Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1040) → Священник Олег Герасимов: Православное отношение к успешности

Священник Олег Герасимов: Православное отношение к успешности

№47 (1040) / 9 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

Успешный человек – это, наверно, очень хорошо. С другой стороны, сейчас в нашем обществе много говорят о необходимости быть успешным и в профессии, и материально, и морально. И есть понятие « неудачник, лузер». Успешный человек в Вашем понимании и в понимании общества – это одно и то же?

– Успешность, которую пытаются нам навязать в качестве модели, прежде всего связана с понятием обеспеченности: успешный человек – богатый человек. И если он богатый, ему разрешается многое. Для достижения богатства у человека развязываются руки, он использует методы не совсем морально обоснованные. Но он это все покрывает тем, что показывает: он успешный, он достиг своей цели. Даже специальные тренинги проводятся, чтобы научить человека, как стать успешным.

Но при этом как-то забывается, что у успешности должна быть цель. И самое важное, как мне кажется, – не как человек выглядит внешне, а к какой цели он стремится. И, наверно, в понятие успешности со светской точки зрения и с церковной вкладываются разные смыслы. Например, я думаю, успешный человек – необязательно богатый: это человек, знающий, куда он идет, и стремящийся к этой цели. Это очень важно.

Я как-то прочитал в одной неправославной книге (и мысль зацепила), что если ставишь цель в пределах этой жизни, то это не цель, а просто промежуточный этап: ты ее достиг, и надо ставить следующую цель. Настоящая цель должна выходить за рамки этой жизни – цель, к которой нужно стремиться, не может быть достигнута в этой жизни. И если человек действительно этой целью движим, он может прийти к пониманию успешности, которое мне ближе всего.

В любой семье, православной или считающей себя нормальной, хорошей, обычной, говорят, что ребенок должен хорошо учиться, чтобы не работать дворником. Мы часто слышим: «Будешь плохо учиться – будешь работать дворником» – соответственно, градация: дворником быть плохо… Но одно дело, когда целиком все общество заточено под поиск успешности, и другой разговор, что об этой же успешности говорят и те, кто ходит в Церковь и слышит учение Христа.

– Я думаю, не нужно считать богатство самоцелью. Когда говорят, что ребенок должен окончить престижный вуз с целью получать большие деньги, выходит, что эти большие деньги и есть цель, потому что ты можешь при этом себе многое позволить. Но мне при этом представляется такая картинка. Представьте, человек купил дорогой и красивый автомобиль, навороченный, сидит в нем и отдыхает. Вот он сидит в ней – и что дальше? А дальше надо ехать. И тут встает проблема: куда ехать – покататься? Теоретически ты можешь ехать на этом автомобиле с большим комфортом и большой скоростью, но здесь вопрос: а есть ли куда тебе идти или нет? Так что само по себе наличие высокооплачиваемой работы еще не оказывается целью.

Целью должно быть что-то большее. Для этого, конечно, в большинстве случаев надо учиться. Это так странно звучит, но и дворник может быть успешным в том смысле, что он знает, для чего живет. А вот миллионер, имеющий много яхт и всего того, что душа пожелает, не понимает, для чего это ему. В этом смысле успешным может быть человек, у которого профессия не самая престижная.

Давайте разделим богатство и успешность: например, человек может быть богатым, но богатство свое использовать для строительства церкви, помощи другим людям – поступать так, как должен поступать нормальный человек.

– Богат ты или беден – это не показатель ни твоего духовного роста, ни показатель твоей духовной бедности. Господь в Своих притчах и примерах показывает нам, что важно не само по себе количество какого-то имения, а твое отношение к этому.

Самая яркая притча – о богаче и Лазаре. Про Лазаря сказано просто, что он беден, но очевидно, что он попал в то место (на лоно Авраама), которое заслужил, вовсе не потому, что бедный. Хотя про него ничего больше не сказано, важно, что упомянуто его имя: Господь почтил его – это значит, что Он помнит его (богача Он не назвал по имени); очевидно, что Лазарь умел эту свою бедность обратить на свою духовную пользу. И, наоборот, про богача сказано только, что он ел, пил, ярко жил и его похоронили – вот все, что о нем известно. То есть максимум, что он сделал, – себе обеспечил богатые похороны.

Вопрос телезрителя: «Я хотел сказать свое мнение на этот счет. Я считаю, что для начала надо стать человеком, чтобы про тебя говорили: вот этот человек слово держит. А потом уже успешность и бизнес. Чтобы потом не сказали, что ты стал успешным подонком. Вот что самое главное».

– Хорошее очень словосочетание – «успешный подонок». Мы прекрасно знаем, что есть изворотливые негодяи, которые достигли, но при этом они такие люди, с которыми общаться не хочется. Самый яркий пример опять же из Евангелия – про мытаря Закхея. Помните? Про него сказано, что он был маленького роста и залез на дерево, чтобы на Христа посмотреть, и что он был начальник мытарей (по-нашему, начальник налоговой службы), и он был очень богат (при этом отношение к мытарям было очень пренебрежительным).

Для нас сейчас это странно, а тогда – богатый человек, но им гнушаются: «Ну и что, что ты богатый? Мы знаем, каков ты» – сейчас это трудно себе представить: сейчас, если ты богатый, то есть априори уважаемый. Но да, можно быть успешным подонком, вы правильно сказали.

Мы не отказываем никакому человеку, что он образ и подобие Божие. Мы к людям должны относиться со всяческим желанием им добра… Есть расхожее мнение (это было еще в Ветхом Завете): человек считается любим Богом, если он богат; если человек нищий – значит, его наказывает Бог. И сейчас это мнение очень часто можно встретить (в том числе в неопротестантских кругах): если ты богат, то тебя любит Бог.

– Мне кажется, это упрощение – хотят выработать четкий критерий, который позволяет видеть, Господь с тобой или не с тобой. И в этом смысле неопротестанты пошли по простому пути: логично – если тебе Господь дает деньги, то Он тебя любит и к тебе благоволит.

Здесь, мне кажется, все намного сложнее, ведь как же святые отцы говорят: если человека посетила беда, то Господь его посетил? Это никак не укладывается в протестантское понятие.

Мне доводилось читать истории, когда человек был богат, успешен, но вот он пошел в Церковь – и вдруг все развалилось, стало плохо. И вместо того чтобы озлобиться, начать винить всех и вся, он понял, что здесь Господь показал ему: тот путь, по которому он шел, хоть и давал ему признаки успешности, – тупиковый. И когда человек зашел, уперся головой в стену, Господь ему показал: давай вернемся назад, начнем не совсем с нуля, но, по крайней мере, сколько-то отмотаем... И если человек это понимает, он свое внешнее падение, которое все расценивают как полный крах, начинает воспринимать как новое рождение. И тут появляется, что называется, успех. Хотя внешне все вокруг могут сказать: «Да это же фиаско!». Нет, это самый-самый расцвет.

У меня был знакомый. Он был алтарником у нас, и так получилось, что он попал в тюрьму – и мы сейчас поддерживаем с ним общение, переписываемся. Может, он нас смотрит или сможет посмотреть, он поймет, что о нем речь. Меня поражает, когда он говорит: «Слава Богу, что так произошло. Я в такой зашел тупик…». После того как он в церкви с самого раннего детства, он поалтарничал и вроде как должен был пойти потом в семинарию, а он уехал в Москву, стал бизнесом заниматься – говорит: «Ногой дверь открывал разным знаменитостям». И вдруг на него такое обрушилось – он потерял все. И сейчас он говорит: «Слава Богу» – вот это показатель успешности, на мой взгляд.

Вопрос телезрителя: «В каких областях не должен работать христианин?».

– Нет прямого запрета – есть области, в которых не может участвовать не только христианин, но и любой нормальный человек: порнобизнес, наркотики. Понятно, что это невозможно не только для христианина, но и для здравомыслящего человека. Христианин – не профессия, не социальный статус, это мировоззрение.

Я всегда по этому поводу говорю «православной инженер, православный повар»…

– Да, который святую воду добавляет в кирпичи, суп. Нет, православный человек – это человек, который живет Христом; кем он при этом работает, не важно, Господь ему поможет в любой деятельности – главное, чтобы он делал ее добросовестно, как из рук Христа принятой. И тогда понятно: да, есть вещи, неприемлемые для христианина.

Всем известны слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все». Вопрос: можно ли быть успешным человеком без памяти о Боге?

– Я думаю, здесь зависит от того, что вкладывать в это понятие. С моей точки зрения (я не берусь говорить за всю Церковь, это невозможно), успешность без памяти о Боге – тот случай, когда человек не знает, для чего он живет. И если он делает деньги просто ради денег, то в какой-то момент он просто упирается в стену. Есть случаи, когда люди на себя руки накладывают, с ума сходят, ибо, как я уже сказал, цель выходит за пределы этой жизни.

Мы часто просим у Господа хлеба насущного: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Не секрет, что многие воспринимают эту просьбу так: пельмени на сей день подай нам. Говорится, что всякий просящий получит у Господа. Можно ли просить: «Господи, дай мне денег, машину…» и так далее?

– То есть хлеб, масло, икру.… Ну, просить-то все можно. Но Господь нам показывает, что Он исполняет не все просьбы – Он их как бы корректирует. И это приводит к тому, что мы не сразу получаем просимое или получаем не то, что просим, и только потом понимаем, что получили то, что надо. Так что просить просите, но Господь Сам скорректирует просимое.

Вопрос телезрителя: «Успешность бывает духовная: прощение грехов, страстных пороков. И бывает житейская, материальная успешность… Прежде всего, наверно, должна быть духовная успешность, а потом уже просить то, что хочется? Как тут правильно понимать?».

– Даже не сначала должна быть успешность духовная, а она должна быть первой и единственной. Как у Булгакова: свежесть – первая, она же и последняя. Если человек идет к Богу, если он старается понять свое место в этой жизни, то Господь будет давать ему то, что ему на этом пути нужно. Если это подразумевает то, что он должен взойти по этой лестнице, он на нее взойдет. Мы знаем прекрасных православных руководителей. Есть пример преподобного Серафима Вырицкого, который был в свое время успешным купцом, а потом оставил все и стал монахом.

Он до этого хотел стать монахом, он с юности мечтал им быть…

– Это не помешало ему стать успешным – значит, иногда предполагается какое-то время нести бремя денежных вещей. У меня такого бремени нет, но я имею опыт общения с людьми, которые имеют деньги, и они говорят, что деньги – это головная боль. В глазах людей это пропуск ко всем благам мира и так далее, но их же надо как-то сохранить, их надо куда-то вкладывать, беспокоиться, чтобы их не украли. Как это страшно...

Вот проезжаешь мимо богатых домов – что первое бросается в глаза? Огромный забор и камеры: люди боятся, что к ним залезут, у них украдут что-то. Это бремя. И если Господь на пути духовного возрождения человеку это бремя дает, Он дает это, чтобы тот распорядился этим бременем так, чтобы преуспеть в своем пути к Богу. И тогда все будет на своих местах – все остальное приложится.

Есть еще один интересный аспект молитвы. Можно ведь молиться не «Дай мне машину, денег, жену-красавицу», а так: «Господи, дай мне сил, знаний, здоровья, дай мне возможность заработать, чтобы позаботиться о своей семье, близких».

– Но здесь, мне кажется, опять же все Господь корректирует. Нам кажется: получи я сейчас просимое – и мы распорядимся этим так, и только так. Но, к сожалению, это не всегда подтверждается: есть примеры, когда человек получает миллион и потом становится скрягой – миллион его губит. Господь знает, что кому дать. Вот вы затронули тему здоровья, и сразу вспоминается тот случай, когда Господь пришел к теще Петра. Помните, Он пришел, она лежала в горячке, Он ее исцелил, и она встала и служила Ему. Он не просто так дает здоровье: здоровье ради здоровья. Такой, знаете, фетиш – здоровье, здоровый образ жизни. Нет, здоровье – для чего-то. И когда я что-то прошу, я, конечно, могу просить чего угодно, а Господь Сам этот список отредактирует.

Есть замечательная притча, как некий человек то ли в видении, то ли во сне увидел, как он пришел в лавку, а за прилавком Сам Господь. Человек говорит: «Господи, можно?». Господь отвечает: «Можно, проси все, что пожелаешь». Тот попросил и денег, и здоровья. Господь выносит маленький-маленький пакетик. «Как, Господи, так мало?». – «Да, Я забыл предупредить, что Я продаю только семена. Но сделать что-то ты должен сам». Господь тебе поможет, если ты хочешь что-то получить, но сделать ты это должен будешь сам.

На самом деле молитва – это обоюдное: и мы Бога просим, и Он вкладывает в душу то, чего нам и следует попросить. В одной молитве есть такие слова: «Господи, Сам во мне молись – я не знаю, что у Тебя просить, Ты лучше знаешь». Мы можем, конечно, по горизонтали что-то просить, но потом сами понимаем, что есть вещи, которых просить не стоит.

Еще один аспект: мы молим Господа усердно – мы убеждены, что это нам необходимо. Мы просим не «да будет воля Твоя», а «да будет воля моя», и здесь еще один интересный аспект, касающийся успешности. Один очень известный профессор был в паломничестве, в поездке в Австрию. Наши православные женщины (а это были тяжелые 1990-е) говорили: «Ой, смотрите, сколько здесь всего, как люди улыбаются. Это потому, что они не задумываются, во что одеваться нужно», – на что наш знаменитый профессор ответил: «Зато у нас легче спасаться».

– Там, где все есть в магазинах, когда по первому твоему требованию прибегает целая армия «спасателей», Богу некуда приложить усилия.

Вопрос телезрительницы: «Как вы советуете причащаться в Рождественский пост?».

– Как часто надо причащаться, есть много мнений. Начиная с того, что несколько раз в год, и заканчивая тем, что чуть ли не каждый день: отношение к Причастию у всех разное, и те, и другие крайности имеют своих сторонников, и все могут объяснить, почему.

Я своим прихожанам рекомендую причащаться чаще. Раз в месяц – тот край, дальше которого затягивать нельзя. На мой взгляд, Причастие – это встреча с Богом, по Которому нужно соскучиться, и если ты причащаешься слишком часто, это может стать дежурным актом.

Если же без Причастия потомишься, то начинаешь понимать, что без Бога не можешь. Мой опыт подсказывает, что где-то в течение месяца это очень чувствуется. Дальше происходит обратный эффект: если человек не причащается долго, его это не так уже и трогает – год проходит, и уже вроде как не нужно совсем. Я это объясняю для себя тем, что душа поступает не так, как наш организм: когда он голодный, мы насыщаемся – иначе нельзя, иначе умрешь.

А душа тихо засыпает, она перестает тебя тревожить – и тогда происходит страшная вещь. Если ты долго не причащаешься, то потихонечку становишься живым человеком очень условно. И такой человек может прийти на Причастие раз в год. Спрашиваешь у него: «В чем ты грешен?». – «А ни в чем: грехов своих не вижу». В этом смысле редкое Причастие, мне кажется, пагубно.

Но и частое причащение тоже, может быть, не совсем хорошо. Хотя есть люди, которые причащаются каждый день – я им даже завидую… Причащайтесь так, как скажет вам ваш духовник. Но я считаю, что раз в месяц – это край. Постом удобнее причащаться – об одном из атрибутов подготовки к Причастию уже думать не надо: пост и так идет. Соответственно, можно и чаще.

А тут ведь, отче, есть то, что касается нашей темы успешности: праздник, Новый год. Прежде всего все говорят о желаниях, и эти желания очень плотские, материальные. И в семье этот праздник долгое время был одним из самых главных. Как христианину противостоять желанию семьи встречать Новый год?

– А надо ли? Вопрос не в том, чтобы показать, что ты такой православный. К сожалению, был такой период, когда 8-е марта считалось бесовским праздником, и тем обижали людей, которые этого не понимали.

Православный человек пытается, чтобы через него был виден Христос. Когда он просто показывает, что он православный (мяса не ест, отрицает все языческие праздники), то это фарисейство... Нет, православный человек не такой.

Я думаю, люди встречают праздник, и то, что это праздник, – уже хорошо, это уже повод, чтобы поговорить о Начальнике всех праздников. Нет, даже не поговорить – не надо говорить о Христе. Какой-то старец сказал: «Не надо разговаривать с людьми о Боге, надо жить так, чтобы людям хотелось с вами о Нем поговорить».

Такие есть слова: как год встретишь, так его и проведешь. Это отчасти, может быть, и верно. Можно с радостью, желанием доставить радость другим, при этом, не нарушая пост, каким-то образом переплавить аккуратно языческую составляющую. И я могу сказать, что Церковь так всегда и делает. Когда она пришла на Русь, не устранили же праздники (ту же Масленицу), а просто аккуратно придали им новый контекст.

Будем стараться. У нас шутки ходят, что на Новый год будем освящать шампанское, – но это шутки. А есть храмы, в которых богослужение проводят на Новый год: лучше провести этот праздник в храме, чем за столом. В этом тоже есть свой смысл.

Еще один аспект: все-таки мы в молитве к Господу должны быть очень осмотрительны, чтобы возложить всю свою жизнь в руки Господу, и тогда у нас будет все хорошо.

– Благословен Бог наш! Я призываю на вас Божие благословение, поздравляю с началом Рождественского поста и желаю вам провести его максимально к пользе душевной и к достижению успешности – в том смысле, в котором мы сейчас это обсудили.

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс