Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1038) → Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

№45 (1038) / 1 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №№ 21 (870) – 36 (885), 44 (893) – 45 (894) 2016, 5 (902), 17 (914), 23 (920) – 25 (922), 31 (928), 33 (930), 39 (936) 2017 г., 3 (948), 22 (967), 23 (968), 32 (977), 40 (985) 2018 г, 16 (1009)–2019

Мы с Вами каждую программу говорим, что завершим, наверное, разговор о Божественной литургии, но продолжаем и продолжаем его. Должна сказать, что наши зрители этому бесконечно рады. Я часто встречаюсь с людьми, которые смотрят наши передачи, они говорят: «Да не заканчивайте, нам так нравится! Каждый раз мы что-то новое для себя узнаем и с совершенно особым чувством приходим на Божественную литургию».

– Мы говорили уже об окончании бесед по Божественной литургии. В алтаре происходит причащение Святых Христовых Таин. Если служит Патриарх или архиерей, в первую очередь причащаются они, потом священство, потом диаконство.

Несмотря на то, что безу-словная кульминация Божественной литургии это преложение Честных Даров (хлеба – в Тело Христово, а вина – в Кровь Христову), существует второй кульминационный момент – это наше Причащение. Если человек, который стоит в церкви или алтаре, не причащается Христовых Таин, то вот этой второй высокой точки, высокого градуса для него не существует (да, благодать, безусловно, коснулась сердца каждого, кто присутствует при пресуществлении Святых Христовых Даров, она не может не коснуться человека, стоящего в храме: в той или иной степени каждый человек чувствует на себе эту благодать, даже если он не причащается Святых Христовых Таин). Но для нас, священнослужителей, есть исключение: каждый священнослужитель, стоящий у престола, причащается Святых Христовых Таин, даже если не стоит у престола, а рядом с престолом. Предположим, поминает всех своих родных, всех своих духовных детей, Священноначалие. Безусловно, он тоже может участвовать в причащении Святых Христовых Таин.

Это кульминация таинства, когда Господь входит в сердце человека: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» – только вдуматься надо, какой величайший дар оставил нам Господь Иисус Христос: вкушение Его Тела и Его Крови! И главное – стремление Бога. Я не говорю о нас, у нас очень слабое стремление (у кого-то в большей степени выражается, более ярко, у кого-то менее ярко). Но главное – это Господь, Который приходит к нам и вселяется в нас.

Мы все прекрасно помним притчу о блудном сыне. Блудный сын, растративший все имение свое на блудниц, на удовлетворение своих страстей, возвращается к отцу: «Согрешил я пред небом и пред тобою и уже не достоин называться твоим сыном» – сын идет с понурой головой, с глубоким покаянием и не знает, примет его отец или не примет, он готов быть слугой у своего отца. И что мы видим? Отец выбегает навстречу своему блудному сыну, целует его, обнимает, дает ему багряницу, дает ему перстень, устраивает для него пир, которому завидует старший брат, никогда не отходивший от отца.

Вот Господь бежит к нам и дает нам Себя вкусить. А мы идем с ленью… Безусловно, желание есть в большей или меньшей степени, но оно часто бывает индифферентно, прагматично, не изнутри. А Господь бежит: «Я хочу в тебя вселиться! Я хочу, чтобы ты тоже в Меня вселился». Вот это действительно таинство из таинств, и действительно мы становимся единым телом с Господом. Пускай даже на одно мгновение, но это происходит, если мы искренне стараемся прийти к Божественной литургии и причаститься Святых Христовых Таин. Вот кульминация, которая происходит в алтаре.

Когда священство причастилось Святых Христовых Таин, воспевается снова Пасхальное песнопение «Воскресение Христово видевше…». После Причастия всегда читается замечательная молитва с воспоминанием Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, потому что каждая Божественная литургия становится малой Пасхой, которая свидетельствует о смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, и мы причащаемся Воскресшего Господа нашего. Все мы знаем эти молитвы, эти песнопения, они поются каждую субботу перед воскресным днем. В Пасхальные же дни на протяжении сорока дней поется трижды «Воскресение Христово видевше» каждую утреню.

Когда священники причастились Святых Христовых Таин и возблагодарили Господа, они принимают запивку вместе с просфорой, чтобы не осталось ни одной частицы в устах человека – чтобы при беседе людей друг с другом вдруг она не оказалась бы вне уст, она не упала на пол, не была попрана (не по злому умыслу, а нечаянно). Поэтому мы запиваем теплоту и заедаем просфоркой, очищая уста свои, чтобы все частички оказались внутри нас, внутри нашего сердца.

Вот священство причастилось, тогда уже выходит предстоятель и читает замечательную молитву святителя Иоанна Златоуста: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго…». Мы все эту молитву знаем, и мы должны этот момент тоже переживать внутренне – не просто механически слушать молитву, воспринимать как должное, нет, мы должны пропускать ее через свое сердце, почувствовать себя разбойником, почувствовать себя на кресте со Христом, почувствовать величие этого таинства, этой возможности, этого дара причаститься Его Святых Христовых Таин. Я, может быть, неправильно размышляю, но тем не менее свое рассуждение привношу, страшусь этого…

Но вдруг меня озарила мысль. Не знаю, насколько она соответствует правильному святоотеческому пониманию Христовых слов: «Если кто не отвергнется себя, не возьмет крест свой и не последует за Мной, тот Меня не достоин, не может следовать за Мной». Я думал: да, в толковании говорится: «…не возьмет крест» – и обычно толкование святых отцов связано с этим: кто не возьмет всех тягот жизни на себя, скорбей, болезней, всего того, что выпадает на долю человеческой жизни, и не пронесет это с благодарностью (хотя в Евангелии этого не сказано), тот не достоин Его. А я подумал: кто не станет причислен к лику разбойников, как и Христос (на крестах распинали только разбойников), кто не смирится и не поймет, что он есть по существу своему и по жизни разбойник (в помыслах ли своих, в мыслях ли своих), не смирится, как тот разбойник, который висел рядом со Христом (с позором, уничижением стыдно даже умирать, осознавая себя разбойником прилюдно), тот недостоин Христа. То есть нам нужно пройти Христов путь до Креста – до этого позора, осознавая себя разбойниками.

Священник (предстоятель, либо Патриарх, либо архиерей, либо тот, кто предстоит у престола) выходит, чтобы причастить народ Божий Святых Христовых Таин, читает ту молитву, которую священство читает всегда перед престолом, причащаясь Святых Христовых Таин, народу Божиему. А в конечном итоге народ Божий, по апостолу Петру, тоже царственное священство ‒ люди, взятые в удел. Они священники условно, но они же участвовали в Божественной литургии, они молились вместе с нами во время Божественной литургии, они призывали Того же Духа Святого, как и мы в алтаре, чтобы благодать Святого Духа сошла на Святые Дары. Священник читает молитву и начинает причащать Святых Христовых Таин. Мы знаем, что либо диаконы, либо иподиаконы, либо алтарники всегда держат плат напротив друг друга перед Чашей Христовой с Телом и Кровью Господа. Для чего? Чтобы ни одна капелька не упала на пол.

Как Вы думаете, осознаем ли мы до конца, какую драгоценность мы принимаем?

‒ Думаю, если бы осознавали до конца, то в храме во время Божественной литургии была бы мертвая молитвенная тишина.

Правда, у нас ведется постоянная работа, и я думаю, что во многих храмах такая работа ведется, чтобы люди осмыслили, при каком таинстве они находятся и в каком состоянии нужно находиться в храме во время тайносовершительных молитв и вообще во время Божественной литургии.

Священник читает молитву, и вот обратите внимание, что прихожане, когда подходят к Чаше Христовой, складывают руки на груди. Я некоторое время думал: «Почему так?» – в книжках я до сих пор не нашел растолкования, может быть, я пропустил это мимо своих очей. Но я догадался, почему крестообразно сложены руки: не только чтобы случайно не задеть Чашу руками – чтобы не задеть Чашу, человек может опустить руки или, предположим, сложить руки за спиной. А он всегда крестообразно складывает руки на груди.

И вот я подумал, правильная ли эта аналогия, но мне показалась она убедительной: человек подходит к Чаше как мертвый по отношению к этому живому миру, бушующему страстями и всякими нестроениями, попечениями. В этот сокровенный и величественный момент, когда все должно умереть, внешний мир не должен существовать – он должен оказаться не только за стенами храма, но и за стенами моего сердца и моей души: я должен умереть для этого мира. Как умерший для этого мира человек, я подхожу к принятию Святых Христовых Таин, чтобы оживотвориться сердцем и душой и хотя бы частично стать наследником Царства, которое пришел проповедовать Христос, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие».

После Причастия выходит диакон и читает ектению: «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин достойно благодарим Господа». Апостол Павел говорит, что в последние времена люди будут неблагодарные. Да не посчитают меня дерзновенным, но мне кажется, что мы подходим близко к этим временам (хотя мы не знаем, когда это будет): действительно, я замечаю, что люди становятся неблагодарными, часто своих благодетелей не только осуждают, но и восстают на них. Вообще, слова благодарности как бы исчезают из человеческого лексикона. Слава Богу, Православная Церковь поддерживает это свойство в людях (во всяком случае, в отношении к таинству, которое совершилось, к тому дару, который оставил нам Господь Иисус Христос, – Божественной Евхаристии), воспитывает в нас, христианах, дух благодарности.

В этой ектенье мы «достойно благодарим Господа». Мы, безусловно, должны достойно благодарить Господа. Что значит «достойно»? Мы должны осознавать величие таинства и достойно причащаться Святых Христовых Таин: мы должны быть подготовленными, бороться со своими страстями и грехами, исповедоваться перед принятием Святых Христовых Таин за период своей жизни, прошедший между Причастиями, глубоко, искренне, с желанием изменить свою душу.

Мы благодарим Господа за великое таинство, которое дает нам жизнь и надежду на спасение. Господь говорит: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» – значит, человек, который не причащается, не воскреснет – в том смысле, что не станет наследником Царствия Божия, куда стремится каждый сознательный христианин.

Потом прошение, которое мы слышим в каждой ектенье: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше (то есть мы просим после принятия Святых Христовых Таин, чтобы день прошел в мире, освятился бы нашей святостью, нашим стремлением к борьбе с грехом и страстями), сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Напоминание: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Что только Господь нас может освободить от страстей, мы познаем своим личным опытом, когда ощущаем свою немощь, непригодность, несостоятельность. Понимая, что никак не можем справиться с самыми простыми, элементарными грехами и страстями, мы начинаем взывать к Господу. И когда вдруг чувствуем освобождение не по нашей воле, а по воле Бога, то безусловно осознаем свою немощь, и все праведное, что чуть-чуть вселяется в нас, приписываем не себе, а Самому Богу.

После этого священник возглашает: «Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Потом священник выходит из алтаря на амвон и читает молитву, которая выражает очень много глубоких христианских чувств – и это опять связано с благодарением (во всяком случае, с ощущением благодарения), которое должно проходить красной нитью во все время Божественной литургии, а лучше сказать – во все время нашей жизни. «Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое...» (и так далее).

После этого священник передает дискос вместе со звездицей диакону, тот переносит их на жертвенник с престола, а священник вместе с Дарами, символизируя Вознесение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, произносит слова: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». И уходит с Чашей к жертвеннику, символизируя, что Господь Вознесся на Небо.

Видите, как много связанного с символикой Божественной литургии, с глубинным духовным смыслом, которым она напоена.

Ну и потом завершение Божественной литургии. Священник выходит с отпустом к народу Божиему, прославляя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Честной Животворящий Крест, Пресвятую Богородицу, всех апостолов и святых, которые сегодня поминались и поминаются. После этого дается для целования крест – символ спасения рода человеческого от грехов. Через крест мы можем взойти на небо и стать согражданами Царствия Божия.

Я хотела бы спросить: те, кто причащался, остаются в храме и выслушивают благодарственные молитвы – с Вашей точки зрения, благодарственные молитвы лучше выслушивать в храме или прочитать их дома в спокойной обстановке? Вообще, что такое благодарственные молитвы?

‒ Благодарственные молитвы – это молитвы, связанные с таинством Божественной литургии и, главное, с причащением Святых Христовых Таин. Ведь если человек не причастился Святых Христовых Таин, он может и не читать благодарственные молитвы. Благодарственные молитвы, которые читаются в конце Божественной литургии, связаны именно с таинством Причащения Святых Христовых Таин, Тела и Крови Господних.

Я бы сказал, что правильнее выслушивать благодарственные молитвы в церкви. По традиции, заведенной у нас в храме, алтарник читает благодарственные молитвы, можно сказать, мне в ухо, и в зависимости от того, насколько я рассеян или сосредоточен, я либо воспринимаю эти молитвы, либо они проходят мимо моих ушей. Второе – неправильно. Поэтому если слышу благодарственные молитвы, но не сосредоточился на них, то, безусловно, я должен частным образом вдумчиво их прочитать.

Часто в храмах существует, мне кажется, не совсем правильная практика (я просто выражаю свое мнение): благодарственные молитвы читаются во время, когда прихожане подходят к кресту. Какие благодарственные молитвы люди могут слышать? Они слышат слова, по рассеянности своей, невнимательно. Вот таким людям (и себе, в частности) я посоветовал бы частным образом, лично перечитывать благодарственные молитвы, которые ты не воспринял в храме.

Во время благодарственных молитв мы должны сосредоточиться на этих молитвах, то есть никаких действий в храме не должно совершаться. У нас в практике благодарственные молитвы читать перед отпустом, когда люди могут сосредоточиться. Но мы не навязываем это, повторюсь: если ты не прослушал внимательно благодарственные молитвы во время храмового богослужения, будь любезен, внимательно прочитай их в том месте, где сможешь.

Отец Владимир, Вы рассказывали о Божественной литургии, и к нам приходило очень много вопросов. Самый распространенный из них: накануне вечером не удалось исповедоваться, человек идет в храм с намерением, что исповедуется во время Божественной литургии и причастится. Но тут что-то начинает нашептывать: ты не достоин. Или очень не хочется (то дождь, то снег, то, наоборот, солнце). Человек приходит и не причащается, не исповедуется. Стоит ли исповедоваться вечером (кстати, многие сейчас так делают)? Или лучше исповедоваться утром? И откуда такое чувство бывает?

‒ Я считаю, что практика Исповеди во время Божественной литургии никуда не годится. У нас на приходе, в нашем храме, я установил, чтобы во время воскресных богослужений (Литургий) Исповедь не совершалась, чтобы люди, пришедшие на Божественную литургию, не сосредоточивались на Исповеди, таким образом не участвуя в таинстве Божественной Евхаристии: ты пришел исповедоваться или пришел на Евхаристию?

Я предпочитаю (думаю, мое суждение правильное), чтобы люди исповедовались во время всенощного богослужения, а лучше было бы делать это вне богослужения: либо раньше приходить на всенощную, либо позже, либо раньше приходить на Божественную литургию, когда еще не начали читать Часы, но во время Божественной литургии не исповедоваться, чтобы не нарушать даже для себя лично молитвенного состояния, которое должно быть во время Божественной литургии. Вот мое мнение. Божественная литургия должна быть чиста от всяких примесей – человеческих эмоций, слов, чувств и мыслей.

Дорогие друзья, сегодня завершился многолетний цикл программ протоиерея Владимира Волгина о толковании Божественной литургии, который, знаю, смотрели с очень большим интересом. Но не унывайте: отец Владимир с нами не расстается, в следующих наших передачах мы будем говорить о сложных местах Священного Писания. Еще раз от вашего имени хотела поблагодарить дорогого отца Владимира за многолетнюю дружбу, за то, что столько лет он с нами.

Записала:
Ольга Румянцева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс