Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы будем отвечать на разные вопросы. Первый вопрос: «Объясните, пожалуйста, фрагмент из Евангелия от Матфея: «Господи, позволь мне пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал: иди за Мной и предоставь мертвым погребать своих мертвецов»».
– Эта фраза многих смущает. Она говорит о том, что Христос пришел победить смерть. Победа над смертью открывает человеку новую жизнь. Когда Христос говорит: «Следуй за Мной», Он имеет в виду, что следование за Ним – это как раз путь жизни человека. А те, кто не встает на этот путь, остаются во власти смерти. Поэтому если не идешь за Христом, остаешься во власти смерти. Либо ты с Ним – и тогда смерти нет, либо ты пока под властью смерти.
Потому что Христос есть сама жизнь, Он же воскрешал мертвых, Он показал, что владеет и этой жизнью, но новая жизнь в другом. Поэтому Он так ответил. В этом есть очень непростая правда. Несмотря на то, что мы сохраняем свои естественные семейные обязанности, есть еще одна фраза, которая всех смущает. Когда Матерь Божия с братьями Спасителя не могут пройти к Христу через народ, Ему говорят: «Матерь Твоя и братья Твои пришли к Тебе, не прикажешь ли их пропустить?». «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукой Своей на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои». (Матф. 12, 46–49). То есть здесь мы никоим образом не упраздняем почитание наших родителей и близких и отдаем им должное, но в первую очередь в этой иерархии уделяем место Христу.
Вопрос телезрителя: «У меня монашеская душа, хочу пойти в монастырь, я очень устал от города, даже исповедоваться и причащаться стараюсь в селах. Что делать на этом пути, когда устал от городской суеты? Я уже 23 года в одном городе и никак не могу поменять обстановку. Как найти Царство Божие внутри нас?».
– На оба вопроса один ответ – молитва. Это основной путь для христианина. Упражнение в молитве – самое главное в нашей духовной жизни. Как учил преподобный Серафим, никакое занятие не дает человеку Духа Святого больше, чем молитва. И она же, кстати, помогает нам выйти за пределы того мира, который мы имеем вокруг себя,– города, семьи, работы.
Это видно по святым подвижникам, жившим в пещерах. Я сам удивлялся, читая об этом. Как это? У человека был такой красивый мир вокруг, нетронутая природа, леса, поля, красота, а они свою жизнь проводили в пещерах, в глубине земли, там, где нет солнечного света. Почему это происходило? Потому, что свет был внутри их. И этот свет был гораздо ярче, чем все то, что представляла им природа и давал внешний мир. И здесь так же: если будем собирать внутреннее богатство, внешнее для нас станет менее значимым.
Есть такой момент в Евангелии, когда человек нашел клад в поле. Он идет и продает все, что имел, чтобы купить это поле. Это похоже на духовный мир, потому что если ты нашел его, то все остальное тебе не нужно. И тебе неважно, где ты живешь, как живешь, как питаешься, как одеваешься. Если почитать жизнеописания святых подвижников, они совершенно об этом забывали. Конечно, мы не дерзаем на такую высоту подниматься. Но все-таки путь молитвы – самый верный и достойный путь для христианина, чтобы понять духовный мир, приблизиться к нему насколько возможно.
Следующий вопрос: «Как приучить себя держать внимание, когда читаешь слова молитвы?».
– Я не от себя отвечу, я тоже раньше себе этот вопрос задавал. Когда-то прочитал у Феофана Затворника: если отвлекаешься, лучше читай вслух. Надо сказать, что вообще чтения про себя изначально не было. Блаженный Августин пишет, что он удивился, увидев, что его учитель Амвросий Медиоланский читает Священное Писание про себя (читали всегда вслух, даже когда были дома одни). И когда появилось чтение про себя, уже изменилось внутреннее и внешнее восприятие прочитанного. Конечно, отвлекаешься, даже когда читаешь вслух, но все-таки я бы посоветовал прислушаться к Феофану Затворнику: если чувствуешь, что отвлекаешься, читай вслух.
Еще 150–200 лет назад, когда не было телевидения, как проводили досуг семьи на Руси? Читали вслух. И в дневниках Достоевского есть такой момент: когда он написал роман «Бедные люди» и отнес Белинскому, там всю ночь его читали вслух. Интересное свойство у чтения вслух, особенно когда читаешь не один, а в компании. Есть такой хороший опыт евангельских групп, когда люди собираются, читают вслух Евангелие и потом вслух его обсуждают. Мы видим, что в этом есть очень большой резон.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «В притче про богатого, который набрал полные амбары, говорится: ну, теперь, душа, радуйся, ешь, пей, веселись и отдыхай. То есть получается, что там о душе говорится в ветхозаветном понимании, это симбиоз дыхания Божиего и материального тела. А дальше в этой же притче говорится: сегодня ночью заберут твою душу – и кому достанется то, что ты накопил? Тут уже получается, что душа понимается по греческому образцу, то есть вне тела; ее забирают, и она может существовать отдельно. Где правильное понятие о душе: ветхозаветное, что она в симбиозе с телом, или же греческое (платоновское) понятие, что тело – это темница для души и душа может существовать отдельно от тела?».
– Душа может существовать отдельно от тела, этому есть множество подтверждений. Другое дело, почему, как вы говорите, к душе относятся так: ешь, пей и веселись? На самом деле это можно аллегорически понять, ведь тело не очень радуется пище, пище радуется душа. Мы больше думаем о пище, чем ее вкушаем, и больше получаем впечатлений от этих мыслей. Надо сказать, что тело не нуждается в таком количестве пищи, которое мы съедаем. А душа как раз ненасытна. Поэтому, когда душе говорят «ешь, пей, веселись», это значит: думай о том, что у тебя всего много. То есть услаждайся изобилием. Он же не может съесть все эти закрома, значит, это все-таки аллегорически сказано: наслаждайся изобилием, которое есть у тебя, которое ты приобрел.
Я бы сказал, что чревоугодие больше относится не к телу, а к душе. То есть душа жаждет пищи, а тело не нуждается в таком ее количестве и в такой изощренной пище, как требует от нас гортанобесие. Здесь все-таки больше греческое понимание души (хотя и в связи с телом).
Следующий вопрос: «Объясните, пожалуйста, что есть внутренняя молитва».
– Молитву объяснить невозможно. Есть много точной литературы людей, умевших глубоко и хорошо молиться. Но молитва – это все-таки личное, поэтому здесь можно сделать общие выводы, выделить определенные вещи, замеченные молящимися людьми, общие для всех. Молитва – наш личный разговор с Богом, личное общение. Поэтому сказать о том, какова внутренняя молитва, может только тот, кто молится про себя, а у другого это будет совсем иное.
Здесь проще почитать литературу об умной молитве: «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» или другие книги, где такой опыт описан очень подробно. Но все-таки нужно признать, что это чужой опыт, а каждому человеку следует приобретать свой. Для этого надо просто стараться молиться, выделить на это время и по-евангельски молитву совершать: молиться так, чтобы тебя никто не видел, чтобы не было лишних мыслей в это время. Есть определенный порядок молитвы.
Мне кажется, что в каком-то смысле молитва – все-таки дар, как и все духовное. Это не что-то отработанное: «Вот я прочитаю сто раз Иисусову молитву – и со мной что-то случится». Это дар, которым Бог награждает человека, он внезапно открывается. Стремясь молиться, все-таки не нужно требовать от молитвы, что сейчас я сколько-то помолюсь и что-то почувствую, что-то внутри себя приобрету. Молитва никогда не бывает отделена от других сторон духовной жизни человека. И остальные заповеди нужно соблюдать, тогда сердце очищается и уже само может молиться.
Вопрос телезрительницы: «В одном из монастырей Самарской области я хотела заказать сорокоуст о здравии своей семьи. Мы все крещеные, но в храм кто-то из нас ходит, кто-то нет. И мне отказали. Сказали: раз кто-то из вас не посещает храм, не ходит причащаться, мы не возьмем от вас никакие записки. Правы ли они?».
– Есть русская поговорка, что в чужой монастырь со своим уставом мы не можем ходить. По этому поводу есть разные мнения, но я знаю и тех, кто считает, что не нужно за таких людей молиться, и тех, кто, наоборот, говорит, что именно за таких и нужно молиться.
Но нужно отметить, что молитва может быть даже и о некрещеных, а не просто о невоцерковленных. Этому есть примеры в Священном Предании, в житиях святых. И даже молились за некрещеных умерших людей. В житии Макария Египетского есть момент, когда он, идя по пустыне, находит череп и спрашивает у него: «Ты чей?». Тот отвечает, что принадлежит языческому жрецу. Святой спрашивает: «Где ты теперь?». Он отвечает: «Мы горим в аду, но когда ты, Макарий, молишься за нас, мы видим лица друг друга, нам становится легче».
Макарий молился даже за некрещеных умерших. И это слово свидетельствует о том, что молитва – благое дело для любого человека, а уж тем более для крещеного. Но повторю, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Все зависит от руководства монастыря, в котором приняты какие-то обычаи, нормы.
Но что же делать в ситуации, когда отказывают в сорокоусте? Я, например, не вижу проблемы в том, чтобы молиться за таких людей. Наоборот, нужно молиться. По сути, вывод из наших сегодняшних разговоров о молитве: мы всё равно должны молиться. Причащается человек или нет, отпал, не отпал – никаких критериев нет.
– Я думаю, все-таки тут нужно шире смотреть. Если я пришел просить за кого-то молиться, наверное, Господь это видит. Молитва, хотя она совершается в храме, в монастыре, к Кому обращена? Тот, к Кому она обращена, уже ее услышал, когда вы просили молиться о тех людях, назвав их имена. А если на земле эту просьбу где-то приняли, где-то не приняли – тут, к сожалению, бывают свои порядки.
Конечно, сорокоуст – молитва, которая читается во время проскомидии на Божественной литургии. Это особенная молитва, действительно для верных. Почему иногда бывает, что строго к этому подходят? Ведь на самом деле эти люди, как и все стоящие в храме, участвуют в совершении Литургии. Косвенно, но мы молимся за них. То есть это собрание верных, в него включены через поминовение и вынимание за них частиц те, за кого мы молимся. Они включены в нашу общую молитву, которая является совершением Литургии вместе со священником, а не только одним священником. Кто может совершать Литургию? Человек, к этому готовый, считает это важным для себя делом. То есть важно отношение человека к вере, когда мы за него молимся. Но если пока вера в нем не пробудилась, мне кажется, это не повод, чтобы за него не молиться.
Следующий вопрос: «Как побороть пристрастие к земным вещам? Имею страсть к коллекционированию наручных часов».
– Побороть страсть недостаточно, потому что освободившееся место не должно остаться пустым. Мы должны не просто отказаться от чего-то, но чем-то это заменить. Нужно найти для себя что-то интересное и глубокое кроме коллекционирования и стараться избавиться от того, что смущает. Раз смущает, что-то уже не так, человек понял, что это занятие не очень полезно для него, тогда нужно найти что-то другое. Это может быть чтение, молитва. Душа не может пустовать, мы не можем ничем не заниматься. Представьте себе, сколько времени, сил и чувств занимало то, чем мы были когда-то увлечены. Поэтому просто взять и оторвать это нельзя. Человеку обязательно нужна положительная программа, какие-то положительные действия. Нужно не просто от чего-то отказаться, а заняться чем-то другим, что нам поможет и будет небесполезно для нашей духовной жизни.
Следующий вопрос: «Как можно благодарить своих врагов?».
– Когда-то я прочитал у Сент-Экзюпери произведение «Цитадель». Это его философские размышления. И он пишет, что благодаря врагам мы становимся сильнее. То есть на самом деле не просто так Бог допускает вражду, но, когда враг тебе досаждает, ты чему-то учишься.
Есть еще одно замечание (уже не светское, а духовное) о том, что чаще всего нас раздражают в других людях наши собственные недостатки. Мы, как в зеркале, видим другого человека, а себя не видим. И если у тебя есть враг и он тебе чем-то досаждает, подумай, не грешил ли ты сам этим, не было ли у тебя такого, не относился ли ты к людям так же, как к тебе относится тот, кто создает тебе неприятности?
Евангельское слово: «не делай другому того, чего не хочешь себе». Поэтому здесь нужно подумать о том, что польза для духовной жизни может быть всегда. И примеры святых об этом говорят. Серафим Саровский, когда к нему пришли грабители, не сопротивлялся им и в конце концов умолил, чтобы их не наказывали.
Похожий вопрос: «Как молиться за людей, которые делают тебе плохо? Когда хочешь за них помолиться, тут же вспоминаешь, что они причиняли тебе какую-то боль, сделали что-то нехорошее».
– Молиться действительно трудно. Здесь только одно правило для всех нас: вспомнить свои плохие поступки по отношению к людям. Конечно, мы кажемся себе более-менее благополучными, но все-таки такие поступки в нашей жизни были. Если мы можем себе честно в этом признаться, то тогда можем сказать так: «Если я сам подсудимый, как я буду судить другого человека? Да, он мне приносит неприятности, но я делал такое же или подобное». Да, может быть, не в той степени, но степень-то мы сами оценили. Для одного человека плохо, когда его побили, а другому просто слово сказал – и он годами помнит его, обижается и так далее. Разные люди по-разному переживают вражду. Наши плохие поступки также кого-то задели, кого-то обидели, кому-то сделали больно, и об этом нужно вспомнить, чтобы не судить тех людей.
Практический вопрос: «Хочу причаститься, но не могу вычитать все правила ко Причастию, не могу полностью выстоять службы, очень болят ноги. Что делать в такой ситуации?».
– Подойти к священнику в тот храм, куда вы ходите, и рассказать ему про это, попросить у него благословения прийти не к началу, а к середине богослужения. Если там нет Исповеди, исповедоваться накануне. Если не можете все прочесть, почитать немного, сколько сможете. Состояние здоровья никоим образом не должно являться препятствием для Причастия человека. Поэтому все церковные правила предписывают только общие советы для тех, кто здрав и может их выполнить. Но если человек по обстоятельствам жизни или здоровья не может их выполнить, эти правила для него должны меняться, он должен готовиться уже по другим правилам.
Вопрос телезрителя из Москвы: «Был ли Иисус Христос покорным Богу?».
– Был. Он о Себе говорит, что был послушен Своему Отцу даже до крестной смерти. Хотя мы видим, что послушание непросто Ему далось, потому что моление о чаше в Гефсиманском саду показывает страдания, которые Он испытывал, принимая волю Отца. Он говорил: «Да минует Меня чаша сия, но да будет не Моя воля, но Твоя». В этом смысле был сделан выбор.
Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, когда делается земной поклон на Литургии в воскресенье? После слов «со страхом Божиим и верою приступите»?».
– Есть устав о поклонах, его можно прочитать в книге «Закон Божий» Серафима Слободского. Там есть глава о крестном знамении, о поклонах. Но нужно понимать, что устав отличается от живой жизни. Живая жизнь совершенно иная, и человек может делать поклоны в разное время.
Я всегда вспоминаю прит-чу о мытаре и фарисее. Один стоял, а другой упал ниц. Оба молились. Я думаю, что земные поклоны, если вы хотите их делать, нужно делать так, чтобы никому не мешать. Но есть определенные правила: на Пасху мы не кладем земных поклонов, а Великим постом, наоборот, кладем – и даже много, когда читаем молитву Ефрема Сирина.
На Литургии Иоанна Златоуста кто-то перед Причастием кладет земной поклон, кто-то после слов «святая святым». Но нужно понимать, что самое главное – наше участие в службе, понимание того, что происходит, какие молитвы читаются. Устав о поклонах и крестном знамении можно почитать, но это только устав. Бывает, мы где-то внутри не готовы душой принять молитву, содержание службы. Сейчас, к сожалению, молитвы, которые священник читает во время службы, читаются в алтаре, а хор в это время поет песнопения. Хорошо бы ознакомиться с этими молитвами, хотя бы знать, о чем мы молимся в этот момент, какие слова читаются. Тогда становится понятно, где кланяться, где креститься.
Сейчас очень распространена практика чтения молитв вслух. И есть техническая возможность.
– Да, молитвы просто потрясающие. И здесь лучше заранее знать, о чем священник молится, какие читает в это время слова. Это удивительные слова! Или можно взять книгу и параллельно их прочитать, или дома посвятить этому время.
Часто спрашивают: можно ли следить за этими молитвами по книге, когда священник совершает службу? Допустимо ли это?
– Мне кажется, можно. Но не нужно ничего повторять ни за священником, ни за хором, потому что получится чехарда, можно просто читать эти молитвы про себя. Единственное, что нужно понимать, к кому они относятся. Например, когда читают молитву во время Херувимской песни, она относится к священнику. То есть он читает эту молитву о себе. Надо сначала ознакомиться с литургической литературой, прочитать ее, а потом уже можно приступать и к этим молитвам.
Попрошу Вас в завершение нашей программы обратиться к нашим телезрителям.
– Так много слов сегодня было сказано о молитве и литургии. Я желаю, чтобы каждый из вас приобрел личный опыт и в молитве, и в участии в богослужении. Потому что никакие разговоры это не заменят. Когда вы сами это почувствуете, наверное, оцените то, что происходит во время молитвы, во время совершения таинств.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.