Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1037) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Нужно принимать все, что попущено Богом

Протоиерей Димитрий Смирнов: Нужно принимать все, что попущено Богом

№44 (1037) / 18 ноября ‘19

Беседы с батюшкой

К нам пришел вопрос: «Священник в нашем храме на проповеди часто говорит о Причастии в осуждение. У меня и многих прихожан нашего храма даже возник страх перед Причащением: вдруг я причащусь недостойно и в осуждение – и мне от этого будет только хуже. Батюшка, как преодолеть этот страх?».

– Только Причастием. Тут вот в чем дело: если кому-нибудь из вас (я имею в виду братьев и сестер вашего прихода) вдруг придет в голову, что он достоин, надо остановиться и не причащаться, ибо святитель Василий Великий, когда причащался, говорил: «Вем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистаго Твоего Тела и честныя Твоея Крове, и повинен есмь, и суд себе ям и пию».

Но вот «страх, что причащусь в осуждение»...

– Конечно, в осуждение. Обязательно! Ни один человек, находящийся на земле, не может причаститься достойно. От недостоинства может освободить его Своей благодатью только Сам Господь: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю». Это зависит от искренности покаяния, а не от достоинства.

Если человек перед Богом искренне раскаивается в своих прегрешениях, Причастие будет ему в помощь?

– Конечно! Требуется только покаяние со смирением, осознанием собственного недостоинства – и упаси Бог, если кто подумает про себя, что он достоин.

«Правило прочитал, 3 дня попостился, на всенощной был...»

– Что можно сказать? Молодец! Это значит – хорошо потрудился. Молодец, это очень похвально. Но перед Богом это ничто, ведь главная подготовка – это открытое для покаяния сердце, чтобы измениться к лучшему.

А болезни, трудности, неприятности, которые происходят иногда сразу после Причастия? Они могут свидетельствовать, что человек причастился в осуждение?

– Нет, не могут.

Не надо связывать с ними именно Причастие?

– Они бывают и не от этого.

Как это понять человеку?

– А не все можно понять. Но нужно принимать все, что попущено Богом: «Благодарим Тебя, Господи, и за скорбь, и за радость. Прости мои согрешения».

Даже если человек почувствовал, что он, может быть, причастился в осуждение, это не повод перестать причащаться?

– Мы всегда причащаемся в осуждение – и пусть батюшка не стращает.

Я надеюсь, что батюшка говорит-то все верно, но такое восприятие у прихожан.

– Он говорит все правильно. Но так как говорит об этом слишком часто, то это излишне. Получается, акцент немножко не в ту сторону... Видать, он еще молод.

Вопрос: «С годами, по мере моего воцерковления и духовного роста, круг близких мне по духу людей стал совсем мал – это мои дети. Чувствую сильную отдаленность в отношениях с родственниками и неверующими друзьями. Не становится ли такое мое отношение к людям проявлением гордыни? Нужно ли искать новых друзей в храме? Совсем не испытываю в этом необходимости».

– Нет, специально искать не нужно. Если такой человек встретится, это дар Божий с Небес – и слава Тебе, Господи! А если с детьми такая общность – это лучшее на свете: это значит, вы многого достигли в своем строительстве домашней Церкви. Это просто радость необыкновенная!

А то, что люди уходят от активного общения, – это не страшно?

– Преподобные отцы говорили: «Бегай людей». Не «уходи подальше», а «бегай».

От людей порой исходит такой соблазн, что человеку впору только бежать от него?

– Да. И дело даже не в соблазне: на алтарь этого общения придется слишком много положить – времени, недопонимания, каких-то глупых обид неизвестно почему: вдруг человек надулся и перестал разговаривать, а ты будешь думать, чем ты виноват. На пустом месте разыгрываются какие-то трагедии в стакане воды без куска сахара.

Но люди так воспринимают: если кто-то обиделся, значит, я перед ним согрешил...

– «Всем мое почтение» – и всё.

Вопрос телезрителя Дмитрия из Полтавы: «После посещения Гроба Господня появилось желание отдать деньги тем, кого обыграл в карты с помощью шулерских приемов. Что делать, если рука не поднимается продать все, что есть, и раздать тем, кого обыграл?».

– Советовать не могу, но как бы сделал я на вашем месте? Начал бы с кого-нибудь. Например, кого обыграл больше. Позвонил, приехал в гости, посидели поговорили. Потом: «Кстати, хочу тебе вернуть один должок». Я думаю, он не откажется. Потом немножко отдохнул и спустя месяц позвонил другому, следующему. Так, потихонечку... И душа ваша воспарит и будет очень радоваться. Только не надо никому рассказывать, что вы таким образом возвращаете такие долги: это будет дело ваше и Господа Бога.

Закхей даже предложил: вчетверо отдам тем, кого чем-то обидел.

– Я слышал: есть Книга такая интересная, я ее даже читал.

Насколько нам стоит ему подражать? Или достаточно отдать то, что задолжал?

– Я думаю, в нашем случае достаточно отдать то, что задолжал.

Вопрос: «Скажите, грех ли православному лечиться индийскими лекарствами, шампунями, маслами и использовать их методики в лечении?».

– Я не врач. И я категорически против самолечения, когда человек самостоятельно начинает знахарствовать. Это очень опасно.

Но эти методики много пропагандируются разными людьми.

– Теми, кто этим торгует. Или людьми, исповедующими язычество, которое есть перед Богом мерзость.

Поэтому неплохо разобраться в сути.

– Разбираться – это очень долго.

В чем здесь заключается опасность – можно повредить душе? Или телу нанесешь вред?

– Сначала душе, а потом и телу.

Вопрос телезрительницы: «Мой духовник протоиерей Георгий умер в канун Казанской иконы Божией Матери. Это было 31-го числа, и на 3-й день мы его похоронили по всем правилам, как хоронят обычно священника. Он служил в церкви Казанской Иконы Божией Матери, очень добрый был батюшка, у него было очень много духовных чад. Я не помню, чтобы он когда-нибудь нас пугал, или злил, или обижался на нас – он был просто сама любовь. Помяните новопреставленного протоиерея Георгия. И вопрос такой: как нам молиться за своего батюшку сейчас?».

– Сейчас я вас удивлю. Молиться надо так – сложить три перста, сделать крестное знамение и произнести: «Упокой, Господи, раба Твоего, в священном сане Тебе послужившего, протоиерея Георгия». Вот так и молиться.

Молиться усердно, с благодарностью Богу за все его благодеяния.

– Это ты говоришь о чувствах, которые у меня в этот момент должны быть в сердце. Когда я сейчас помолился, так и было.

Очень жаль, что отец Георгий вас этому не научил. И у нас в «Молитвослове» много заупокойных молитв. Давеча у нас была родительская суббота – удивляюсь, как это вы его не помянули? Не знаете, для чего родительская суббота? Чтобы новопреставленного батюшку помянуть.

Вопрос очень странный: «Как молиться?». Самая главная молитва, которая чаще всего в церкви звучит: «Господи, помилуй». Вы как-нибудь сходите в церковь и послушайте – молятся и по 40 раз «Господи, помилуй», и по 12, и по 3 раза.

Самая часто звучащая молитва.

– Да, самая главная молитва – и можно быть неграмотным человеком и всю жизнь так молиться. А если уж молитвослов есть и человек различает буквы, то кто мешает?

Вопрос телезрительницы: «Мы читаем апостола Павла, у него, по сути, фундаментальные основы Православия. А с Христом он встречался один раз или, может быть, по Преданию, несколько раз встречался? Откуда у него все эти знания?».

– Это очень легко. Он ни разу не встречался со Христом, только на пути в Дамаск слышал Его голос и видел свет – это было. А просвещен он был от Святого Духа Евангелием Христовым. И не только он. Мария Египетская была неграмотная женщина, но знала наизусть Священное Писание. Откуда? От Духа Святого. Очень многие святые знали совершенно дивные тайны от Духа Святого, так что это известный образ познания Божественной истины.

Следующий вопрос: «Одни святые советуют обязательно просить у Бога то, в чем ты нуждаешься – мол, Господь ждет, что мы вначале к Нему обратимся, и только потом вмешивается. Другие, наоборот, говорят, что не надо просить, ибо Господь и так знает, кому что полезно. Поясните, как лучше поступать?».

– Я лично не знаком с человеком, который спрашивает, но из самого вопроса кое-что можно понять о личности этого человека. Я бы посоветовал все-таки просить у Бога то, что потребно.

Но Господь Сам говорит: Отец Небесный знает прежде вашего прошения, в чем вы нуждаетесь.

– Для Бога важнее всего само общение. Есть дедушка, а у него есть внучок. И когда внучок к нему подходит и что-то у дедушки спрашивает, для него это высшая радость – просто выслушать, что тот просит, и за счастье это исполнить. Так же и Отец Небесный.

И зарождается любовь между этими двумя людьми – стареньким и маленьким.

– Она не то что зарождается – это уже развитие. Зарождается – это когда ребеночек только хочет, у него возникает желание обратиться к дедушке. А когда он обратился, она уже родилась.

В его обращении есть доверие – очень важный элемент.

– И доверие, и желание общения: маленькие дети иногда спрашивают что-то очень малозначительное – и их речь довольно часто о том, чтобы показать свои достижения, чтобы дедушка удивился, похвалил, еще кому-нибудь из домочадцев сказал: «Вот что внучок нынче сказал». Он слушает и очень доволен. И в этом есть от деда поощрение. Вот общение двух людей: того, кто прожил большую жизнь, и того, кто только в нее вступает, через это ребенок учится жить правильно.

Дети часто задают вопросы, иногда даже не дослушав ответ на предыдущий, задают новый и новый…

– Да. Они это общение едят, как шоколад. Бывает вопрос по делу, когда ребенок действительно хочет узнать, например, почему солнце круглое? Вопрос очень интересный, и можно подробно ему ответить. И он ответ запомнит на всю жизнь, потом сам будет кому-то задавать вопрос: «А ты знаешь, почему солнце круглое?». И начнет объяснять то, что ему дедушка рассказал.

Но с ребенком понятно. А если взрослый человек порой к Богу обращается, даже не слушая то, что Бог ему отвечает?

– Большинство людей молятся механически, им никак в голову не вобьешь, что не играет роли ни веревочка, ни золотая цепочка. Почему? Они переживают неизвестно что, у них все время переживания о глупостях. А переживания такие сильные, что всякие умности закрывает как тучей, и в этом «компоте» пребывают их мозг и сердце.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли православному человеку лечиться гомеопатией, если традиционная медицина не помогает?».

– Вообще-то гомеопатия официально признана, но она относится к недоказательной медицине. У меня был друг, который наступил на гвоздь, и возникла гангрена. Он очень уважал гомеопатию, очень хорошо ее знал – и умер от гангрены: лечил ее гомеопатией.

Если бы лечил антибиотиками и решился отрезать себе ногу, он бы жил и сейчас. Это я точно знаю и до сих пор о нем скорблю. Поэтому гомеопатия может и не помогать. Пробуйте. А медицина – аллопатия – излечивает миллионы людей. Такой статистики по гомеопатии нет, это обычно только слухи, но, безусловно, она помогает в отдельных случаях.

Следующий вопрос: «Страсти побеждаются смирением. Как стяжать смирение, если ты руководитель и собственник небольшого бизнеса, а вокруг (не только внутри моей компании) одни идиоты? Мысли о несовместимости смирения и занятия бизнесом иногда приводят просто в отчаяние. Облегчение приносит только надежда на Бога. Как же это совместить?».

– Мне кажется, во-первых, самое главное в бизнесе – создавать команду… Часто для порядочных, не алчных людей работа – это пребывать среди нормальных людей, а не только деньги во что бы то ни стало. Тогда будет гораздо легче. У одного святого, который был руководителем на мельнице, спросили, как ему удается так делать, чтобы его рабочие так хорошо работали. А он за всех молился – и это приносило успех. Может быть, и вы попробуете?

Даже наш президент признал, что в стране дефицит кадров.

– Страшный дефицит. Вообще, порядочных людей очень мало, ему не хватает даже на должность губернатора. Но все-таки у президента шире задачи, а в таком маленьком бизнесе это возможно, я надеюсь (слава Богу, никаким бизнесом не занимаюсь, это очень трудное дело).

Как часто бизнес разводит, наоборот, людей. Два друга начинают совместный бизнес, потом…

– … потом один другого убивает.

Деньги, когда появляются, людей очень меняют.

– Да, конечно, я в курсе дела.

Вопрос: «Приятельницу бросил парень, с которым она была близка, он не выходил на связь около полугода, а когда вышел, сказал, что подумает и, может быть, когда-нибудь вернется, а пока в режиме ожидания она стала себя тешить надеждами. В итоге решила хитростью вернуть его, но я помешала. Отец Димитрий, из вашего 40-летнего опыта скажите: были ли шансы, что этот парень действительно вернется?».

– Шанс-то был, только принимать такого в общение – просто испортить свою жизнь. И это как раз тот вариант, каким не должен быть мужчина: это вообще не мужчина, а просто барахло – рваная телогрейка, поэтому лучше новую купить.

Вот удивительно, но эта рваная ближе, милее и дороже новой.

– У каждого нормального человека после знакомства развивается привязанность, но одно из главных свойств мужчин – должна быть ответственность.

100 лет назад, если мужчина приходил в дом, где есть невеста, он должен был на ней жениться. О том, чтобы ходить в гости, а потом не жениться, речи не шло – это безответственно: бросает на женщину тень. А настоящий мужчина не может бросить тень на женщину. Значит, либо он неотесанный чурбан, либо грязная скотина. Давай взвесим, что лучше и в этом случае, и в том. Он барахло, а папа и мама хотят девушку выдать за доброго, хорошего человека.

Вопрос от телезрительницы: «В Новом Завете написано: „Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе”. Как быть, если близкие родственники или друзья, к примеру, сожительствуют вне брака? Если их позовешь к себе, значит, поощряешь их беззаконие, а если не позовешь, то подумают, что считаю себя лучше и чище. И как быть? Ведь это сейчас повсеместно… Посоветуйте, пожалуйста».

– Я не знаю, как делать, но я таких в дом к себе не зову. И все спокойно.

Иоанн Лествичник говорит: «Лучше обидеть человека, чем Бога». И ситуация такова, что явно Богу не угодно, а человек хочет.

– Вот есть у человека слабость винопития, и каждый раз, когда он где-то появляется, он довольно быстро, как это у нас по-русски называется, «нажирается» – и бывает скандал. Чего-то начинает громко говорить, какие-то скабрезные анекдоты. Зачем такого звать? – «А он обидится». Ну и хорошо. Может быть, перестанет в таком количестве поедать спиртное. Чтобы тебя звали и так далее. И звать такого – человекоугодие, а написано: яко Богъ разсыпа кости человѣкоугодниковъ. Поэтому совершенно не надо угождать людям, у которых образ жизни не соответствует образу жизни, принятому в вашей семье. Все, спокойно совершенно.

Вопрос: «У меня отец тиран и деспот, все детство прожила в страхе и тревоге, боялась даже выйти из своей комнаты – он постоянно кричал, унижал и оскорблял. С годами отец не изменил ко мне своего отношения, и до сих пор я его боюсь и не хочу с ним общаться. Очень хочу его простить, но никак не получается. Подскажите: как его простить и избавиться от ненависти к отцу?».

– Надо уехать от него, и через годик-другой нам будет вспоминаться что-то микроскопически хорошее. Этим и будем жить – и никакого общения ни в каком виде.

Обида даже на расстоянии не отпускает.

– Понимаю, это дело непростое.

Тем более если человек видит плоды того отношения в сегодняшней жизни.

– Вот я и говорю: уехать надо. Называется по-русски: бежать куда глаза глядят, как от чумы. Человек этот явно психически больной: не любить отцу свою дочь – это совершенная психическая аномалия.

И, став больным уже, совершенно немощным, он начинает предъявлять своим детям порой претензии – «вы должны».

– Пусть предъявляет. Нет, никто ему ничего не должен.

«Я ваш отец, вы мои дети – неужели вы меня бросите?».

– Конечно, бросим. Вот если на коленях попросит прощения, на iPhone запишет обращение, через WhatsApp пришлет: «Дорогая доченька, я был не прав, слова тебе грубого не скажу, умоляю тебя, прости» – и пришлет. Можно приехать посмотреть, как это будет исполняться. Если хоть четверть слова скажет из прошлого лексикона, сказать: «Папочка, сейчас на кухню схожу, чай поставлю»… И всё.

Батюшка, спасибо Вам за ответы.

Записали:
Людмила Ульянова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс