Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1038) → Архимандрит Александр (Глоба): Не нужно брать во внимание то, что не имеет абсолютно никакого отношения к Православию

Архимандрит Александр (Глоба): Не нужно брать во внимание то, что не имеет абсолютно никакого отношения к Православию

№45 (1038) / 25 ноября ‘19

Беседы с батюшкой

У нас накопились вопросы с предыдущих программ, давайте попытаемся на них ответить.

Вопрос телезрительницы из Сочи: «Недавно слышала о том, что у Адама была первая жена (наполовину химера), ее звали Лилит. И получается, что она была создана из глины. А затем она ушла из рая – и появилась Ева. Я хотела бы узнать, насколько это правда – Ваше мнение об этом».

– Это псевдобиблейские басни, даже святые отцы первохристианской Церкви обсуждали этот вопрос. В догматическом богословии, которое преподается у нас в духовных школах, это тоже рассматривается. И там однозначно говорится, что не было никаких преадамитов (то есть людей, которые были созданы до Адама), никаких первых жен, в том числе Лилит, которая восхваляется некоторыми гимнографами и поэтами, видящими в ее образе именно «знойную женщину» – прообраз сегодняшних феминисток. Православное догматическое учение Церкви полностью отвергает эту историю.

Нам необходимо больше изучать страницы Священного Писания, толкования, которые дают святые отцы Церкви, – Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский. У нас тоже есть книга, которая была выпущена к 1000-летию Крещения Руси, – «Библия» А.П. Лопухина в 3-х томах. Там тоже очень неплохо объясняются тексты Священного Писания, поэтому люди, желающие придерживаться традиционных взглядов Православной Церкви, должны смотреть именно такую литературу. И ни в коем случае не нужно брать во внимание то, что не имеет абсолютно никакого отношения к Православию.

К нам пришел еще один вопрос: «Моя мама часто заставляет меня молиться. Надо ее слушать или все-таки делать по-своему? Дарья, 13 лет».

– Надо взять маму за руку и вместе с ней молиться, чтобы молитва была антифонная: 1-ю молитву читает мама, 2-ю – ребенок. Попеременное чтение молитв должно присутствовать в каждой семье, тогда укрепляются семейные узы, семейный очаг. Люди очень хорошо находят взаимопонимание, когда встают на молитву, когда у них в семье присутствует взаимное уважение, когда в доме есть особенный дух молитвы.

Многие не понимают, что это такое, но это действительно духовное молитвенное состояние, пребывающее в доме: оно освящает, благословляет. Мы, православные христиане, знаем, что это работа Духа Святого: мы Его призываем, когда молимся, и Он уже непосредственно в каждом доме, в каждой семье «работает» таким вот образом – в доме поселяются мир, благоденствие, взаимопонимание, любовь.

А когда люди не молятся, когда один встал в 6 часов, другой в 7, убежал на работу, прибежал с нее, принес плохие новости, другой что-то неправильно сделал, то здесь духа любви нет, присутствует другой дух – раздора, соперничества, нелюбви, противления. Вот чтобы дома было все хорошо, необходимо этой девочке взять маму за руку и вместе становиться на молитву перед иконами, возжечь свечу или лампаду и благодарить Бога за все.

Только что пришел вопрос: «Очень люблю молитву святителя Филарета Московского. Там есть такая фраза: „Приношу себя в жертву Тебе”. Как ее понять?».

– То есть: я посвящаю Тебе (Господу) свое время, сердце, внимание, любовь, хочу научиться от Твоей Божественной любви, хочу получить от Тебя внимание, хочу, чтобы Ты участвовал в моей жизни – как я посвящаю себя Тебе, так я хочу, чтобы Ты обратил на меня внимание и поучаствовал в моей жизни Своей любовью и благодатью.

Еще один вопрос: «Когда мы молитвенно поминаем других, то, получается, соприкасаемся душа с душой. Как правильно молиться за других, чтобы их участь была легче в этой жизни и в той? И как молиться Иисусовой молитвой за других?».

– Чтобы преуспеть в Иисусовой молитве, необходимо посвятить себя служению Богу. Допустим, идешь по городу, занимаешься своими делами или работаешь – и если думаешь все время о Боге, то Иисусова молитва как бы проистекает изнутри, ее не надо вспоминать внешне очень часто и много.

В монастырях мы можем увидеть Иисусову молитву на дверях келий братии или сестер, на стенах, ее мы очень часто слышим из уст других людей – такое внешнее напоминание говорит, что нужно молиться, вспоминать об этой молитве. Но когда человек уже посвятил свою жизнь служению Богу, молитва проистекает как бы из его сердца. И даже когда такой человек споткнется или упадет, он не скажет плохие слова, а скажет: «Господи, помилуй», встанет и идет дальше.

Можно ли здесь попасть в ловушку, что ты как бы произносишь имя Бога всуе?

– Чтобы произносить имя Бога всуе, это надо делать сознательно. Но когда призываешь имя Божие или Господа Иисуса Христа, чтобы Он тебе помог, то суетливости тут никакой нет. Здесь надо иметь в виду, что ты живешь по церковным, христианским, благочестивым правилам. И если ты попадаешь в глупую, нехорошую ситуацию, когда есть риск умереть, а ты последний преступник, но призываешь имя Божие, то это очень хороший признак: Господь может откликнуться на эту просьбу и спасти такого человека.

Часто встречал вопросы, что муж (или жена) постоянно ходит в церковь, читает молитвы, акафисты, все выполняет, но в то же время раздражительный, срывается, грубит и так далее. Как это сочетается?

– Работать над собой – самое сложное действо. Мы можем поучить другого человека, можем научить его очень хорошим характеристикам, сделать его хорошим специалистом в чем-то, однако сами можем даже не иметь возможности соответствовать тому, чему учим. Когда человек учит другого, подсказывает ему что-то, он должен иметь свидетеля со стороны. Это духовник – духовный врач, который поставит тебе диагноз и скажет, что правильно делать для того, чтобы не уйти в прелесть, не споткнуться. А если ты уже упал, он увидит духовное падение и поможет тебе встать. Здесь необходима духовная работа над собой прежде всего.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Бог – Творец огромной Вселенной, где миллиарды звезд, миллиарды галактик, триллионы планет, из них миллионы таких, как Земля, и Он уделяет особое внимание песчинке под названием Земля, которую в космосе и не видно, с ее грешными людишками (считает волосы у каждого грешника на голове), и остальное Его вроде как не интересует? Зачем тогда было создавать такую огромную Вселенную ради одной Земли?».

– Мы, люди, в своем природном естестве ущербные. Наш мыслительный аппарат (головной мозг) не может обработать информацию, и мы пытаемся Бога наделить антропологическими функциями – мы думаем, что раз мы ущербны, значит, ущербен и Он, что если мы не можем понять, то и Он не может понять; если мы не можем уследить за всем окружающим миром, то и Он тоже…

Большая часть людей даже не знает, сколько у них в организме клеток или костей, как устроено сердце, как правильно питаться, чтобы не болеть болезнями, которые происходят от неправильного питания. При этом лезем куда-то выше и хотим дать оценку действиям Бога, когда не понимаем, как это все происходит.

Мы должны себе четко уяснить, что Бог – это Личность, и человек называет Его Богом, ибо Он богат во всем – в знаниях, умениях, способностях. Прежде всего Он наш Хозяин, Который может дать нам жизнь, забрать ее и снова дать, Он умеет и знает, как это делать, и Он настолько преисполнен великого качества любви, что в конце концов захотел поделиться ею с кем-то, то есть создал человека и захотел с ним общаться, дал ему Свой образ и подобие. То есть мы – маленькое отражение Его сущности.

Мы должны это осознавать и смиренно идти в Его сторону. Нам не нужно думать о том, сколько галактик, звезд и всего остального существует помимо нашей Земли. И если Господь через Своих учеников, Божественных пророков, дал нам такое Откровение и сказал, что Он знает даже о количестве волос на нашем теле, количестве клеток в нашем организме, значит – так оно и есть.

У меня нет потребности проверять Его слова – я для себя уяснил: Господь мне дал инструкцию по жизни, и я должен следовать ей. Конечно, я могу потратить свою жизнь на изучение шрифтов, которыми была написана первая страница Библии, изучать историю, объяснения тех или иных историков, но есть ли в этом большой смысл? Для истории, науки, может быть, небольшой смысл и есть, но для моего личного спасения в этом нет никакого смысла. Церковь дала мне, благословила и преподнесла прекрасную инструкцию в виде очень важной Книги, которая называется Библия. Я просто для себя выбрал самым главным не поддаваться сомнениям, а брать ее, принимать и исследовать то, что там написано. Я рекомендую всем поступать так же просто, потому что Бог прост.

У нас сегодня много вопросов о молитве – например: «Что означают слова из утренних молитв к Богородице: «Избави мя от многих и лютых воспоминаний»?».

– Чтобы человеку совершить грех, нужно иметь прилоги, которые здесь называются. И Божия Матерь, как имеющая особую благодать и силу, полученную от Своего Божественного Сына, может отгонять бесовские наветы. Она призвана Своим служением избавлять человека от бесовских нападений. Вот так прямо это и нужно понимать.

Следующий вопрос: «Как научиться не осуждать ближнего?».

– Это очень сложно, почти невозможно. Даже иногда читаешь письма святых людей и находишь у них такие воспоминания, где они поддаются этому духовному недугу. Но он излечим – во всяком случае, это как простуда, которая очень часто нападает на человека, он начинает болеть: кашляет, чихает, появляются выделения из носа, тяжело дышать. Если он не будет лечиться или не будет беречь себя от переохлаждения, может заболеть пневмонией и даже умереть, а если подлечится, спрячется от вирусной инфекции, побудет дома 5–7 дней, то поправится.

Так и здесь: необходимо себя ограждать от тех сообществ, которые могут человека свести в духовную могилу, когда человек жив, ходит, но духовно мертвеет. Надо от таких сообществ уходить: худые сообщества развращают добрые нравы – об этом написано в Священном Писании. Чтобы не осуждать, надо меньше слушать, как другого осуждают. Ведь мы все время «греем уши», когда нам пытаются что-то преподнести. Нужно избавиться от таких людей, меньше с ними общаться, больше молиться, читать Псалтирь.

Однако мы должны помнить, что надо над собой работать: если мы избавимся от всех и начнем читать Псалтирь, далеко не уедем. Нужно для себя ставить духовный, психологический фильтр и дифференцировать разговоры. Слышим, что он идет не туда, надо молиться, заниматься делами – «всего хорошего, до свидания». Будем работать над собой.

Еще вопрос о молитве: «Каким образом может повлиять наша молитва на усопшего родственника, который стал отступать от Бога в последние дни своей жизни? Как мы можем повлиять на его судьбу, можем ли изменить его участь в том мире?».

– Нужно иметь твердую веру, чтобы заниматься этим духовным действом. Человек должен помнить, что спасает Христос и вся Церковь: как бы я ни молился, каким бы святым человеком себя ни чувствовал, от моей святости и моих дел мало что произойдет.

Мы верим, что такие люди спасаются по молитвам Церкви, когда там служится Божественная литургия, когда происходит поминовение, церковное молитвенное делание (по церковному Уставу) по особым дням, по особым праздникам. Мы верим и знаем, что в эти дни и Небо открывается для молитвы, поэтому мы должны и храм посещать. А то у нас есть такие умники, которые и в храм не ходят, и сами не причащаются, а берут правила вымаливать человека с того света – это называется уже легкой степенью духовной прелести.

Я не могу ничего сделать без Бога, без Крови Христовой, без искупительной Жертвы Господа Иисуса Христа, а все это я могу найти только в храме. Прихожу, подаю записочку, служат панихиду, вынимают частичку, молятся об этом человеке, совершают специальные молитвы, специальные действия, и я верю, что все это приводит к тому, что его участь будет легче, что Господь помилует его по молитвам Церкви – не по моим грешным молитвам, а по молитвам Церкви. И об этом нужно помнить.

Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, если я полюбила мужчину, который моложе меня, и он предлагает выйти замуж, стоит ли мне принять его предложение?».

– Лучше сходить к духовнику в церковь, которая находится рядом, чтобы священник, знающий ситуацию, изучил ее и дал правильный духовный совет: мы же не знаем, что там на самом деле.

Следующий вопрос – из соцсетей: «Почему все думают, что у каждого своя судьба, ведь судьбы не существует, а есть свободная воля?».

– Люди хотят видеть такую судьбу, которая была бы «прописана» кем-то и была для него хорошей. Либо пытаются сходить к кому-то, чтобы прописать ее хорошо для себя. Это делают те, кто не хочет духовно работать над собой. Судьба судьбой, а жизнь человеческая – это определенное крестоношение, и Господь никому не говорил «будете прыгать от счастья, бегать от радости»: Он говорит, что каждому человеку будет дан свой крест, и этот крест нужно достойно донести до определенного места. И Господь будет нам помогать в этом, ведь Он не даст крест тяжелее или легче, а каждому даст свой крест. Поэтому нам необходимо относиться к своей духовной жизни ответственно, иметь духовника, приобщаться Святых Христовых Таин, стремиться быть в Церкви или у Церкви, если пока не ходим в храм Божий, и стремиться работать над собой духовно. А все начинается с утренних и вечерних молитв.

Вопрос телезрительницы: «Моя жизнь полностью разладилась. Я почувствовала какой-то надрыв, пропало желание ходить в церковь и вообще открывать кому-либо душу. Как выйти из этого состояния?».

– Нужно для себя определить, нужно ли ее вообще открывать кому-то: это дело добровольное.

Возможно, речь идет об Исповеди?

– Нет, здесь речь идет именно об открытии души. Исповедь и открытие души – это два разных понятия. Здесь просто-напросто надо определиться, какая проблема – психологическая или духовная. Это две разные проблемы: если это психологическая проблема, то необходимо сначала сходить к психологу и найти гармонию душевной и психической жизни с самим собой. Потом уже нужно себя подготовить и определить свои духовные потребности, найти человека (священника, пастыря, духовника), который увидит какие-то отклонения в духовной сфере: как человек молится, как относится к Богу, к вере.

Если, допустим, священник лезет не в свою сферу (не психолог, а лезет в психологическую сферу), то грош цена такому воздействию – много будет наломано дров. Надо все-таки быть образованным священником. Будет неправильно и если психолог будет лезть в духовные проблемы: как поститься, как молиться, как относиться к Церкви, к святым. Очень часто бывает, что психологи тоже перегибают палку и начинают говорить, что это все рудименты, атавизм, этим заниматься не надо: человек прогрессивный должен найти силы в себе.

Нет, надо найти православного психолога, а потом уже приходить к священнику, чтобы решать духовные вопросы. Православный психолог просто не будет перегибать палку, как это делают светские психологи, которые могут быть иноверцами или вообще агностиками – они будут давить чисто на эмоции, на характер, на черты личности человека. А православный психолог все-таки будет знать, что человек своими силами не справится, что нужна помощь Божия, и он будет как бы переходным звеном между священником и специалистом, который может наладить твой душевный профиль.

Если тебе батюшка на Исповеди говорит, что лучше обратиться к психологу, обижаться на него не надо?

– Правильно батюшка говорит – надо его поблагодарить, ибо он понимает, как ты устроен. Если этот батюшка не психолог, то да, надо обратиться именно к психологу. Есть священники, которые занимаются психологией, имеют познания и образование.

А если у священника есть опыт, он 40 лет служит?

– Опытный священник тоже понимает, как человек устроен. Есть такое понятие, как христианская антропология: надо знать, как человек устроен. Не может хирург заниматься хирургической деятельностью, не зная хирургической анатомии: даже если он знает анатомию человека, но не знает хирургическую анатомию, ему нельзя заниматься хирургической деятельностью. Так и священник, бывает, знает, как человек духовно устроен, но не имеет специальных познаний в устройстве человеческой личности, души, эмоций, не знает личных качеств человека.

Надо изучить человека, понять, нет ли у него какой-либо патологии, чтобы максимально ему помочь. А когда приходит человек, имеющий проблему, а ему говорят «поститесь, молитесь», и человек со временем становится хуже и хуже, катится вниз по наклонной, то здесь допустил ошибку священник: человеку, может быть, сначала психолог или психиатр должен был помочь, а потом уже «постись, молись и слушай радио «Радонеж»», как говорится.

Здесь все не так просто. Опытный священник должен это увидеть. Когда читаешь старинные издания по пастырскому душепопечению, видишь, что священники и в то время не боялись посоветовать человеку обратиться к психиатру (психиатры были православные).

А могут священник и психолог работать в паре? Это вообще нормально?

– Конечно. Когда есть высокая организация пастырского душепопечения на приходе, так и происходит. Но это не везде, к сожалению. Во всяком случае, сейчас, по благословению Святейшего Патриарха, священникам, как и врачам, внушается такая мысль: «Не навреди» – священник должен тысячу раз подумать, как правильно сделать, как сказать, как посмотреть, как ответить.

Здесь преследуется главная цель: если не можешь помочь, то хотя бы прояви эмпатию, поучаствуй в жизни этого человека и не бросай его, если он будет нуждаться в твоей поддержке. Чтобы человек, когда не знает, куда бежать, бежал, как мотылек, на свет, а свет – это храм. Чтобы он пришел в храм, а священник уже, допустим, должен знать, где находится социальная служба. Там всегда есть православный психолог, православный педагог, который может изучить проблему и дать правильный совет.

Ваше последнее наставление в этой программе нашим телезрителям.

– Хотелось бы пожелать людям мира душевного, спокойствия и чтобы они не боялись Церкви, а нуждались в ней, чтобы она была для них средством успокоения и мира на этой земле.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс