Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1040) → Игумен Филарет (Пряшников): Готовы ли мы к бескомпромиссной вере?

Игумен Филарет (Пряшников): Готовы ли мы к бескомпромиссной вере?

№47 (1040) / 9 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

Тема передачи сложная, интересная, нужная: «Не мир пришел Я принести, но меч», причем аспект, который мы сегодня затронем в особенности, – это наша готовность (или неготовность) к бескомпромиссной вере: насколько это в наших силах? Что это означает?

– Я бы хотел напомнить, что Священное Писание – уникальная книга, и некоторые вещи понимаются не буквально, а в контексте исторических и духовных факторов, того, где и кому это произносилось. Прежде всего это отрывок, в котором Христос напутствует апостолов на проповедь. О каком мире Он говорит? О мире и согласии? «Не мир пришел Я принести, но меч».

В нашем понимании мир – это дружба, взаимопонимание, отсутствие войн, разногласий и прочее. Но здесь нам нужно четко понимать: какой может быть мир между добром и злом? Как можно сочетать любовь и ненависть? Может ли быть мир между этими важными и концептуально разными понятиями? Конечно же, нет. Господь не приносит примирение белого и черного.

Когда мы говорим о мече, то здесь его тоже нельзя понимать буквально. Открывая святоотеческие писания, мы видим, что Нил Синайский под мечом подразумевал слово проповеди апостолов, Иоанн Златоуст говорил, что меч – это учение Христа. И действительно, Господь говорит в Священном Писании однозначные вещи. В Ветхом Завете тоже есть заповедь «не убивай». Более того, в христианстве говорится, что нельзя причинять боль другим людям. Есть четкое разграничение между дозволенностью верой и неверием.

Блаженный Иероним говорит, что разделение по вере во Христа – тоже меч: мы отделяемся от людей не потому, что в принципе считаем их врагами, а потому, что не считаем их своими единомышленниками – они нам не друзья: мы понимаем окружающую действительность так, а они понимают очевидные вещи совершенно по-иному: жить для себя, получать от жизни только удовольствие, когда весь разум, вся деятельность направлены на земное. Мы, христиане, говорим, наоборот, что во Христе мы приобретаем вечность и живем тем высоким призванием, которого требует от нас Господь.

Когда мы говорим о мече, понимаем, что это не орудие в буквальном смысле – это могут быть споры, нестроения и некое отделение. Если в теле есть зараженный болезнью участок, хирург его отсекает. Часто люди других вер, тоталитарных организаций боятся слова «секта». А что такое секта? Это понятие «отсекать»: отсечение от организма какой-то части, так как она зараженная. Мы же прекрасно знаем из медицины, что, если начнется отмирание клеток, убирают ту часть, которая может повредить весь организм. Так же и здесь. Поэтому я бы еще раз отметил, что святоотеческая традиция понимает под словом «меч»: слово проповеди, слово учения Христа, вера в Него. Думаю, вот так правильно понимать это место.

Вопрос телезрителя: «Не мир пришел Я принести, но меч. Когда читаешь эти слова, думаешь: не к войне же призывает Иисус Христос. Ведь говорят – один в поле не воин. Так что же такое «меч»? Что означает слово «меч»?».

– Мы уже сказали. «Меч» – это слово Божие, собрание истин, которые Христос принес в этот мир. Само Его учение сводится к одному: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. Мы обязаны выполнять эти слова.

Но здесь очень важен еще один момент: ведь Господь, говоря о некоем разъединении, вспоминает Ветхий Завет и цитирует пророка Михея. В святоотеческом Предании мы видим, что Господь произносит эти слова перед тем, как напутствует Своих учеников к апостольской деятельности. Он говорит, что апостольское благовестие будет совершаться в условиях нравственного упадка. Часто апостолы не будут находить друзей по своему предназначению – кто-то примет их с распростертыми объятиями и со слышащим сердцем, а кто-то возненавидит. И апостол Павел перечисляет эти бедствия: их побивали камнями, даже до смерти, они принимали заушения.

Так что здесь враг – это тот, кто не твой единомышленник (это не значит, что его надо убить, уничтожить), кто не разделяет твое мироощущение, твою веру. Я считаю, что здесь это совершенно очевидно. Это касается и семей. Мы часто видим, что идет разделение между верующими и неверующими, когда вера оказывается предметом споров, недопонимания.

Но мы все-таки должны совершенно по-иному вести себя в этих ситуациях. Когда хотят слышать твое слово, ты должен говорить, но, если это слово приносит разделение и явное противление вере, ты должен, может быть, где-то защитить свою веру молчанием, как бы странно это ни звучало.

То есть, если постоянно в семье конфликты из-за того, крестить или не крестить, ходить в храм или не ходить, здесь надо понимать, что выбор за вами. Но это непростой вопрос, без сомнения.

В этом Евангельском чтении Христос говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Часто люди задают вопрос с недоумением: «Ты что, верующий, что ли?» – как будто спрашивают: «Ты что, сумасшедший, что ли?». И очень странно себя чувствуешь, когда говоришь, что верующий. Что делать при таком издевательском отношении к тебе – не идти на конфликт, не отстаивать свою веру, не говорить о ней, сводить разговор к общим темам?

– Как говорит Господь? «Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее, и враги человеку домашние его». Здесь тоже очень важно понимать исторический контекст. В ветхозаветные времена люди жили совершенно по иным законам, которые сегодня ушли в прошлое. О чем я говорю? В Ветхом Завете существовала иная ценностная иерархия (и мы это видим): племя – род – семья. Перед Богом предстоял народ, а не личность. Помните, как предстояли первосвященники, возносили жертвы за народ? Более того, рассматривая триаду «племя–род–семья», я сегодня тоже задумался, вспомнил Рождение Христа. Ведь перепись проводилась по родовому признаку – уходили в город, где были предки.

Но что делает Христос? Он приносит нам через Новый Завет такое понятие, как ценность личности. Понятно, что сейчас разделение человека с отцом его означает утрату некоей принадлежности. Но Господь выдвигает на первый план личность не обобщенную, саму по себе («я личность, поэтому отделяюсь от всех вас, вы для меня никто»), а личность через Христа. Он говорит, какой личностью должен быть человек – «возлюби Господа Бога твоего» и «возлюби врагов твоих». Человеческая личность ценна не сама по себе, а благодаря приобщению единственной и подлинной ценности Бога.

Вопрос телезрителя: «Продолжение фразы про меч такое: тот, кто любит мать или отца больше Меня, не достоин Меня; и кто больше любит сына или дочь, не достоин Меня. Слова красивые, об истинной вере, но кто из нас, современных людей, сейчас, положа руку на сердце, может сказать, что он любит больше невидимого Христа, чем родного сына, который рядом с ним?».

– Мы не можем любить Бога невидимого, не любя видимое существо: любой человек (сын, дочь, племянница, внуки) – образ Божий. В каждом человеке есть образ Божий – когда по храму идет диакон, совершает каждение, он кадит сначала образы Божии на стене, а потом образы Божии в людях, стоящих в храме. Конечно, невозможно любить видимое, но ненавидеть невидимое. Любовь к Богу идет через человека, через отношение к человеку.

Но очень важно понять, что любовь к Богу сильно отличается от нашей земной: она больше и принципиально качественнее (может быть, даже родительской любви) в силу того, насколько значимо ненависть отстоит от неприязни. Так же и здесь. Родителей нужно обязательно почитать, и братьев и сестер любить, и семью созидать в образ Церкви, как говорится, – но это все должно проходить через призму учения Христа прежде всего. Он должен быть Центром нашей жизни. Это произойдет, если Он будет в нашей душе, в нашем сердце, когда мы будем Его любить, то есть выполнять то, о чем Он нас просит через Священное Писание: не мудрствовать широко, а просто прощать обидчиков, не отвечать злом на зло. С одной стороны, это так просто, но ведь это тоже строится во взаимоотношениях.

Закон Христов реализуется в людях – это очень важно. По-другому не дано. Он говорит, что часто люди перегибают палку. Наверное, это происходит от маловерия, некрепкой или неосознанной веры, когда мы своих детей или близких полюбили так, что сделали из них кумира. Допустим, происходит разрыв, уходит из жизни идол, созданный нами же, – и сразу уныние, погружение в пороки и даже самоубийство от отчаяния: потеряв объект поклонения, человек приходит к страшным вещам. Но когда Бог будет на Своем месте, тогда все остальное тоже будет на своем месте.

Да, телезритель тоже говорил, что, положа руку на сердце, мы действительно любим своих близких настолько, что забываем о любви к Богу. Я приведу пример – мы часто видим такую историю: бабушка, внук или внучка, и вся жизнь бабушки положена к их ногам, они для нее свет в окошке. И от такой любви иногда становится не по себе: весь смысл ее жизни заключается в этом. Есть еще и другое, когда весь смысл человеческой жизни в братьях наших меньших – собаке и кошке отдается самое главное внимание, забывают даже о том, что существует Церковь.

– Об этом я и говорю – это перегибание палки, когда уходят ценностные ориентиры. Конечно, можно любить животное, человек привыкает к нему. Если это одинокий в силу жизненных обстоятельств человек, для него смерть животного будет тяжелой потерей, – но не надо говорить, что с момента расставания закончилась жизнь.

В большинстве своем люди это понимают, осознают последствия. Но, наверное, так происходит от того, что мала наша вера, плюс еще в обществе часто из ребенка делают идола. Рождается единственный ребенок, и ему все внимание, а у него капризы и все прочее. Когда семья большая, эта общность делает человека немного другим. Я рос в такой семье, нас было трое детей (могло бы быть пятеро, но, к сожалению, так получилось, что два братика не выжили).

Вопрос телезрителя: «Есть слова апостола: «Ни теснота, ни скорбь не разлучат меня со Христом». Как нам, живущим в миру, применить эти слова?».

– Часто у нас возникает малодушие, когда хочется все бросить. Это может быть и маловерие, и малодушие. Смалодушничал человек, а, может быть, испугался. Где мы черпаем жизненные силы? Конечно, в храме – через Причастие, через личное общение с Богом, через молитву. Но мы же не компьютеры, мы не можем быть постоянно в напряжении.

Искушения бывают, они приходят и от лукавого, недаром мы просим: «Избави нас, Господи, от лукавого – от влияния всего нечистого». Иногда такое бывает от нашей физиологии, от психологической усталости, все-таки тело и душа вместе идут по пути спасения, и невозможно отделить одно от другого. Будет у тебя здоровье, будут силы и радостное настроение, ты сможешь сделать огромное количество полезных дел, а когда впал в уныние, когда разбиты надежды, с которыми ты жил, появились разочарования, надо стараться брать себя в руки.

Духовная, душевная теснота, скорбь или тоска по чему-то, естественно, возникают, когда вспоминаешь свою жизнь. Я говорю «естественно», ибо воспоминания в человеке остаются, и он иногда может вспомнить то, что уже далеко в прошлом. Конечно, порой враг нам подсовывает и другое: уныние, разочарование, но нужно обязательно себя понуждать, не опускать руки, ведь победа всегда будет за нами, ведь с нами Христос. Это самое важное. Находите утешение в общении с близкими и друзьями, которые будут вас поддерживать.

Вопрос телезрителя: «Перед этим говорили о любви Христовой. Правильно ли я мыслю, что до любви, о которой говорил Христос, нужно дорасти? Пока мы не стяжаем Евангельскую любовь, мы не можем правильно любить детей или кого-то другого».

– Я считаю, что это глубокая мысль сама по себе. Действительно, часто люди, когда приходят в храм принимать Крещение, говорят: «Я еще не созрел». То есть еще не пришел в меру того, чтобы принять все, что говорит Господь. Это хорошо. Человек подготавливает себя, чтобы быть христианином. Быть христианином – это всегда миссия.

Нужно понимать, что любовь – всегда жертва, а готовы ли мы пожертвовать собой, понять, что где-то должны поступиться своими желаниями, своим временем? К этому человек должен как-то психологически прийти. Ведь любовь – это не та любовь, когда ты любишь потому, что тебе отвечают тем же. Часто мы должны любить, когда не получаем ответа, простить, быть снисходительными – это тоже проявления человеческой, жертвенной любви. Любовь познается не на словах, а в делах. Дела любви проявляются именно так.

Надо до этого дойти, возмужать, чтобы принять порой важное решение. Хотя христианам несвойственно делать прогнозы. Часто спрашивают, подавать или не подавать милостыню? Понятно, что надо подумать. А иногда человек приходит от безысходности, и ты понимаешь, что нужно помочь, нужно поддержать. Мы возрастаем от силы в силу, как говорит Священное Писание, взрослеем, приобретаем опыт. Так и в духовной жизни.

Очень часто бывает так, что мы становимся миссионерами внутри своих семей. Если мы говорим, что мы христиане, то должны дать отчет о своей вере. В этом случае, может быть, мы совсем не готовы к бескомпромиссной вере или, наоборот, предъявляем к себе слишком большие требования?

– В начале нашей встречи мы обсудили вопрос о разделении. Я говорил о зараженном участке, который необходимо отсечь. Мы в своей жизни так же поступаем. Здоровому человеку чрезвычайно тяжело быть, допустим, с психически больным. Для этого даже есть отдельные больницы, где часто здоровому человеку быть очень тяжело. И здесь, наверное, то же самое. Может ли быть компромисс между Богом и дьяволом, между милосердием и жестокостью? Не может – черное всегда будет черным, а белое белым. Поэтому сказано – не давайте святыни псам, не мечите бисер перед свиньями. Бисер – это наша вера и, конечно, не перед каждым ее надо открывать. Надо ли говорить, когда тебя не слышат, не принимают, когда ты не друг, не единомышленник с этим миром, построенном, к сожалению, на жестокости, на неоправданной человеческой ненависти? И это сплошь и рядом.

Неужели мы можем согласиться, когда человек, сидящий за компьютером, обливает кого-то грязью или пишет заказные статьи, порочащие другого, а потом говорит: «Да ничего не было»? А слово не воробей, ты написал, унизил человеческое достоинство. Господь строго говорит: «За всякое слово осудишься» – за каждое слово будешь отвечать. Мы должны понимать, каким должен быть компромисс в вере. Вспомним и святоотеческое Предание: «Ненавидь грех, но люби грешника».

Вы говорите, что надо все время предстоять перед Богом. В повседневной жизни нам дает силы эта возможность постоянного предстояния перед Ним. Но мы же плотские люди – как все время предстоять перед Господом, все время быть в молитве?

– Иметь Его в своем сердце. Не иметь «веру в душе», а иметь Бога в своем сердце – все свои поступки, все свои желания соотносить с Богом: «А Ему понравится, если я так поступлю? А Он одобрит меня или нет?». Постоянное присутствие, хождение в очах Божиих должно быть. Какие бы жизненные ситуации мы ни переживали, что бы ни проходили, по каким бы дебрям ни шли, самое главное – надо идти к Нему. Недаром Господь говорит: «Кто любит все земное больше, чем Меня, разве достоин Меня? Я дал вам это, но вы-то понимаете, Кто вам все подарил: и жизнь, и таланты, и возможность, и все, что вас окружает?». То есть Господь – Источник блага.

А мы иногда подменяем Господа такими же людьми, как мы. Но недаром сказано: «Всяк человек ложь». Сегодня ты им восхищаешься, а завтра ты кумира, центр своей жизни, будешь поносить и нехорошо отзываться о нем – нет постоянства в нашей жизни. А когда я выстраиваю все логически и Господь действительно оказывается моим Спасителем, моим единомышленником, то через эту призму я вижу вокруг себя людей, которым должен послужить, помочь, поддержать их и прочее.

Когда мы общаемся с нашими живыми близкими, наши отношения могут каким-то образом выстраиваться, но когда они уже отошли ко Господу, можно ли тут оскорбить Бога своей чрезмерной любовью к ним?

– Помните, я как-то приводил на память случай с Лазарем? Когда Спасителю сказали о его смерти, Он прослезился – это сила любви: не истерика, а тихая печаль и тоска. Так же бывает и по отношению к ушедшим родителям. Понятно, что проходит время – и как-то сглаживаются все эмоциональные переживания. Но ведь есть еще заупокойная молитва, а это любовь, которая простирается за гробом. Этим все сказано.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс