Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1040) → Протоиерей Димитрий Смирнов. Вот о чем Господь хочет сказать: поступай как самарянин

Протоиерей Димитрий Смирнов. Вот о чем Господь хочет сказать: поступай как самарянин

№47 (1040) / 9 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

Батюшка, начну с вопроса, почему из нас никто не может спасти себя сам? Почему спасти может только Бог?

– А почему троллейбус не может ехать сам, может только с водителем? Троллейбус – просто как пример. Бог, Который создал закон всемирного тяготения, не дает превратиться всей Вселенной в хаос, а все аккуратно вращается по орбитам и так далее. Ведь все ходим под Богом, как русская поговорка говорит. Горшок глиняный упал – он может сам склеиться? Нет. А гончар, который его слепил на гончарном круге, знает, как тот устроен, какой клей подобрать, чтобы глина не развалилась, – и склеит. А хороший реставратор склеит так, что и швов не видно.

Так и Господь: Он наш Отец и Автор, и вопрос спасения души исключительно Божия прерогатива. Сам человек никак не может спастись. Если бы мог, то Господь не приходил бы на землю, не говорил на человеческом языке – Он бы просто прислал нам иллюстрированную брошюру, как спастись. Написал бы там правила для каждого человека (для женщин 15–30 лет; для мамы, у которой один ребенок или 8 детей и так далее). А Господь хотел, чтобы человек всею крепостью своего ума, всей силой своей души обратился к спасению, уже сообразуя все с собственной совестью, с тем, что он прочитал, услышал в храме. Он старается – Господь видит старания и поощряет его благодатью Божией, которая одна и совершает спасение. Творческая Божественная сила, Божия энергия преобразует человека.

Человек может приблизиться к спасению своими деяниями?

– Он должен явить Богу свое старание и, как сказано в притче, может взрыхлить почву своего сердца: он должен приготовить ее смирением, покаянием, терпением, молитвой, жаждой. Блаженны алчущие и жаждущие правды Божией, и когда Господь увидит, что человек жаждет Духа Святого, неужели Он подаст ему камень? Нет, – мы же дети Его!

Вопрос телезрителя из Москвы: «Человек, как правило, всегда должен быть первым во всем, но это гордыня? Как избавиться от нее?».

– Да очень просто. Вы сначала придумываете странную сентенцию «человек должен быть первым во всем» – мягче, чем чушь собачья, я даже не могу это оценить, а потом – «это же гордыня?». Конечно, это гордыня, ибо человек совершенно не должен быть первым во всем: «И последние будут первыми». Читайте Писание со вниманием. Дорогой мой, ну что ж так? Не надо ничего сочинять…

Это, батюшка, лукавый сочинил уже давным-давно и всем раздает.

– Ну да! Еще, знаете, есть такая чушь: «Человек – это звучит гордо». Звучит гордо, а выглядит на поверку глупо. Так и это: с чего вдруг он должен быть первым?

Вообще, соревновательный дух между людьми приводит к какому-то движению.

– Соревновательный дух – вещь совсем неплохая, это в нас заложено, мы даже в детях это видим: «Я первый» – «Нет, я первый». Но это – не гордость, это действительно соревновательный дух, который рождается и воспитывается в многодетных семьях. Совсем другое дело – маменькин сынок: умственно и энергетически вял.

Но гордыня тут ни при чем; просто ребенок хочет себя проявить (при умелом воспитании) – например победить в олимпиаде.

Но желание быть первым – это все-таки движение духа тщеславия?

– Есть такая опасность, но нужно это контролировать и объяснять. Например, я со своим дитятей это обсуждал: мы учимся не для оценок, мне твои оценки малоинтересны, интересно только твое поведение; хоть это и не предмет, но тут должно быть «5» – учись хорошо себя вести, развивайся. Надо детям объяснять: соревнование – для развития.

Стометровку в пионерском лагере бегали – у меня неплохо получалось на короткие дистанции. Конечно, тщеславие было рядом, но всегда это высказывать и этим бравировать считалось неприличным, ведь сегодня – так, а завтра – так. А в другой секции (конькобежной) мне тренер сказал: «Ты знаешь, лучше перейди куда-нибудь в другое место – ты неперспективен» – 10 000 метров для меня было просто невозможно пробежать, один раз пробежал и чуть не умер. Правильный педагог.

Мать с отцом должны все эти «превращения» отслеживать. Например, еда может превратиться в обжорство, ребенок станет тучным, неподвижным, больным, потом печень заболит – надо следить, как он конфетки, зефир наворачивает. «А он, – говорят, – пастилу любит». Но нельзя же ее коробками есть! И так – во всем: во всех проявлениях должен быть порядок, любящее лицо, глаза отца и матери... И тогда все будет хорошо.

Вопрос телезрителя: «Я начала читать Иоанна Кронштадтского, и он рассказывает, как вспоминает, например, псалмы (когда одевается, купается и так далее), то есть духовное что-то. Или читаем, например, Псалтирь: разобьет младенцев о камень – и мы вспоминаем, что надо бороться со страстями. Или сегодня читала Церковь Евангелие, что Христос – добрый самарянин и о двух динариях. Для чего я должна это вспоминать? Почему эти исторические события имеют духовные толкования с разным акцентом?».

– А что тут такого? Вы знаете, каждый дирижер одно и то же произведение играет по-своему. И человек, наслышанный в музыке, отличает: это Караян, например, а это – другой. Больше толкований с разных сторон. Ведь как из алмаза делают бриллиант? Обтачивают и полируют, тогда он сверкает своими гранями. Так же и здесь: каждое толкование – это новая грань понимания Священного Писания. Если вам не по уму, возьмите Феофилакта Болгарского – там самые простые толкования – и старайтесь ему следовать, тогда у вас не будет никаких запутанностей. Все же очень просто: как жить надо по средствам – так и здесь, не может головка что-то вместить – пусть вместит то, что может, и этим довольствуется.

Вы пытаетесь рассуждать – вот и подумайте: «А что значат два динария и почему священник и левит не помогли? А что подразумевается под гостиницей? На кого указывает сам самарянин в этой притче?» – и, может быть, догадаетесь, что это Сам Христос. «А почему именно Христос скрылся под именем самарянина, в чем тут истина?» – и так потихонечку размышляем над Евангелием всю жизнь, и это не значит – «должны»: никто никому ничего не должен, не хотите – отложите. Это только для тех, кто хочет спастись и понять, что ему Господь хочет сказать. В конце приписано: иди и твори так же – вот о чем Господь хочет сказать – поступай не как священник, не как левит, а как самарянин…

Вопрос телезрителя: «Мы с женой женаты 4 года, венчанный брак, ходим в храм. Жена периодически выпивает, иногда через день, немного – но все же... Пытаюсь донести до нее информацию, что нужно пойти к специалистам за помощью или хотя бы к психологам. Говорит, что не нужно, готова это сделать сама, но все без толку. Может, что-то подскажете?».

– Чтобы перестать пить, за помощью можно обратиться к кому угодно. Конечно, она подвергает опасности свою жизнь, свою семью.

И большинство винной продукции, выставленной у нас в лавках, – это суррогаты: то, что выдается за вино, вином никогда не было и рядом с ним не стояло, только в магазине на полке. Что касается крепких напитков – это все фальсификат. Водку вообще никогда нельзя пить, ни при каких условиях – это химически чистый яд, дистиллированная вода высасывает из организма все полезные вещества. И женщины, если начинают попивать, в алкоголичек превращаются вдвое быстрее, чем мужчины. Кто видел на улице женщин-алкоголичек – видел их страдания: они деградируют как личность.

Поэтому надо отвести ее к человеку (можно начать и с психолога), который с большим убеждением сможет сказать, чтобы она перестала это делать... Можно выпить на Рождество (на 2-й день после того, как мы отпраздновали в храме), можно на Пасху (опять же на 2-й день в обед – ночью мы служим), на именины и день рождения – больше совершенно ни к чему. Чаще – это уже от лукавого, и само желание уже говорит, что человек вступил в первую стадию алкоголизма.

Тяга – самое опасное, потом будет расти доза, будет расти крепость, и человек постепенно погибнет сначала духовно, а потом и физически: прежде всего нарушаются сосуды головного мозга. Еще древние греки говорили: пьянство – добровольное безумие. И действительно пьяный человек выглядит дурак дураком: ему кажется, что он очень храбрый, нравится всем в это время, он обычно громко разговаривает – на самом деле все его шуточки с большой бородой, все это уже давно слышали, запах противный от него, так и называется – перегар. А уж когда женщина – венец творения – в таком состоянии, это ужасно.

Батюшка, когда человек говорит: «Я сам справлюсь, мне не нужна помощь», – это самонадеянность или действительно человек может справиться?

– Обычно – нет. Если есть зависимость, нельзя без помощи либо врача, либо священника, либо психолога (в начальной стадии). Конечно, бывает, когда сам, но для этого у человека должен быть какой-то шок. Я как-то рассказывал: мой сосед в деревне шел пьяный, упал в сугроб и уснул. Другой сосед поднял его, принес... Это так того поразило, что он бросил пить совсем. Видимо, у него яркое воображение, и он представил себе, что погиб в полных силах. Я не знаю, сколько ему тогда было лет (допустим, 50), но прожил он до 90, бросив пить.

За 2 года до этого я говорю: «Илья, а ты что, курить бросил?». – «Да». – «А что на тебя повлияло?». – «Что-то кашлять стал». А курил он с детства, войну прошел от начала до конца, остался живой – вот бросил курить: кашлять стал. Есть такие вот люди. Но он вообще героический человек, я восхищался – у него вот такие ладони, это такой труженик: все время трудился в самом хозяйстве и в лесохозяйстве (там у нас есть лесохозяйство, где охраняют зверей, – заповедник). Но все равно импульс был и в первом случае, и во втором связан с предполагаемой кончиной. Это же смешно – от папирос умирать!

Большинство людей вообще не признают болезнь.

– У меня вчера умер друг (мы с ним 50 лет вместе) от того, что покуривал, – рак легкого.

Вот я и говорю, батюшка, что большинство людей не считают себя больными таким пристрастием.

– Есть необследованные, а здоровых нет.

Самое главное, что человек не признает себя болящим и на предложение полечиться говорит: «Да вы что?! Все под контролем!».

– Есть такая русская поговорка, которую я просто обожаю: вольному – воля. Каждый выбирает жизнь для себя, он сам ее делает.

Но делает без учета того, что вокруг другие люди страдают: звонит человек, который страдает от того, что жена начала попивать. Он ее убеждает, просит...

– Понятное дело – тяга сильнее, и вот это – самое опасное. Поэтому я и говорю, что надо к такому психологу, который бы мог что-то внушить... Это очень трудно. И я знаю, как просто пристраститься: половина моих одноклассников на том свете, другая – в тюрьме. Это все алкоголь – от него мутит сразу. Чуть ли не 90 % всех преступлений в стране – на почве алкоголя. Человек не может простые вещи сопоставить. Ему кто-то предложил: «Давай вот сейчас…». А у него не хватает ума оценить улики, скрытую опасность, в нужный момент он бежит не туда. Их хватают как спящих зайцев в лесу – была бы милиция расторопнее, они бы все сидели, но ФСИН не принимает такую огромную массу народа, приходится их, так сказать, прощать и так далее.

Вопрос телезрителя: «У меня в июне умер сын, и я постоянно плачу и плачу. Мне делают замечания, что ему плохо там от моих слез, что я его заливаю слезами. Ему 45 лет, мне 67 – мне бы пора туда. Есть ли какая-то в этом правда, что не надо вот так его заливать слезами, принять это как должное – как крест, что так Господь распорядился? И есть ли связь оттуда – взял ли Господь его под Свое крылышко?».

– Этого мы не можем сказать. Когда вы отправитесь в иной мир, скорее всего, вам это станет известно. То, что надо с этим смириться, – это правда. Тут вы попусту тратите энергию вашей души, которая расходуется на слезы, а каждый усопший нуждается в молитве, поэтому все, что вы тратите на свои рыдания, нужно обратить в молитву за него: молиться об упокоении души. Купите в церкви молитвослов (если у вас нет) – там есть молитвы об упокоении души, и читайте, ходите на кладбище, поминайте сына в церкви на Литургии – вот и успокоится душа.

А про слезы есть такое присловье в народе, народная притча… Тело – в земле, душа – в ином месте, туда никакие слезы не доходят, там нет ни влаги, ни солнечного света. Некоторые на могилу конфетки кладут или крошат кулич пасхальный – это языческая дикость, этого не надо, а молиться очень надо: вот в чем он действительно нуждается. И это сразу вас успокоит – вы почувствуете связь с сыном, почувствуете, что он слышит вас, благодарит, но это – сердце к сердцу. Тогда это очень благотворно на вас повлияет, успокоит.

Вопрос телезрительницы: «Батюшка, Вы много раз говорили, цитируя святых отцов, что радикальный путь к смирению – это молчание и принятие поношений. Я решила больше молчать и полюбить если не поношения, то критику со стороны родных. Прошло несколько лет, и я вижу, что мой муж, моя мама и некоторые близкие люди стали еще больше критиковать и обесценивать меня и мои поступки именно потому, что я не обозначаю в этом границы. Ноша получается уже не по силам – чувствую себя жертвой манипуляций. В чем моя ошибка?».

– 7 лет – не критический срок. И что значит – «жертва манипуляций»? Манипуляциям не надо поддаваться, а жить своим умом, как нам советует апостол Павел. Вообще, если уже такая травля, лучше дистанцироваться: съехать, снять комнатку, прибрать ее, как нам желается, иконки повесить – и жить где-то близко к храму, в пешей доступности. Как Антоний Великий говорил, «бегай людей – и спасешься».

Но человек решил приблизиться к смирению через терпение.

– 7 лет, конечно, недостаточно, чтобы выработать смирение – терпение можно выработать. А вот про терпение она не сказала. За 7 лет научиться терпеть можно – это все равно на пользу пойдет. Вот такой могу дать бесплатный совет: бежать от них – и не будет никаких манипуляций, сменить номер телефона – и все.

Можно поставить, как она пишет, границы и пресекать всякую попытку эту границу пересечь.

– А как? Это надо вступать в скандал с человеком, будут провокации – зачем каждый день? Жизнь так прекрасна без скандалов, да и вообще, вот сегодня – ну просто благодать: свет, прохладно, солнце… Я сегодня был в больнице и из окна насчитал 7 церквей – думаю: «Какая же красота – можно тут сидеть и радоваться, жизнь прекрасна! Жалко, листья облетели – золотая осенняя красота», но всех Господь радует. А сколько просто прекрасных людей: я был у человека, которому ночью делали операцию, а врач сидела с ней 4 часа ночью – представляешь, какие есть врачи? Причем врач не из этого отделения, а из другой больницы: приехала, поговорила с врачом, который делал операцию, говорила, что надо сделать, сказала, что в анамнезе были ошибки предыдущих. Один даже пришел прощения просить, говорит: «Это я, наверное, виноват, что вот так…». А сколько духовной красоты в мире – живи и наслаждайся!

7 лет она потрудилась во славу Божию – вот и будет граница. А то расстояние – и не видно, где оно есть.

Вопрос телезрителя: «”Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою” – этими словами начинается одна из утренних молитв, этими словами обращался к Богу один из величайших христианских подвижников – Макарий Египетский. Если он так говорил о себе, как же нам о себе говорить? Как в глазах Бога выглядят наши попытки делать добрые дела?».

– Попытки Господь наш милостивый принимает с радостью, как я принимаю с радостью все попытки своей внучки научить куклу плавать. Она говорит: «Пойдем купаться. Не умеешь? Ну, тогда будем в круге купаться». То, чему она научилась летом, она демонстрирует кукле. Мне не смешно, хотя я и улыбаюсь, но очень радуюсь, что она уже готовит себя к материнству в будущем. Или пора обедать, она говорит: «Сейчас детей уложу» – у нее штук 7 кукол, она их всех укладывает и идет есть.

Так и на наши попытки Господь смотрит: как мы на игру, которая реальная жизнь для наших младенцев, – с любовью, улыбкой. А Макарий – уже взрослый христианин, он даже видит цену своих добрых дел, у него очень высокие критерии. Мы кукол не купаем – уже выросли, а молитву эту мы используем, чтобы показать, что отдают даже такие светочи, которые вообще свет излучали сами по себе, это великие люди, для которых все было прозрачно (великие – с точки зрения Бога). И вот он так себя ценит: у него вообще нет тщеславия. У нас-то малейшее какое-то проявление – и мы уже трубим так, что, как говорится, выпил на рубль, а радуется на сто.

Батюшка, нам пора уже заканчивать, простите.

– Всего вам доброго, дорогие братья и сестры! Занимайтесь детками – это очень важно.

Записала:
Юлия Мережко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс