Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1037) → Священник Сергий Ситников: Почему не все верят в Бога?

Священник Сергий Ситников: Почему не все верят в Бога?

№44 (1037) / 18 ноября ‘19

Беседы с батюшкой

Отец Сергий, тема сложная и, наверное, волнует очень многих людей: почему не все верят в Бога? Сталкиваетесь ли Вы на приходе с такими проблемами?

– Вопрос необычный, сложный, и в какой-то степени я сейчас чувствую себя ответственным за весь человеческий род, отвечая, почему не все люди верующие. Однозначно сказать за всех людей не могу. С такими проблемами на приходах, несомненно, сталкиваемся, они были, есть и будут.

Ответ я нахожу для себя в Евангелии: Бог повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Неверующие люди были, есть и будут, и они не лишены земных и духовных благ от Бога. Самая главная проповедь Евангелия – личная жизнь. Ну и что, что у тебя супруг (или супруга) неверующий? Ну и что, что твои дети пока в храм не ходят? Ты сам делай свое дело: показывай пример, проявляй любовь и милосердие, показывай христианские ценности своей жизнью, а дальше будь как будет.

Человек хочет не просто чуда: люди сейчас, слава Богу, образованные, умные, и очень часто задаются не только вопросом о доказательствах бытия Божия, но и «зачем нужна вера, если не чувствуешь в ней не просто потребности, но и необходимости?». Что можно им ответить?

– Если человек не чувствует потребности, значит, он просто еще не дошел до нее – может быть, так? Ведь очень многие вещи зависят от воспитания, образования, книг, которые человек читал, от того, какое влияние на него оказывала окружающая среда. Собственные думы на этот счет, жизненные обстоятельства, скорби, печали или, наоборот, радости накладывают отпечаток на жизнь человека, и он потом уже делает определенные выводы: верить или не верить. Вопрос веры всегда будет глубоко личным. По большому счету даже, религиозная жизнь – это область частной жизни.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Можно ли сказать, что люди, которые не верят в Бога, считают, что так легче жить: нет никакой ответственности за свои поступки и грехи?».

– Я верующий человек, и мне трудно говорить с позиции неверующего. Но мне кажется, что жить так ничуть не легче, ведь человек полностью, всецело и абсолютно сам берет ответственность за себя и свою жизнь. Если человек верующий, это не значит, что он уходит от ответственности: верующему просто легче переносить невзгоды, трудности, испытания, выпадающие на его долю, но от ответственности верующий человек не уходит.

Неверующий человек как бы объявляет себе и обществу, что он сам отвечает за свою жизнь и никто больше пусть в нее не вмешивается; на этом он ставит точку, закрывает дверь. Скажу по-другому: он не поручает свою жизнь и свои проблемы кому-то другому – высшему существу или Богу.

И в этой системе поступков, получается, отсутствует всяческая помощь: человек рассчитывает не на нее, а только на свои собственные силы?

– Да, конечно.

Может ли быть, что человек, считающий себя верующим, на самом деле не верит в Бога?

– Вполне может быть, и мы это в первую очередь черпаем из Евангелия: это общество, окружавшее Иисуса Христа, фарисеи, саддукеи. Казалось бы, все они находились под единым религиозным Законом, у них одна вера, одни обряды, одни жертвоприношения, но Христос их обличал, что веры нет: «Устами Меня чтут, но сердце их далеко отстоит». Все то же самое, бывает, формируется и сейчас – ничем наша эпоха от эпохи двухтысячелетней давности не отличается.

Но эпохи, времена разные? Расцвет Православия на территории России – время благодатное, потом время гонений, когда было очень тяжело не только прийти в церковь, но и узнать о вере было очень сложно – практически не было проповеди. Получается, 3 поколения выросли в этом обществе. В 1990-е годы началось возрождение веры, очень много взрослых людей пришли в Церковь принять Крещение, но потом пропали из Церкви – их уже внесли туда, как говорится, вперед ногами… Общество и состояние общества влияет на веру человеческую?

– Я думаю, однозначно. Видите ли, наше сознание так или иначе подвержено влиянию информационному или нашего окружения. Важно другое. В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова».

Крещение было – церкви открыты, и Крещение до сих пор происходит, а оглашения, катехизации общества в храмах, на приходах, в церквах не происходит или происходит очень мало.

По большому счету, я не думаю, что Новый Завет, Священное Писание, Евангелие должны «цеплять» очень многих людей. Вспомним, Христос исцеляет десятерых, а один из них приходит Его поблагодарить. Вот в этом и заключается вся соль Евангелия. Это не значит, что массы должны обращаться. Сколько людей стояло на Голгофе? Миллионы разве были? Тысячи? Да нет, конечно.

Это как в притче о сеятеле, которую Христос рассказывает: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный... Зерна падают, но сколько из них прорастет и сколько у нас действительно настоящей веры, мы не знаем...

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Абсолютных богоборцев, думаю, сейчас нет или их единицы. Вся проблема в чем? Христос сказал апостолам в Евангелии: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а остальным, внешним, достаточно притч, ибо они глазами смотрят и не видят, ушами слушают и не слышат». Мне кажется, в этом главная проблема».

– Цитата, которую вы привели, если не ошибаюсь, встречается в Евангелии от Марка, но оно очень трудно для понимания, для толкования. Здесь действительно как будто Сам Господь разграничивает: одни поймут, другие нет, одним дано знать что-то в притчах, а апостолам (как будто апостолы избранный род) дано знать тайны Царствия Божия. Дело в том, что апостолы были приближенными ко Христу, поэтому они могли больше слышать. Скорее всего, здесь только такое толкование и понимание этого места. В основном Христос рассказывал притчами, а ученики могли спросить у Него больше, и Он им больше мог объяснить.

Конечно, так и будет: глазами смотрят, но не видят, ушами слушают, но не слышат. Почему? В какой-то степени это тайна мироздания, почему для одних открывается, а для других нет.

Мы ранее говорили, что в храм люди приходят больше от безысходности, скорби, печали, от того, что жизнь становится невыносимой. Это происходит, когда человек чувствует, что он уже не может «самостоятельно отвечать за свою жизнь» (как говорят неверующие или атеисты), что ему нужна помощь. Представим себе ситуацию, что человек находится в замкнутом пространстве и на него начинают надвигаться стены, а наверху – выход. Хочешь не хочешь, но полезешь на стенку, чтобы спастись. Здесь происходит примерно то же.

Мы привыкли осуждать неверующих людей – может быть, мы привыкли, что они очень агрессивно относятся к вере или живут не по законам, которые нам кажутся правильными. Как верующему относиться к отрицающим существование Бога?

– Очень важно выстраивать диалог. Мы все находимся под одним небом, и, как я уже сказал, солнце восходит и над теми, и над другими. Нам важно с этими людьми учиться взаимодействовать: это самая важная задача и миссия, которая стоит перед нами, священниками, и перед Церковью в целом. Диалога не происходит – мы существуем в разной системе координат, и в силу этого у нас разные подходы к жизни, разная картина мира – мы не можем взаимодействовать.

Это ошибка. Мы можем взаимодействовать и искать выход друг к другу – соответственно, у нас могут быть общие темы. Например, темы нравственности, нравственных ценностей, морали, этики – это все общие темы.

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Мне кажется, что человек сам к Богу не придет. Господь находит, кому к Нему прийти. Мне 70 лет – как говорится, я уже прошла большую жизнь, и мне вспоминается, что ни бабушки, ни дедушки, никто мне не говорил о Боге. В 1990-е годы из литературы была Блаватская, и я ее читала, но о Христе пропускала: не могла вообще читать о Нем, хотя я о Нем ничего не знала (знала, что это Иисус Христос, а что Он – Спаситель, не знала). Мне кажется, меня Бог Сам нашел, а не я Его нашла. Постепенно я входила в веру… Дети мои относятся к Богу нормально, но в церковь не идут, говорят: «Мама, мы верим, верим». Пока Он их не привел… У меня не было каких-то сильных бед, чтобы меня рвануло к Богу пожаловаться. Это сейчас я с Ним много разговариваю, а до этого я просто Его, так сказать, уважала, любила, – но тихо. Я считаю, что это Он меня нашел, но не я Его нашла».

– Это очень знакомо, и это мнение человека, который уже обрел веру. Это позиция христианства, по большому счету: что не мы находим Бога, а Бог нас находит, – это позиция христианской веры, христианской души. Но вопрос синергии (насколько это от Бога, а насколько от меня) остается открытым: мы не можем узнать, на сколько процентов это зависит от человека, а на сколько – от Бога. Ясно, что от Бога все зависит – и, как поется в песне, немного от нас: от нас все равно должно зависеть, откроемся мы Богу или нет.

Так или иначе, но каждый человек задумывается над этим, ведь впереди смерть, и вопрос вечных истин и ценностей все равно в душе поднимается – рано или поздно человек задается этим вопросом. Но в какой период жизни это произойдет? У всех по-разному. Может быть, в 15–16 лет об этом рановато думать, но пройдет еще лет 15, и человек все равно делает выбор. Всякий раз мы становимся перед этим выбором: верить или не верить.

Антоний Сурожский очень хорошо сказал, что мы все время говорим о вере в Бога, но не говорим, что и Бог тоже верит в человека. Соответственно, Бог ждет (это несколько антропоморфно звучит, но так нам легче понять, что Бог тоже ожидает от человека отклика).

Вопрос: насколько сомнение и размышление способны человека обратить к вере в Бога?

– Сомнение – это обратная сторона веры, они должны быть рядом. Это, можно сказать, опора: когда есть сомнения, это хорошо – значит, человек живой, он не закоснел, у него нет духовной стагнации.

И фанатизма.

– В том числе.

Вопрос телезрительницы из Тольятти: «Меня интересует вопрос о вере. В главе 6-й Евангелия от Иоанна сказано: Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Как это понять: никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего?».

– Хороший вопрос и, как всегда, сложный для понимания и толкования. Я скажу здесь об открытости сердец. Конечно, и Иисуса окружали люди с закрытыми сердцами. Нам какие-то вещи трудно понять (например, когда мы читаем в Ветхом Завете места о том, как Господь Бог покарал или ожесточил сердце фараона, а потом последовали египетские казни). Как эти места понять? И здесь – то же самое.

Я думаю, что здесь в большей степени речь идет об открытости сердца. Люди тогда не смогли воспринять то, что говорил Христос, не могли прийти к словам Христа, ибо веры в Отца, которая должна была быть до веры во Христа, у них не было. Я бы предложил такое понимание, толкование.

Сейчас мы встречаем такую позицию: говорить с людьми и читать Священное Писание не на церковнославянском языке, а на современном русском языке, и это же касается богослужения, Литургии, литургического языка. Ваш комментарий?

– Я думаю, что богослужебная часть не становится языковым барьером для диалога с людьми, ведь после богослужения мы говорим на обычном родном языке. Но надо научить людей понимать богослужение (я сейчас даже не о языке говорю, а вообще о богослужении) – научить понимать, что происходит. Для этого должны быть так называемые миссионерские Литургии с объяснениями, комментариями того, что происходит.

Язык славянский достаточно прост, я не вижу в этом большой трудности. Если когда-то в Церкви встанет вопрос о переводе богослужения на русский язык, это будет замечательно. Просто язык, на котором сейчас мы служим, надо объяснять; проблем в этом нет никаких.

Вопрос телезрительницы из Саратовской области: «Как поспособствовать, чтобы человек неверующий пришел в храм?».

– Знаете, я никогда не находил другого ответа на этот вопрос, как только в примере личной христианской жизни. Другого варианта предложить не смогу.

Конечно, бывает аргументация, которая от нас исходит к неверующим людям, но – по большому счету – что может происходить? Общаясь с другим человеком, я обязательно хочу его «забрать» в свой внутренний мир, в свои представления, в свои знания, поставить его на свое место и сказать: «Видишь, как я вижу? Давай ты будешь точно так же видеть, как я, а не как ты что-то себе надумал». И порой это выливается в патетическое желание ввести человека в свой внутренний мир и заканчивается плачевно – ссорами, конфликтами и так далее.

Вы можете раз, два что-то предложить человеку, а потом – как по Евангелию: человек один раз отвернулся, второй раз отвернулся – оставь и живи своей жизнью. Это будет намного лучше, чем наши доказательства. Французский философ-экзистенциалист Габриэль Марсель сказал очень просто (он говорил о молодом поколении), что молодые люди потому не принимают логику и доказательства бытия Бога, что они заставляют человека поверить: логика и доказательства заставляют верить – и срабатывает неприятие, а Бога не навяжешь, Его навязать невозможно. Как возможно навязать, например, любовь? Это абсурдно. «Я люблю и эту любовь буду навязывать»? Нет. Как говорится, вера в Бога не доказуется, а показуется.

Последний вопрос в нашей беседе: чтобы встретить Бога, достаточно ли только знания – или нужно сделать что-то еще, чтобы моя встреча с Богом состоялась полноценно?

– Мне сразу приходит на память такая цитата: многознание уму не научает. Тем не менее, знания нужны.

Я думаю, в большей степени Бог для нас тайна. Когда к одному мудрецу пришли ученые и стали его расспрашивать о вере в Бога (вернее, о доказательствах бытия Бога), он ответил: «Я не знаю, что вам сказать». Потом ученики подошли к нему и говорят: «Ты же такой мудрый, ты нас учишь, а этим ученым не нашел что сказать?». Он говорит: «Понимаете, верующие люди пытаются доказать то, чего не знают. А неверующие люди пытаются опровергнуть то, чего не знают. Я же предпочитаю о Боге молчать».

Бог для нас – непостижимая тайна, об этом говорит и Священное Писание: Бог не открыл имя Моисею на горе Синай, когда тот увидел Его в неопалимой купине. Он сказал: «Аз есмь Сый (Яхве)». Это – ничто не сказать. Поэтому, думаю, в большей степени мы, верующие люди, должны понимать, что Бог – тайна и узнать ее невозможно теоретически: это возможно только чувствовать сознанием, сердцем, душой, но выразить понимание языком не сможешь. И неверующие должны понимать, что если верующий человек верит, то он верит в тайну, которую выразить словом не может (если это настоящий верующий, конечно).

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс