Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1037) → Протоиерей Евгений Попиченко: Нужно быть христианином, а не казаться им

Протоиерей Евгений Попиченко: Нужно быть христианином, а не казаться им

№44 (1037) / 18 ноября ‘19

Беседы с батюшкой

Сегодня мы вспоминаем людей, кто был осужден, убит, сослан в психиатрические лечебницы по политическим мотивам, – а это миллионы наших сограждан. В эти дни Церковь совершает панихиды на местах массовых захоронений, звучат заупокойные молитвы. Почему об этом важно помнить?

– У Евгения Евтушенко есть такое стихотворение:
Впасть в историческое
беспамятство –
Молодцем быть
без меча и без палицы.
Впасть в историческое
беспамятство –
Это безвесельно,
это беспарусно.
Можно любить
без памяти женщину,
Родину – нет, память
завещана...

Невозможно любить Родину без благоговейного трепета перед историей нашего Отечества, нашего государства. Поэтому так важно знать ключевые события жизни его в прошлом, переживать их и этим делиться со своими детьми, внуками: важно передать чувство благоговения, любви, причастности к истории нашего Отечества.

Разные страницы в ней были. Сегодня мы вспоминаем одну из самых трагических страниц, когда одни граждане взяли на себя власть и право чинить суд над другими – очень часто без суда и следствия, очень часто по ложным доносам. И появилось столько этих товарищей в нашей стране! Откуда они взялись? В царской России были периоды, когда на все государство был один человек, который исполнял смертную казнь. Более чем за столетнюю историю (с 1800 по 1917 гг.) смертной казни по политическим мотивам были подвергнуты 56 человек – это более чем за 100 лет! Но начиная с 1917 г. миллионы людей были осуждены за политические преступления по самой тогда популярной статье и назывались «врагами народа».

Очень просто было человека заклеймить, надеть на него ярлык, и тогда можно с ним делать было что угодно. Людей отправляли в лагеря, лишали социальных пособий, льгот, условий жизни. Сотни тысяч расстрелянных, замученных! Появились люди, которые со звериным неистовством, упоением брали на себя страшное дело – совершение смертной казни. Расстреливали людей тысячи палачей! Откуда, из каких недр нашего народа выросли эти упыри? Сколько людей, которые из зависти к жене соседа, из-за желания покуситься на жилплощадь, из-за недоброжелательного отношения к кому-то просто писали: «Он сказал то-то», «он рассказал такой анекдот» – и за несколько слов человек получал 10 лет лагерей, где система работала на уничтожение: все было организовано так, чтобы люди оттуда не возвращались. Что случилось с народом, что он разделился на палачей и их жертв?

Современным мальчикам и девочкам это непонятно, они не знают страниц истории (а сейчас еще и пытаются убедить, что все это не имеет значения). Но все мы знаем выражение «красный террор» – в трудах Владимира Ильича были прямые указания устроить террор (и чем больше будет уничтожено тех или иных представителей сословий, тем лучше).

Сегодня день траура в нашем Отечестве: мы вспоминаем сотни тысяч людей, замученных в безбожное время большевиками – человеконенавистниками, устроившими бойню. Но были среди них и те, что смогли пройти весь этот ужас и остаться людьми, не потеряв человеческого достоинства, человеческого образа, сохранив любовь к людям, более того – сохранив любовь к своим палачам.

Один подвижник, старец Никита, пройдя много лет лагерей, говорил: «Жалко было тех, кто по эту сторону, но еще больше жалко тех, кто по ту. Понятно, за что мы-то страдаем: у нас была идея, цель, ценности, за которые мы отбывали эти сроки. А они-то за что себя заключили в тюрьмы?». Спустя годы к старцу приехал один пожилой человек со своей бесноватой внучкой и просил, чтобы он помолился. А старец Никита вгляделся в него, узнал в нем начальника лагеря и спросил: «Вы меня не узнаете? Вы же много лет тому назад грозились меня убить». Тот со скорбью упал на колени, стал обнимать ему ноги: «Отче, прости меня. Я к вере пришел и теперь не знаю, как из души вычистить всю боль от своего преступления, которое я сейчас осознаю». Старец прижал его голову к груди, гладил, убаюкивал с любовью.

В 1950–1960-е гг. случилась реабилитация: стали понимать, что репрессированные были ложно оклеветаны, ни за что осуждены и казнены. Как люди, которые учиняли эти казни, все это потом проживали? Конечно, Бог справедлив, и многие из них прожили очень тяжелую, несчастную жизнь, но лучше в этой жизни отдать долг через скорби, болезни: если человек не пройдет покаянный путь здесь, после смерти его ожидают тяжелейшие страдания.

У нашего прихода есть традиция: уже несколько лет мы в этот день приезжаем на 12-й километр Московского тракта к Екатеринбургскому мемориалу, где стоит большой крест. Там похоронены более 20 000 расстрелянных, уничтоженных в подвалах НКВД в нашем городе (тогда Свердловске). Мы молимся за них, а они, конечно, молятся за нас. Я уверен, что среди них много святых: люди, которые претерпели до конца и остались верными своей вере, своему делу, своему служению до смерти, – святые мученики. Они не прославлены здесь, на земле, для всеобщего поминовения, но у Бога точно они славны. Очень важно быть в этой связи и передать эту память нашим детям.

Вопрос телезрителя из Ленинградской области: «Давно интересуюсь вопросом: в Предании ничего не сказано по поводу тех воинов, которые видели Воскресение Христово. Что с ними потом случилось?».

– Сотник Лонгин был во главе этих воинов. С ним случилось следующее: он стал христианином, исповедником, ушел из римских легионов, жил какое-то время у себя дома, трудился, исповедуя Христа и открывая то, что видел, когда Христос был на Кресте. Потом весть о нем дошла до императора, и тот послал воинов, чтобы те его убили. Мы его знаем как святого мученика Лонгина.

Про другую часть воинов в Священном Писании говорится так. Иудеи дали им денег и сказали: «Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим». Пронеслась об этом весть (видимо, с помощью воинов, которые восприняли это за деньги) между иудеями, и многие верят в это даже до сего дня. Так говорится об этом в Священном Писании.

Продолжим нашу тему. Важно учиться на своих ошибках и наблюдать ошибки нашего прошлого. Как не допустить повторения той ситуации, когда каждый твой сосед по лестничной площадке или знакомый может оказаться человеком, который напишет на тебя определенное заявление? И где грань между состоянием, когда человек безразличен к обществу и состоянием, когда он старается быть очень активным гражданином (так, что просто придумывает, что и на кого написать)?

– Надо Евангелие читать, заповеди Божии соблюдать. Нужно быть христианином, а не казаться им. Нужно учиться жить по совести, а свою совесть воспитывать, оттачивать, учиться ее слушать, беречь ее чуткость, не затирать. Нужно воспитывать в себе мужество и решимость.

Какое важнейшее качество отличает святых людей от нас? Это решимость встать и выйти из ряда вон, решимость сделать шаг, пойти против течения. Нужна постоянная работа над собой. Мы вообще много говорим, но мир устал от слов – миру нужны дела. Нужно, чтобы каждый человек делал больше, чем говорил.

Нужно с детьми разговаривать о вере, о нашей истории, нужно обязательно показывать им пример мужества: дети воспитываются на примерах. Есть два пути воспитания. Проще воспитывать на примерах художественных фильмов, – но не голливудских, в которых много спецэффектов, затирающих саму суть, когда ребенок сосредотачивается на шуме, криках, стрельбе, взрывах, а содержание мимо проходит – то, о чем хотел сказать режиссер. Нужно смотреть хорошие, добрые советские фильмы, в которых выражается любовь к Родине – например, замечательный фильм «А зори здесь тихие», где показан подвиг обычных девочек, которые по страшной иронии судьбы оказались на войне один на один с вражескими диверсантами. Как они умирали, за что они умирали, с какими словами они умирали? Ведь ценность жизни человека определяется тем, за что он готов жизнь отдать. В этом человеческое достоинство, в этом принцип выживания человека в критических обстоятельствах: у него есть сокровище, за которое он готов отдать жизнь.

Сейчас мы все чаще слышим, что самое дорогое у человека – это его жизнь (слова Николая Островского). Жизнь – не самое дорогое, что есть у человека; это антихристианская гуманистическая идея, что свобода человека, его достоинство, его жизнь – высшие ценности. Нет, это ложь. Дороже жизни человека, например, Родина. Если жизнь – самое дорогое, тогда каждый будет спасать свою шкуру при любых стрессовых обстоятельствах, тогда каждый будет в своей хате, которая с краю. Дороже жизни человека вера во Христа. Дороже жизни человека его семья, за которую он должен отдать свою жизнь. И когда стоишь перед выбором, нормальный человек должен совершить нормальный человеческий выбор. Вот эту систему ценностей надо воспитывать. Для этого должны быть примеры героев. Надо об этом говорить, читать об этом книги, делиться переживаниями, не жалеть на это время для своих детей. Это первый путь: книги, фильмы и совместное их проживание с детьми. Ведь чтобы что-то передать, нужно это иметь. Чтобы передать любовь к Родине, нужно любить Родину и об этой любви рассказать.

Второй путь сложнее, но гораздо действеннее, чем первый, – это личный пример. Однажды случилась история, когда наш советский разведчик оказался в плену где-то в Южно-Африканской Республике. Его пытались «расколоть», чтобы завербовать. Причем его не били, а оказывали психическое воздействие: лишали сна, включали громкую музыку, действовали светом. Всех вокруг уже раскололи, а он держался и не сдавался: каждый раз, когда он оказывался на грани, перед ним вставал образ его отца. Отец вернулся с войны без ноги, был назначен директором колхоза. Когда ему нужно было обходить свое хозяйство, он вставал на костыли и 10–20 километров на костылях твердо шагал от одного пункта к другому. Для его сына, разведчика, этот пример всегда вставал картинкой, он понимал, что есть ради чего терпеть. Вот личный пример мужества, подвига.

Вопрос телезрительницы из Башкирии: «Я хотела бы спросить, как Вы относитесь к активно обсуждаемому сейчас закону о семейно-бытовом насилии, когда по звонку будут изымать детей из-за психического, информационного насилия над ребенком. Это сейчас активно обсуждается всеми».

– Это те же волки в овечьей шкуре – ювенальная юстиция, вид сбоку: враги нашего Отечества проводят разные программы, чтобы камушки здания нашего Отечества расшатать, выбить из основания. Кирпичики – это семьи. Чтобы семью уничтожить, нужно, чтобы у организаций, которые как бы занимаются заботой о семье, были развязаны руки. Для этого нужно максимально упростить систему вторжения в семью, изъятия детей и так далее. Это вражеский закон, который еще больше ослабит положение наших семей.

Все статьи есть в Уголовном кодексе. Если человек испытывает насилие в троллейбусе, театре, метро, подъезде или квартире, он идет, пишет заявление, снимает показания физического насилия... Эти механизмы давным-давно отработаны. Зачем запускать какие-то процессы, которые будут разрушать семью? Просто нужно выполнять уже существующие законы, по которым насильник оказывается там, где ему место. В лоб ювенальная юстиция сейчас уже не вторгается, но какой-то заход слева по-прежнему есть. Почему мы не принимаем законы про насилие, например, в такси? Ведь тоже бывают случаи, когда пассажир нападает на шофера. Давайте будем издавать законы о насилии в трамвае, например. Но зачем глупостями заниматься?

Еще немножко скажу по закону. Если мы не согласны с этим, мы не просто должны об этом порассуждать, но должны проявлять активную жизненную позицию. Если у нас в Конституции написано, что в нашем Отечестве власть принадлежит народу, то народ должен по тем или иным вопросам выражать свою позицию. Нужно писать в Администрацию Президента, в профильные министерства, что мы не согласны, что мы – против и считаем, что это ненужный закон. Чиновники больше всего боятся народа, что он организуется, объединит свои усилия и выразит свою волю.

Когда количество возмущений будет 10 000 или 30 000, любая власть будет вынуждена на это реагировать. Вот мы сейчас с вами говорим не просто, чтобы поговорить или сформировать свое отношение к этому. Слово должно рождать дело, тогда будет результат.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Грузия, Дивеево, Афон, Киево-Печерская лавра – уделы Богородицы... Как правильно нацелиться, чтобы понять, что мы живем не в какой-то обыденной стране, а под Покровом Богородицы? Чтобы, понимая это, мы меньше курили, блудили, сквернословили, меньше угождали бесам. Ведь мы живем на святой земле: Грузия – это практически второй Иерусалим, в России очень много святых мест, и Богородица покрывает всю землю нашу Русскую. Я сам армянин, но православный. Тоже был в Грузии. Как говорится, во Христе нет ни эллина, ни иудея».

– Чтобы человеку от чего-то отказаться, нужно что-то приобрести. Иногда приходишь к подросткам, пытаешься с ними говорить, что материться – это нехорошо, что курить – это плохо, опасно для здоровья, но видишь на их лицах абсолютное непонимание: «О чем он говорит? Это же прикольно! Все так живут». Это же признак преждевременного взросления: кричать, шуметь, привлекать внимание, ругаться скверно, дымить сигаретой. Жажда подростков – поскорее вырасти и стать взрослыми, и вот так искусственно они это из себя изображают, подражая своим кумирам.

Хотя в фильмах и пишут: «Курение вредит вашему здоровью», но тут же показывают, как герой перед принятием какого-то решения долго сидит, курит, думает, потом идет и совершает какой-то поступок. Это пропаганда. И это называется лицемерие, когда создается только видимость: мы вроде указываем, что курение вредит, а по сути – все равно пропагандируем. И вот девочка, которая в 14 лет курит, этого не понимает. В 18 она влюбилась, в 19 вышла замуж и в 20 вдруг ощутила, что у нее под сердцем зашевелилась жизнь. И только тогда она поймет, что если не выправит свою жизнь, не перестанет трястись на ночных дискотеках, курить, материться, принимать алкоголь, то пройдет несколько месяцев – и она будет за это платить.

Но самое страшное, что за ее бестолковость будет платить ее ребенок – страданиями, болезнями. Ради любви к ребенку женщина меняет свою жизнь. А мужчина – ради любви к своей жене, к своей супруге.

В Евангелии есть слова: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Когда человек понимает, что внутри его зародилась жизнь, которая не им создана, а дана свыше, и есть что-то, что может эту жизнь убить, он начинает аккуратнее относиться к своим словам – он понимает, например, что мат и радость сердца несовместимы, мат и молитва несовместимы: не может из одного источника течь горькая и сладкая вода – невозможно, чтобы человек Бога благословлял и тут же Его хулил. А мат – это богохульство, мат – это язык бесов. В некоторых житиях есть указания, что бесы разговаривают на языке сквернословия. Сквернословы Царства Божия не наследуют. Когда человек начинает говорить на языке врага, он завербован, уже находится в плену.

Уважать мужчину, который не может отвечать за свои слова, невозможно. Бывает, познакомишься в компании с человеком, вроде пошел разговор, а потом вдруг человек допускает мат. И ты понимаешь, что этот человек не умеет управлять собой, не отвечает за свои слова, не понимает, что говорит, а просто управляется привычками, модой. И этот человек неоснователен.

Когда мы приобретаем сокровище сердца, мы этим сокровищем начинаем дорожить, боимся его потерять. Кстати, за людей, которые ругаются матом, Божия Матерь не молится. Если человек дорожит молитвой Пресвятой Богородицы, он выблюет из себя мат навсегда. А если человек это не ценит, как его уберечь? Подрастет, повзрослеет, может быть, поумнеет и покается, изменит свою жизнь.

Не так давно мы со знакомыми рассуждали, что у некоторых людей эти слова могут быть просто как паразиты: они используют их, не задумываясь, что говорят.

– Чтобы защититься от матерных слов, нужно говорить на русском языке – прекрасном, великом, могучем. Нужно его любить и свою речь обогащать, читая Пушкина, Лермонтова, Чехова, Достоевского. Совершенно нет необходимости заменять мат словами, по форме вроде не совсем матерными: по сути человек так же ругается, так же выбрасывает из себя эту энергию. Это лукавство.

На прошлой неделе мы провожали на пенсию нашего прораба Валерия Васильевича. Он несколько лет был руководителем строителей при восстановлении нашего собора. Во-первых, это великая честь – закончить карьеру участием в восстановлении собора в честь Пресвятой Богородицы. Далеко не каждый строитель удостаивается такой чести: кто-то строит детские сады, квартиры, ночные клубы, торговые центры, но вспомнят ли, кто там был прорабом? Когда что-то случится, – конечно, вспомнят, кто был прорабом, чтобы к нему предъявить какие-то претензии, а так – не вспомнят никогда. А когда строится храм Божий, то сколько он будет стоять, столько лет, веков в нем ежедневно будут молиться за строителей, благотворителей, жертвователей этого святого храма, и человеку будет хорошо.

Так вот, когда мы провожали Валерия Васильевича, мы его благодарили, что он со своими рабочими на стройке никогда не разговаривал матом – для строителя это просто подвиг. Некоторые из них говорят, что по-другому люди просто не понимают. Но он смог в себе выдержку и сдержанность воспитать. Он понимал, что есть святыня, храм, и ради этого он сдерживал себя. Конечно, не всегда он может себя так контро-лировать, но ради храма он себя сдерживал.

Думаю, что любой уважающий себя мужчина, внимательный к окружающим, женщинам, детям, дорожащий своей верой, своим крестом, который у него на груди, который подтверждает звание, что он христианин, помнит, что сквернословы (злоречивые) Царствия Божьего не наследуют. Если цель – наследовать Царствие Божие, то мат – шлагбаум на пути к нему. Если человек матерится, он не христианин, сколько бы крестов на себя ни надел и сколько бы раз ни крестился. Это признак, что для человека слова Христа не имеют значения – значит, он нехристь.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс