Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1039) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Каждое слово краткой молитвы должно проходить через всю глубину сердца

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Каждое слово краткой молитвы должно проходить через всю глубину сердца

№46 (1039) / 2 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

У нас есть много вопросов с прошлой программы, один из них такой: «Как влияет отчитка на человека и можно ли ходить на отчитку?».

– Этот популярный вопрос мы неоднократно обсуждали. Как влияет? На всех по-разному. На самом деле мне сложно об этом говорить, я никогда на отчитке не был и сам никогда этим не занимался.

Начать надо с вопроса: нужно ли ходить на отчитку? Это не сам человек должен решать, а духовник или священник, который вас знает и окормляет, потому что не всякое внутреннее духовное состояние требует экзорцизма, не всегда это признак бесноватости. Иногда человек просто настолько погряз в грехах, что у него внутреннее духовное истощение, опустошение. Надо начать вести постоянную христианскую жизнь, и тогда будет видно, нужно человеку на отчитку или нет.

Так что первое, что нужно сделать, – не принимать самостоятельно решения в таких вопросах. А почему самостоятельно решают? Кажется, все легко и просто: приедем на отчитку, постоим, батюшка помолится – и проблем не будет, то есть не будем ничего менять в своей жизни. В доме все плохо – надо дом освятить. Дом освятили, но в жизни своей ничего не поменяли – лучше в доме не стало. Так и наш внутренний дом. Мы пришли на отчитку, а жизнь свою не поменяли – лучше не стало.

В чем заключается опасность? Ведь у нас, как правило, нет индивидуальных отчиток, они массовые. И мы, поскольку являемся верующими людьми, верим, что под воздействием благодати Духа Святого происходит изгнание нечистого духа. Кто-то, может быть, действительно нуждается в отчитке, а мы не знаем, один в нем нечистый дух или легион исходящих из него. Но этот дух всегда же ищет, куда ему пойти: вернуться обратно или найти где-то новое место, благодатную почву, на которой он сможет поселиться. Где он начинает искать? В той среде, которая рядом.

Настолько ли вы готовы сосредоточиться на молитвенном делании и на своем общении с Богом в этот момент, чтобы не допустить проникновения внутрь себя этого зла? И может получиться так, что пришли-то вы совершенно нормальным человеком, с проблемами своего внутреннего содержания (может быть, душевными, а не духовными), а ушли уже бесноватым человеком. Поэтому надо делать все очень осторожно.

Когда рекламируют лекарственный препарат, пишут: «Необходимо проконсультироваться с врачом, имеет противопоказания». Так и здесь: этот процесс имеет противопоказания, необходимо посоветоваться со своим духовником.

Следующий вопрос: «Как вести себя с сотрудником по работе, если знаешь, что он все доносит начальству, считает себя коммунистом и этим гордится?».

– С любовью. К каждому человеку мы должны относиться с любовью. Мы же не можем представить, будто Господь не знал, что Иуда предатель. Он знал. Но Господь его осуждал, останавливал? Нет, вместе с ним пребывал на Тайной Вечере. Господь Сам все управит, только хватит ли нашей веры? А уж если вы знаете, какой это человек, то ведите себя на работе так, чтобы к вам невозможно было придраться, делайте честно свою работу и не говорите ничего лишнего. И не общайтесь с такими людьми, никто же вас не заставляет вступать с человеком в близкие, доверительные отношения, когда вы знаете о том, какой это человек. Бог ему судья. Пожалеть его надо, с любовью помолиться о том, что так происходит в его жизни.

Можно ли носить браслеты (сейчас это очень модно), привезенные со Святой Земли, с горы Синай? Они выглядят как четки.

– Носить можно все, только во всем должен быть определенный смысл. Если вы это носите как украшение, то украшаться изображением святых икон не совсем прилично. Да, были у нас примеры юродивых, которые вешали на себя иконы, кресты и юродствовали, но мы же не хотим быть такими. Может быть, надо было бы стремиться соответствовать им в нашей жизни, но чаще те люди, которые это надевают, обидятся, даже не осознавая смысла слова, если ты их назовешь юродивыми. К сожалению, они становятся похожими на юродивых, но не ради Христа. Как украшение эти вещи не подходят.

С духовной точки зрения, у нас есть нательный крест, на котором написано «спаси и сохрани», он оберегает нас и напоминает о крестных страданиях, которые Господь понес за нас (что нам еще нужно для напоминания?). А эти так называемые фенечки разных цветов – больше коммерческий проект, чем духовная составляющая. Что ж, спрос рождает предложение: люди хотят, им это предлагают.

Я считаю, что поголовное увлечение четками сейчас – это тоже неправильно. Вообще, это приоритет монашества в Русской Церкви. Да, в других Церквах свои традиции, но в нашей Русской Церкви четки всегда были показателем монашеского делания. Монаху четки вручаются с молитвой, их не просто так дают, а как меч духовный. Читается молитва на вручение четок, и тебе дают четки как благословение от того человека, который тебя постригает. Соответственно, наверное, ты можешь кому-то, кто у тебя как у монаха испросит благословение, благословить четки.

У нас же сейчас все, кому не лень, «духоносные старцы», не имеющие никакого отношения к монашеству, они направо и налево благословляют ношение четок людям. Часто кого-то спрашиваешь: «Для чего тебе четки?». – «Для домашней молитвы». – «Так и молись дома. Или носи так, чтобы их не было видно». А у нас чаще все это носится напоказ: показать, какой я духовный. Но, к сожалению, в духовном направлении все это не очень используется.

Так и колечки «спаси и сохрани». Не спасает колечко, это уже наше такое самооправдание человеческое. Но по большому счету, духовного смысла в этом нет.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Хотелось уточнить понятие «предопределение». Никто не будет спорить, что Бог как Всеведущий и существующий вне времени знает абсолютно каждого человека и его финал. Свобода выбора человека – путь, по которому он придет к финалу. Это как бы и считается предопределением, все равно Бог об этом знает. Только человек выбирает разные пути. Допустим, молодой человек строил планы, может быть, даже имел семью, переходил пешеходный переход, а его сбил насмерть пьяный водитель. Это как считать? Это свобода выбора, предопределение или, что еще хуже, Божия воля и Божий Промысл?».

– Очень сложно сказать, есть ли в жизни человека предопределение. Конечно, Господь знает все, но Он дал нам свободу выбора: выбрать зло или добро. Не то что Он нас запрограммировал, что наш конец будет такой. Господь, видя намерения нашего сердца, может по Своей воле и конец изменить, если увидит наше старание, желание и стремление. В несчастных случаях, которые иногда происходят в жизни людей, тоже есть Божий Промысл. Ничего не бывает в жизни просто так.

Жесток ли Бог в этот момент, когда призывает к Себе маленького ребенка или молодого человека, у которых вся жизнь впереди? Мы этого не можем знать, потому что мы не боги. Нам пообещали когда-то, что, съев плод, мы будем как боги, будем знать добро и зло. Теперь мы знаем, что такое добро и зло, но богами не стали. Поэтому мы знаем человека на сегодняшний день, но не знаем, что ожидало бы его в будущем. Может быть, через это действо Господь избавляет его от безумных мучений. Может, в этот момент человек как раз и соделывается причастником жизни вечной. А если отпустить его, видя его будущее, он может и не унаследовать Царство Божие.

Во всем есть Промысл Божий. Конечно, надо это принять, но это не является концом нашей жизни (тех, кто остается на земле). Это нужно и для нас, близких, переживающих за своих сродников. Но это еще и показатель нашей с вами веры, насколько мы можем принимать волю Божию. Читайте об Иове Многострадальном, там как раз ответ на вопрос, какая наша вера.

Только что пришел вопрос: «Кто дает благословение проводить отчитку? Хотелось бы знать, почему это дается тому или иному батюшке и как к этому относиться, ведь для этого нужен, по меньшей мере, духовный опыт».

– Для этого поставлен архиерей, наблюдающий за происходящим во вверенной ему области с духовной точки зрения. Он видит опытность или неопытность того священника, который будет этим заниматься. И священник должен получить благословение Правящего архиерея на это.

Как попасть на отчитку и нужно ли это? Когда мы болеем, прежде чем попасть на операцию, мы должны прийти к участковому терапевту в нашей районной поликлинике, получить от него направление и идти дальше. Так и в духовном плане: прежде чем пойти на какую-то духовную операцию, придите к своему духовному терапевту, священнику, в тот храм, куда вы ходите.

А если вы еще не ходите ни в какой храм, не исповедуетесь, не причащаетесь Святых Христовых Таин, а услышали об отчитке и считаете, что это панацея для исправления всей вашей жизни, начните с малого. Не надо делать ампутацию руки или ноги. Может быть, поможет и медикаментозное лечение – придите прежде всего в храм и начните жить христианской жизнью. А мы хотим всего сейчас и сегодня. Иногда и так совершает Господь, потому что все в Его воле, но надо потрудиться. Ведь когда мы потрудились, добиваясь чего-то, мы начинаем это ценить и радоваться. А когда получаем это как должное, то и радости не очень много, и ценим мы это не очень хорошо, и используем не всегда во благо.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Вы держите в руках четки как пример молитвы. Можете поделиться своим опытом Иисусовой молитвы и немного рассказать, как мирянам совершать Иисусову молитву?».

– Когда-то Владыка Питирим поделился своими воспоминаниями о монашеском делании. Он сказал: «Я видел монахов, которые и во сне перебирали четки и совершали через это свое молитвенное делание». Конечно, мы молимся, а не просто перебираем для самоуспокоения каждое зернышко. Казалось бы, молитва Иисусова кратенькая и легкая, и запомнить ее легко, и молиться ею легко. Но нет более тяжелого труда в жизни христианина, чем совершать Иисусову молитву, пока он не научится и не начнет жить вместе с ней. Учиться очень сложно, проще бывает выучить большую молитву (50-й псалом, еще что-то), а с Иисусовой молитвой сразу начинаются искушения. Ум начинает отвлекаться, соблазны, внешние факторы отвлекают от Иисусовой молитвы. Конечно, надо это перебороть, преодолеть себя.

При молитве четки часто используют для счета, что тоже правильно. Допустим, загибать пальцы, чтобы сорок раз прочесть «Господи, помилуй», не всегда получается, иногда сбиваешься, а здесь отмеряешь сорок зернышек и читаешь, зная, что прочтешь положенные сорок раз. На каждую бусинку читается Иисусова молитва, но я это делаю так: десять Иисусовых молитв и «Богородице, Дево радуйся».

Кто-то берет за правило для себя прочитать в день триста раз «Богородице…». Прикидывает: если четки на сто зерен, надо три раза пройти. Но самое главное, как говорил Алексей Ильич Осипов, не уподобляться творцу мантры, когда монахи хвастаются, кто сколько успевает за минуту прочитать Иисусовых молитв (считается – чем больше, тем лучше). Нет, молитва должна быть осознанной, внутренней, и каждое слово из этой краткой молитвы должно проходить через глубину вашего сердца. Если вы достигнете такой молитвы, это будет огромное счастье. Поэтому старайтесь дома, когда у вас есть свободное время, творить Иисусову молитву, учитесь этому. Научитесь – и будет вам счастье.

Следующий вопрос: «Мне кажется, что это самобичевание – брать благословение на четки, так человека лишают нескольких тысяч молитв к Господу». Я так понимаю, суть вопроса в том, зачем брать благословение. Может, просто молиться по четкам – и все? Зачем нужна эта формальность?

– Благословение берут на ношение четок. Конечно, можно взять на себя какие-то вещи самостоятельно. Мы часто принимаем самостоятельные решения в нашей жизни, но они не всегда бывают полезны. Особенно на духовном пути все-таки должен быть указатель направления. Да, пожалуйста, если хотите, возьмите четки и пользуйтесь ими дома самостоятельно, но дома, в своей домашней молитве.

Но мы же берем Божие благословение на каждое дело. Без Бога не до порога, не зря же так говорят в народе. А народную мудрость бывает иногда полезно вспоминать, не только цитаты из Священного Писания. Данная мудрость пропитана духом христианства, поэтому надо ее иногда вспоминать. Это не значит, что надо за каждым делом к священнику бежать. Но хотя бы перекреститься перед началом того или иного дела и сказать: «Господи, благослови», – в этом есть польза и наша вера. Сделали дело, опять перекрестились и сказали: «Благодарю тебя, Господи, за то, что Ты помог мне это совершить». Мы забываем об этом. А когда этим начинаем жить, начинаем становиться настоящими христианами.

У нас иногда с гордостью говорят: «Батюшка, я молилась, совершала Серафимово правило». В чем заключается это правило? Прочитать три раза «Отче наш», три раза «Богородице» и Символ веры утром, в обед и вечером, и этого достаточно. Но не забывайте главного. Преподобный Серафим это заповедовал тем, у кого тяжелый труд, он и сам так часто поступал, но он находился в постоянной внутренней молитве Иисусовой. К этому стремитесь, а не просто кратенько прочитать, заменив этим утреннее правило по своей лености, по своему неумению планировать те или иные дела своей жизни.

Нам хватает времени на долгое сидение у телевизора, у компьютера, а полчаса утром и вечером на молитвы не хватает. В этом наша беда. Да, хотя бы немного, но пусть это будет искренне, исходить из вашего сердца. Но часто бывает так, что мы и эти-то молитвы произносим на бегу, на скаку, скороговоркой, чтобы быстрее их Богу отдать и бежать дальше заниматься собой.

Молитва – разговор с Богом. Когда у нас бывают нежелательные разговоры, мы пытаемся быстрее отвязаться от того или иного человека. А когда мы хотим разговора, бывает долгое чаепитие, садимся и долго душевно разговариваем или слушаем того, кто нам интересен, или пытаемся поделиться радостью с тем, кто нам дорог и близок. Так и с Богом. Если мы любим Бога, если хотим к Нему, иногда надо себя к этому понудить. И другое ощущение бывает после молитвы.

Все в жизни бывает у каждого из нас, бывает лень, усталость. Нужно ли Ему это наше многословие? Иногда хочется просто перекреститься или, как мы иногда смеемся, сделать афонский поклон вдоль кровати и не вставать до утра. Это еще старая семинарская шутка. Но понуждаешь себя, встаешь на молитву, сосредотачиваешься... Может, молитва не вся бывает сосредоточенная, но какие-то моменты ее дают возможность нашей душе, нашему сердцу немного вздрогнуть, опомниться. И какая радость бывает после этого! Казалось бы, затратил на пять минут больше времени, но какое удовольствие получил...

Так же бывает в храмах. Мы часто пытаемся по-быстрому прочитать кафизму, так что сами не понимаем, что читаем. Так же бывает с Шестопсалмием, когда первый час сокращают до одного коротенького псалма. Выигрывается ровно десять минут при всем этом. Полностью не спеша кафизма читается пятнадцать минут. Лучше опустить ее совсем, чем вот так прочитать, когда никто не понимает. Нам кажется, тяжело, но это опять зависит от нашего внутреннего состояния. Иногда мы приходим на службу, и нам хочется, чтобы быстрее все это прошло, а иногда приезжаешь в какой-то монастырь, стоишь на службе, там размеренное, четкое чтение, ты его понимаешь – и не устаешь от этого.

Надо приходить в свой храм с желанием молиться. А когда желание будут чувствовать и служители этого храма, тогда, может быть, будет и четкое чтение. Учитесь так делать и в своей домашней молитве, не спешите прекращать общение с Богом.

Следующий вопрос: «По лености и нехватке времени не читаю правило ко Причащению, каноны, только слушаю в аудиозаписи или на телеканале “Союз”. Могу ли я причащаться?».

– По лености – это одно дело, по неимению времени – другое. Скажу честно, что иногда сам захожу в интернет на azbyka.ru, включаю себе отца Пахомия, который читает молитвы ко Святому Причащению, и слушаю или в дороге, или в келье. Благодарственные молитвы, конечно, стараюсь сам читать.

Подойдите к духовнику, он вам скажет, что, может, на сегодняшний день вам не надо читать эти три канона, почитайте правило ко Святому Причащению, которое есть в молитвослове: псалмы, молитвы и канон. Может быть, сейчас вам этого будет достаточно. А дальше, если будет потребность в большем, подойдите к батюшке и скажите ему об этом. Может, он ответит так: «Зачем тебе большое правило, если ты и малого не выполняешь? Научись это делать, не бери на себя непосильную ношу».

Мы часто берем благословение, а выполнять его потом не спешим и не стараемся. Так и к старцам едем с вопросами, старец благословил, а нам это благословение не нравится, не очень устраивает, поэтому мы его выполнять не будет, поищем другого старца, который скажет нам то, что мы хотим услышать. Так и в молитвах ко Святому Причащению.

По-разному бывает. Подойдите к батюшке, если у вас не получилось прочесть правило, но вы хотите в этот день причаститься, положитесь на волю Божию. Как батюшка сейчас скажет, так и будет. На Исповедь вам все равно надо будет подойти, вот и скажите, будьте только искренними и честными. Может, Господь, видя вашу чистоту и такое стремление, скажет: «Почему бы и нет?». Пошлет вам доброго батюшку, который позволит вам причаститься, и через это Причастие совесть проснется, и радость будет такая, что обратитесь с молитвами к Богу.

К молитве, как и к любому доброму делу, надо себя понуждать. К греху не нужно понуждения, он сам совершается, и порой даже с радостью, только послевкусие бывает поганенькое. А на доброе дело приходится себя понуждать. Как говорят про милостыню: она должна в руке запотеть, прежде чем ее подать. Приготовил вроде бы денежку дать человеку, все легко и просто, а идешь и думаешь: «Нет, этот не похож на нищего, а этот вообще пьяница». Казалось бы, отдай и забудь, иди дальше молись.

Так и ко Святому Причащению: надо читать правило, надо стараться готовить себя, потому что, когда мы привыкаем к чему-то, это становится для нас обыденным, ощущение праздника проходит.

Учитесь осознавать всю силу таинства, к которому собираетесь приступить: что приносится Бескровная Жертва за каждого из нас лично. Господь умирает ради того, чтобы через Свое Воскресение нас с вами совоскресить для вечной жизни. И если мы все это будем сопереживать вместе, стоя в храме, осознавать всю глубину этого таинства, что мы соединяемся в данный момент с Самим Христом, что Сам Господь зримо входит внутрь нас, тогда, наверное, мы по-другому будем себя к этому готовить.

Прошу Вас в последние минуты передачи обратиться к нашим телезрителям.

– Время нашей жизни неумолимо быстро протекает. Совсем недавно была Пасха, Троица, Успение, сегодня мы с вами приближаемся к празднику Рождества Христова. Совсем скоро (через две недели) наступит Рождественский пост. В последние дни перед Рождественским постом, конечно, не налегайте особо на удовлетворение потребностей своего тела, чтобы подготовить его к посту. Постарайтесь еще раз посмотреть на свое внутреннее духовное состояние, с чем вы придете к этому посту, как его пройдете и какой результат в конце всего этого получите.

Искренне поздравляю вас с тем, что Господь дает нам каждый день ощутить радость нового дня, дает возможность ходить в храм и причащаться. Желаю вам помощи Божией, молитвенного предстательства Пресвятой Богородицы. Поверьте, что с Богом всегда легко, с Ним не бывает безвыходных ситуаций. Укрепи всех вас Господь.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс