Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Почему благодарность важна для христианина и какие подтверждения этому мы находим в Священном Писании?
– Прежде всего вспоминается Евангельский эпизод, когда к Христу пришли 10 прокаженных. Они кричали, находясь в отчаянном положении, ведь проказа (по-современному – лепра) тогда совсем не лечилась, случаи выздоровления были единичными. К тому же это считалось религиозной болезнью и нужно было потом прийти к священникам, чтобы они человека посмотрели: считалось, что просто так человек этим не может заболеть, что Господь его наказал. Больные были ходячими мертвецами. Они издалека кричали (им было запрещено подходить к людям): «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!». Христос подзывает их, хотя это опасно, ведь болезнь заразная, и говорит: «Идите покажитесь священникам». И когда они пошли, увидели, что очистились.
Но только один из 10-ти, самарянин (то есть он не был иудеем), вернулся, упал в ноги Господу и поблагодарил Его: он был обречен на смерть, а Господь вернул его к жизни. Христос же с жалостью сказал: «Не десять ли очистилось? Где девять других? Почему они не пришли воздать славу Богу?».
Часто бывает, что мы, прося что-то у Господа, забываем поблагодарить Его: «Господи, Ты откликнулся на мою молитву». Благодарность делает нас людьми обязательными и верующими. Неблагодарный человек – неблагонадежный. Апостол Павел в Первом Послании к Фессалоникийцам говорит об этом: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, сия бо есть воля Божия во Христе Иисусе о вас» – православный девиз такой: для нас благодарность за все – один из столпов, на которых мы стоим, это нас поддерживает. Очень важно это понять: это не обязанность, не тяжелое ярмо – наоборот, это радостная возможность для нас правильно устраивать свою жизнь, это помощь нам.
Благодарность – это не реакция человека на подарок от Бога, а образ жизни? Человек должен непрестанно благодарить – как дышать?
– Да, Игнатий (Брянчанинов) говорит: словосочетание «слава Богу!» должно быть у нас все время. Холодно, горячо, скорбь ли, теснота, гонения, что угодно происходит – вспомни эти два слова, они тебя уберегут, настроят на правильное состояние духа. «Слава Богу! За все Тебя благодарю» – такое состояние предохраняет человека от многих искушений и опасных состояний.
Без благодарения есть очень большая опасность впасть в уныние. Человек не благодарит Бога, и у него сразу начинаются какие-то претензии: уныние – часто последствие неблагодарности (даже не уныние, а печаль, скорбь, тоска: «Как так, я заслуживаю большего, у меня должно быть всего больше, чем у соседа, а у меня не все складывается так, как мне хочется. Значит, меня Бог не любит?» – сразу какие-то претензии к Богу, зависть к ближним). А достаточно было просто пресечь это и сказать: «Господи, спасибо Тебе большое за все, что у меня есть».
Вопрос телезрителя: «Если мы не будем благодарны Богу, то будем хуже животных. Но как можно Бога за все благодарить?».
– Действительно, непонятно: как это можно? Когда Он дал нам что-то хорошее, положительно ответил на нашу молитву (мы же хотим именно положительного ответа), тогда понятно, за что говорить Богу спасибо, а вот если что-то произошло не по нашей воле, против шерсти, нам непонятно, как за это благодарить.
Но посмотрите: когда ребенок о чем-то просит, ты не всегда отвечаешь на его просьбу, ведь ты его любишь – как можно маленькому ребенку дать нож или дать съесть 10 конфет сразу? Когда Господь не отвечает на молитву (у Иоанна Златоуста прямо написано), мы либо не того просим, либо не так просим, либо не готовы принять от Бога то, что Он нам может дать. Три причины.
В Евангелии ведь Господь четко сказал: просите, и дано будет вам – «безусловно, Я всегда вам дам благодать Духа Святого». Если вы просите полезного себе, конечно, Господь ответит на молитву. Он может ответить немного по-другому, но не надо пытаться Бога впихнуть в какие-то рамки «если сделаешь, как мне хочется, тогда я Тебя поблагодарю». В молитве «Отче наш» мы молимся: да будет воля Твоя на земле, как на небе – Твоя, а не моя.
Благодарность за все возможна только при наличии смирения. Человек смиренный готов от Бога принять не только похвалу, когда гладят по шерсти, но готов поцеловать и наказующую руку. Нужно вырасти духовно для этого. Ребенок, когда вырастает, подходит к престарелому родителю и говорит: «Пап, как хорошо, что ты ко мне в детстве был строг, не разрешил этого сделать: я бы сам себя разрушил. Благодаря твоей строгости я сохранился». В свое время я так подошел к маме, которая, несмотря на все мое упрямство и нежелание, последовательно заставляла меня заканчивать музыкальную школу. Я очень не хотел и сопротивлялся. Через 10–15 лет я подошел к маме, обнял ее и сказал: «Мама, спасибо тебе большое, что ты потерпела меня, несмотря на все мое упрямство, и довела дело до конца».
Как научиться искренней благодарности, когда человек испытывает скорби? Устами он говорит «слава Богу», но в сердце не чувствует благодарности. Как научиться, чтобы благодарность шла из сердца, искренне, по-настоящему?
– Не всегда это связано с чувствами: чувства могут быть, но их может и не быть. Когда духовные вещи непосредственно привязывают к чувствам, это не совсем правильно (например, будто покаяние должно быть обязательно сопряжено с рыданиями, слезами, биением себя в грудь), это не всегда так. Покаяние может быть тихим, беззвучным. Просто в человеке что-то надломилось, как у Закхея, к которому Господь пришел в гости – не видно, чтобы Закхей плакал или заламывал руки; он встал и сказал: «Господи, половину своего имения отдам нищим, а тому, кого чем обидел, воздам в четыре раза больше» – вот покаяние.
Так и благодарность не всегда: «Хвалю Тебя, Господи!» – падать, воздевать руки. Можно и так, но не надо ставить чувственное в зависимость от этого. Благодарение может быть и тихим, спокойным, вдумчивым. Проверкой, лакмусовой бумажкой может быть присутствие тоски: если мы благодарим Господа и тоска ушла, значит, мы сделали это искренне. Мы поблагодарили Господа и успокоились. А если поблагодарили формально, но все равно нам плохо, то до конца мы Господа «не простили»…
Меня поразила мысль митрополита Антония Сурожского об этом: он говорит, что нам нужно научиться у Бога не только просить прощения на Исповеди (это мы худо-бедно делаем), но и уметь простить Бога. Когда я это прочитал, был поражен – о чем это Владыка Антоний говорит? Он говорит: нужно принять от Бога то, что Он послал, – даже тяжелые испытания, смерть близкого человека, несчастье, трагедию. Нужно сказать: «Господи, мне тяжело, я не совсем понимаю, почему Ты это сделал, как это получилось, но я доверяю Тебе и готов простить Тебя – принять все, что происходит со мной». В примирении всегда участвуют две стороны. А мы про это забываем. Нам кажется, что примирение – это одна сторона. Нет, мы тоже проявляем инициативу, говоря: «Господи, и от Тебя я принимаю то, что Ты мне послал».
Что мешает человеку благодарить Бога?
– Непонятно. Мы привыкли говорить спасибо, когда нам дали что-то вкусное или что-то подарили. Чтобы быть благодарным, надо перестать быть эгоистом, стяжателем...
Понимание блага очень важно. Если спросить 10 человек, что такое благо, поверьте мне, большая вероятность того, что понимание не совпадет, поэтому мы ориентируемся на высшее благо – стараемся ориентироваться на то, что Бог считает благом. Для этого человеку необходимы и вера, и смирение, и доверие Богу. Когда у нас такой настрой, когда мы говорим: «Господи, всяк Дар совершен Свыше есть» – когда все, что подает свыше Господь, для нас дар, мы начинаем благодарить правильно, от всей души.
У нас бывают состояния, когда нам совсем не хочется никакой благодарности – это очень тяжелое для человека состояние, когда он не может благодарить. Чем быстрее мы выйдем из него, тем лучше нам станет.
Как благодарность связана со счастьем?
– Мы перестали радоваться обычным вещам. Тот, кто никогда не терял, никогда не жил в бедности, не понимает радости человека, который садится за стол и у него есть холодильник, а в холодильнике продукты – и он радуется.
Мы часто с прихожанами обсуждаем, что нужно уметь сказать: «Господи, спасибо Тебе за дождик, за солнышко – „у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать – дождь ли, снег, любое время года надо благодарно принимать”». Песня очень важная: нужно с благодарностью уметь все принимать и радоваться мелочам, радоваться, что у нас есть возможность общаться друг с другом. Мы не ценим эту возможность, а когда ты что-то не ценишь, это может быть отнято. Уже оскомину набило выражение, что люди ценят только то, что теряют. Может, нам не надо обязательно терять? Давайте научимся ценить и благодарить, пока это есть.
Давайте построим такую цепочку. Человек, смиренный сердцем, за все благодарит, все ему хорошо – он не ждет звезд с неба, не считает себя пупом вселенной, вокруг которого все крутится. Это смирение приводит к благодарности, а благодарность приводит к счастью.
Я слышал выражение, что благодарность – это рука, простертая за новыми благодеяниями.
– Да, у Иоанна Златоуста тоже есть очень интересная фраза – он говорит, что Богу нужна наша благодарность, чтобы в ответ на нашу благодарность дать еще больше благ. Это для нас очень радостная новость. Когда Бог видит благодарное наше устройство, Он еще больше готов дать. Это можно наблюдать и у нас. Сделал супруге подарок – она обрадовалась как ребенок, подошла, обняла тебя – и тебе хочется ей вообще все отдать. Это реакция на благодарность еще большей любовью. А поскольку Бог есть любовь, мы при наших отношениях с Богом тоже можем это наблюдать.
Почему так важно благодарить своих родителей?
– К родителям должно быть особое отношение. Почтение к родителям имеет очень важное, принципиальное значение – это нас делает даже не христианами, это нас делает просто людьми. Человек учится благодарности, начиная с родителей. Родители тоже не всегда просто дают тебе что-то. Какое-то время, пока ты маленький, они все время тебе дарят себя.
Беседуя с прихожанами, я говорю: когда возникают конфликты с родителями (хоть мы уже выросли, у нас свои дети, а они стали бабушками и дедушками), мы им говорим: «Мам, ты ничего не понимаешь, неправильно моих детей воспитываешь…». Потом приходят ко мне на Исповедь и жалуются на своих престарелых родителей: мне с ними тяжело. Я говорю: «А представьте себя, что вам один годик, вы ничего хорошего не делаете, ничего полезного от вас нет – только кричите, требуете, вас нужно кормить, ночью вы просыпаетесь и родителям спать не даете. Родители занимались с вами с терпением и любовью. Когда вы росли, болели, сколько они проводили с вами времени, читали вам книжку, чтобы легче было заснуть – нужно это вспомнить!». У нас память короткая, мы про это забываем – это кажется само собой разумеющимся. А начнешь вспоминать, смотришь старые фотографии: никто со мной больше так не возился, как родная мама, никто так не переживал за меня, как папа. Да, сейчас у нас не совпадают мысли, есть конфликты, но при чем здесь это все? Родителям можно все простить. Это то, что делает нас людьми.
Понятно, бывают тяжелые исключения, когда отец в семье тяжело пьет, поднимает руку на мать или еще что-то. И все равно почтение к родителям в какой-то мере остается. Но, к сожалению, приходится иногда не общаться. Это боль человека.
У некоторых родители ушли рано, человек остался один. Таких людей под особенное попечение берет Господь Бог, Он особенно привечает вдов и сирот и усиленно помогает им. Для нас это очень важно. Если мы будем забывать о благодарности к родителям, то мы уж точно не научимся благодарности Богу.
Почему человеку, который испытывает благодарность к родителям, с почтением к ним относится, Господь продлевает дни на земле?
– Да, человек, который почитает своих родителей, относится к ним с благодарностью, готов за ними ухаживать, тем самым заслуживает этого – это закон, как то, что предмет, подброшенный вверх, падает вниз. Ты проявил такое внимание и милосердие, поэтому и твою жизнь Господь продлит.
В одном из толкований я читал: если ты заботился о своих родителях, то и твои дети, видя твой пример, что так положено, что это важно, будут заботиться о тебе – ты не будешь брошенным стариком (или даже не стариком), один на даче: сердце прихватило, надо вызвать «скорую», а ты не можешь дотянуться до телефона и все разъехались, никого нет – ни детей, ни внуков, ни жены. Поэтому, конечно, не особо долголетен будешь. А когда ты сам проявлял внимание к своим родителям, старался, детям показывал: пойдемте к дедушке – дедушку нельзя бросать, пойдем к бабушке – она нам что-нибудь расскажет… Дети видят это и потом проецируют все на вас.
Почему важно благодарить своих учителей и наставников? Можно ли чему-то по-настоящему научиться без благодарности своим учителям?
– Апостол Павел прямо пишет: поминайте наставников ваших. Это предохранение от гордыни. Когда мы растем, развиваемся, у нас что-то начинает получаться, в том числе в профессиональной, творческой деятельности, появляются успехи. И хорошо воспитанный, вдумчивый человек, произнося первую речь на вручении медали или торжественном акте, говорит: «В первую очередь хотел бы поблагодарить своих родителей, во вторую – свою наставницу Анну Михайловну, которая научила меня кататься на коньках».
Всегда видно, кого человек благодарит, приписывает ли он себе все заслуги («это я такой талантливый и замечательный, что научился»). Одно дело – благодарить кого-то, а другое – принимать благодарность: это гораздо тяжелее – многие святые убегали от этого. В патериках написано: в равной степени бегай и хулы, и благодарения, потому что и то, и другое для тебя может быть искусительно.
Нам нужно научиться не только благодарить, но и принимать благодарность – особенно на юбилей, день рождения, когда начинают тебя хвалить, говорить тосты. Эти моменты – очень скользкий путь. Есть большая вероятность скатиться в гордыню, причем самого отвратительного качества. Нужно умение переадресовать это, сказав: это не моя заслуга – это заслуга многих людей. Режиссер выходит и говорит: «Фильм получился благодаря не мне, а всей команде» – и выводит монтажеров, гримеров и тех, кто ему воду приносил, всех. Все участвовали.
То же и нам нужно: вспоминать родителей, наставников, учителей. И, конечно, то, что написано в 113-м псалме: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему воздадим хвалу». Слава и хвала за то, что наш народ процветает, что мы побеждаем в войнах (в Ветхом Завете), что наше государство так устроилось, – не нам: это не наша слава – это Твоя слава. Умение переадресовать благодарность – очень важное качество для православного христианина. Оно может нас уберечь от падения в страшный, тяжелый грех гордыни и тщеславия. Вот, если поблагодарили не лично тебя, а нескольких, ты уже обижаешься...
Нужно самому всем всегда говорить спасибо, а если тебе не сказали спасибо, ничего страшного. В конце концов, вспомни, что Господь говорит: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Если тебе сейчас не сказали спасибо, Господь Сам тебе скажет, да так, что ты даже не представляешь.
С чего начинается обучение благодарности?
– С мелочей. Сначала нужно научиться быть последовательным. Встал из-за стола: «Мамочка, спасибо большое». Почему-то у нас совсем ушла культура, например, благодарить кассира в магазине за его труд. Мне горько, я один раз об этом даже с амвона сказал: вроде бы мы христиане, а иногда так общаемся с людьми – с официантами, работниками на заправке, в магазине, с обслуживающим персоналом в торговом центре – как со слугами, как будто это крепостное право: без уважения, не благодарим. Иногда некоторые еще, наоборот, возмущаются.
Культура уходит. Кому, как не нам, православным, ее восстанавливать? Как так? Разве можно православному человеку с надменностью говорить: «Что вы мне тут принесли, принесите другое!»? Откуда это взялось, эта важность? Голубая кровь? Дворянские пережитки? Дворянство заключается прежде всего в благородности духа, чести, достоинстве, а не во всем этом («я высший сорт, а это какие-то людишки ходят, мне можно к ним так относиться») – это совершенно недопустимо.
Нужно учиться и женщине за прилавком сказать спасибо, и официанта поблагодарить, и того, кто тебя подвез. Иногда я женщине даю документы в окошко и говорю: «Спасибо вам большое!». И она аж теряется: за что? Некоторые обычно: «Быстрее-быстрее, я спешу!» – схватил и побежал… Благодарность начинается с таких вещей. А дальше уже постепенно, в отношениях с Богом, потихоньку уметь благодарить и тогда, когда что-то не по-нашему, даже за какие-то скорби. Очень тяжело благодарить за болезни, но это настолько благодатно... Если человек научился этому, ему уже ничего не страшно.
Главное, что благодарность питает того, кто благодарит: он дарит благо – и получает его.
– Конечно. Эта вещь, данная нам Господом, как и многие, закольцована. Например, когда мы делаем добрые дела, обычно человек радуется. Есть фраза, которую приписывают Господу Иисусу Христу (хотя в Евангелии ее нет): блаженнее отдавать, нежели принимать – ее приводит апостол Павел. Это действительно так – иногда мы подарим кому-то подарок от всей души и сами радуемся гораздо больше, чем тот, кому подарили. Или ты помог человеку, и такая благодать опускается на твое сердце, что прямо подпрыгнуть хочется. То же и с благодарением: поблагодарил Бога – и у самого сердце преобразилось.
Прошу Вас подвести итог нашей теме.
– Сегодня мы с разных сторон посмотрели на благодарность. В первую очередь благодарность делает нас людьми благородными и помогает осознать, что в нашей жизни все не так уж плохо.
Послушайте Игнатия (Брянчанинова) – потрясающий святой, интеллектуал, глубокий человек, святитель говорит: «Помни фразу “Слава Богу!”». Не надо произносить ее всуе, не надо относиться к ней как к пустословию. Это должно четко звучать в голове: «Слава Богу! Все хорошо, Господи, спасибо Тебе большое!». Тогда, поверьте мне, и настроение улучшится, и жизнь наша будет более духовной.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.