Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1038) → Священник Олег Патрикеев. Православный погребальный обряд: мифы, легенды, суеверия

Священник Олег Патрикеев. Православный погребальный обряд: мифы, легенды, суеверия

№45 (1038) / 1 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

Возникает так много вопросов, связанных с православным погребальным обрядом – самим погребением, что можно говорить бесконечно только на эту тему, не касаясь даже суеверий и мифов. Начнем с главного: что же такое погребальный обряд?

– Я бы начал с понимания смерти. У нас есть много учебников о жизни. Сейчас в некоторых школах есть даже просветительский урок о том, как зачать ребенка. Есть школы для мам, где учат принимать роды. Потом мы учимся жить с младенцем. Можно перечислять и дальше – мы учимся в детском садике, потом в школе, потом в институте: мы всегда учимся жить, что-то делать. Учебников уйма. Но нет ни одного учебника о смерти, поэтому мы в этом плане необразованные, мы не знаем, что такое смерть. Потому в разных регионах нашей необъятной Родины представление о смерти именно как о каком-то обряде, взятом из далекого прошлого. Языческие отблески, разные виды сказок, мифов и суеверий связаны с захоронением, и они ничего общего не имеют с христианством.

Могу напомнить, что в Православной Церкви 7 таинств, хотя в какие-то века христианства в некоторых местах их было даже 9: принятие монашества и смерть тоже были таинствами. Смерть – это был не обряд погребения, а таинство. Ведь Крещение – это же таинство: человек рождается в духовный мир. Почему же смерть – не таинство? Когда рождается человек, мы хотя бы видим это, а когда он умирает – разве это для нас не тайна? И вот на уровне нашей необразованности, наших языческих корней всплывают разные суеверия, мифы. Можно даже сериалы снимать на тему, что такое захоронение человека. А ведь это очень важный акт в нашей жизни.

Одни из первых захоронений, найденные в земле, говорят, что людей хоронили в позе зародыша, той, в какой человек рождался: обняв свои ноги. О чем это говорит? Люди придавали этому духовное начало, потому что они уже тогда верили в загробную жизнь. Вот этой темы хочется коснуться: что же дальше, после смерти? Здесь как раз и начинаются вопросы у людей.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Почему суеверия широко распространяются, в отличие от православных традиций?».

еверия, взятые из далекого прошлого, прилепляются к православной традиции: бабушка передала по наследству свои знания, а бабушке так сказала ее бабушка, и как испорченный телефон, это передается. Но люди не знают, что такое смерть для человека, не знают глубины Евангелия. Ведь что такое суеверие? Это суетная вера. Люди не верят в Воскресение Христа.

Думаю, мы сегодня коснемся текста, читающегося при отпевании, в котором (если перевести на русский язык) все четко и понятно сказано: что должно произойти, что происходит сейчас и что нужно делать. Но ведь люди это практически не слушают. Они не готовы. Смерть практически всегда приходит к неготовым людям, человек не успевает подготовиться к смерти, не успевает встретить ее как положено.

А как ее положено встречать? С радостными объятиями? Но ведь каждый день в Православной Церкви мы отмечаем радостно смерть святого человека – мы ведь не плачем во время Литургии о святом, мы поем: «Радуйся, преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!». Получается, мы радуемся его смерти. Что за Православие такое? Да потому, что у нас иное понимание смерти: именно в христианстве, особенно в Православии, раскрывается смысл смерти.

В посланиях апостольских, в Евангелии от Иоанна, которые читаются верующим, когда они пришли на отпевание, уже все сказано. Что еще сказать человеку, если читается Евангелие о Воскресении Христа? Апостол Павел говорит: «Не хочу оставить вас в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды». Нет, у нас все плачут. В этом заключается наше недоверие Богу – мы думаем, мы сразу начинаем сомневаться: «Зачем Бог его так рано взял? Ведь он мог еще пожить...», и так далее. Мы столько камней бросаем вверх, а потом они же летят нам обратно на голову. Православия в этом вообще нет никакого, только суеверное отношение. Как к огромному киту прилепляются мелкие ракушки и рыбки, так и к Православию всегда что-нибудь да прилепится...

В фильмах, когда кто-нибудь умер, на могиле коллеги поднимают рюмку водки – или на поминках стоит рюмка с хлебом, и 40 дней она должна стоять. Еще есть выражение – его часто слышишь на похоронах: «Пусть земля будет пухом». Откуда в нас это? Люди не думают о плохих вещах, наоборот, их душа скорбит, им хочется сделать что-то хорошее. Откуда все это берется?

– Если почитать, как происходили захоронения князей-язычников, то вся его рать (около 12 человек), его жены умерщвлялись тут же. Он лежит на одре, а к нему живых еще хоронят: они пригодятся ему на том свете, и коней, и оружие... Все это говорит как раз о языческом понимании похорон. В то же время люди на что-то наде-ются, кладут какие-то изделия труда: слесарю – молоток с инструментами, мол, пригодится.

Сейчас кладут деньги, телефон.

– Когда банкиров хоронят, кладут в гроб деньги. Однажды был такой случай: смотрю, после отпевания гроб умершего наполняется деньгами. Я спрашиваю: «Это зачем?». – «Надо. Пригодится». Я говорю: «Возьмите, пожалуйста, отсюда все эти деньги и раздайте нищим. Это ему сейчас не нужно». И потом, конечно, идет проповедь, что же нужно человеку умершему.

Вопрос телезрительницы: «Сейчас многие носят на цепочке маленькие иконочки вместе с крестиком. Когда человек умрет, можно ли хоронить эти иконочки с умершим?».

– Конечно же, можно носить рядом с крестиком еще, например, иконочку Божией Матери, приобретенную в Святой Земле (в память о том, что она освящена на мощах), или подаренную тебе матерью как благословение. Оставлять иконочку на усопшем – это право родственников. Многие родственники спрашивают: если умерший носил золотой крестик, можно ли этот крестик поменять на простой, чтобы золотой не закапывать? Поймите, это ваше желание. Если вы хотите, чтобы какая-то святыня осталась от вашего отца, например, то можно этот золотой крестик повесить в святой уголочек на икону. Когда будете молиться, будете вспоминать своего отца. А в гроб положите обычный крестик. Выбор за человеком, но придавать этому особого значения не нужно.

Я всегда предлагаю родственникам приобрести такую икону, которую они потом хотели бы оставить у себя: ведь это последняя икона, которую усопший держал на своем смертном одре, и я родственникам говорю, что через эту икону потом можете поминать его – не надо поминать за столом или выпивая на кладбище, поминайте его перед иконой, которая была у него в руках, и у вас будет мысленная связь с этим человеком. Потом внукам расскажете: эта икона от дедушки – она была с ним в гробу. Понимаете, у нас боязнь смерти очень сильна, мы не понимаем ее, мы совершенно обескуражены: она приходит, забирает людей от мала до велика. Поэтому люди убегают от нее.

Как в покаянном каноне сказано, «наглая смерть».

– Да, она приходит нагло, именно к неготовым, которые не ждут ее. А если взглянуть на наших поэтов, то Пушкин, Лермонтов и практически все поэты писали о смерти. Например, Николай Гумилев:

Нежной, бледной, в пепельной одежде
Ты явилась с ласкою очей.
Не такой тебя встречал я прежде
В трубном вое, в лязганье мечей.

Поэты, видимо, настолько близки к духовному миру, что для них тема смерти являлась не только вдохновением, но и откровением. У многих поэтов встречается понимание, что смерть – не разлучница, то есть они подтверждали слова святых отцов: Закон Божий все-таки преподавался, и люди интересовались верой, поэтому смерть для человека была неестественной, но ожидаемой.

Я бы написал учебник о смерти. У меня есть мысль написать «Записки из гроба», например. Ведь человека когда-то это ждет все равно, и надо хотя бы заглянуть, чтобы узнать, как подготовиться к этому путешествию. «Книга мертвых», например, говорила о многом, и многие мистики обращались к ней. Познать загробный мир – это всегда мистически интересно. Поэтому у нас много гадалок, много разных ворожей, которые именно через духовный мир несут, увы, не весть о Воскресении Христовом, которую пронесли апостолы по всему миру, а весть о страхе смерти: для них страх смерти это заработок.

Следующий вопрос. Мы знаем в православной традиции 3-й день, 9-й день, 40-й день после смерти – что они означают?

– Да, это традиция, и она не связана с Евангелием, с серьезными откровениями святых отцов: она взята из опыта. Например, на 3-й день Воскрес Иисус Христос. Есть «Мытарства Феодоры», например, оттуда взяты некоторые моменты, они не противоречат православной вере и подготавливают человека хотя бы к пониманию, что происходит с душой.

Что же происходит во время разлучения души и тела? Ведь в Требнике есть даже молитвы на исход души от тела, когда человек долго страждет, но его душа так прилепилась к телу, что не может отойти. Это боль ужасная! Это, наверное, наподобие атомного взрыва, когда душа отрывается от тела, ведь они вместе с самого своего зачатия. У нас нет опыта переживания смерти, мы никогда в жизни не переживали смерть и не можем представить, как душа страдает в момент, когда она разлучается с телом, поэтому есть даже молитвы на исход души от тела – человека готовят, чтобы его душа отошла. Ты приходишь к человеку и поешь ему эти песнопения...

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Мы хороним тело, а это традиция испокон веков или что-то связанное с православным учением? И вообще, души бывают на кладбище или нет? Мы туда ходим больше для себя или для мертвых?».

– Главное – понимать, что человек после смерти остается живым. Он абсолютно живой, нет даже тени смерти (кроме смерти тела, которое потом будет воскрешено). Поэтому мы всегда говорим о двух Церквах: воинствующей, которая здесь, на земле (она еще воюет), и славящей, которая находится уже на Небе. Идет совместное благодарение Бога за все. Приходя на кладбище, мы приходим к месту упокоения – с этого места восстанет человек. Как зернышко, посеянное в землю, возрастает и дает свой плод, так и мы хороним своих близких, – именно как семена. А где находится душа? Мы ведь молимся, чтобы Господь ее упокоил со святыми…

Сейчас очень много кремаций, и есть священники, которые говорят, что ни в коем случае нельзя человека кремировать. Но сейчас захоронить человека на кладбище в центре города очень дорого, у людей нет денег, и тогда выход – кремация. И люди задают вопрос: что же делать? Если тела воскреснут и будут новые, что будет с кремированным человеком?

– Господь, конечно же, и из пепла восстановит человека – здесь нет никаких сомнений: Господь из ничего создал весь мир. Это трагедия больших городов – кремация. И это страшнейшее переживание для самой души человека, ведь происходит видение момента, как сгорает твое тело. Есть статья об этом диакона Владимира Василика, читаешь – и просто становится страшно.

Но это все равно сейчас происходит. Это проблема городов, но что же все-таки делать?

– Как икономию, конечно же, Церковь это допускает. Я отпевал и хоронил сам, когда люди приезжали с урнами. Конечно, можно понять ситуацию… Но написано: возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Понятно. То есть лучше все-таки этого избегать, если есть такая возможность. Могу ли я при жизни распорядиться своими похоронами, своим телом?

– Конечно, можете. Издревле наши бабушки готовили себе все на день похорон, чтобы не затруднять родственников – кто-то даже прикупал гробик и все остальное для похорон, люди распоряжались, где их похоронить. Конечно, все это должно быть со смирением.

Такие желания и действия, чтобы развеяли прах и так далее, говорят о высокой гордыне человека, который пытается таким образом показать свою важность в этом мире. Нужно бояться даже мыслей таких, не то что писать об этом и утверждать, что так нужно. Это говорит, что человек не верит в воскресение свое. Думаю, если бы человек верил, что сейчас он ложится спать, а завтра воскреснет, неужели он отдал бы свое тело на сожжение? Ведь даже если я отдам свое тело на сожжение, но любви не имею, то я ноль, пустой бубен.

У нас есть родительские субботы, когда мы поминаем усопших. В родительские субботы храмы всегда полны. Наверное, это очень неплохо: хотя бы в эти дни у нас есть возможность помолиться об усопших, и Церковь об этом нам говорит. Еще есть Радоница, но на кладбищах очень много людей именно на Пасху – и органы власти постоянно пускают на Пасху бесплатные автобусы от конкретной станции метро до кладбища. Это традиция или суеверие?

– Праздновать Пасху на кладбище – это, конечно же, ошибка. Что такое ошибка? Это грех. Это было внесено в наше сознание 70 лет назад... Конечно, основная задача человека на Пасху – прийти в храм. Для чего строятся храмы? Для свечей? Для пирожков, которые люди приносят? Молитва – в первую очередь, но самое главное в нашей жизни – это благодарение. Ведь благодарение – это наивысшая молитва, которую человек может произнести.

Есть просительная молитва: «Подай, Господи». Есть покаянная молитва: «Господи, помилуй», и мы будем ее постоянно повторять. Но благодарственная молитва – Евхаристия (в переводе «благодарение»). Мы приходим в храм на Литургию – на Евхаристию, вот наивысшее благодарение Бога. Все остальное второстепенно. Мы приходим, чтобы причаститься Христом. И умершие, которые во Христе умерли, в Нем находятся. Мы, причащаясь, входим в Него и живем вместе с Ним, в Евхаристии происходит таинство из таинств.

Вопрос телезрительницы из Самары: «У нас кладбища были сожжены – солому жгли на полях, и возник пожар. Сгорели все кресты на кладбище. Сейчас там уже никого не хоронят. Нужно ли их восстанавливать и ставить новые кресты?».

– Если знают места, кто и где похоронен, или осталась книга, кто где похоронен, то, конечно же, кладбище надо восстановить: попрание наших предков даже в таком виде вернется к нам. Если мы забудем наше прошлое, то у нас не будет и настоящего. Это такой пароль для нашей духовной жизни: почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Давайте поговорим о проскомидии.

– На каждой Литургии из просфорок (их, в принципе, должны приносить люди – вместе с запиской должна подаваться просфора: «проскомидия» – от греческого «προσκομιδή» – «принесение», «προσκομίζω» – «приносить») вынимается частица с произнесением имени того или иного человека, живого или усопшего. Частицы за усопших мы вынимаем и кладем рядом с Агнцем: частица – прообраз того человека, за которого молятся. Лучше молитвы я вообще не знаю, чем когда ты имя человека кладешь ко Христу: Христос и рядом ты (или твой усопший близкий). Здесь прообраз Церкви: вокруг Христа с левой стороны – Богородица, 9 чинов святых, и рядышком кладутся маленькие частицы, имена всех, кто на проскомидии поминается.

В конце службы все частицы опускаются в Кровь Христову, в потир, со словами: «Омой, Господи, поминавшихся здесь Кровью Твоею Святою». То есть они (их имена) входят в Кровь Христову. В этот момент творится просто чудо на Небесах: усопшие получают возможность не то что причаститься, как мы причащаемся, а войти в общение со Христом посредством Литургии (если они еще не вошли в общение с Ним посредством своей жизни). Литургия является Небесной и земной – это вневременное действие. В этот момент все живые и усопшие соединяются в Чаше.

Я хотел бы очень коротко поговорить о Радонице – почему она так называется и почему в этот день мы обязаны быть на кладбище?

– Радоница – от слова «радость»: как святая весть о Воскресении Христовом.

Всегда на отпевании я говорю, какая радость есть у усопших, это у них уже не отнять. Дело в том, что никто из нас не видел Воскресшего Христа. Усопшие Его встречают, Он их встречает в Царствии Небесном. Я не думаю, что Он ждет 40 дней: Он умер за эту душу, неужели Он ее не встретит? Если разбойник с Ним за руку вошел в рай, то, конечно же, душа верующего человека видит Воскресшего Христа. Мы говорим: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!», но мы ведь не видели Христа Воскресшего. А они видят, у них уже нет этого вопроса – они веруют, ибо уже увидели. А мы в вере утверждаемся.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс