Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1040) → Священник Александр Асонов: «Наша брань против духов злобы поднебесных»

Священник Александр Асонов: «Наша брань против духов злобы поднебесных»

№47 (1040) / 9 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

Цитата, выбранная темой нашего обсуждения, в Священном Писании не столь коротка. Против чего же наша борьба?

– Сама цитата о многом говорит – я не буду заниматься истолкованием всей главы Послания святого апостола Павла, которую мы сейчас вспоминаем. Хотелось бы, конечно, учитывать и все остальные стихи этого Послания – там все взаимосвязано. Это письмо, эпистолярный жанр: человек пишет сначала вступительное слово, а потом логически подводит к главной теме и, можно сказать, эта цитата и есть определение главного: что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной и прочее – апостол рассуждает, против чего мы должны бороться. Не против материи, не против плоти и крови...

Не против человека.

– Вообще, не против того, что существует вокруг нас: не против нашего тела, тех или иных наших природных характеристик, а против того, что содержится в нас как в личностях – в нашем сердце, нашей душе. Апостол рассуждает о сущностном: что первично, а что вторично.

Здесь мне вспоминается очень хорошая поговорка, которую в советское время значительно переделали. Она звучит так: в здоровом теле здоровый дух. Но для тех, кто изучал историю, известно, что это высказывание принадлежит одному древнегреческому философу. Изначально суть этого высказывания была диаметрально противоположной. Оно звучало совершенно иначе. Увидев спартанцев (людей, которые уделяли особое внимание своему физическому здоровью), он сказал примерно следующее (эта же фраза, но я сейчас ее перефразирую, чтобы понять смысл, который он вкладывал): здоровое тело не всегда гарант здорового духа – а точнее, вообще не гарант. И наоборот. Здоровый дух не всегда гарант здорового тела. Это очень интересные моменты.

Мы очень часто их путаем и начинаем делать акцент на своем материальном состоянии, пытаемся что-то в нем изменить, забывая, что самое главное – наше духовное состояние, ибо оно имеет отношение к вечным вопросам. А телесное так или иначе обречено на смерть. Естественно, потом будет воскресение и преображение, но это уже будет не то телесное, о котором мы сейчас говорим. В любом случае для нас, христиан, очень важно помнить, что апостолы относились к духовному бдению намного серьезнее, нежели к телесным подвигам. Это очень тонкий и важный момент.

Что значит «поднебесной»? Это значит, что они среди нас, здесь? Это часто обсуждаемый аспект – присутствие духов зла в нашей жизни. Кто может бояться бесов в нашей жизни?

– Я думаю, нам всем стоит бояться: мы все в группе риска. И здесь мы должны бодрствовать, как об этом говорили святые апостолы, призывая в своих посланиях: «Бодрствуйте, трезвитесь – то, что мы называем злом, постоянно находится вокруг нас: это как раковые клетки в нашем организме – в определенный момент может произойти сбой, включится невидимый механизм, который приводит в действие особые духовные заболевания. Раковые клетки есть у каждого из нас – они «включаются» в определенный момент, когда происходит органический сбой, и начинается заболевание. То же может произойти у каждого из нас в нашем духовном состоянии.

Могут ли у человека быть личные силы на противостояние этим духам?

– Я думаю, нет. Человек может прилагать волевые усилия, воля дана ему Богом, но без Божией помощи мы по-настоящему не способны преодолеть злые начинания – у нас недостаточно духовных сил, чтобы все это преодолевать. Поэтому Господь и говорит, что мы без Него ничего не можем делать, что мы должны полностью довериться Ему, как дети, на Него положиться и следовать Его заповедям, следовать за Ним: брать свой крест и идти за Ним.

Апостолы поэтому и говорят, что «нет основания, кроме положенного» – в частности апостол Павел говорит, что основание – это Иисус Христос. И Спаситель неоднократно говорит, что мы должны взирать только на Бога и полагаться на Отца Небесного, следовать за Ним: Он Сам о Себе говорит, что мы должны следовать за Ним, следовать Его примеру, идти по Его стопам, исполнять все это, и только тогда будет что-то вершиться, преодолеваться по-настоящему.

А иначе у человека сил не будет: желание может быть, и воля дана человеку не случайно, и она должна проявляться – без нашей воли ничего не будет происходить, но при помощи Божией. Это очень важно понимать, ведь рано или поздно нас постигнет глубокое и тяжелое разочарование, когда мы поймем, что не способны достигнуть подлинных высот.

Спаситель говорил такую фразу (мы с ней часто сталкиваемся, когда речь идет о том, как обращаться к духовенству): никого не называйте отцами, учителями – их очень часто цитируют протестанты разных мастей. Господь говорил в этот момент в том числе и о том, что мы должны полагаться только на Бога, не создавая себе кумиров. По своей сути это заповедь не сотвори себе кумира.

Это не значит, что мы должны отречься от наших родных отцов, учителей и прочее – мы не должны сотворить себе кумира. Это очень важно. Но как часто у нас есть этот соблазн, и до сих пор он существует, поэтому мы в группе риска: нам недостаточно Христа, нам нужны пророки, старцы, благочестивые отцы и прочее – мы начинаем вокруг них собираться, и уже не видно самого главного: а где Спаситель? Где Он? Может быть, и не стоит о Нем говорить? Есть же у нас старец такой-то...

Вопрос телезрителя из Москвы: «Почему люди все-таки грешат перед Богом?».

– Есть первородный грех, и мы все им поражены, и он уже никуда не денется до Второго Пришествия, нашего воскресения и преображения в Господе Иисусе Христе.

Мы поражены первородным грехом и вследствие этого допускаем много промахов в нашей жизни, много ошибок, которые связаны прежде всего с нашей гордыней. Вообще, все от гордыни: тщеславие, саможаление, и старцы нам нужны от нашего тщеславия, и идолопоклонство, и кумиры – все от тщеславия. И это тоже связано с попыткой бороться с плотью и кровью.

В истории Православия на Руси было такое явление, как скопчество – мы все об этом слышали. Но все ли пытались изучать, что это за явление? Мне повезло – я подрабатывал в 1990-е годы в Библиотеке Академии наук, когда был студентом Горного института. И смог ознакомиться с некоторыми репринтными изданиями, посвященными именно проблематике скопчества. Там были выдержки из протоколов допросов, которые велись определенными отделами Священного Синода. Очень тяжело было читать эти протоколы – видно, какой ужас происходил с людьми. Это очень страшно.

А суть скопчества в чем? Люди полагали, что все злое связано с материальным (с плотью и кровью) и буквально трактовали слова Спасителя, отвергая всякое апостольское наставление. Им казалось, что они лучше понимают, а до этого целые поколения христиан заблуждались. Помните, у Спасителя были такие высказывания: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну? И они начали полагать, что если действительно удалить определенные части тела, то можно достигнуть высокого духовного состояния, борясь с материальными аспектами, с плотью и кровью.

Несмотря на то, что в рамках отеческого учения и апостольского предания любое членовредительство – однозначно грех и беда и не имеет никакого отношения к спасительной вести Христа, тем не менее было такое явление, как скопчество. Эти люди считали, что они и есть те самые подлинные православные христиане, которые могут отсечь определенные части тела и достигнуть ангельского духовного состояния. Все заканчивалось очень плачевно.

Читая эти протоколы, я ужасался: это уже на уровне психиатрии, и многие адепты от этого страдали. Но в чем парадокс? Соблазн был настолько велик, что в каком-то полку целая рота солдат вместе с офицером за ночь оскопила себя. Только тогда правительство обратило внимание на происходящее – до этого оно относилось к этому религиозному явлению весьма спокойно. Ну мало ли дураков или сумасшедших бродит по Российской империи? А когда это стало достигать определенных социальных слоев, пришлось уже обратить на это внимание. Их стали уголовно преследовать, а разбирательствами занимались определенные отделы Священного Синода. Все это было под эгидой катакомбного православного христианства.

Многие пытаются говорить, что хлыстовство – это нечто более позитивное и что идеи у них были хорошие. Но, мне кажется, это другой радикализм в отношении борьбы против плоти и крови. Если скопчество – одно радикальное направление, то хлыстовство – уже другое. Но смысл-то один и тот же, источник один и тот же – неправильное понимание апостольского учения, Предания. И, как следствие всего этого, неправильное понимание того, что говорил Спаситель. Ведь не просто так избраны 12 апостолов. Мы хорошо понимаем, что это не какая-то прихоть Спасителя, не случайный набор людей. Более того, когда Иуда повесился, они восполняют 12-го апостола Матфеем, Павел – уже 13-й апостол, если все правильно посчитать.

Даже есть фильм «13-й апостол».

– Да, и это очень важно. Апостолы – люди, выросшие в иудаизме, в иудейской, раввинистической традиции. А в ней акцент делается изначально не на борьбу с плотью и кровью: все, что сотворено, должно быть прекрасным – это создал Яхве, и создал не просто так, все было создано прекрасным и совершенным. Это вследствие того, что человек вкусил от древа познания добра и зла, грех вошел в мир, произошла погрешность в природе в общем и целом (не только в человеке, но через человека и во всем мире), но изначально все было создано прекрасным. И если ты с позиции иудейской традиции называешь этот мир плохим и совершенно падшим и говоришь, что от него надо убегать, ты хулишь творение Всевышнего – значит, ты к Нему относишься неправильно. Естественно, чтобы понять апостольское учение и слова Спасителя правильно, надо хорошо знать и иудейскую традицию. А многие ли из нас ее понимают?

Вопросов здесь много. Я бы сказал даже так: любая попытка каким-то образом отсечь в нашей плоти то, что нам кажется недостойным (неважно как: через вериги или еще как-то), ошибочна – начинать надо со своего внутреннего состояния.

Я сейчас не говорю, что люди, которые удалялись от суеты мира, делали неправильно – это совершенно другая история: они удалялись именно от своего внутреннего состояния, а не от физического мира, они продолжали жить в мире. Скажем, многие пустынники и люди, которые уходили в леса, в скиты, все равно продолжали жить в земном мире, а удалялись от суеты, которая нарушала их внутреннее состояние – речь шла прежде всего о внутреннем состоянии. Есть хорошее выражение: человек может выйти из тюрьмы, но тюрьма может остаться в человеке.

Все мы каждый день многократно грешим. И когда молимся вечером или утром, практически все наши молитвы покаянные, за редким исключением (есть буквально несколько молитв, которые славословят Господа и Богородицу). «Покаяния двери отверзи нам», то есть мы постоянно произносим молитвы, проникнутые покаянным духом. Если бы мы действительно абсолютно искренне захотели увидеть свои грехи, чтобы Господь нам их открыл, это помогло бы нам в борьбе с духами зла?

– Нет, без Господа ничего не поможет. Тогда бы не было смысла в Рождестве, в бегстве в Египет, в возвращении обратно, в путешествии в Иерусалим, когда Спасителю было 14 лет, сорокадневного искушения в пустыне, начала благовестия, всех исцелений, потом предательства Иуды, бегства Петра, Воскресения, Преображения, Вознесения – ничего бы этого не было, это все было бы бесполезно, если бы мы могли своими волевыми усилиями достигать спасения.

Без Спасителя, без Пришествия Господа в этот мир и без Божией помощи достичь спасения человечеству невозможно. Мы поражены первородным грехом, и мы действительно знаем, что такое добро и зло, но мы не можем разобраться, где подлинное добро, а где подлинное зло. Мы обречены на постоянное ощущение сумасшествия до тех пор, пока не умрем. Поэтому так называемое наказание смертью, которым Бог наделяет Адама и Еву после того как они вкусили от древа познания добра и зла, не есть, по сути, наказание, а есть проявление милосердия Божия. Господь прерывает вечность человеческой жизни – иначе человек будет вечно искать ответы на вопросы, которые перед ним возникают, и никогда не находить ответы.

Мы по-настоящему не знаем, что есть подлинное добро, а что зло. Все зависит от контекста меняющейся ситуации, это факт. Мы знаем заповеди Христовы. Но представьте, что нет этих заповедей, нет Христа, а есть мир до Христа. Подлинного понимания, что такое есть чистое зло и чистое добро, – нет. Мы знаем, что есть два начала: добро и зло. Но мы не над битвой, мы в битве, а это разные вещи. Мы в этом состоянии вроде как боги. В чем было лукавство змея? Он не врал, когда сказал: «Зная, вы будете как боги» – зная, но не управляя. Знать, что есть добро и зло, и быть над добром и злом – это разные вещи, разные положения. Лукавый не обманул, но человек таким образом оказался обреченным на вечные муки поиска подлинного добра и подлинного зла, и это состояние некоторого умопомрачения могло длиться вечно.

Согласитесь, даже в психиатрии считается, что мы все в группе риска – понятие нормы очень относительно, мы все в этом состоянии, в группе риска: в какой-то момент у каждого может произойти сбой. Почему? Человек живет, он вроде преуспевающий, у него все в жизни складывается, и вдруг у него пропадает сон, ему начинают сниться какие-то глупости, он не может жить без таблеток или начинает пить – не потому, что он алкоголик, просто в нем что-то надломилось, он не может найти ответ, что есть подлинное добро, а что есть подлинное зло, он не может определиться с этим в жизни, в себе не может разобраться. Он вообще не понимает, что происходит.

Кстати, Достоевский об этом много писал, поэтому и интересно его читать. И не только его, но и многих других классиков, потому что эти люди задавались такими вопросами, и ответ практически у всех был один и тот же: без Христа разобраться вообще невозможно. Мы находимся в глобально заколдованном лесу.

Помните, у Тарковского есть фильм «Сталкер»? Я недавно его пересматривал, рассуждая на эту тему. Сталкер рассказывает, что такое Зона. В принципе, это некоторое сравнение с нашей жизнью, с человеческим бытием. Я иногда сравниваю это и с церковной жизнью. Для меня Церковь – это Зона. И Сталкер говорит: «Не знаю, что здесь происходит в отсутствие человека, но стоит тут появиться людям, как все здесь приходит в движение. Бывшие ловушки исчезают – появляются новые. Безопасные места становятся непроходимыми, и путь делается то простым и легким, то запутывается до невозможности! Это – Зона. Может даже показаться, что она капризна, но в каждый момент она такова, какой мы ее сами сделали… своим состоянием. Не скрою, были случаи, когда людям приходилось возвращаться с полдороги, не солоно хлебавши. Были и такие, которые… гибли у самого порога Комнаты. Но все, что здесь происходит, зависит не от Зоны, а от нас!». Вот об этом вся история.

Один из героев ему говорит: «Понятно, хороших пропускает, а плохим отрывает бошки». Он говорит: «Н-нет, не знаю. ... Мне-то кажется, что пропускает она тех, у кого... надежд больше никаких не осталось. Не плохих или хороших, а... несчастных? Но даже самый разнесчастный гибнет здесь в три счета, если не умеет себя вести!». Понимаете, какая интересная штука?

Как раз об этом – как и беседа Андрея Рублева с Феофаном Греком в другом фильме Тарковского, там тоже об этом.

Если подвести итоги нашей передачи – очень коротко: в чем же все-таки наша борьба?

– В делах милосердия. Мы должны стремиться быть милосердными (как только мы перестаем быть милосердными, что-то не так). Тогда наступит эра милосердия (знаете такое произведение «Эра милосердия»?). Может быть, тогда она наступит, если каждый из нас будет хоть чуть-чуть стремиться быть добрым, исполняя заповедь Христову: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас, только так узнают, что вы Мои ученики». Не по борьбе с плотью и кровью – не по веригам, не по подрясникам, не по крестам, не по митрам, не по стихарям, не по архитектуре храмов, не по языкам, не по бородам – никак не узнают. Только если между нами будет пребывать любовь, выражающаяся в делах милосердия и в стремлении быть добрыми, хотя бы чуть-чуть. Это уже много.

То есть искуситель ходит вокруг «аки лев рыкающий»...

– Мы сами себя обманываем. Он ходит вокруг, но без нашего согласия ничего не творится. Не вкусил бы человек от древа познания добра и зла, если бы не дал согласия. Нужно было его согласие, это и было вкушение. Понятно, что это был не какой-то физический фрукт, это был волевой акт.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс