Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1044) → Священник Иоанн Никулин: Еще раз о Новом годе

Священник Иоанн Никулин: Еще раз о Новом годе

№3 (1044) / 21 января ‘20

Беседы с батюшкой

Новый год из наших сограждан – это для кого-то чуть ли не главный день в году, или очередная календарная дата, или даже рабочий день. Для кого-то это повод проанализировать то, что происходило раньше, поблагодарить своих близких, Бога за то, что было, и надеяться на будущее. Об истории этого праздника, его корнях, традициях, о связи с Рождеством Христовым, о том, как его праздновали раньше, как празднуют в других странах, мы поговорим сегодня… Батюшка, Новый год в нашей стране имеет почти сакральный смысл, и традиции определенные есть – загадывание желаний, наряженная ель, бенгальские огни, фейерверки... Откуда взялся этот праздник?

– Если говорить об истории, надо углубиться в седую древность, когда Русь принимала христианство (это X–XI века). Новый год в России праздновался тогда не 1 января и даже не 1 сентября, а 1 марта – традиция эта была свойственна и Антиохийской Церкви, и в России до конца XV века Новый год отмечался 1 марта. Именно от 1 марта шел отсчет лет (годы считали, конечно, от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как сейчас).

С 1492 г. Новый год у нас начинают праздновать с 1 сентября, как некогда в Византии, и это даже нашло отражение в церковной жизни: дни памяти святых расположены именно с 1 сентября. Именно 1 сентября по юлианскому календарю (по старому стилю) полагается служить особое молебствие, особую молитву на начало нового года.

Так в России было, как широко известно, до Петра Великого, который в конце 1699 г. издал указ о праздновании Нового года с 1 января. Он ввел не только празднование Нового года 1 января, но и счет лет от Рождества Христова, и 1700 г. в России начался, можно сказать, дважды: сначала 1 сентября, а затем уже от Рождества Христова 1 января. Рождество, естественно, праздновали 25 декабря (в переводе на современный григорианский календарь 7 января), а Новый год был уже через 7 дней после Рождества – 1 января.

Вы сказали, что было определенное желание разобраться, что к чему и что с чем связано. Почему это желание появилось?

– Прежде всего это личное искание. Оно связано с тем, что я вырос в православной семье, и для меня всегда был контраст между праздником Рождества Христова, который был в моей семье, и внешним праздником Нового года, который праздновали мои друзья: мне был не совсем понятен этот праздник. Чтобы понять и рационально осмыслить свое отношение ко всему этому, я старался на уроках, где-то любопытствуя, смотреть на Новый год и его традиции с разных сторон. Самая главная, мне кажется, перемена в жизни Нового года произошла в последние 100 лет: раньше Новый год был естественным продолжением Рождества Христова. Это и логично – 25 декабря мы отпраздновали Рождество Христово и в 1-й день 1-го месяца после Рождества отмечаем начало летоисчисления, начало нового года, который у нас считается от Рождества Христова.

Соответственно, пост уже закончился.

– Да, это традиционно Святки: в России и Византии, в Римской империи, это было праздничное время. В России, тем более, зима, делать нечего, поэтому время от Рождества до Крещения было всегда особенно праздничным, люди ходили друг к другу в гости, сидели за большим и сытным столом и так далее. В этом круге, в этой последовательности – и Новый год, и праздник святителя Василия Великого (например, о праздновании святого Василия поется в некоторых колядках), и праздник Обрезания Господня, который совершается в Церкви как великий; он всегда отмечался, и это было попразднство Рождества Христова.

Первое сильное изменение – переход в советской России с юлианского календаря на григорианский. Это произошло 31 января 1918 г.: люди легли спать 31 января, а утром оказалось 14 февраля 1918 г. Было объявлено, что это – переход на григорианский календарь. И так Новый год у нас оказался перед Рождеством Христовым – григорианский Новый год оказался за 7 дней до Рождества, который мы празднуем по юлианскому календарю.

Вторая революция, которая произошла в отношении Нового года, – это культурная революция начала 1930-х гг., когда сначала в Советском Союзе было запрещено празднование Рождества Христова, день стал рабочим, официально нигде нельзя было праздновать (хотя люди по домам продолжали праздновать) – с этим официально боролись. И через 2 года официальной борьбы с главным семейным праздником, которым он был в дореволюционной России, в газете «Правда» вышла знаменитая статья П.Постышева, призывающая снова вернуть в Советский Союз новогодние праздники: как же так – советскому человеку нельзя отпраздновать Новый год? И многие традиции, которые существовали в рамках нового Рождества Христова, автоматически перенеслись на праздник Нового года. К ним добавились разные (возникшие уже в Советском Союзе) традиции: появились Дед Мороз, как некий атеистический аналог западноевропейского святителя Николая, и Снегурочка – это чисто советское изобретение. Другие элементы, которые стали привычны на новогоднем столе или в новогодних традициях, но сам подход к этому празднику, самые главные новогодние традиции полностью скопированы с праздника Рождества Христова.

Какой у нас главный символ Нового года? Елка. Елка – это чисто рождественская традиция. Да, Петр I некогда приказал тоже елями, хвоей украшать дома на Новый год, но традиция эта в России не прижилась в XVIII веке, она была связана с продолжением того, что праздновали Рождество: елку ставили в дореволюционной России всегда на Рождество – это тоже во многом, можно сказать, западноевропейская традиция, которая у нас прижилась. И когда у нас ставят ее на Новый год и какие-нибудь иностранцы приезжают к нам, особенно из стран, живущих по юлианскому календарю (я имею в виду православные христиане), то для них, конечно, немного удивителен тот ажиотаж вокруг елок, что у нас имеется накануне Нового года: у них ставят елку на сам праздник Рождества, то есть ажиотаж 5–6 января, а не 31 декабря.

Еще один очень важный элемент Нового года, который тоже плавно перенесся, – это рождественский стол с его гусем, разными другими вещами. Стол этот в каждой местности имел свои традиции: Россия-матушка большая, и много разных обычаев. Хорошо в литературе эти традиции представлены в отношении Украины (вспомнить можно «Ночь перед Рождеством» Гоголя), ведь там начинают отмечать Рождество не утром, а вечером, как примерно сейчас отмечают Новый год (плюс-минус то же самое время). Именно в Сочельник (в первую очередь в Беларуси и на Украине, может быть, и в Центральной России) начиналось празднование Рождества Христова. Это была скромная постная трапеза, прелюдия к празднику Рождества Христова, но оно праздноваться начиналось с вечера – и это было перенесено плавно на наши новогодние традиции…

Новый год праздновался до революции – нельзя сказать, что он не праздновался, но не так широко, как сейчас. Если сейчас Рождество меньше празднуют, а Новый год больше, то до революции было наоборот.

Вопрос от Татьяны, из Екатеринбурга: «У меня вопрос по летоисчислению вечной жизни каждого – о старости. Мне 65 лет, я услышала как-то такие фразы: «Кто не умеет стареть – не умеет жить», «квинтэссенция жизни – старость». Батюшка, скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, какой должна быть старость?».

– Мне кажется, старость не отличается от молодости – они должны быть с Богом. С Ним они наполнены глубоким смыслом, а без Бога теряют свой глубинный, настоящий смысл. Все остальное, мне кажется, человеческое. Ведь что такое старость? Кому-то в 65 лет кажется, что он только жить начал и только стал христианином, как будто бы заново родился. А кто-то в 35 лет уже чувствует себя стариком, считает свою жизнь прожитой и думает, что в ней ничего невозможно изменить.

Мне кажется, самая большая опасность – подумать, что «я уже старый и мне ничего не надо менять в жизни». С другой стороны, мы себя должны всегда ощущать (даже если нам 30 лет) перед чертой жизни, перед смертью. Мы должны всегда себя ощущать готовыми к смерти – вот сидим, а тут вдруг обрушится потолок… Всегда быть готовыми, и тут 65 или 35 лет – не имеет значения.

Да, старость – итог жизни, но чтобы она была итогом, мы должны прожить с Богом, чтобы набраться мудрости и приблизить себя к Богу через свою жизнь, через трудности, которые Бог нам посылает, а мы их принимаем и через них становимся лучше, чище и мудрее, добрее и светлее.

Старости не стоит бояться. Когда я вижу старого человека, испытываю к нему глубокое уважение – он прожил жизнь и многому может научить. Мне кажется, старость – благодатное время задуматься и стать ближе к Богу.

Вы сказали, что 35-летний может чувствовать себя как старый – от чего это зависит? Часты истории про брюзжащих старичков, но бывают светлые люди, на которых посмотришь и понимаешь, что они в свои 70 лет по уровню радостного и позитивного ощущения жизни совсем другие чем те, кто ходят и ворчат?

– Мне кажется, надо не потерять интерес к вечной жизни. Когда мы ищем смысл жизни в жизни вечной, то в «здесь и сейчас» ближний наш, Бог становятся нам совсем близкими, родными, мы к ним начинаем относиться по-другому.

Удаляя свой взгляд, мы на самом деле его приближаем: жизнь становится более красочной, мы в людях начинаем замечать то, чего не замечали раньше.

Я сегодня утром шел в семинарию и тоже встретил человека уже в возрасте, который так аккуратно пошутил, что мне это придало бодрости на полдня… Мне кажется, надо в любой момент жизни стараться жить по Евангелию, а остальное приложится. И не думать «я сегодня старый, поэтому должен делать вот это» или «я молодой, у меня длинная жизнь еще, я еще это успею, у меня старость будет, чтобы в храм ходить молиться» – и то, и другое неправильно: у нас есть только здесь и сейчас, чтобы использовать это время для приближения к Богу.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Был такой римский монах Дионисий Малый, который в 525 году какими-то астрономическими вычислениями (еще неизвестно, как он вычислял в то время) установил эту дату. С какого времени начали праздновать Рождество Христово и почему его не праздновали прежде? Тогда о Христе больше знали, чем после 525 года? Как это произошло?».

– Рождество Христово, как общецерковный праздник, как праздник 25 декабря появляется относительно рано – уже примерно в III–IV веках, и прежде всего это традиция Римской Церкви, которая постепенно распространилась на территорию всей Римской империи и затем на все христианство.

Интерес первых христиан был связан прежде всего с Пасхальным циклом и праздником Пасхи, который был самым главным для христиан первых веков. Остальные праздники возникают постепенно как часть календарного круга. Евангелие не запечатлело, когда Родился Христос, поэтому в разных местностях Рождество Христово первоначально праздновали в разное время, и лишь постепенно, в IV–V вв., традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря распространяется по всей христианской Церкви. Это вполне естественное развитие христианского богослужения, и в этом нет ничего удивительного.

Монах Дионисий не «изобретал» 25 декабря – в его времена уже отмечали Рождество именно 25 декабря – он лишь вычислил год Рождения Христа, и с этого времени в Римской Церкви стали отсчитывать время от Рождества Христова (тогда как в Византии продолжали считать от сотворения мира, хотя были знакомы с летоисчислением от Рождества Христова), и постепенно оно вытеснило отсчет времени от сотворения мира.

Надо сказать, что Дионисий немного ошибся. Современная наука доказала, что он ошибся примерно в 5–8 лет, но я думаю, что для христианина это не имеет значения. Вот такая, в некотором смысле условная, дата от Рождества Христова, но важно наше отношение к этому. Пусть там неточность, но она не вселенского масштаба.

Это не принципиально. Годом основания Москвы мы считаем 1147 г., но ведь Москва основана не в 1147 г.: тогда Юрий Долгорукий пригласил своего знакомого князя разделить там трапезу, но это не означает, что уже к тому времени Москва как некая крепость существовала – может быть, Москва тысячу лет до этого существовала. Поэтому все такие празднования носят долю условности, и мы не можем ее избежать.

Вопрос телезрителя: «Сейчас очень модным стало слово “удача”. Везде желают ее, и в храме многие прихожане желают удачи вместо слов о помощи Божией. Я читал, что значение этого слова в древней Римской империи обозначало желать беса. Надо ли к этому слову относиться с осторожностью? И еще многие верующие люди верят в действие магнитных бурь».

– Мне кажется, к магнитным бурям никак не надо относиться – это лежит вне плоскости христианского знания, пусть там разбираются ученые, медики, врачи. Люди думают, что на них действуют магнитные бури, но их влияние, насколько я знаю, до сих пор до конца не доказано. Но христианство не занимается наукой – есть научные исследования, мнения; здесь христианство не может ничего посоветовать.

Я согласен, что в слове «удача» есть отчасти языческий подтекст: мол, должно повезти, и все будет хорошо. Мне кажется, когда близкие нам говорят слово «удача», они не всегда влагают в это слово языческий смысл – они просто хотят пожелать нам хорошего. Я стараюсь не говорить, скажу честно, это слово. Но если говорят другие, старайтесь просто воспринимать как пожелание чего-то хорошего. Часто люди не задумываясь говорят это, не отдавая себе отчет, что христианин уповает на Бога, а не на какой-то случай.

Вопрос телезрителя Андрея из Воронежа: «Рассматривался ли в Русской Православной Церкви перенос календаря? Я понимаю, что в советское время у нас атеисты были, но все-таки нелогично праздновать сначала Новый год, а потом Рождество. Ведь пост идет».

– В Русской Церкви был опыт, попытка перейти на так называемый новый юлианский календарь: модификация юлианского календаря, когда праздники непереходящие празднуются по григорианскому календарю, а праздники переходящие (Пасхальный цикл) празднуются по юлианскому календарю, но он принят не был в 1920-е гг., будучи введен под давлением советской власти.

Такой опыт прижился во многих Православных Церквах. Ничего он не прибавляет и не убавляет, наверное, от христианина. Но дело совсем не в этом. Даже если что-то изменить, на самом деле ничего не изменится по той причине, что, на мой взгляд, христианин должен быть всегда как воин, подтянут и собран: для настоящего христианина нет проблем помолиться и отметить Новый год вполне по-христиански и не предаваться излишествам, а потом отпраздновать Рождество. И сейчас, мне кажется, нет смысла, ничего это не изменит: будут Новый год отмечать уже в период Святок, и что от этого изменится? Как у нас случались в России в новогоднюю ночь смерти от пьянства, так и будут случаться. Что от этого изменится, кто-то от этого станет нравственнее? Я очень сомневаюсь.

Батюшка, все-таки переход с юлианского на григорианский календарь был обоснованным или это попытка сделать все по-новому?

– Этот переход был очень непростым. Это произошло в 20-е годы XX века при сильном давлении идеологов этого движения: может быть, казалось, что это решает какие-то проблемы. Но с этим переходом возникает вопрос. Одно дело, например, христиане живут в какой-то инославной стране (например, в Финляндии, где большинство протестантов). Есть 25 декабря, соответственно – выходные дни. Соответственно, 7 января рабочий день, и праздновать Рождество Христово трудно. Здесь в какой-то степени может быть оправдан такой перенос. Но мне лично не совсем понятна логика такого перехода, например, в Греции, где празднуют сегодня Рождество Христово. Какой был смысл это вводить, если страна на 99% православная, если все празднуют Рождество Христово в один день и никакой проблемы, собственно, не возникает? Вот здесь, конечно, есть вопросы. В самом переносе нет никакой проблемы. Сейчас, может быть, в каких-то ситуациях это и оправданно. Есть и части Русской Православной Церкви, которые находятся за пределами стран СНГ, они встречают Рождество Христово сегодня. Это многовековая традиция празднования Рождества Христова. Можно все отменить.

Отменить – и будет удобнее?

– А будет ли удобно? Все-таки очень тонкая игра. Это так кажется: я диван из одного в другой угол поставлю – и будет удобнее. Да, будет по-новому, но будет ли удобнее, это вопрос.

Интересная тема, но мне кажется, правильный подход к этой проблеме – царский путь, очень внимательный, очень аккуратный, очень благоговейный по отношению к нашей традиции, но вместе с тем идущий вперед; он может помочь нам сегодня выжить: есть большая опасность держаться за что-то, но не понимать этого.

Записали:
Елена Чурина
и Екатерина Береснёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс