение – и ему интересно. Если он оператор, постоянно это снимает. Он выпал из культуры человечества, ибо вся культура (наша, европейская) пропитана насквозь христианством. У здания стены по два метра – и все пропитано христианством. А он – бум! – как дождик, от крыши отталкивается – и все.

Сейчас к каждому понятию уже присоединили слово «современный»: искусство, культура – все «современное». И люди этим очень довольны.

– Да пусть будут довольны. А некоторые в «Макдоналдсе» едят – и очень довольны. Потом становятся и по форме, и по размеру как тумбочка (не телевизионная – скорее, как комод). Мало ли чем человек доволен – Господи помилуй! А некоторые даже в кинотеатры ходят. А что они смотрят?

Вопрос от телезрительницы: «Как избавиться от душевных страстей? Что Вы можете посоветовать?».

– Никак. От душевных страстей может избавить только Господь при двух условиях. Первое: мы должны воздерживаться от их проявления. У нас самая распространенная страсть, которая проявляется в раздражительности, – это гнев. Не будем свое раздражение выпускать наружу. И второе: ежедневно (и утром, и вечером, и еще среди дня, когда эта страсть будет проявляться) молиться Богу, чтоб Он избавил от нее. Пройдет несколько лет (сколько – зависит от того, как глубоко страсть в нас засела и какие корни пустила, это может до 20 лет продолжаться) – Господь вас избавит, Он один. А сам человек не может.

Если разбить глиняный горшок, он не может сам себя склеить. А мы создания Божии – Он нас может склеить. Поэтому удерживаться изо всех сил – и молиться Богу.

«Не успеваю даже помолиться, как гнев вырывается наружу».

– Надо успевать. Это очень просто проверить. Посадить рядом человека с пистолетом, и он должен сказать: «Если ты сейчас проявишь свой гнев – я тебе прострелю коленку» – и человек будет сидеть как зайчик. Поэтому «не могу» – это просто человек очень нежно себя любит и не хочет ничего с собой делать, от гордости считая себя очень правым. И все. А тут малейшая угроза (пистолет может быть не заряжен) – и... Значит, может. Человек может все, если хочет.

Эти «не могу» – от желания себя оправдать?

– Конечно. Человек хочет, чтобы это как-то сделали за него. «Я хочу иметь сильные мышцы». Надо заниматься фитнесом (как минимум) или спортом (как максимум). Нет, «у меня времени нет, да и мне неохота». А некоторые напрямую говорят: «Я спать люблю». Люби. Но извини: тут есть противоречие. Ты хочешь курить – или быть здоровым? Тут надо выбирать.

Вы знаете, в интернете есть такой популярный запрос: как накачать мышцы, лежа в постели?

– Есть такие гимнастики. Но и то: постель должна быть тверденькая.

Сам по себе запрос показывает, что человек не хочет шевельнуть пальцем, но хочет, чтобы что-то в нем менялось… Само желание интересное.

– Очень интересное наблюдение. Я просто в интернете не бываю – поэтому, наверное, отстаю от жизни.

Батюшка, нам надо прощаться.

– Ну что ж, дорогие братья и сестры! Вскоре снова увидимся и услышимся.

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс