Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1037) → Протоиерей Сергий Бельков: Здоровье телесное и духовное

Протоиерей Сергий Бельков: Здоровье телесное и духовное

№44 (1037) / 18 ноября ‘19

Беседы с батюшкой

Здоровье, помощь Бога и человеческий труд – прежде всего вспоминается физическое здоровье: эта тема очень сильно волнует всех людей, и здоровье духовное. Возможно ли оно без здоровья телесного?

– История Церкви, святоотеческая история как раз нам показывают, что здоровье духовное может быть без здоровья телесного. Мы видим тому множество примеров. Допустим, преподобный Серафим Вырицкий, который сам уже лежал почти обездвиженный, но своими молитвами помогал другим исцеляться. Даже чтобы усилить молитву, мы немного уменьшаем наше физическое здоровье постом: физические члены ослабевают, но наш дух укрепляется.

Когда мы подаем записки в церкви, пишем: «О здравии». Но мы разделяем – о ком-то пишем: болящий такой-то. А о других так не пишем. Может быть, в наших записках сразу надо писать: «О здравии болящих»?

– Именно поэтому мы и по-даем записки о здравии: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. И если мы пишем «о здравии», подразумевается, что мы все в некотором смысле нездоровы. По крайней мере, духовно. Поэтому когда священники совершают проскомидию и молятся, они получают записки, которые подразумевают и душевное здоровье человека (может, у человека нарушено психическое здоровье), и духовное.

В нашей жизни трудно быть здоровым, и состояние общества тоже на нас влияет. Люди стали меньше пить. В связи с чем? Все-таки люди заботятся о своем здоровье или это дань моде?

– Отчасти потому, что сегодня появилось очень много приверженцев здорового образа жизни. Мы видим больше велосипедистов на дорогах, больше людей совершают утренние пробежки или делают гимнастику, много различных фитнес-клубов, есть возможность вести активный образ жизни – это все предполагает отказ от употребления спиртных напитков и отчасти помогает решать проблему эмоционального выгорания.

В советское время люди были в жестких пропагандистских рамках, но при этом считалось совершенно нормальным застолье со спиртным (начиная с Кремля и заканчивая подворотней). Соответственно, люди вели такой образ жизни. Сегодня и отношение к спиртному изменилось, и появилась возможность решать эти проблемы – и через спорт, и через веру, чего раньше не было: душа чего-то требовала, а выразить человек это мог, только когда шел на кладбище на Пасху. Хождение на Пасху к могилам, собственно, было хождением ко Христу – может быть, неосознанно: и на Троицкую субботу на кладбище было полно людей, хотя страна была атеистической. А сегодня есть возможность через общение с Богом, через получение дополнительного образования решить эту проблему. Отчасти это связано и с возможностью себя разнопланово реализовывать.

Вы сейчас очень хорошо описали ситуацию. Я помню время, когда в нашу страну пришли наркотики на смену алкоголизму (мы помним, был буквально расцвет всего этого): как раз тогда вы начали заниматься этой проблемой настолько всерьез, что возникла целая сеть реабилитационных центров. Люди, которые обращались в церковный реабилитационный центр, все-таки рассчитывали на помощь Божию?

– Конечно, ведь человеческая им уже не помогала. Ведь в основном это были люди, которые проходили различные медицинские программы – детоксы, лежали в наркологических клиниках, пробовали даже психологические программы, но не получали должной помощи или длительной ремиссии, то есть длительного нахождения в трезвости. И они пришли получить это уже у Бога: «Научите, что я должен делать, чтобы Бог помог мне разрешить эту проблему». Вот этим мы и занимаемся до сего дня.

Представляю себе человека, который не знает, куда он идет, – он нецерковный, и он видит перед собой священника в черных одеждах с золотым или серебряным крестом – и не знает, что с ним будет дальше. Но он приходит к вам и сразу попадает в атмосферу утреннего или вечернего правила. Если мы говорим о труде человека и помощи Божией, то, наверное, человек должен что-то делать, чтобы с ним происходили изменения?

– Как человек приходит к Богу? Допустим, он растет в атеистической семье, а потом вдруг решил креститься. Мы говорим, что есть призывающая благодать. И здесь то же самое: они не всегда могут объяснить, почему так произошло, и мы ничем не можем объяснить, кроме помощи Божией, когда человек, условно говоря, вчера употреблял наркотики, занимался преступлениями, а сегодня стоит на службе, хотя после его воцерковления прошло всего несколько недель. Причем стоит полностью и всенощное бдение, и Литургию, приходит на занятия – и идет домой, в тот двор или квартиру, где раньше употреблял наркотики, и теперь не употребляет их. Как это без чуда можно объяснить?

Изначально они у нас поступают на дневной стационар, где мы их подготавливаем – они не приезжают сразу в атмосферу утренних и вечерних молитв. Да, они начинают на дневном стационаре, но это мотивационно-подготовительный этап, где месяц или полтора (для каждого человека индивидуально) мы их подготавливаем к долговременному проживанию (около года) в загородном центре.

Изначально они приезжают к нам на собеседование в воскресный день с ближайшим окружением (или родители, или муж, или жена), стоят на службе, их проводит по территории воспитанник (не сотрудник, это сделано специально), чтобы они могли как равный равному задать вопросы, которые постесняются задать сотруднику или мне; они могут общаться с кем хотят, получают всю объективную информацию о центре. Затем проходит собеседование с родителями, потом с зависимым человеком, и в течение 24 часов он принимает самостоятельное, ответственное решение, готов ли поступить к нам.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Можно ли считать болезнь наказанием за грехи человека?».

– Можно ли считать болезнью наказание за грехи? А почему? Если болит, болезнь это или не болезнь? Другой вопрос, как принять эту болезнь: со смирением, а может, даже с благодарностью Богу, без ропота, и тогда Он или исцелит, или даст силы перенести болезнь, или нести безропотно этот крест до конца жизни.

Когда желание человека измениться становится конструктивным, начинает влиять на изменение жизни человека?

– Начнем с того, что один из главных принципов Православия – свобода воли; Бог не насилует ничью волю, Он говорит, что есть два пути: путь жизни и путь смерти, и просит человека выбрать путь жизни. Человек вправе выбирать что хочет. Но если он уже выбрал путь, то по нему надо идти. А чтобы по нему идти, надо трудиться, прилагать усилия. Просто сидеть на месте и ничего не делать не получится: Бог за тебя делать ничего не будет – Он расположит сердца людей, даст обстоятельства, будет тебе всячески помогать, но ты должен что-то делать сам.

Что может сподвигнуть на начало действий?

– Что угодно. Что иногда заставляет наших будущих воспитанников прийти на реабилитационный процесс? Уголовное преследование, долги, родительская интервенция (есть такое понятие, когда родители говорят: либо прекращаешь, либо уходишь из дома) – до этого он живет хорошо, ему все нравится, его все устраивает, а тут он начинает искать... Поэтому иногда Господь дает обстоятельства благоприятные, иногда внешне кажущиеся неблагоприятными, кризисные.

Других страхом спасайте, исторгая из огня…

– Человеку дается толчок к действию, а человек должен действовать, но может и не действовать.

Наступает момент, когда должна работать ответственность: если я прилагаю по отношению к своему здоровью (и физическому, и духовному) какие-то усилия, то, наверное, жалко их терять и опять скатываться в скотский образ жизни? Бывали такие случаи?

– Конечно. Один греческий богослов говорит, что у нас есть два врага: неведение и забвение. Неведение с нашей помощью воспитанники разрешают, то есть они получают необходимые знания о Боге. И не только они, но и их родители, с которыми мы занимаемся одновременно с воспитанниками: наркомания – проблема семейная, и решать ее без семьи очень сложно. Но когда человек заканчивает реабилитационный процесс и вдруг начинает забывать, чему его учили, то, конечно, он может вернуться к прежней жизни (по Евангельскому слову, как пес возвращается на свою блевотину).

Мы знаем много примеров, когда Господь совершенно конкретно показывал что-либо человеку, чтобы те или иные изменения происходили в его жизни… Как узнать, что помогает Господь? Люди, которые приходит к вам за помощью, делают это потому, что увидели вмешательство Господне, или это как-то иначе происходит? Что их направляет именно в духовном плане?

– Иногда получают и прямое указание, нередко через демоническую сторону. Особенно те, кто занимался оккультными практиками или входил в сатанинские секты. Понятно, что когда они видят реальное существование демонических сил, то логика-то у них работает, что и Бог есть и что за все придется отвечать.

Немало и таких, кто рассказывает: «Я уже просто не знал, что делать, я просто взмолился: Господи, если Ты есть, сделай что-то, чтобы кто-нибудь мне помог». И обязательно человек получал какую-то информацию (бывало, даже через несколько минут), что есть такой-то центр (может, ближайший к его дому или городу, где он живет), либо близкий человек с ним встречается, и он так получает информацию и идет к нам, понимая это именно как отклик Бога на его просьбу.

Когда мы говорим о грехе винопития или его тяжелой стадии – алкоголизме, у нас в стране это считается не очень страшной болезнью или увлечением. С наркоманией все иначе: мы знаем, что там не бывает легких стадий,– если человек начинает, то это уже все. Возможно ли человеку, который не верит ни в какую помощь, все-таки ее получить?

– Может ли он избавиться от наркомании? Такие исключения бывают, но только он попадает в другую зависимость – например блудную: бесу-то все равно, как погубить душу человеческую. Наркотик – это очень удобно, очень быстро: патологический износ организма – и человек очень быстро разрушается, деградирует, разрушается его физиология, соматика. Но можно и потихонечку пойти по этому пути, ибо это все равно приведет человека к потере вечной жизни. Они к каждому находят свой ключ: хорошо, остановился с наркоманией, но они дадут ему другую наживку.

Одно дело, когда человек совершает грех, другое – когда это становится страстью; частое повторение одного и того же греха превращается в страсть, а страсть – уже вторая природа человека, с которой бороться очень сложно. И оставить страсть самостоятельно человек практически не может – он может переключиться с одной страсти на другую. Так иногда действуют психологи: переключают внимание, и у человека начинается чревобесие, он начинает много есть или употреблять много сладкого (или появляется блудная страсть, или поведение становится суицидальным через выбор экстремальных видов спорта). Временная замена может быть, но очень часто человек через сколько-то лет возвращается к этому.

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Я много лет боролась со своей страстью и знаю, что человек здесь не поможет. Я верила Богу, просила Его, умоляла, и Господь мне помог: сама я не могла с ней справиться. Как у вас это получается? Приходят люди неверующие, и Господь им помогает в короткий промежуток времени. Как вы добиваетесь такой веры от этих молодых людей? Мне хочется, чтобы и мой сын так уверовал (он у меня пьющий)».

– Это относительно короткий промежуток времени (примерно год), но очень интенсивный – у нас есть целая программа, по которой мы работаем, она сложилась и развивается уже 25 лет. Это кажется, что все просто: труд, молитва – и вроде бы все. Но так можно подойти ко всему, в том числе и к лечению: пьют таблетки, лежат в постели – вроде как и все. На самом деле это тяжелейший труд и со стороны ребят, и с нашей стороны: нужно поменять мировоззрение человека, нужно вернуть его к самому себе.

У нас есть такое духовно-аскетическое занятие, как заповедь недели. Что удаляет нас от Бога? Нарушение заповедей. И мы стараемся их научить практическому исполнению заповедей: «Будьте не только слушателями слова, но и исполнителями», – говорит нам апостол.

Расскажу для примера одно упражнение. В трапезной и в келье, где живет человек, вывешивается какая-то заповедь, например «Да не заходит солнце в гневе вашем», и в течение недели ребята и девушки (у нас есть отдельный женский центр) живут по этой заповеди. Если они ее нарушают, старший им подсказывает: «Ты помнишь, какая заповедь?». Потом мы собираемся и проводим занятие, на котором абсолютно каждый рассказывает, что ему помогло выполнить эту заповедь, что не помогло. И так они получают практический навык – когда они уезжают и возникает сходная ситуация, они знают, как поступать по Евангелию. Правда, это их выбор: они могут и не поступить по Евангелию, но они знают, как правильно поступить, у них уже есть практический навык.

Это только один из моментов, но много и других: общие и индивидуальные духовные беседы, откровение помыслов – у нас есть такая практика, и она не новая. Можно сказать, что это монастырская аскетическая практика, но на приходе праведного отца Алексия Мечёва она была, и его сын практиковал то же самое, то есть это не нововведение. И у нас тоже это есть. Соответственно, когда беседуешь с человеком индивидуально, знаешь движение его мыслей, ты его глубже понимаешь и можешь ему подсказать, как правильно поступать в той или иной ситуации, дать ему разобраться в самом себе. И это тоже исправляет человека.

А подготовка к Исповеди? Когда они готовятся, обязательно записывают грехи на листочке, вновь переживают эту свою неправду. Соответственно, когда подходят на Исповедь, священнику очень удобно посмотреть, что же все-таки у него повторяется, на что ему больше обратить внимание, и помогает это исправить. Так что это очень сложный труд над собой.

А жить в общежитии, когда они привыкли жить по своей воле? А быть в послушании, когда они привыкли быть все время непослушными и родителям, и государству? Это очень сложно, но в этом-то и заключается чудо. Когда человек отсидел 15 лет, а потом приходит к нам, мы, как реставраторы, снимаем с него грязь. Сперва смываем, потом счищаем, потом подкрашиваем. Он уходит – и либо учится, либо женится: у нас таких примеров сотни.

В этом и заключается чудо. В этом и есть преимущество духовно-ориентированных православных программ перед светскими и психологическими в том числе: происходит преображение человека при помощи Божественных энергий, синергии Божественной воли и человеческой, вот и получается такое чудо.

Вопрос телезрительницы: «Я бы хотела узнать немного подробнее об откровении помыслов, не до конца это понимаю: много помыслов приходит – как их правильно формулировать на Исповеди?».

– Их обязательно нужно формулировать. Правильнее все-таки их записать на листочек и показать священнику. Конечно, если у вас есть духовник, то нет большой проблемы обратиться к нему с этим вопросом (надо понимать, что есть некая особенность в этом аскетическом упражнении: нельзя сегодня одному священнику открывать помыслы, а завтра другому). То есть помысел вы исповедовать должны, даже если вы его не осуществили, но им увлеклись. На Исповеди нужно говорить не только те дела, которые вы сделали, но и помыслы: все начинается с них – после желания идут дела, а все желания начинаются с помыслов.

Работа с помыслами – это одна из наших главных задач: мы работаем с ребятами, чтобы они умели отсекать помысел, если не понимают, хороший он или плохой. А если уж его впустили, чтобы имели рассуждение, какой помысел по Богу, а какой нет. Но для этого надо знать заповеди и Евангелие, и тогда ты это поймешь.

Поэтому для откровения помыслов все-таки человеку нужно иметь духовника; помыслы бывают и против духовника, но не всякий духовник это может понести, это надо учитывать – я знал некоторые приходы, когда пытались ввести такую практику, а потом батюшка не выдерживал, когда люди говорили ему какие-то вещи, которые ему не очень нравились (пусть даже они были ошибочные). И я сам к этому привыкал: я тоже иногда слышу о себе какие-то помыслы, но у меня нет обиды, потому что я научился их принимать от ребят и понимаю, какой помысел идет от лукавого.

Поэтому написанные помыслы, конечно, нужно на Исповеди говорить, а на откровение помыслов, чтобы кто-то вами руководил, должен быть духовник, опытный в духовной жизни. Тут не надо торопиться при выборе духовника, а очень аккуратно к этому относиться.

Что нужно человеку в состоянии наркозависимости предпринять, чтобы поверить, что в его жизни возможны изменения и возможно побороть грех?

– Ему не надо в это верить, ему надо просто прийти – и он поверит. Каждый из тех, кто приходит на дневной стационар, считает, что походит несколько дней, чтобы от него отвязались (особенно если его привели родители), но потом человек остается.

Почему? Система так выстроена. У нас 20 с лишним преподавателей, и все разные, разного возраста и пола, разного уровня, ведут разные предметы. Есть студенты семинарии, которые преподают аскетику – они, может, и сами ее не очень хорошо знают, но они близки по возрасту нашим воспитанникам. У нас есть и опытные люди, умудренные, есть и психологи, и психотерапевты: посади им профессора Осипова, они на второй день уже не придут, послушав его хорошие, умные, глубокие лекции. Нужны разные люди, а у них каждые полтора часа новый преподаватель, и это держит их интерес. А потом держит интерес уже сам предмет.

Есть предмет «Регионоведение». Они живут в Петербурге, но, может быть, никогда не ходили в музеи, а тут вдруг узнают, что здесь есть вот это, а в области есть вот то, и выезжают туда (мы вывозим их и в музеи, есть экскурсии по городу). Это становится человеку интересно, и так он держится в мотивационной программе, а потом начинает разбираться: оказывается, верующие люди – это не те, которые ходят в черных платках и ни с кем не разговаривают. Оказывается, они веселые, умные, с ними интересно. И человек начинает видеть мир, веру и Церковь другими глазами.

Куда нужно приходить?

– В храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала – там есть диспетчер. У нас есть и сайт sapernoe.ru, где можно получить всю информацию.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс