Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1040) → Протоиерей Евгений Попиченко: Кроме Бога, никто не поможет

Протоиерей Евгений Попиченко: Кроме Бога, никто не поможет

№47 (1040) / 9 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

Батюшка, вопрос телезрителя из Воронежа: «Как правильно жили апостолы или угодники Божии, которые достигли Царствия Божия еще на земле? Они стали сосудом Божиим на земле, не грешили долгое время (не просто день-два без греха), и обычно их смерть была мученической. Как избежать своих страстей, когда греха нет, но есть мнимые страстенки? У Иисуса Христа и Богородицы не было ни одного греха, а у всех святых были грехи. Как избавиться от лукавого состояния, когда хочешь полноценно угодить Богу? Я понимаю, что в этом случае надо уходить в монастырь. Но что еще сделать? Если у тебя есть цель уйти в монастырь и служить Богу, как тогда реализовать свои духовные мечты? На чем больше всего акцентировать внимание? На молчании уст, на движении Духа Святого в себе? Почаще молиться, уйти в затвор или же, наоборот, больше общаться с людьми? Или искать золотую середину, как говорят святые старцы?».

– У святых отцов страсти никуда не девались, святость – это не стерильность, не безгрешность. У нас нет такого догмата, как в Западной Церкви, о непогрешимости или безгрешности каких-то лиц. Собственно, святость – это покаяние в грехах. Святой – кающийся грешник, который любит Христа и ради Него выкарабкивается из своего болота.

У Паисия Святогорца есть такая эпитафия на могиле (я передам ее своими словами): «Нет такого греха, которым бы я не согрешил. И неважно, что те или иные грехи не совершал в большей или меньшей степени. Просто у меня нет оправдания, поскольку мне так много дано, а я так мало из этого смог реализовать». В этих словах правда Божия, что у нас нет оправдания. Мы знаем Христа, знаем Его Церковь, вкушаем благодать Духа Святого, и нам нельзя сказать, что вот этого мы не знали, а там так случилось, не смогли иначе. Мы больны всеми болезнями, которыми заражена природа человека. И все внимание надо обращать на покаяние, на сокрушение сердечное, на молитву о помиловании: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Как нам взвешивать, какая у нас степень одухотворенности? «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем – мое почтение». И на это надо обратить внимание всем нашим христианам, которые живут церковной жизнью, находятся в общении со священниками. Ведь так важно батюшек беречь! А для этого нужно готовиться к разговору со священником, готовиться к Исповеди, нужно взять и проработать текст, выжать суть, всю воду вылить.

Почему отец Димитрий Смирнов на сегодняшний день стал таким конкретным в высказываниях? Часто это людей шокирует, когда он спрашивает четко: «В чем вопрос?». Обычно такой подъезд издалека: «Вот у меня племянник, вот он приехал, привез печенье...». В чем вопрос? Потому что время ограничено, создается напряжение. Батюшке нужно вникнуть в суть вопроса.

Бережное отношение состоит в том, что дома все это проработал, на Исповедь пришел, в две минуты уложил суть всего, что принес, и потом настроился услышать ответ от Бога через священника, если ты с верой к нему пришел. Мне кажется, этому надо учиться. Это очень серьезная проблема. Если у батюшки сократится время его многочасового стояния на Исповеди, то ему будет легче жить.

Да, уметь самому проанализировать свою жизнь, свои проблемы и выделить из этого самое главное.

– И вообще взять ответственность за себя на себя. Не приходить к священнику как к некоему оракулу и говорить: «Батюшка, благословите, что мне делать», а быть серьезным, зрелым. Когда человек уже как-то ориентируется (мы же читаем Евангелие, святых отцов), можно провести анализ. Прочитали – сделали. Ошиблись, упали? Как однажды сказал Арнольд Шварценеггер: упал, отжался, встал, отряхнулся, дальше пошел. Ведь так человек набирается опыта.

Не жить все время по инструкции: собрал пятьсот разных пунктов, показали ситуацию – и сразу нужный файлик достал: «О, по инструкции надо поступить так». Это называется фарисейство, законничество. Потому что в жизни ситуации всегда разные, они не повторяются, и все время нужно включать и сердце, и ум. Это твоя ответственность, твой выбор здесь и сейчас. Потому что когда-то нужно стерпеть, а когда-то нужно со смирением дать в лоб. И человек должен научиться делать правильный выбор. А если ошибся, должен научиться каяться. Это личный, внутренний процесс.

Вопрос телезрителя: «Чаще всего массовая культура потакает страстям, а любое недовольство своей духовной жизнью называется комплексами. Как в таком случае не превратиться в серую мышку и не впасть в грех, ведь это неинтересно окружающим?».

– Мы же не для окружающих живем. Дружба с миром есть вражда против Бога, надо сдружиться с Богом. Красота человека не в его шмотках, статусе, а в его душе. Глаза – зеркало души. Если у человека в жизни все правильно обустроено, если у него все на своем месте (и отношения с Богом, и с самим собой, и с ближними) – это потрясающая красота. Когда встречаешь человека, у которого внутри одухотворенность, невозможно оторваться от этой красоты. Это огромная силища, то, что притягивает людей.

Люди ищут настоящего. У нас сейчас очень много фальшивок, косметики, камуфляжа. Люди себе имиджи создали и думают, что этим можно кого-то обмануть, пыль в глаза пускают своими успехами. Но посмотри в глаза человеку – и поймешь, что у него в душе. Мне кажется, может, и не надо ориентироваться на то, что люди скажут или подумают, важно, что скажет Бог, моя совесть, и на этом сосредоточиться. Даст Бог, найдется близкий человек, с которым возникнет созвучие души. А этого часто бывает и достаточно. Нам и не надо дружить со всем миром.

Мне кажется, что тема мертвых душ на приходе и в Церкви очень хорошо пересекается с темой нашего изменения, когда мы приходим в храм. Вначале мы получили определенное оглашение, основы веры, прониклись этим, узнали и прочувствовали в период неофитства. И потом начинается этап, на котором надо развиваться, куда-то идти, стремиться, пытаться самого себя преображать и добиваться успехов, как бы пафосно это ни звучало. Рост должен быть постоянно. А состояние, когда все ровно, топчешься на одном и том же месте, наверное, и приводит к тому, что потом начинается затухание. В итоге и появляются те люди, которые вроде и ходят в храм по привычке, но не совсем понятно зачем (если глубоко посмотреть).

Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Я крестила своего внука в младенчестве, я ему крестная мама. Ему сейчас 19 лет, и он снял крест. Я спрашиваю, почему он снял крест, а он говорит: это мое решение. Пока вот так. Молюсь за него, подаю за него требы, но как мне правильно поступить: вразумлять его или Господь по молитвам его вразумит?».

– Есть такая история в Евангелии. Самый прекрасный в мире отец, когда его сынок решил пожить своей жизнью за счет отца, отдал ему причитающуюся часть имения и отпустил в «страну далече». Не контролировал, не бил по рукам, дал ему возможность прожить свою жизнь так, как он хочет. Потому что в этом есть любовь, она страдает, но не связывает, не заковывает в наручники, не насилует свободу. И здесь надо учиться отпускать. В жизни каждого человека наступает период, который должен помочь ему встретиться с Богом. А у Бога огромное количество разных инструментов, которыми он может человеку помочь.

У одного пастыря была в стаде очень строптивая и бестолковая овечка, она все время убегала за ограду, а там же волки, у них одно желание – догнать и разорвать. И вот она один раз убежала, а он ее поймал, вернул. Второй раз убежала, на третий раз он ей ногу сломал, и пока у нее заживала нога, он ее носил на руках. В то время, когда овечка жила на руках у пастыря, она привыкла к его запаху, к его теплоте, заботе и ласке. И когда нога у нее зажила, она больше никуда не бегала, потому что почувствовала, что любовь – здесь.

И Господь, как мудрый Пастырь, иногда попускает какие-то вещи, которые ломают нам ноги, создают жизненные трудности, чтобы мы ощутили нужду в Боге (кто-то в большей степени, кто-то в меньшей). Кому-то надо в тюрьме побывать, чтобы поумнеть, кому-то нужно в армию сходить, чтобы там, оказавшись подальше от мамы и папы, вдруг ощутить, что, оказывается, кроме Бога, никто не поможет. Кому-то надо в море сплавать, чтобы начать молиться.

Для каждого Бог выбирает самые оптимальные условия. Надо просто Ему доверять и прямо сказать: «Господи, я все сделал, что мог». Правда, это далеко не так, но сейчас уже ничего не переделать. «Господи, я вверяю Тебе моего внука (или моего сына), позаботься, пожалуйста, о нем. Я буду молиться, буду стараться жить угодно Тебе, но о нем позаботься». И вот так, с доверием, отпустить. Когда через какое-то время он возвращается, весь побитый, растративший свое имение, конечно, отец его принимает, не упрекает, не вспоминает, отдает свою любовь. И это исцеляет душу блудного сына.

Есть состояние, которое называют «зоной комфорта». Когда человек добился определенных результатов, его все устраивает, он в тепле, его базовые потребности удовлетворены. И для того чтобы выбраться из зоны комфорта, либо должны так сложиться обстоятельства, что хочешь не хочешь – выберешься, либо должно быть собственное усилие человека к тому, чтобы пройти определенный рубеж? Если говорить про духовную жизнь, про жизнь церковную, то можно ли попасть в такую зону комфорта?

– Запросто. Зона комфорта – это же зона смерти. Можно сказать так: а что плохого в зоне комфорта, когда тепло, сухо и все под рукой? Но здоровый, живой, ищущий человек все время в пути. Если душа выгорела, погасла – наступила духовная смерть.

У Владимира Семеновича Высоцкого есть такая песня, называется «Веселая покойницкая», как везли на похороны мертвого, в разных куплетах происходят разные коллизии. Дождь пошел, все намокли – и только тому, кто в гробу, ничего. Грузовик попал в аварию, все пострадали – и только у того, кто едет на кладбище, все нормально, у него ничего не меняется, ему очень комфортно, его среда адекватна окружающей природе, его температура тела одинакова с внешней.

Вот это – зона комфорта, то болото, которое вокруг меня образовалось, я к нему привык, здесь все так понятно, предсказуемо, но оно со своими червяками, гадами, змеями. Жизнь – это ручеек, боль, рождение. Никакое рождение невозможно без боли. И для того чтобы убежать из этой зоны, у человека должна заболеть душа, он должен начать кричать к Богу. И Господь периодически нам создает напряжение, чтобы наша душа заболела.

А для того, чтобы это не запускать, нужно всегда держать руку на пульсе и стремиться стать профессионалом в той деятельности, которой мы занимаемся. Если ты стал христианином, стань профессионалом в молитвенном делании. Чтобы душа не остывала в молитве, нужно трудиться, достигать совершенства. Любой профессионал – это тот, кто получает удовольствие, наслаждение от дела, которое он освоил, в котором он творчески развился.

Но начинал-то любой мастер с подмастерья, были свои подзатыльники, испорченные детали, он плакал, мучился. И постепенно, не оставляя трудов, постоянства в молитве, достиг определенных знаний, умений и навыков. Эти навыки дают ощущение радости от того дела, которое изначально казалось сложным.

Что интересного в том, чтобы молиться каждый день одними и теми же молитвами? Но вот профессионал приходит на литургию. А Литургия, с одной стороны, за две тысячи лет вообще не изменилась, а с другой стороны, это такой безбрежный океан, где все время новые и новые открытия. И часовая Литургия всегда может быть источником жизни, вдохновения, хотя она одна и та же каждый день. Но в то же время, когда достигаешь некоторого навыка, ты этим питаешься и получаешь великую радость.

Что касается радости, то можно поговорить вот о чем. Мы находимся в преддверии Рождественского поста. И когда речь идет о посте, для человека отношение к нему может быть в трех градациях. Первое состояние – это когда он рад, ждет этого периода, когда как-то сосредотачивается, пытается немного себя усмирить и так далее. А есть состояние, когда пост наступил – ну и ладно; церковный календарь мне об этом сообщил – что ж делать, откажусь от молочного, усилю свои молитвы, переживу этот период, и потом начнется нормальная жизнь. И есть состояние, когда пост прямо в тягость, когда и не хочется, и настроиться на него не можешь, и в течение поста тоже настроиться толком не получается. От чего это зависит? И, наверное, самое главное – как захотеть поститься?

– Как захотеть поститься? Всегда, если есть цель, человек выбирает средства, и через них цель достигается. Пост – не цель, это лишь средство для очищения души, чтобы она смогла воспарить в молитве. «Постом смирял душу мою, молитва в недра моя возвращалась». Если человек полюбил молиться (а молитва приближает человека к Богу, дает ему благодать, это пища для души, энергия, в которой душа живет), жажда благодати дает человеку силы использовать инструмент поста. Надо трудиться. И в этом также поможет такой порядок: знания – умения – навыки. Узнал, выучил, приобрел – и дальше уже можешь поделиться с другими.

Накануне постов Вы систематически отправляете своим сотрудникам и духовным чадам некое пожелание, наставление, напутствие, в том числе и с указанием того, что было бы интересно и полезно почитать. И все это с обратной связью и с обсуждением того, что прочитано. На что в этом году больше всего обращаете внимание и для себя лично, и в качестве совета духовным чадам и нашим зрителям?

– При подготовке рождественского поздравления всегда ищешь основную тему, которая сегодня беспокоит. В начале этого года на ум пришли слова преподобного Амвросия Оптинского, что в жизни сей каждому человеку важен ласковый взгляд, приветливое слово, чтобы нас любили и нам верили. Важно то, что является самым дорогим и редким сокровищем, – внимательное сердце.

В течение года в разных встречах, беседах мы все время возвращались к этому лейтмотиву, что очень важно внимательное сердце, важно сердце тренировать, а для этого не надо учиться хорошо и красиво говорить, не надо грамотно воспроизводить чужие мысли. Нас этому много учили в школе: и читать, и писать, и говорить. Не учили только одному, но самому важному навыку – умению слушать. Слушать не ушами, не умом, а сердцем, слушать человека с максимальной попыткой поставить себя на его место, понять его жизненную ситуацию. Это основная проблема, что мы не умеем слушать, мы не слышим друг друга.

Ребенок приходит домой, мама видит, что у него не то настроение, говорит: «Что случилось?» – «Да ладно, ты не поймешь». – «Ну как же? Я же самый близкий тебе человек, расскажи мне, что случилось, я, конечно, пойму». – «У меня возникли проблемы с учителем английского языка». – «У меня тоже были такие проблемы, я их решила так. А вообще тебе нужно получше делать уроки, поменьше смотреть телевизор и в эти гаджеты, тебе нужно усерднее заниматься…». И еще пять минут такого монолога. Потом говорит: «Ну ладно, теперь расскажи, что тебя беспокоит».

Он бы и сказал, но мы не слышим. Это удивительный навык – вслушиваться в то, что человек, может, даже не говорит. Например, женщины часто говорят вообще не то, что хотят сказать, и не то, что они чувствуют. Это такая их особенность. А что человек проживает, что он чувствует? Весь год мы старались в этом плане работать. На следующий год пока еще не пришло время понять, почувствовать какое-то направление мысли и деятельности, а в этом году было так.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс