Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Димитрий, уместно было бы поговорить в рамках нашей темы про притчу о милосердном самарянине – ее смысл, добродетель милосердия, – и рассказать, почему необходимо милосердие.
– Да, совершенно верно, вчера на Божественной службе мы слышали эту удивительную многогранную притчу о милосердном самарянине. Если можно так сказать, то самая главная сюжетная мысль была в следующем. Подходит к Спасителю один из законников – человек, который знает Закон, букву Закона буквально наизусть. Приходит, чтобы потщеславиться – себя показать, покрасоваться, и задает, скажем так, юному галилейскому проповеднику и чудотворцу, каковым считали вожди Израиля Спасителя (разумеется, никто из них еще не дошел до осознания, что это Сам Сын Божий), вопрос:«Какая самая большая заповедь в законе? Что мне сделать, чтобы спастись?».
А Господь задает ему встречный вопрос: «Что написано в законе, как ты читаешь?». И законник тут же цитирует, что сказано в Писании, причем цитирует правильно – что надо возлюбить Господа всем сердцем, всей душой, всем помышлением, всей крепостью (с этим никто не спорит) и возлюбить ближнего, как самого себя. Казалось бы, взоры всех окружавших людей смотрят на этого законника, и Господь, будучи Сердцеведцем, спокойно отвечает ему: «Так поступай – и будешь жить».
Но поскольку на самом деле у этого законника мотивы были не очень честны, он спрашивает у Спасителя: «Кто же мой ближний – к кому эту милость, любовь я могу проявить, а к кому могу не проявить? Кому я обязан, будучи ближним по кастовому или сословному принципу, не отказать, а кому могу отказать?» (у ветхозаветного Израиля представление о ближнем было специфическое). И вот Господь приводит эту удивительную многогранную притчу.
Дорогие друзья, все, кто в христианской традиции воспитан, наверно, читали много святоотеческих толкований на нее, но мне хотелось бы вот на что обратить ваше внимание. Господь Своим ответом в этой притче показал совершенно новую меру родства, доселе неизвестную людям: оказывается, твой ближний – тот, кто встретился на твоем жизненном пути, кто нуждается в твоей помощи, и ты имеешь возможность ему помочь: принцип не такой, что это родные мне по плоти люди или члены какого-то сообщества, знакомые или люди, с которыми я связан какими-то узами (и если я им помогу, они мне помогут в случае чего), а это любой человек (любого возраста, пола, состояния, национальности, вероисповедания), который попался на твоем жизненном пути и нуждается. Тебя Господь сводит с ним: он нуждается, а ты можешь ему помочь. Вот это есть твой ближний – чтобы мы научились действительно мыслить по-Евангельски, по-новозаветному.
По-Евангельски все люди, окружающие нас, – наши родственники?
– Нашими родственниками по Адаму. Любой человек – наш родственник, которому я могу помочь, и, если Господь свел меня с ним, я должен ему помочь. И вот в конце этой притчи Спаситель очень мудро отвечал законнику и в то же время всем слушающим и всем читающим Священное Писание до скончания этого века: «Иди и твори так же» – иди и поступай так же, как поступил милосердный самарянин.
Но мы знаем из святоотеческих толкований, что под образом милосердного самарянина подразумевается Сам Господь Иисус Христос – Сам Господь по милосердию сошел на землю, воплотился, все, что только возможно, максимально сделал для человеческого рода: открывал людям в притчах о тайнах Царствия Божия, исцелял всякую болезнь, воскрешал мертвых, жизнь Свою отдал, умер на Кресте и Воскрес – Господь все сделал для падшего человечества, и так мы должны поступать по отношению к нашим ближним.
Не случайно, в частности, святитель Иоанн Златоуст в своих пламенных проповедях воодушевлял, вносил в сердца слушателей огонь ревности к богоугождению, добродетелям – мы читаем произведения святителя Иоанна Златоуста и видим, как много внимания уделял этот великий святитель именно добродетели милосердия: некоторые его современники, в частности, святитель Палладий Еленопольский, один из ближайших его учеников, вспоминает, что святитель хотел весь Константинополь сделать как бы одним странноприимным домом. Как он пламенно в своих проповедях бичевал жестокосердие богатых людей, которые жили только для себя и, имея реальную возможность, чуждались ближних, нуждающихся, как будто они люди совершенно другого сорта, – и вот, если выразиться современным языком, программа максимум, которую наметил святитель Иоанн Златоуст среди достаточно развращенного столичного общества, заключается в том, чтобы все научились благотворить друг другу.
Какое было бы счастье, если бы так было! Отец Димитрий, что такое милость духовная и милость телесная? В чем разница и какая из них более необходима человеку?
– Необходимы нам и милость духовная, и милость телесная – они связаны между собой. Святитель Иоанн Златоуст, о котором я только что упомянул, во многих своих проповедях толкует Священное Писание, приводя Евангельские слова, что Господь любую жертву и в 100, 60 и 30 крат приемлет и вознаграждает даже намерения.
Естественно, и телесная милостыня очень нужна. Спасительно для каждого человека, кто имеет возможность, помогать телесно, материально нуждающемуся. А душевная помощь заключается в том, чтобы вовремя посочувствовать человеку, поддержать его, дать добрый совет, утешить человека, подавленного какой-то скорбью, печалью, трагедией, потерей близких. В душевной помощи, душевной милостыни тоже ни в коем случае нельзя отказывать.
И более высокая степень милостыни – милостыня духовная, это молитва за нуждающихся в молитве. Может быть, даже за тех, кто тебя об этом даже не просит, но ты сам видишь, что человек нуждается в молитве. И буквально пастырская любовь, которая была у святителя Иоанна Златоуста, святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, которого тоже сегодня чтит Святая Церковь. Именно в этом состоит духовная милостыня – в молитве и в том, чтобы жизнь свою полагать за ближних: такая пастырская, самоотверженная любовь.
В Евангелии сказано, что следует милостыню творить тайно – правая рука не должна знать, что делает левая. Но чтобы научиться добродетели, человек должен иметь перед собой видимый пример. Стоит ли скрывать добродетель или стоит ее показывать?
– Любая добродетель, как говорят нам святые отцы Церкви, имеет одно свойство – она себя выдаст. Смирение, кротость, терпение, милосердие, чистота сердца рано или поздно себя выдадут. В каком смысле? Это не значит, что человек делает что-то напоказ – молится или дает милостыню, постится. Если человек делает милостыню по-Евангельски – тайно, чтобы правая рука не знала, что делает левая, все равно эта добродетель его выдаст.
У преподобного Паисия Святогорца есть такое наблюдение. Он рассказывал об одном монастыре (монастырь был особножительный, не общежительный – такой устав у него был), где каждому из братии давалось за послушание материальное вознаграждение. В той обители более крепкие, сильные по возрасту братия брали на себя по нескольку послушаний, получали за них большие вознаграждения и изобильно творили милостыню. И преподобный Паисий вспоминает, что в этой обители был один монах, которого все прозвали Скрягой: он тоже трудился и получал вознаграждение, но практически никому ничего не давал, по крайней мере, это не было заметно. Все знали, что, если у любого из братии попросишь помощи, они помогут. А у Скряги даже не просили.
А когда он скончался, на его похороны собрались бедные со всей округи и говорили: «Этот монах меня спас. Я умирал, а он прислал деньги, помог купить мне вола» – в то время купить вола (или коня, телегу) было важно. Он средства, которые получал, копил и делал тайно добрые дела, скажем так, большого масштаба: находил человека, который в нужде, и это делал. Вот видите, какая добродетель была у человека, которого прозвали Скрягой. Он смог скрыть свою добродетель, а она его выдала после блаженной кончины, и все плакали и говорили: «Если бы не этот монах, я и моя семья пошли бы по миру».
Отец Димитрий, почему, бывает, человек творит милостыню, но не чувствует в душе радости? С чем это связано?
– Очень мудро преподобный Паисий Святогорец рассуждает примерно на такую тему: надо всегда глубже посмотреть в свою душу – каковы внутренние мотивы твоей благотворительности, милосердия (особенно если мотивы эгоистичны – допустим, хочется прославиться или получить уважение, прослыть благотворителем)?
Он вспоминает интересный случай. Когда преподобный Паисий подвизался в монастыре Стомион, он был одним из инициаторов того, чтобы в одном городе на праздник Рождества Христова раздать подарки нуждающимся, бедным семьям. Нашлись люди, имевшие такую возможность, и преподобный Паисий их организовал, вдохновил. Они накупили подарков, узнали, сколько примерно в городе нуждающихся, и собрались к празднику Рождества Христова. Нашелся один мудрый человек (преподобный Паисий не говорит – кто, но скорее всего это был он сам), который сказал: «Надо все сделать тихо, смиренно – ради Христа». Все возмутились, возроптали: «Как?! Это же праздник Рождества Христова!» – мол, надо, как сейчас принято говорить, акцию провести, чтобы было известно, сделать хорошую рекламу, хорошую огласку. Сделали хорошую огласку. На площади собрались те, кто как раз не нуждался: более бойкие, решительные, и (я цитирую преподобного Паисия) подобно гориллам набросились на все эти подарки. А бедным, на самом деле нуждающимся, ничего не досталось. И когда организаторы благотворительной акции пытались все упорядочить, они еще и по шее получили во славу Божию от этих решительных людей.
Хочешь вроде бы сделать добро… Но, если делать с эгоистичными мотивами, не смиренно, не ради Христа, а чтобы так или иначе прославиться, это приводит к такому результату. Поэтому и нет в душе той тихой благодатной радости, что бывает у человека, который сделает милостыню ради Христа, тайно. Видишь, что кто-то нуждается, дай во славу Божию тайно и забудь, не жди благодарности, признательности – тогда в душе будет радость.
Хочется одну главную мысль подчеркнуть: когда мы должны благотворить, не должны даже и радости искать, даже не должны об этом думать: «Вот я дам милостыню – и у меня будет в душе радость». Такие мысли – это уже некий тонкий эгоизм, тонкое тщеславие. Надо делать все только ради Христа: по заповеди ты должен помочь ближнему.
Отец Димитрий, скажите, милостыня атеиста, человека неверующего, угодна ли Богу? Как она ценится в Божиих глазах?
– Милостыня, святые отцы говорят, вообще царица добродетелей. Люди вроде бы еще не верят в истинного Бога, не читают Евангелие, никогда не исповедовались, но ведь «душа – по природе христианка». Хоть и не у всех, к сожалению, есть еще это осознание и действительно глубокая вера, но по природе человек создан по образу Божию – и в него вложена любовь, устремленность к добродетели. И порой даже люди неверующие внутренне восхищаются каким-то подвигом, чем-то добродетельным – такое, безусловно, есть, поэтому и они тоже могут быть благотворителями.
Преподобный Паисий Святогорец вспоминает, как в Швейцарии жила одна женщина, достаточно богатая и очень щедрая, и она обильно раздавала что-то нуждающимся, но была неверующей. К концу своей жизни она практически все раздала и осталась сама в нищете. Но в благодарность за ее благотворительность те, кто когда-то получал от нее помощь, направили ее в одно достаточно состоятельное учреждение для пожилых людей, в некий дом престарелых, и пытались с ней разговаривать, привести ее к вере. Но она о Христе говорила: «Христос – это просто общественный деятель, просто человек», уклонялась от всякого разговора о Христе.
Преподобному Паисию о ней рассказали, и те люди, которые рассказывали, просили: «Геронда, помолись за нее, чтобы не погибла ее душа. Она сделала столько добра!». (И подобно тому в Книге Деяний апостольских мы читаем о Корнилии Сотнике: ему явился ангел и говорит: «Корнилий, молитвы твои и милостыни пришли на память Богу». В каком смысле «на память»? У Бога и так ничего не забыто – просто такая форма обращения.) Преподобный Паисий за нее молился и потом получил очень доброе известие, что эта женщина, когда ее в очередной раз посетили знакомые, была светлой, окрыленной, говорила: «Теперь я верую в Бога, я обрела веру». Видите, какую пользу может принести даже милостыня неверующего человека.
Отец Димитрий, есть люди, которые легко могут попросить о милостыне, а кто-то стесняется попросить, даже если сильно нуждается. Кому следует отдавать большее предпочтение и как узнать тех, кто истинно нуждается, но никогда об этом не попросит?
– Да, это вопрос непростой: как узнать таких людей? Мы все живем в социуме. Все мы более-менее знаем, кто живет рядом с нами, по крайней мере, должны знать. Конечно, сейчас есть духовная болезнь – отчужденность, замкнутость людей. Порой люди даже на одной лестничной площадке живут и не знают, кто живет за стеной. Надо стараться интересоваться, узнавать, кто живет рядом. Не с целью, чтобы что-то иметь от этих людей, а с тем, чем я могу этим людям помочь.
На приходах сейчас, слава Богу, есть такая деятельность – и социальная, и миссионерская, катехизаторская. На многих приходах, особенно городских, она достаточно развита, но везде немножко по-разному – разные возможности. По крайней мере, такая деятельность есть. Также неплохая идея: на приходе иметь тетрадочку, в которой пусть каждый желающий напишет, чем он может помочь. И человек пишет – допустим, преподаватель мог бы помочь вести такие-то уроки, или спортивный инструктор: «Могу заниматься с детьми, могу помочь престарелым»… А с другой стороны страницы любой желающий, нуждающийся в помощи, напишет, в чем нуждается. Потом можно легко и настоятелю, и приходскому совету посмотреть эту тетрадь и помочь людям встретиться: тем, кто нуждается, и тем, кто может помочь.
Естественно, есть люди очень скромные. Они нуждаются, но об этом не говорят. А если поставить себе цель искать таких людей, то Господь обязательно поможет: найдешь тех, кто нуждается, и будешь им помогать.
Прошу Вас подвести итог сегодняшней беседы.
– Дорогие мои друзья, мы сегодня начали говорить (я надеюсь, еще когда-нибудь продолжим) на тему милосердия. Это одна из важнейших добродетелей, которая, по словам святителя Иоанна Златоуста, «самого Бога низвела на землю».
Милосердие – настоящее сокровище христианской души. Оно украшает душу, и именно тем, что делает человека обителью благодати Божией. И самое, пожалуй, главное условие, чтобы милосердие было подлинно христианским: на любого человека, который к тебе обращается, смотреть как на посланного Самим Христом, а в идеале (как мы читаем у святых отцов Церкви) – смотреть на каждого нуждающегося, на каждого нищего как на Христа. В Евангелии Господь ясно, недвусмысленно говорит, что на Страшном Суде Божьем Он скажет: «Алкал Я (то есть нуждался в пище), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы Меня напоили; был наг, и вы Меня одели; был в темнице, был болен, и вы Меня посетили» – Господь применяет к Себе все, что мы сделаем в этой земной жизни более нуждающимся.
В нашей жизни много нуждающихся и среди тех, с кем мы сталкиваемся. Если будем смотреть на ближних как на Самого Христа, то будет совсем другая мотивация: ты будешь смотреть на то, что человек попросил у тебя помощи, не как на обузу, раздражающий фактор («ой, опять у меня просят, да у меня у самого нет; отстаньте от меня» и так далее), а как на милость, Божий подарок тебе: если у тебя попросили помощи, это милость к тебе в первую очередь. Если Богу будет угодно, у тебя и не попросят: ты будешь все иметь и не будешь знать, куда это деть, а у тебя никто не попросит. Надо заслужить такую милость, чтобы у тебя попросили, а если у тебя попросили, ты счастливый – Сам Христос к тебе обращается и просит, ты максимально все, что в твоих силах, сделай, чтобы помочь: можешь материально – помоги материально, не можешь материально – помоги душевно, хотя бы поговори, утешь, как-то поддержи человека.
Бывают люди, которые сами настолько нуждаются, что не могут помочь материально, но помолиться, воздохнуть, сопереживать – это мы можем все. Поэтому самая главная, пожалуй, мысль нашей сегодняшней беседы – нужно смотреть на каждого нуждающегося как на Христа и как на подарок Божий тебе и чувствовать себя счастливым, что у тебя попросили.
В заключение зачитаю вам коротенькое напоминание святителя Иоанна Златоуста: «Милостыня есть царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей на самое небо, и лучшая защитница. Великое дело – милостыня! Посему и Соломон восклицает: Велика вещь человек, и драгая муж творяй милость. Велик полет у милостыни: она рассекает воздух, проходит луну, восходит выше лучей солнечных, достигает до самых небес. Но и на этом она не останавливается, она проходит все небо, обтекает сонмы ангелов и лики архангелов и представляет человека Престолу Небесного Царя». Поэтому будем стараться, дорогие мои друзья, по мере наших сил эту добродетель полюбить и в ней упражняться.
Благодарю Вас, отец Димитрий! Благословите наших телезрителей.
– Храни вас Господь на все доброе, дорогие друзья! Рождественский постом – это удивительное время, праздник для нашей души.
Записала:
Наталья Культяева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.