Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы говорим о роли духовника в жизни христианина. Восьмого октября Русская Православная Церковь праздновала столетие со дня рождения всероссийского духовника – архимандрита Кирилла (Павлова). Это было крупное событие. Я знаю, что Вы лично знали отца Кирилла, общались с ним и сегодня хотели бы рассказать нашим телезрителям о батюшке.
– Да, такое интересное совпадение в этом году. Батюшка родился в 1919 году, и в 2019-м ему было бы 100 лет. Он насельник Троице-Сергиевой лавры, и день его рождения пришелся на день памяти преподобного Сергия Радонежского. Наверное, при постриге его назвали бы Сергием, но в тот момент в лавре уже был архимандрит Сергий, а в одном монастыре не принято иметь насельников с одинаковыми именами, поэтому его назвали в честь преподобного Кирилла.
Я хотел предварить воспоминания о батюшке словами о значении и роли духовника в жизни каждого христианина. Тот, кто нашел духовника, нашел сокровище. Авва Дорофей говорит: кому нет управления (то есть кто живет без совета), те падают как листья. В каком смысле? Листва есть, а плодов нет. В Библии есть такие слова премудрого Соломона: пути человека кажутся прямыми в его глазах, но конец их – погибель. Серебро и золото укрепляют стопы человека, но лучше того и другого добрый совет вовремя. Это правило, основание, фундамент святых отцов.
Вот у каждого ребенка должны быть родители, они заботятся о его воспитании. Это правильно, когда есть родители, когда ребенок слушает их, а они заботятся о его образовании, внутреннем устройстве. Кто-то из мудрых людей сказал: образование может быть и средним, а вот воспитание должно быть высшим и хорошим. А хорошее, высшее воспитание – когда людям с тобой хорошо. Добрый человек – умный человек, недобрый человек – неумный человек. Забота родителей должна распространяться именно на это. А забота духовника должна распространяться на созревание внутреннего человека, чтобы мы не только внешне были похожи на христиан, но и внутренне. Святые отцы нам сказали самую главную вещь: кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Оптинские старцы говорили: лучше называться учеником ученика, чем собирать бессмысленные и бесполезные плоды самочиния. Сначала самочиние, потом своеумие, а потом безумие. Вот такой алгоритм людей, которые не живут в духовном правиле, духовном руководстве, не движутся по духовным рельсам.
У аввы Дорофея есть такой пример. Один человек говорил: «Кто такой Венедикт? Кто такой Пахомий? А кто такой Антоний? Макарий? Петр и Павел?». А потом он сошел с ума. Сначала вот этот не авторитет, потом мама и папа не авторитет, священник на приходе не авторитет, местный благочинный не авторитет, епископ и Патриарх не авторитет… И все, пошло-поехало.
Можно ли выучить английский язык без преподавателя? Нет. Машину научиться водить без инструктора? Нет. Любое ремесло может ли сам человек по одним только книжкам освоить? Что-то сможет, а до конца – нет. Обязательно нужен учитель, наставник. Я ни разу не слышал, чтобы в Книгу рекордов Гиннесса вошел ребенок, который ни разу не обращался за помощью к учителю. Чтобы с пеленок вырос, сам постиг грамоту, математику, физику, химию, геометрию... У любого ребенка, вундеркинда, любого академика, профессора, доцента были в свое время учителя.
Так и в нашей духовной жизни. Если мы хотим, чтобы она на самом деле была глубокой, серьезной, не поверхностной, то должен быть духовник. Когда я был насельником Троице-Сергиевой лавры, состоялся монашеский постриг (в 1986 году), и во время пострига Евангелие вручили именно отцу Кириллу, потому что он в том году был духовником Троице-Сергиевой лавры. И был им много лет до своей блаженной кончины. Интересно, что в это время, когда я был в лавре, духовником был отец Кирилл, его помощником отец Наум, а благочинным нынешний блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Недавно праздновали его 75-летие. Наши телезрители на Украине (и не только) желают блаженнейшему многая и благая лета, чтобы твердо стоять в истине, стоять за чистоту Православия. Нелегко с признанием ПЦУ и с теми событиями, которые сейчас творятся в православном мире. Конечно, Владыке на Украине сейчас крайне нелегко. Наша молитва о мире на Украине и лично о предстоятеле блаженнейшем митрополите Онуфрии ежедневно возносится в храмах на Литургии. В лавре он тогда был благочинным, а наместником – ныне здравствующий митрополит Тульский и Белевский Алексий.
Как правильно выбрать духовника?
– В наше время (да и всегда было) это большое сокровище, когда находится человек по сердцу, по душе, чтобы он видел жизнь человека, понимал его. Как говорили нам старцы, исполняй то, что знаешь, и откроется то, чего не знаешь. Но если ты не умеешь слушать совета своего священника на приходе, живешь как тебе вздумается в надежде, что найдешь такого батюшку, который скажет все, что было, есть и будет, ответит на все вопросы на десять лет вперед, – конечно, такого вряд ли можно найти. Духовника надо вымаливать. Мало того, надо перед Богом иметь такую совесть и такую жизнь, чтобы ты не пропустил это мимо, а ценил, если тебе на самом деле Господь пошлет такого священника.
Старец отец Иоанн (Крестьянкин) советовал: регулярно ходите на своем приходе к одному и тому же священнику. Сначала они могут быть и разные, но если вы выбрали и почувствовали, что у вас есть созвучие, понимание, резонанс, то к этому батюшке и ходите. Как и врачей неполезно менять, ведь у каждого есть определенный подход, последовательность. Допустим, лекарство имеет свойство накапливаться, то есть влияние его может появиться не через неделю или две, а иметь отдаленный результат. Например, лекарство начинает действовать через месяц, а мы хотим мгновенного результата. Как он будет мгновенный, если не прошли определенные процессы, которые будут способствовать излечению? А когда лекарства меняют на ходу, тогда толку никакого не будет. Для всего нужно время.
Авва Дорофей приводит такой случай. Если человек с верой подходит и спрашивает совета у священника и перед Исповедью или перед тем, как взять благословение на решение серьезной проблемы, молится: «Господи, пошли батюшке мысль, что мне ответить, а мне дай веру принять то, что он скажет», тогда и священник просвещается, и человек воспринимает все. Даже если это не то, чего он ожидал, лучше поступать по совету. Еще раз повторю эту фразу, это истина нашей духовной жизни: тот, кто себе советчик, сам себе враг. Это непреложная истина. Лучше называться учеником ученика, чем собирать бессмысленные плоды самочиния и самоволия.
Оптинские старцы говорили об упрямых людях, которые никого не слушают: обычай бычий, а ум телячий. И еще говорили: что реку человеку-чудаку, или что возглаголю творящему свою волю? Еще старец Амвросий говорил как раз о теме духовника, послушания: своя воля и учит, и мучит. Сначала помучит, потом чему-нибудь научит.
Детям я часто рассказываю одну сказку. Девочка в 7 лет говорит: мама все знает. В 12 лет девочка говорит: мама кое в чем разбирается. В 18 лет она говорит: мама совсем отстала от жизни. В 27 лет, покуролесив по жизни, девочка говорит: лучше бы я слушалась маму. Так лучше с этого и начинать и этим кончать, а не испытывать все плохое в своей жизни, идя наперекор благословениям и советам. Матерям и отцам дано знание, интуиция, что полезно, а что нет, что спасительно, а что нет. Это непреложная истина. Кстати, наш покойный духовник, наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт, всегда настаивал на том, что если человек не слушает родителей, то он и Бога слушать не будет. Вообще, образ послушания Богу – это послушание родителям. Человек привык делать по совету, слушаться – и он потом легко будет слышать и волю Божию через духовника, через обстоятельства жизни. А когда человек сам себе на уме, для него никаких авторитетов нет, тем более родительских, тогда он и не будет слышать и понимать волю Божию. Надо себя к этому приучать, потому что без почвы, без фундамента ничего не вырастает. Все имеет определенную последовательность.
Об отце Кирилле… Вспоминается конкретный практический совет. Я слышал много воспоминаний о батюшке. Они касались внешнего служения, внешней молитвы, облика, моментов любви и доброжелательности. В день памяти преподобного Сергия в лавре был вечер, посвященный столетию отца Кирилла, было много епископов, митрополитов, священников. Все они говорили о многих сторонах жизни. Мне запомнился один случай в отношении совета батюшки. Мы приходили к нему и говорили, что сейчас очень сложный период (уже был монашеский постриг, рукоположение в сан диакона, священника, продолжалась учеба в семинарии). Мы спрашивали, как сочетать со всем этим монашеское правило, потому что загруженность была с утра до ночи. Простой распорядок дня: братский молебен начинался в половине шестого утра. До сих пор в лавре братский молебен начинается в это время… Однажды схиархимандрит Михаил сказал мне: есть воины земные, а мы воины Небесные. Воины земные в армии встают в шесть утра. (Я в армии служил в 1982–1984 годах. В шесть звучал гимн Советского Союза, и с ним рота поднималась на службу.) А мы воины Небесные, мы раньше их должны вставать, потому что мы должны об этом мире помолиться. День еще не начался, а мы этот мир должны благословить и о нем помолиться.
После молебна ранняя Литургия, потом с 9 до 15 часов занятия, а в 17 часов уже вечернее богослужение. В это время (с 15 до 17) надо было успеть пообедать, передохнуть. После вечернего богослужения в 20 часов ужин, затем опять братский молебен. А еще подготовка к занятиям, разные сочинения, дипломные работы и прочее. И он нам тогда говорил: монашеское правило умри, но прочитай. Хотя правило было немаленькое, как и сейчас. Я расскажу телезрителям, что такое монашеское правило. Когда нас постригали в монахи, давалось монашеское правило, хотя его можно было исполнять и вне пострига. То есть это личное расположение христианина, но для монаха это уже обязанность. Это три канона – Спасителю, Божией Матери и ангелу-хранителю, акафист Спасителю (а по пятницам акафист Божией Матери), одна кафизма, одна глава Евангелия и две главы апостольских посланий.
Когда у нас была возможность не самим читать, а батюшка в келье собирал братию, то монашеское правило начиналось без пятнадцати двенадцать, а кончалось в час дня. В келье отца Кирилла было правило: он оставлял все задания, попечения, оставлял Исповедь. Это у него было неизменно: без пятнадцати двенадцать он приходил в келью, там его ждала братия, возглас на молитву – и за час и пятнадцать минут прочитывалось все правило. Потом надевали мантии, монашеские одежды и шли на трапезу, которая начиналась в час дня. То есть он сам показывал пример, несмотря на свою занятость. Он был духовником патриархов, митрополитов, епископов, многочисленной братии (в 1984–1988 годах в лавре было около 130 человек братии). У него было послушание казначея, он отвечал за посылки, переводы. Со всей страны ехали паломники, его духовные чада, потому что до 1988 года у Русской Православной Церкви было всего 18 действующих монастырей на весь Советский Союз. Сейчас их в России около восьмисот. Естественно, келья не закрывалась (хотя он принимал в трапезном храме), но монашеское правило он исполнял неизменно.
Епископ Игнатий говорит: я не знаю другого начала падения для монаха, как оставление им монашеского правила; с этого все начинается. Отец Кирилл знал об этом, поэтому всем нам говорил: неизменно его исполнять. В лавре есть небольшой садик, и я видел, как братья с молитвословом ходили или после обеда, или до обеда и читали монашеское правило. Кельи были маленькие, жили по нескольку человек, и, чтобы другому не мешать или не заснуть, многие читали правило на улице. Эта заповедь исполнялась неизменно.
Был даже анекдотичный случай. К батюшке пришел один священник (кстати, он до сих пор жив, несет в лавре послушание) и сказал: «У меня будет лечебный отпуск, надо будет подлечиться, я уеду. Я боюсь, что не смогу читать монашеское правило эти две недели. Знаете, что я сделал? Я его на две недели вперед прочитал пятнадцать раз…». Батюшка, конечно, посмеялся. А с другой стороны, похвалил его: человек ведь мог просто сказать «не могу», а он вот как... Насколько было ревностное отношение... Нам всем бы в своей повседневной жизни так ревностно относиться к своим обязанностям!
Каждый раз, когда читаю Псалтирь, у меня бывают яркие вспышки. Вдруг читаю такие строчки: «Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет». Почему нечестивый прогневляет Бога? Потому, что говорит: «Да не взыщет…». Так что самое страшное в духовной жизни – это начать говорить: «Ничего страшного».
Федор Михайлович Достоевский однажды сказал: в жизни человека, в любом вопросе, во многих делах есть такая черта, переступив через которую почти невозможно вернуться назад. В монашеской жизни эта черта – как раз исполнение монашеского молитвенного долга. Примером исполнения молитвенного долга о «мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей» как раз и был наш приснопамятный отец Кирилл, который, будучи больным, прошел Великую Отечественную войну, мерз в окопах Сталинграда. Это достоверные факты. Я видел: рядом с кроватью была деревянная этажерка, на ней лежали книги святых отцов. Это епископ Игнатий, епископ Феофан, «Письма оптинских старцев». А внизу, на самом дне, я видел мемуары о Великой Отечественной войне тех или иных маршалов. По корешкам читал: «Битва под Сталинградом», «Сталинград», «Огненный Сталинград». А из биографии батюшки было известно, что он во время Великой Отечественной войны оказался под Сталинградом, где простудил легкие. Что интересно, он об этом никогда не рассказывал. Ходят легенды, тот ли это сержант Павлов или нет (отец Кирилл был Павлов), но точно никто не знает, потому что батюшка никогда утвердительно об этом не говорил, и вообще о войне. Я не помню таких воспоминаний. Но то, что он был под Сталинградом, известно из его биографии. И все-таки он перечитывал эти книги, наверное, о своих товарищах-сослуживцах, наверное, какие-то документальные вещи были.
Будучи бесконечно загруженным и немощным человеком, он исполнял монашеское правило. В своих воспоминаниях кто-то его назвал «послушник послушников». Как это понять? Архимандрит – послушник послушников? А вот так, я сам был этому свидетель. Его келья не закрывалась. Приезжали священники с приходов в течение дня, могли постучаться в келью для разговора, для Исповеди, и батюшка всех принимал. А были такие случаи: я знал человека, который батюшке исповедовался утром и вечером. Что еще было поразительно у отца Кирилла: если даже был один исповедующийся на ночь глядя (я этого человека знаю, он до сих пор здравствует, дай Бог ему сил и здоровья), он для него одного читал целое последование к Исповеди. Не просто короткие молитвы, а целое последование, только без перечня грехов. Многие братья ему намекали: ты батюшку-то пожалей, ты же не один, в десять Исповедь, а утром рано вставать. Но батюшка никогда не отказывал. Я слышал, что он однажды сказал кому-то: я желаю умереть на Исповеди (то есть на том послушании, которое ему монастырь и Церковь дали). Вот такое было жертвенное служение.
Почему батюшка прожил такую долгую жизнь (почти 96 лет)? Старец Паисий говорил: за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Отец Наум полтора месяца не дожил до своего 90-летия. Они жертвенно служили братии, монастырю, священству, духовенству, мирянам, отдавали себя. А кто себя жалеет, бывает по-всякому, потому что наше здоровье не всецело зависит от сбалансированного питания, лекарств, соблюдения режима труда и отдыха. Я убеждаюсь, что наша жизнь всецело зависит от Господа.
Старец Паисий говорил: если человек делает что должно и еще чуть-чуть – за это Господь дает двойную благодать. Поэтому наше отношение к другим должно быть творческое, вдумчивое. Такое, какого бы мы хотели для себя.
Вопрос телезрительницы: «Как быть, если нет возможности исповедоваться одному священнику, потому что священники меняются в храме по расписанию?».
– Меняются по расписанию, но в субботний и воскресный день все равно все батюшки собираются вместе, если только это не летнее время отпусков или если батюшка не болеет. Батюшки тоже имеют, как и все люди, и давление, и холециститы, и панкреатиты, и бронхиты, и гепатиты. Надо просто дождаться своего времени и иметь желание и намерение. Есть замечательная пословица: кто хочет, тот ищет средства, а кто не хочет, ищет оправдания. Дожидайтесь своего часа. Может, неделю батюшка пропустил, а потом все равно попадете, было бы желание.
Попрошу Вас подвести краткий итог нашей программе.
– Батюшка Кирилл отвечал еще на многочисленные письма, а в конце очень часто давал один совет: «Читайте и запоминайте Священное Писание, особенно Евангелие, чтобы исполнять Священное Писание». Я думаю, это ответ на многие вопросы, это путь, фундамент, основание, стержень: знание Священного Писания, его памятование, чтобы исполнять заповеди нашего Господа. Я знаю, что, когда у батюшки было время, он много читал апостольские послания и Евангелия. Можно сказать, он не выпускал их из рук и целыми абзацами, главами мог цитировать. Поэтому и такая жизнь была – жизнь почти святого человека. Думаю, если мы хотим подражать святым людям, надо начать с этого – любить Священное Писание, как любили они, а самое главное – его исполнять. И отцы нам сказали: исполняй то, что знаешь, и откроется то, чего не знаешь.
Мир всем! И Царствие Небесное приснопоминаемому духовнику, нашему великому старцу архимандриту Кириллу (Павлову), столетие которого мы отмечали 8 октября, на день памяти преподобного Сергия Радонежского.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.