Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1039) → Священник Михаил Проходцев: Прилог. Помысел. Страсть

Священник Михаил Проходцев: Прилог. Помысел. Страсть

№46 (1039) / 2 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

Тема передачи – научная, святоотеческая, богословская. В любом произведении, начиная от «Добротолюбия» и заканчивая трудами аввы Дорофея, можно увидеть термины «прилог», «помысел», «страсть», часто их мы слышим и в проповедях. Для начала разберемся, что такое прилог.

– Действительно, очень много святых отцов об этом размышляли. Думаешь: «Господи, помилуй, как я-то об этом буду говорить?..». Для начала нужно дать определение греха: все, о чем мы сегодня будем говорить, будет посвящено борьбе с грехом, чтобы мы стремились пребывать с Богом, с Господом нашим Иисусом Христом, в свете Его любви.

Часто мы слышим вопрос: в чем цель жизни – или в чем цель конкретно моей жизни? Каждый отвечает на этот вопрос по-разному, но для христианина цель одна – жизнь в Боге, жизнь с Богом и стремление всегда быть с Ним. А грех – это то, что сбивает нас с цели.

На греческом слово «грех» звучит как ἁμαρτία и переводится как «промах» (мимо цели, промах лучника). Представим себе: искусный стрелок стреляет и попадает в цель. Второй искусный стрелок стреляет и попадает в цель. Третий стрелок стреляет, еще раз стреляет, но стрела летит мимо – он промахивается. Любой грех – это наш промах мимо цели, то, что нас от цели отвращает: как бы поворот с того пути, на который каждый христианин совершенно осмысленно встает и движется по нему к цели. Прилог, страсть, помысел – все крутится вокруг этой темы.

Прилог – любая мысль, которая может прийти нам в голову. Прилог еще не грех, но из прилога может развиться грех, когда человек от одной только мысли, которая пришла вдруг в голову, совершает определенный поступок.

Мы с вами сталкиваемся с грехом уже в первых главах Книги Бытие, когда узнаем, что наши прародители Адам и Ева согрешили. Они прятались от Бога, не стали каяться, а стали перекладывать ответственность друг на друга. В результате человек был изгнан из рая и вынужден был начать жить вне его, но возможность общаться с Богом была не утрачена: люди молились, приносили жертвы Богу, сокрушались, плакали об утраченном единстве с Ним.

В Библии мы встречаем такую историю. Каин и Авель приносят жертву, но Господь призрел на жертву Авеля, а на жертву Каина не призрел. Господь начинает разговаривать с Каином, спрашивает его: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Но Каин в результате убивает своего брата – он проходит путь от прилога до решения совершить поступок и до самого поступка.

Наше святоотеческое наследие дает возможность схематически посмотреть на грех, разложить его на части, чтобы понять, на каких этапах что происходит.

Вот пришла какая-то мысль в голову – прилог. Эту мысль еще можно легко отогнать, отмахнувшись от нее, как от комара или мухи, не сосредоточивая на ней внимание: когда на мысли будет сосредоточено внимание, это уже этап сочетания – с него человек начинает с помыслом, который пришел в голову, собеседовать. Искусные в монашеском делании старцы, прославленные в лике святых, святые отцы, преподобные, могли собеседовать с помыслами и отсекать их на этапе сочетания, собеседования. Но для большинства из нас этот путь, к сожалению, будет продолжаться – и из сочетания перейдет в сосложение.

В ситуации с Каином прилог очень понятен. Наверное, каждый человек на этом примере может рассмотреть и свою собственную жизнь, ведь каждый день мы сталкиваемся с прилогами: если задуматься об этом серьезно, наверное, это можно понять. Или чтобы разобраться в себе, понять, что такое прилог, найти прилоги и научиться работать с ними, необходимо читать святоотеческое наследие, Священное Писание, ходить в церковь? Или это можно понять из беседы со священником?

– Мое мнение по этому поводу такое. Если мы знаем схему развития греха, то это сродни тому, как если бы мы получили очень краткую, но понятную инструкцию. Нужно быть всегда внимательным к себе, никогда не отпускать вожжи. Колесница несется куда-то, и нам нужно ею управлять так, чтобы она принесла нас в Царствие Божие, ко Христу, а не в другую сторону. Ведь все остальные пути – это как раз промах. Если мы будем понимать, как все развивается, следить за собой, то сможем поймать себя в том случае, где есть прилог.

Я сейчас еще раз кратко опишу схему и дам небольшую характеристику каждой остановке, каждому этапу на пути к совершению греха. И каждый сможет подумать, вспомнить свою жизненную ситуацию и проанализировать, когда что происходило.

Вот этапы развития греха – по Евагрию Понтийскому и Иоанну Кассиану Римлянину: прилог – помысел, который пришел и который еще можно спокойно от себя отогнать; сочетание – это сосредоточение внимания на этом помысле; сосложение – это приложение нашей чувственной стороны, когда у нас уже появляются чувства, эмоции по отношению к мысли, за которую мы ухватились; далее идет пленение: наша воля уже подчиняется греху. Последний этап – решение совершить грех. И далее следует поступок: человек согрешает.

Всем нам известна внутренняя борьба с самим собой, когда нас начинает бороть навязчивая мысль, чтобы потом, к сожалению, мы оказались совершившими преступление против Бога – сознательный грех. С ней можно долго собеседовать, долго бороться… Если вспомнить случай из своей жизни (хотя он может оказаться довольно горьким), можно понять, где мне в голову пришла мысль, где я начал с ней собеседовать, где я с ней сочетался эмоционально и своей волей, где я принял решение совершить тот или иной поступок и где я его совершил.

На каждом этапе безусловно можно остановиться, но с каждой ступенькой, с каждым этапом остановиться и повернуть назад все сложнее или даже невозможно. Чтение Священного Писания нас умиляет, трезвит, наставляет, радует, обличает и дает возможность себя понимать: через Священное Писание с нами разговаривает Господь – это слово Божие. Безусловно, опыт молитвы дает нам возможность просить Бога, чтобы Он дал нам возможность видеть свои прегрешения (мое мнение: молитву святого Ефрема Сирина о том, чтобы зреть свои прегрешения, можно творить не только в Великий пост. Многим из нас ее не хватает – многие, приходя на Исповедь, говорят: «Кому и как молиться, чтобы понять, в чем я грешен?». Я рекомендую творить молитву святого Ефрема).

Опыт Церкви, беседы со священником, участие в таинствах – все это душеспасительно для нас: все, что ведет нас к Богу, дает возможность нам видеть свои грехи, стараться уловить себя на прилоге или на остальных этапах. И если мы согрешили, отпали от Бога в своем грехе, нужно искренне покаяться перед Господом в таинстве Исповеди, получить прощение грехов и иметь твердое намерение этот грех больше не совершать.

Мы часто слышим, что исповедание помыслов – это прежде всего монашеское делание. Сейчас (может быть, с развитием христианской мысли) это перешло из монастырей и к нам – я часто слышу, что существует практика исповедания помыслов. Сейчас оно часто выглядит так: «Каюсь, например, в помысле, что нездоров. Если я думаю, что я нездоров, это ведет к тому-то» – и так далее. С одной стороны, ничего страшного в этом помысле нет. С другой, я могу увидеть в этом ропот на Господа. Как отличить просто поток сознания от помысла?

– Я думаю, человеку важно осознавать, насколько далеко он зашел в помысле. В голову ведь может прийти что угодно, и приход мысли сам по себе еще ничего не означает, как я уже говорил. Приход мысли может быть следствием массы разных факторов – например, посмотренного за день, нашего общения, потока информации, с которым мы сталкиваемся, каких-то воспоминаний: масса всяких вещей атакует нашу голову со всех сторон. Но редко бывает такое, что человек думает о 10-ти вещах одновременно – как правило, он сосредоточивается на чем-то одном.

Не каждая наша мысль греховна – иначе вообще не нужно думать, а эвакуировать мозг из головы куда-нибудь в баночку. На самом деле, много замечательных мыслей приходит нам в голову: мы думаем, как позаботиться о своей семье, как лучше устроить дела, которыми занимаемся, мы планируем, ставим какие-то задачи и достигаем их. В общем, стараемся трезвиться – мы призваны к трезвению: осмысленно жить, заниматься важными делами, идти к какой-то цели в течение дня (на работе, в учебе, в общении с близкими) и достигать ее.

Но одновременно с этим в голову лезут «червячки», которые могут начать нехорошую работу. И вот если человек вступил с помыслом в общение, начал развивать его, это уже проблема. Это может быть разово – например, что-то пришло в голову, человек подумал об этом и прогнал из головы. Но он уже с этим побеседовал – это не просто мысль, которую он тут же отбросил. Или это может быть борьба, когда помысел может постоянно преследовать, навязчиво нападать, и человек может каждый раз вступать с ним в определенное общение. Человек может не совершать видимых действий – например, не совершать никакого блуда физического, но в уме будет страшно блудить, и этот грех должен быть исповедан – он отдаляет человека от Бога и отбрасывает далеко назад, в бездну, как если бы он пошел и совершил его.

В голове человек может нафантазировать таких вещей, которых в жизни никогда и не совершит, но которые его будут страшным образом мучить и развращать. Это касается любого из страшных грехов – сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев, ведь внутри себя тоже можно прогневаться: на лице этого не будет выражено, но в своем сознании человек может уничтожить – например, всех своих сотрудников, потому что они его достали (к примеру).

Вопрос телезрительницы из Костромы: «Когда согрешишь, на душе уныние. Как себя прощать? Особенно если согрешишь по отношению к мамочке. Мамочка была со мной рядышком – теперь мамочки уже нет, а уныние душу охватывает. Кажется, что себя не прощаешь. Идешь на Исповедь, но потом опять оступаешься, и на душу ложится уныние. Как подниматься?».

– Помощи вам Божией! Уныние всегда лечится трезвением. Трезвение – осознанная жизнь в Боге. Как? Человек осознает: мне плохо, тяжело, меня мучают воспоминания, я не знаю, как себя простить. Да, все это есть, но есть Господь, Который обещал, что мы будем утешены. А Бог ни одного слова на ветер не бросил – не было ни одного лишнего слова, Им сказанного: Он не пустословил, не шутил, Он говорил абсолютно серьезно и с бесконечной любовью к человеку – к вам, ко всем нам, к каждому из нас.

Господь сказал, что вы будете утешены: Он обещал утешение и дает его. Утешение мы можем стяжать, обрести (не полностью, но в некоторой степени) здесь, в этом мире, ведь каждый день – дар Божий, и мы можем утешиться тем, что у нас есть этот дар, нам дан еще один день. Для чего? Чтобы мы понимали: да, мы несовершенны, нам трудно, тяжело, но мы с всепрощающим, спасающим, любящим Богом всегда.

Самые близкие наши люди сегодня рядом, а завтра – болезнь или какие-то обстоятельства, и их не будет. Когда мы живем дни благополучно, нам нужно понимать, что так будет не всегда. Это нам известно и из историй наших знакомых, и из библейской истории, и из истории человечества. Но Господь всегда с нами.

Те, кто был с нами, – тоже с Богом, и это нас объединяет. Нам кажется, что мы разлучены, что между нами огромное расстояние, вечность. Но удивительно: Господь нас связывает и стирает все границы, расстояния, рамки между мирами, в конце концов. Он объединяет живых с усопшими, а усопших с живыми, мы можем за них молиться, а они молятся за нас Господу. Святые молятся за нас Господу, когда мы обращаемся к святым: эта удивительная связь есть, ею пропитано все христианство, и в ней мы можем найти и радость, и утешение, и осознание, что мы не одни – нас не забыли на этой земле, это не эксперимент, у нас есть любящий Отец, Который любит нас, любит наших ближних, живых и усопших. Господь обязательно соединит нас, если мы будем молиться за тех, кого уже не стало, молиться за себя, чтобы нам быть с Богом и чтобы Господь соединил нас с нашими ближними во всеобщем воскресении. Нужно верить в это, каяться в своих грехах и уповать на великое милосердие Божие и Его любовь.

Следующий вопрос: когда помысел, превращенный уже в грех, становится страстью? Возможно ли в Исповеди не понять, что я должен каяться и в каких грехах, или я должен просто зачитать список, который заготовил за неделю, и на этом все? Что сделать, чтобы при исповедании своих помыслов и совершенных грехов не оказаться в унынии?

– На мой взгляд, на Исповедь нужно выносить то, в чем нас действительно судит совесть (совесть судящая). Если мы этого в себе не обнаруживаем, не видим, не слышим, можно подойти на Исповедь, – но священник посоветует искренне помолиться, например молитвой святого Ефрема Сирина; это очень хорошая, понятная, конкретная и действенная молитва: «Даруй мне, Господи, зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего».

Видение своих грехов – это труд, требующий от нас усилий, причем усилий больших, чтобы увидеть, что мы грешим, совершаем промах и в этом действии отпадаем от Бога. Мне доводилось много раз встречать людей, приходивших на Исповедь в 50–70 лет, они говорили: «Я не знаю, что мне сказать. Я первый раз на Исповеди». Тогда я говорил: «Вы прожили большую часть своей жизни. Неужели нет в вашей жизни ничего, в чем бы вас судила совесть: за что вам бесконечно стыдно, обидно перед вашими ближними, перед Богом и перед самим собой? Неужели ничего такого никогда не было?». И у человека как будто пелена с глаз спадает (не всегда, конечно, такое бывает) – он как бы видит свою жизнь, видит, сколько ужасных вещей он совершил, считая себя вроде как неплохим парнем, хорошим мужем, хорошим отцом. Вот тогда человек кается по-настоящему. Но таких исповедей так мало…

В большинстве своем мы как раз барахтаемся в чем-то несущественном, а важные вещи, в которых нам действительно необходимо покаяться, остаются за ширмой до поры до времени. Этот труд через искреннюю молитву и обращение к Богу, через чтение Святого Писания может быть осилен. Авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения» говорит, что неподвизающийся не достигнет ничего. Если кто и начал подвизаться, это еще не значит, что он дойдет до какой-то точки, но если не начнешь подвизаться, то чего ты собираешься добиться? Нужен подвиг.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Христос говорил в Евангелии, что невозможно не прийти соблазну, но горе тому человеку, через кого он придет. У меня вопрос: почему так категорично Он сказал, что соблазн должен прийти обязательно? Почему нельзя избежать этого?».

– Господь Иисус Христос дает нам молитву Господню. Он говорит: «Молитесь так: Отче наш...». Он всегда говорит об Отце, к Которому мы можем обратиться, чтобы мы осознали, что Бог – любящий Отец, что очень важно: отношения между Богом и человеком понятны, когда Господь говорит категориями, понятными человеку. Если мы не уразумеем этого, не перенесем эти отношения на наши отношения с родителями, например, или со старшим братом, то нам будет очень сложно понять, как молиться Отцу и Кто есть Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Попытка понять и постичь Святую Троицу, наше отношение к Ней и то, каким образом мы приходим к Богу и начинаем уразумевать Его как Святую Троицу, – огромный и тяжкий труд. Едва ли мы сможем постичь Святую Троицу. Тем не менее Господь раскрывается нам в Своей троичности так, чтобы мы все-таки смогли Его уразуметь и постичь. Я, к сожалению, не расслышал вопрос из-за качества связи, поэтому, возможно, и не ответил на вопрос, простите.

Третья часть нашей сегодняшней «трилогии» – страсть. Иногда в своих помыслах мы заходим довольно далеко – и не чувствуем голоса совести; не знаю, можно ли убить в себе совесть, но мы действительно можем дойти до степени, когда грех уже приобретает в жизни ту страстность, что уже не до помыслов, не до прилогов, а нужна духовная скорая помощь. Когда мы дошли до такой жизни, как можно исправить свою страстную натуру?

– Только с помощью Божией. Страсть – это грех, глубоко въевшийся в душу и пустивший корни. Можно представить себе, что внутри организма спрут распустил свои щупальца и находится везде, во всем нашем естестве. Только с помощью Божией мы можем это одолеть, молитвой и постом.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс