Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1038) → Священник Константин Корепанов: Бездарных и бесталанных людей не существует

Священник Константин Корепанов: Бездарных и бесталанных людей не существует

№45 (1038) / 1 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

В одном случае вера у человека сердечная и не подкреплена знаниями или есть минимальные знания о Боге, о Святой Троице, но без получения богословского образования. И другое дело, когда у человека не было веры, но появилось образование, когда человек имеет определенные знания, но не может применить их в жизни.

– Что можно сказать об образовании? Человек уверовал в Бога, он пришел в Церковь, теперь он хочет понять содержание веры, он учится. Это нормально, это хорошо, это здорово, когда так происходит. Но речь-то идет о детях.

Например, я преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии и Миссионерского института, куда приходят взрослые люди. Большая часть из них (около 80%) – люди с высшим образованием, получившие вместе с образованием способность к рациональному мышлению и построению абстрактных конструкций. К умозрению они умственно готовы и способны.

У них появился внутренний запрос на получение структурированного, особым образом преподанного системного знания о своей вере. Они пришли учиться. Когда я им говорю, с моей точки зрения, очень простые вещи, которые могу сказать так, что это трудно будет им вместить, я «препарирую» знание, я его преподношу так, чтобы оно стало приемлемым для человека. И человеку требуются невероятные умственные усилия, духовные усилия, чтобы понять, что я хочу ему сказать.

Но это взрослые мужчина или женщина, с высшим образованием, имеющие большой социальный, личный, психологический, немалый духовный опыт – и усвоение основ моей веры требует от них огромного напряжения.

А теперь вспомним: мы говорим о детях, которые еще даже не верят. Это даже не детская вера времен Константина Петровича Победоносцева, это вообще почти ничто – это даже не свечка горит, а «огонек бенгальский». То есть он открыт для веры, но еще не верует – просто верит взрослым, что Бог есть. Он живет в тотально неверующей среде, тотально не принимающей Христа: это его друзья в школе, секции, кружке, это мир социальных сетей (там этого вообще нет). Но он доверяет родителям, ждет, когда они смогут приобщить его к своей вере.

Мы этот запрос – раскрытость души – не удовлетворяем и вместо этого пичкаем его не верой, а знаниями. Мы не зажигаем его веру, а просто «грузим» его знаниями. Понятно, что ребенок сидит с распахнутой душой, он слушает нас, но ничего не понимает: если у него память хорошая, он что-то запоминает, если плохая – не запоминает, но он ничего не понимает и не может понять (я свидетельствую об этом, что он не может понять чего-то в силу своего психофизического развития). Он еще ребенок, а мы с ним говорим языком, которым и со взрослыми говорить тяжело. Это приводит к тому, что у человека и знаний о вере не появляется (он не способен их усвоить и сделать своими), и вера не загорается. Вот он и уходит из Церкви.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Можно ли нам молиться за жителей других стран и других верований?».

– Молиться можно за всех. Монахи молятся за весь мир. По крайней мере, так говорится. Конечно, не все монахи могут молиться за весь мир. Смысл молитвы в том, чтобы сохранить открытость своего сердца в отношении любого человека вне зависимости от того, соответствуют ли его вера, нация, убеждения моим, его способ существования – моему. Я должен быть открыт навстречу любому человеку. В этом смысл молитвы за другого человека. Спасутся они или не спасутся – для этого у них есть их Бог. Наш Бог и их Бог – это одно. И тот, кто заботится о моем спасении, заботится и об их спасении.

Мне всегда радостно об этом говорить, и больно, когда меня не слышат. Обычный человек живет в мире Русской Православной Церкви, он встречается с прихожанами своей церкви, то есть с русскими, живущими с ним в одном районе. Хорошо, когда у него рождается такой вопрос: а как же там бедные китайцы, индусы или живущие в Бали, на Мальдивах или в Республике Конго? Вопрос хороший – человек переживает за все человечество. Бог промышляет о всяком народе и всяком человеке.

А мне радостно, ведь я видел глаза таджика, который обрел Христа, приехав сюда на заработки, и крестился, обретя Христа. Я видел жителя Судана (я вместе с ним молился), который прилетел сюда из своей совершенно далекой от православного мира страны и обрел здесь веру. Он не подчинился идеологии, он обрел Христа – настоящего живого Бога. И этот Бог оживотворил его сердце, и он об этом свидетельствовал. Я очень близко общаюсь с жителем Австрии, который приехал в Екатеринбург учиться православному богословию из своей успешной, замечательной, процветающей Австрии: там, пойдя в теологические учебные заведения, он не нашел того, чего искал, и пришел сюда, чтобы здесь рассказали ему о Боге, показали ему Христа. Я это не прочитал в газетах, этих людей я лично знаю, лично держал за руку при Крещении, Причащении, лично присутствовал при их молитвах.

Поэтому я знаю, что нет, не было и никогда не будет человека, который был бы закрыт от веры во Христа: эта заслонка стоит только в его собственном сердце. Христос говорит в 7-й главе Евангелия от Иоанна: «Кто хочет творить волю Мою, тот узнает: от Бога ли Мое учение». Так и любой человек, который ищет всем сердцем, как исполнить волю Божию, придет ко Христу. Например, Пакистан – совершенно, тотально исламская страна, страна воинствующего ислама, но там есть православные люди, православные христиане. Их убивают там, но они там есть. Буквально в начале сентября человек мне пишет, можно ли в Екатеринбургскую духовную семинарию поступить православному человеку из Пакистана: он хочет изучать Православную веру, он православный христианин, но не знает русского языка. (Больно и неудобно, что мы не можем дать ему подобное образование, что у нас нет преподавателей, которые могли бы по-английски хорошо ему об этом рассказать. Ему пришлось идти в другую семинарию, где такие преподаватели есть.)

Когда мы живем своим приходом, нам кажется, что все безнадежно. Когда мы начинаем открывать и глаза, и сердце, мы начинаем слышать, что происходит в мире – в Мексике, Южной Америке, Африке (скажем, в Кении) или еще где-нибудь, ведь об этом иногда прорывается информация. Православная Церковь сейчас есть почти везде – даже Русская Православная Церковь есть почти везде, а если расширить границы вообще до вселенского Православия, то мы увидим, что люди везде имеют возможность приходить к Богу. Христос действительно стоит у сердца каждого человека, действительно стучит, действительно Ему открывают, и Он действительно входит в человеческое сердце. Поэтому не надо отчаиваться. Мы должны держать свое сердце открытым, чтобы прямо смотреть в глаза человеку, который ко мне обращается и спрашивает меня о вере.

Батюшка, очень важно, когда есть конкретный живой пример из Вашей жизни или жизни Ваших знакомых, которым можно поделиться и дать другому человеку надежду.

– Я всегда говорю, что раньше, в прежние века, люди писали патерики – это не рассказ о святых людях, как он постился, как молился, точнее, не только об этом. Это сборники житейских, бытовых ситуаций. Читая их, человек понимал, как ему вести себя в обыденной жизни, и он утверждал себя в вере. Такие книги на современном языке про современных людей должны каждые четверть столетия обновляться и выходить.

Мне очень нравится Древний патерик, я его очень люблю, но кого бы ни спрашивал, даже священников и монахов, читали ли они Древний патерик, мне говорят: нет. А это такая замечательная книга – там простым человеческим языком написано о живой вере живых людей, о том, как Бог близко! Есть такие книги, написанные и про ХХ век – их нужно давать читать людям, чтобы они видели, что блаженная Ксения, святитель Николай, Матерь Божия, Бог всегда рядом. И это будет утверждать их в вере. Вот что нужно современному человеку – ему не хватает опоры в своей вере, он не видит вокруг себя живого действия живого Бога.

Это похоже на приходские истории. Когда люди в приходе друг друга знают, они разговаривают, кто и как пришел к вере. Истории бывают совершенно из ряда выходящие, но они передаются из уст в уста. Жаль, что это нигде не фиксируется.

– Я тоже говорю об этом. Меня часто спрашивают: как с ребенком говорить о вере? Я советую людям для начала рассказать ребенку о своей вере, о том, как они пришли к ней, как уверовали во Христа. «Вот вы были обыкновенным человеком, с детства вам об этом никто не рассказывал. Как вы почувствовали, что Бог есть, как почувствовали, что он вас слышит? Расскажите об этом ребенку. О чем бы вы потом ни рассказали, смысла нет, если сначала не рассказать ребенку об этом».

То, что мне рассказывала моя бабушка, навсегда впечаталось в мою память. Я иногда забываю ее облик, но слова ее помню. Я помню, что говорил мне мой отец, чему он меня учил, его опыт, когда он впервые открыл Библию, впервые пережил Пасхальную радость, будучи 6-летним ребенком. Моему младшему ребенку 4 года, старшему – 10. От 6-летнего возраста моего отца до 6-летнего возраста моих детей, его внуков, прошло почти 100 лет, а я помню эти истории. Своим детям я рассказываю о своей вере, о том, как это было со мной, рассказываю им про дедушку. Это потом будет животворить ребенка. Об этом надо рассказывать, ведь изначальное Предание не было доктринальным – это был не рассказ о схоластических принципах и вероучительных компонентах, а об обретении своего Отца, своего Бога и веры.

Отец Геннадий Войтишко тоже об этом говорил. Я обычно ссылаюсь на сюжет 6-й главы Второзакония, а он сослался на сюжет 13-й главы Книги Исход, но суть одна. Он говорил: «Когда ребенок, твой сын или внук, спросит тебя, почему ты устроил Пасхальную трапезу и пьешь вино сегодня, расскажи ему, какое чудо сотворил Бог. Не лекцию ему прочитай о естествах Господа Иисуса Христа, или Троичный догмат, или Символ веры, а расскажи, какое чудо с тобой сотворил Бог».

Вот мы прошли крестным ходом практически во всех городах 4-го ноября. Шли крестным ходом в Екатеринбурге. С нами шел ребенок, который спросил у своего отца, зачем мы так ходили. Вот сядь и расскажи ребенку о том, что 400 лет назад произошло такое событие: мы были мертвые, наша страна перестала существовать, но Бог даровал нам шанс – жизнь и явил знамение Своей милости в невыносимых, невообразимо трудных условиях. Ведь говорят, скажем, о явлении заступления Казанской иконы Божией Матери как о чуде. Но чудо-то в том, что люди были бессильны что-либо сделать, они не могли ничего сделать: не могли отразить войска гетмана Жолкевского и польские войска, не могли собрать ополчение и организовать войско. Когда вы в рассказе описываете полную катастрофу, подчеркиваете весь негатив, который тогда был, а потом сообщаете, что мы все-таки взяли Китай-город, отразили полк гусар, нашли наследника, справились со всем этим и построили русское государство практически с руин, тогда в похожей ситуации ребенок вспомнит, что в трудностях надо молиться Божией Матери. Вот это нужно в первую очередь… Патерики – жанр коротких историй про обычных людей, которые становились святыми, когда человек жил с Богом и обретал помощь Божию в обычной житейской ситуации и это меняло его семью, родных, его самого. Вот чего крайне не хватает нашему поколению.

Вопрос телезрительницы: «Что такое Божия благодать и как она проявляется? И что такое „умная молитва”?».

– Божия благодать – это действие Бога в человеке. Слово «действие» не очень подходящее, но оно понятнее обычному человеку. Божественная благодать – Сам Бог, вступающий в жизнь человека: Он действует в человеке Своим Святым Духом, животворя, наполняя его. Как сказано в 7-й главе Евангелия от Иоанна: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Вот этот источник живой воды, струящийся в сердце человека, жизнь Бога в человеке, и есть благодать.

Как ее почувствовать, я говорить не буду – я отошлю вас к литературе святых отцов: они описывают это. Почитайте отцов ХХ века, ХIХ века, например, Феофана Затворника или Серафима Саровского (его «Беседу о христианской жизни», он очень хорошо об этом говорит). Или обратитесь к древним богословам (Симеону Новому Богослову, преподобному Макарию Великому) – любой из упомянутых святых отцов расскажет вам, каковы плоды благодатной жизни в человеке.

Главное действие Божией благодати в человеке – это мир. Когда вы с миром принимаете все происходящее – свое собственное горе, свою радость, горе и радость окружающих людей, трудности и успехи, ваша собственная внутренняя организация не разрушается и не колеблется, что бы с вами ни случилось. Мир – не равнодушие, это согласие со всем, чему Бог определил быть. Это способность утешить всякого озлобленного, расстроенного, упавшего духом, унывающего, грешного, расслабленного человека, помочь ему.

Об умной молитве я не смогу сказать в двух словах. Есть программа «Читаем Добротолюбие» на телеканале «Союз», в которой иногда об этом заходит речь. Буквально сегодня записывали передачу об умной брани – несколько слов там об этом сказано. Само содержание понятия «умная молитва» говорит, что всякая молитва должна совершаться умом, то есть человек должен вкладывать ум в слова молитвы.

Наше обычное состояние предполагает, что мы молимся только языком. Любой человек, начинающий молиться, знает: язык читает молитвы, а ум думает о чем-то своем – вспоминает, мечтает, размышляет. А во время умной молитвы ум весь погружен в молитву – и никаких других размышлений, помыслов, волнений, мечтаний, воспоминаний в нем нет. Это суть понятия «умная молитва».

Это в наши дни звучит особенно актуально: наше мышление похоже на статейное – мы перестаем читать полноценные произведения и книги, а получаем информацию из небольших статей, энциклопедий, найденных в поисковике. Мы теряем навык сосредоточенного занятия чем-либо одним… Как сосредоточиться в жизни в целом – и в молитве?

– Шум окружает нас со всех сторон. Шумность – это состояние нашего бытия. Нужно выдавить себя из шума и выдавить шум из своей головы.

Чтобы выдавить себя из шума, надо погрузиться в тишину: выключить все, прийти в квартиру или уехать в лес и просто посидеть в тишине. Потом можно приступить к молитве. Когда мы начнем молиться, мы поймем, что у нас шум в голове: мысли, воспоминания, образы... Вот это и преодолевается молитвой.

Надо медленно, целенаправленно, очень методично повторять молитву (пусть это будет Иисусова молитва или молитва «Отче наш»), чтобы ум во время ее произнесения ни о чем другом не думал. Это будет упражнение, труд. Как инвалид учится постепенно ходить, двигать руками, держать осанку – учится всему заново, так и человек, постепенно обучаясь молитве, выгоняет шум из своей головы.

Вопрос телезрительницы из Оренбурга: «В наших оренбургских храмах много мощей святых. Зачем тогда идти к мощам Матроны Московской, которые привозят, если можно просто в храме подойти к таким же мощам и приложиться к ним? И 2-й вопрос. При Причастии поют великие слова: “Тело Христово примите, источника священного вкусите”. Но ведь есть продолжение: “Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем”. Почему это продолжение уже нигде не поют?».

– На 2-й вопрос отвечу так: это сложившаяся практика. Это всего лишь песнопение, которое предполагает, что песнопенные слова ставшего каноничным пения вырваны из какого-то стиха, стихиры, псалма, Священного Писания… Песнопение просто создает атмосферу, помогающую не рассеиваться человеку, а сосредоточиться на том, что с ним сейчас происходит. Это отчасти случайное явление – молитвы оно не заменяет, а просто создает звуковой фон. Молитва в данном случае создается движениями вашего сердца.

Что касается вопроса о мощах, то я тоже могу посетовать на это. Раньше человек должен был идти к мощам куда-то далеко, а теперь их в каждом храме огромное количество. С одной стороны, это хорошо, с другой – не очень. Если вы верите, что вот эта маленькая, крошечная частичка мощей Матроны Московской в вашем храме есть подлинная частичка и будете с верой молиться, вы получите то же самое, как если бы побывали в Покровском монастыре города Москвы, ибо блаженная Матрона слышит вас Святым Духом. У иконы вы молитесь или у частички мощей в мощевике – по вере вашей да будет вам. Но в том-то и дело, что, когда человек приходил на «намоленное место», где происходило множество чудес, ему было легче мобилизовать свою веру и поверить, что все возможно.

Вера человека не воспламеняется рядом с частичкой мощей Матроны Московской в своем родном храме по принципу, известному уже больше двух тысяч лет: нет пророка в своем отечестве. Когда мощи находятся где-то в другом месте и человек прилагает усилия, чтобы туда прийти, он воспламеняется, возгревается верой – ему легче молиться и верить, что он будет услышан. А когда частичка мощей находится в храме, где человек все знает и давно ничего святого в этом храме не видит, он сомневается, смущается. Виновата не частичка, маленькая или большая, не икона, бумажная или писаная, виноваты наши сомнения, поражающие нас, когда мы приходим в знакомый нам храм. Потому поверьте – и вы получите то же самое, что получили бы, побывав в Москве. Ничего особенного нет: Матрона обнимает и слышит всех и готова помочь всем, кто обращается к ней. Если она могла это делать при жизни, когда человек за 2 000 верст от нее молился ей, так только подумайте, что она может сделать сейчас...

Просто мы не верим, и наше неверие обличает нас. С другой стороны, неверие в святыню в собственном храме свидетельствует об очень важном духовном феномене человека. Ведь действительно, для того чтобы получить дар от Бога, надо предпринять усилия, паломничество, надо принудить себя. Как говорит Христос, Царство Небесное нудится и нуждницы восхищают его. Когда человек идет в паломничество, он принуждает себя к трудности пути, к долгому стоянию в очереди, он нудит себя и потому получает то, о чем просит. И здесь, в своем храме, тоже нужно принудить себя. От пятиминутной молитвы эффекта не будет. Ты постой несколько дней или месяцев, почитай канон или акафист или просто по четкам перебирай молитву блаженной Матроне – тогда здесь можно получить то же самое, что и в Москве. Когда мы идем далеко, нам легче себя понудить, мы осознаем необходимость этого принуждения, паломнического пути, а в родном храме не осознаем, что принуждение себя к долгой просительной молитве тоже необходимо.

Батюшка, спасибо Вам за этот разговор: такие живые истории, живые вопросы и рассуждения о нашей жизни и о том, что нам можно попробовать сделать в первую очередь для себя, будут полезны каждому.

Записала:
Юлия Мережко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс