Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
О празднике Рождества Христова, разнице между новым и старым стилем и о том, насколько уместно праздновать Рождество 25 декабря, речь в программе…
– Для каждого православного христианина Рождество – особая веха на протяжении церковного года. Это праздник с особой праздничной атмосферой, которая захватывает сердце и душу каждого человека: ее ни с чем не спутаешь. Еще только Пасха имеет свойственный только ей ореол святости, радости.
С точки зрения церковного Устава, Рождество Христово – Господский праздник, который можно считать первым из двунадесятых. Он уступает по своей значимости только лишь Светлому Христову Воскресению. Кроме того, на протяжении зимы это самый главный праздник: если Пасха – весенний праздник возрождающейся природы, то в холодное время года Рождество – праздник, согревающий сердце.
Поэтому, несомненно, Рождество – праздник, который в большей части христианского мира главный (для всех западных христиан он является таковым, но у нас, на Востоке, по догматическим соображениям, которые абсолютно основательны, предпочтение отдается все-таки Пасхе).
Рождество изменило летоисчисление большинства стран мира. Почему? Даже Китай, никогда не бывший христианским, живет по нему.
– Это уже дань глобализации. Если люди совершают деловые поездки, планируют саммиты, совместные акции, то разность календарей будет очень мешать. Унификация календаря для всей планеты – нормальное явление. На протяжении целых столетий европейская христианская цивилизация была лидирующей. Поэтому вполне естественно, что и календарь, который зародился и был сформирован в Европе, в христианских странах, оказался довлеющим над всем остальным человечеством. Что касается перехода на новую дату летоисчисления (то, что называется новой эрой), это фактически так и есть.
Эра Нового Завета?
– Да. Это совершенно новая эпоха в жизни всего человечества, и вполне естественно, что Рождение Христа было избрано начальным пунктом этой эры. Следует вспомнить историю этого установления. Ведь до этого летоисчисление велось от первого года правления императора Диоклетиана, но Диоклетиан был язычником и одним из самых жестоких гонителей христианской Церкви – на руках его было неимоверное количество крови христианских мучеников. Поэтому начинать летоисчисление от правления этого нечестивого и весьма неприятного человека было абсолютно неправильно.
В начале VI столетия эта тема уже созрела, и по благословению папы Римского Иоанна I ученый монах Дионисий Малый занялся составлением новой пасхалии. Попутно он предложил сделать начальной точкой отсчета лет во всей Европе дату Рождества Христова, которую он постарался установить с помощью различных исторических выкладок.
Мало кто знает, что Дионисий Малый по происхождению был скифом. Правда, происходил он не из Великой Скифии, а из Малой – это, скорее, область Румынии, поэтому многие считают, что он был даком. В 2008г. Румынская Православная Церковь причислила его к лику святых. А буквально в прошлом году он был внесен уже в наши церковные календари: этот человек – святой нашей Церкви. Канонизирован он не за то, что составлял календарь или пасхалию – он в целом был человеком очень аскетичной, строгой монашеской жизни. У него есть богословские произведения; по совокупности всех трудов Церковь и приняла такое решение.
Бог явился во плоти – как это возможно: Бесконечное в конечном, Бессмертное в смертном, Нетленное в тленном?
– Это парадокс, тайна, то, перед чем мы просто должны с благоговением остановиться и признать немощь нашего ра-зумения. В Первом Послании к Тимофею апостол Павел так и пишет: великая благочестия тайна – Бог явился во плоти. Мы не можем ее разгадать.
В целом нам понятно, что Божественная природа соединилась с человеческой неслитно, нераздельно, мы знаем все определения Халкидонского Собора, но при этом все равно, пытаясь в целом осмыслить, останавливаемся перед многими неразрешимыми парадоксами.
Это очень трудно осознать так, чтобы сказать, что уже понял все до конца – мы, наверное, никогда не сможем так сказать. Но у нас есть для этого вера: мы можем принять то, чему учат нас Священное Писание и святые отцы нашей Церкви. Мы благодарим Господа, что Он это сделал ради нас, а уж как все могло произойти, как человеческая природа вообще могла выдержать такое соединение, вместить в себя Божество, – это надо просто признать чудом Божественного Промысла.
Сейчас существуют два календаря – григорианский и юлианский, какая разница между ними?
– Разница между ними существенная, прежде всего – в точности. Юлианский календарь появился намного раньше; он называется юлианским по имени императора Юлия Цезаря – инициатора введения нового календаря, более точного по сравнению с теми, что были до него (например, с древнеримским календарем). Он этой цели достиг. Хотя сейчас большинство стран мира перешли на григорианский календарь, астрономы, например, свои расчеты до сих пор ведут по юлианскому календарю.
Он все-таки точнее?
– Есть разные параметры точности. Если говорить о том, насколько юлианский календарь накапливает погрешность по сравнению с идеальным, так называемым, тропическим годом, то получаются сутки за 128 лет. Если сравнивать по этому параметру, григорианский календарь точнее: его погрешность составляет сутки за 10 000 лет.
Но это не единственный параметр, по которому календари вообще нужно оценивать. Эта погрешность юлианского календаря есть, но все ее знают, учитывают ее, а в остальных отношениях он очень хорошо работает.
Когда переходили на григорианский календарь, цели преследовали, казалось бы, лежавшие на поверхности, более очевидные: чтобы не смещалось весеннее равноденствие по отношению к празднованию Пасхи. Грубо говоря, чтобы весь наш календарь не сползал в сторону весны: получается такая картина – допустим, разница между календарями постепенно накапливается, и наше Рождество постепенно будет все дальше, дальше и дальше уходить в глубь зимы, а в перспективе, через сколько-то тысяч лет, окажется весной – вот о чем идет речь: это будет уже, допустим, 4 марта и это будет просто нонсенс. С другой стороны, это будет через столько тысяч лет, что, я лично думаю, мир просто столько не просуществует. Поэтому мне кажется, что игра не стоит свеч, если менять что-то в теперешних реалиях с целью избежать через тысячи лет идущих, последствий.
Как была установлена дата Рождества Христова?
– Это тоже отдельная интересная история. Когда Дионисий Малый искал все возможные источники для определения даты Рождества Христова, он нашел Хронографический сборник за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII). Здесь Рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, т. е. на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: «При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны», и была названа эта дата – 25 декабря. Она же встречается и в других западных источниках с начала III в. Можно считать, что, с одной стороны, она является частью Предания Церкви.
Она историческая?
– Да, она вполне может быть реальной исторической датой. Конечно, тут есть другой подход вообще к этой теме, более известный и распространенный.
Миссионерский подход.
– Да. Согласно этому подходу, 25 декабря в древности была датой зимнего солнцестояния – это был самый короткий день в году, после которого солнце начинало возрастать. Язычники в честь этого дня установили праздник «непобедимого солнца» (лат. Sol Invictus), который они торжественно отмечали.
Христианская Церковь обычно в таких случаях пыталась брать какой-то языческий праздник и наполнять его заново уже христианским содержанием. Поскольку Христос – Солнце правды, то это и есть Его праздник – праздник Его Рождества: не рождения нового солнца, которое опять начинает расти, а Рождение нашего Господа Иисуса Христа. В пользу такого мнения есть некоторые исторические указания. По крайней мере, после I Вселенского Собора эта точка зрения начала активно внедряться в церковное сознание. Но при этом я не исключаю, что Господь действительно родился в это время – одно другому не противоречит.
Как долго весь христианский мир – западный (католический) и православный – праздновал Рождество и Пасху вместе?
– Это немного разные темы – Рождества и Пасхи, ибо Рождество Христово на христианском Востоке вначале отдельно вообще не праздновалось: до конца IV века на христианском Востоке такого праздника не было ни в одной Поместной Православной Церкви, и на это были, я бы сказал, и психологические, и богословские причины: если брать по Библии, то мы можем посмотреть, кто праздновал дни своего рождения – мы нигде не видим, чтобы Христос, апостолы, Иоанн Предтеча или кто-то из святых людей праздновал день своего рождения, зато мы видим, как праздновали дни своего рождения фараон – гонитель народа израильского, Ирод Антипа – убийца Иоанна Предтечи: люди нечестивые, язычники или люди, которые, во всяком случае, мало думали об Истинном Боге. Они как раз были склонны придавать веселый, праздничный характер дню своего рождения.
По Экклесиасту мы видим, что день рождения – это день начала наших страданий здесь, на земле, ибо вся наша жизнь – юдоль страданий: время нашего испытания, подготовки души к вечности, что проходит через многие скорби. Аскетическое сознание, свойственное Древней Восточной Церкви, препятствовало сделать Рождество Христово отдельным праздником. Праздновали его вместе с праздником Крещения Господня (под названием Богоявление, от греч. Θεοφανεια – существительного «Θεος» – «бог» и глагола «φαινω» – «я являю»: «теофания») с 6 января по юлианскому календарю.
А вот на Западе отношение было другим. На Западе были свои традиции и вообще менталитет немножко отличался – и там Рождество Господа праздновалось уже с древней эпохи; возможно, уже со времен апостольских постепенно начинаются такие празднования. В результате западный мир повлиял на восточный в том, что и здесь праздник Рождества был выделен в отдельное торжество – опять же с конца IV столетия, а в некоторых Поместных Восточных Церквах даже с VI века, с указов императора Юстиниана; до этого отказывались, не хотели праздновать.
Что касается празднования Пасхи, это отдельная большая тема. Мы помним, были пасхальные споры между Востоком и Западом: на Востоке была традиция празднования Пасхи 14-го числа месяца нисана.
Когда и почему был принят григорианский календарь?
– Папа Григорий XIII в 1582 году решил осуществить календарную реформу, которая уже давно обсуждалась в Западной Церкви. И не нужно думать, что это возникло на пустом месте: были и другие Римские папы, предшественники Григория XIII, которые хотели тоже нечто подобное сделать, но по разным причинам им это не удалось. У него это получилось: после соответствующей подготовки ввели григорианский календарь.
В то время (конец XVI века) разница между календарями насчитывала 10 дней: это довольно интересное явление – сразу после 5 октября наступило 15-е – 10 дней просто изъяли. Нечто подобное произошло у нас в 1918 году, когда постановлением Совнаркома решили перевести Советский Союз на григорианский календарь, так называемый новый стиль, и тоже 13 дней признали как будто бы несуществующими – период с 1 по 14 февраля: в нашей истории вообще просто не было этих дней, этого периода. Это весьма любопытное явление, которое показывает условность любого календаря – и времени вообще.
Почему для нас так важно праздновать Рождество Христово по старому стилю?
– Это действительно важный момент: мы можем вспомнить, с чего начинали обновленцы в начале XX века у нас в Русской Церкви – они тоже предлагали прежде всего реформу календаря и перешли на новый, юлианский календарь, начали праздновать вместе с западным миром Рождество Христово 25 декабря. А чем закончили? Начали отменять посты, отменили монашество, и в целом рухнул буквально весь нормальный традиционный строй церковности – и народ в конце концов полностью от них отказался: люди перестали ходить в их храмы. Эта опасность существует: начни менять что-нибудь в традициях, что существовало веками, и остановиться будет очень тяжело: и здесь вроде есть свой рациональный смысл, и в том тоже он присутствует, но где конец этого, сказать будет очень тяжело. Поэтому я полагаю, что традиционное празднование Рождества Христова у нас 7 января уже стало частью нашей жизни – так праздновали мы с детства, так праздновали наши родители, их родители и наши предки на протяжении веков. Я думаю, что для нас это важно.
Можно считать, что старый стиль в календарном смысле лучше нового для церковного календаря?
– Несомненно, юлианский календарь имеет то преимущество, что позволяет, как минимум, всегда праздновать Пасху по канонам: есть церковные каноны, предписывающие (то, о чем мы говорили) праздновать христианскую Пасху в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния после весеннего равноденствия и обязательно после еврейской пасхи. Те, кто перешел на григорианский календарь, этого канона уже исполнить не могут, поэтому у них и получается порой, что они празднуют Пасху раньше, чем евреи. Но это противоречит Библии – мы ясно видим по Евангелию, что вначале евреи праздновали свою пасху, а потом уже Христос Воскрес! Чтобы не было этой ошибки, нам нужно остаться на юлианском календаре. Это самое простое решение. Я думаю, что ради одного этого уже стоит оставаться на юлианском календаре.
Но при этом ведь есть Церкви, которые уже перешли на новый стиль, празднуют Рождество 25 декабря – это вопрос удобства или предательства Православия?
– Нет, конечно, здесь нельзя говорить о предательстве Православия, если 9 из 15-ти Поместных Православных Церквей перешли на новоюлианский календарь, который в целом очень похож на григорианский, и до 2800 года они вообще ничем не будут отличаться друг от друга.
Но здесь есть один момент. Преимущество как бы состоит в том, что вот они говорят: «Мы празднуем Рождество Христово 25 декабря вместе со всем христианским миром» – имеются в виду католики и протестанты. А что они от этого выигрывают? Евхаристического общения у нас все равно нет ни с католиками, ни с протестантами. Главный для нас, как для верующих людей, смысл торжества в содержании его, в богослужении: когда мы находимся на службе, мы Господа прославляем. Вот это смысл праздника.
Даже если мы будем праздновать с католиками в один день, все равно будем праздновать врозь: мы в разных храмах молимся – мы не можем служить вместе. Зачем же городить огород? Я полагаю, пусть остается все как есть. Во всяком случае, если выбор сделан, 6 Поместных Церквей остались на этом календаре – значит, были реальные предпосылки.
Думаю, уместно здесь будет вспомнить, что Русская Церковь уже переходила на новый стиль. И какова была реакция народа…
– Да, об этом сейчас не так часто вспоминают, но Патриарх Тихон в 1923 году издал Патриарший указ о переходе на новоюлианский календарь, и большинство московских приходов приняли это решение, перешли на него, но в провинции, в глубинке, восприняли очень негативно. И когда стали поступать сигналы из разных городов, что люди возмущаются, не понимают, что это такое (или это переход на позиции обновленцев, которые сделали уже это немного раньше?), Патриарх Тихон отменил свой указ. 24 дня наша Русская Церковь жила по новоюлианскому календарю.
Больше не выдержали?
– Больше не смогли, да.
Следует ли желать праздновать Рождество 25 декабря?
– Такое желание мне кажется в любом случае несвоевременным. У нас сейчас в церковной жизни столько острых, животрепещущих проблем, из-за которых буквально трещит по швам единство Православия, что если добавить еще и эту проблему – переход празднования Рождества на 25 декабря и в целом переход на новый календарь, то это просто будет крушение всех устоев. Ясно, что тема не догматическая: календарь – не догма Церкви. Теоретически здесь можно идти на видоизменения, модификации. Может быть, будут новые календари со временем изобретены – еще лучше, чем новоюлианский, но на современном этапе, мне думается, эту тему лучше не трогать вообще.
Надо разобраться с вызовами, которые жизнь уже нам бросила, разобраться в ситуации, которая сейчас всех нас беспокоит и тревожит. А что касается календаря и, в частности, празднования Рождества Христова, думаю: если мы будем праздновать Рождество так, как праздновали раньше, то народ это будет воспринимать сугубо позитивно.
Записали:
Таисия Зыкова
и Екатерина Береснёва
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.