Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрителя: «Основные силы в жизни уходят на работу, бытовые дела – заботу о семье, доме. Все это в центре внимания практически 24 часа в сутки. Для Бога почти не остается места. Как полюбить Христа, чтобы Он занимал главное внимание и место в жизни, чтобы в сердце Ему отводилась большая часть, нежели всем суетным делам?».
– Лучше всего потратить время и силы, чтобы хорошо узнать Христа, Его поступки, слова, притчи. Постоянно молиться ко Господу, тогда Он будет становиться все ближе и ближе, а любовь к Нему все больше.
Проблема в том, что люди не знают Христа – имеют лишь какие-то представления, что-то слышали...
– Обычно эти представления имеют некоторую дистанцию с тем, как Он о Себе говорит, что делает. Евангелие порой люди воспринимают как прочие книги, а не как Откровение Самого Бога.
Сведения о Боге люди часто черпают не из первоисточника, а косвенно: кто-то сказал, где-то услышал.
– Невежественные люди об этом ничего не знают, но у них появляется собственное мнение. Говорят: «Я считаю», – и после этого идет какой-то текст – то ли где-то слышал, то ли сочинил сам. Что-то человек «считает», но это далеко отстоит от того, как Христос Сам о Себе говорит, как говорят апостолы.
Обычно человек считает, что Бог ему что-то должен.
– Так тоже бывает.
О том, что человек должен Богу, вспоминается редко.
– Об этом даже не думают – Бог используется таким образом, чтобы что-то получать. И радуются, когда Господь удовлетворяет какие-то просьбы.
При этом человек говорит: «Я Бога люблю». Что же это за любовь, если человек не знает Его и постоянно к Нему предъявляет претензии?
– Когда я был молодой, у меня был знакомый режиссер, он так говорил: «Одни любят искусство в себе, другие любят себя в искусстве». Это же противоположные вещи. Одно дело – мысль человека о себе, о Боге, их взаимоотношениях. Другое дело – как на самом деле происходит. Большинство людей Бога в расчет не принимают.
Но каждый человек каким-то образом строит взаимоотношения с Богом.
– Или не строит, совсем об этом не думает.
Чтобы человек никогда в жизни к Богу не обратился, – таких мало.
– Обращаться могут. Господь по Своей милости, чтобы привлечь человека, милует его очень часто. Особенно на первых порах.
Бог пытается выстроить взаимоотношения, но у человека ответных шагов нет (или они не в ту сторону)?
– Какой-то один шаг, который он осмысливает, запоминает, для него оказывается своего рода маяком. Маяк может гореть на берегу огромного водоема, моря или океана, но человек может туда и не плыть.
Как правильно выстраивать отношения с Богом, чтобы они были и Богу угодны, и человеку полезны?
– Чтобы было правильно, нужно понять, что Богу угодно. Бог создал всю вселенную – все законы физики, математики, биологии и так далее. А человек думает, что это как-то само произошло. Смешно строить жизнь вне Бога, вне Творца.
Человек пытается подчинить все окружающее пространство себе, поставить себе на службу.
– Это неправильно: человек должен встать в ряд с теми, кто хочет потрудиться для Бога. Для этого надо понять, что Господь хочет вообще от нас, в частности и от данного конкретного человека. Сегодня ко мне пришел один доктор и говорит: «Я два раза работал в Германии, многому научился. Хочу опять вернуться в Германию». Я задал ему вопрос: «Зачем?». Он не нашелся, что сказать. Есть желание, ибо ему там было комфортнее жить. Но ведь цель человека не в том, чтобы достигнуть комфорта любой ценой, потеряв Родину.
Для большинства людей цель – заработать денег.
– Это смешная цель.
Без достижения этой цели человек не видит движения к счастью.
– Комфорт – вещь удобная, но только и всего. Неужели человек живет, чтобы создать себе на какое-то количество лет некоторые удобства? Не может быть, чтобы этим и закончилось.
Человек, наверное, планирует какие-то дальнейшие шаги после достижения комфорта.
– Человек может планировать что угодно, но каждый русский знает, что «человек предполагает, а Бог располагает».
Еще все знают, что удовлетворить свои желания практически невозможно – это как линия горизонта.
– Возможно чего-то достигнуть. Человек себя этим утешает: я достиг, я умею. И что?
Чувство некоего удовлетворения.
– Удовлетворение гордости, тщеславия, честолюбия. Но разве это те качества, которые нам пригодятся в вечности?
О вечности здесь речь не идет.
– Вот именно. А должна идти, ведь человек – это вечное существо. В противном случае жизнь превращается в убогую попытку обеспечить себя комфортом.
А Богу угодно такое устремление человека к комфорту?
– Нет, конечно. Об этом нигде в Писании не сказано. Примеры святых: преподобный Серафим Саровский – один из самых любимых святых нашего народа. Но большинство не знает, что он спал сидя, по 2 часа, питался травой, келью свою не топил ни зимой, ни летом.
Ни о каком комфорте там нет речи.
– Просто антикомфорт: чтобы ничто не отвлекало его от молитвы. Святой постоянно читал Священное Писание – за неделю прочитывал весь Новый Завет, да еще народ принимал. Он всего себя до капельки отдал людям, Церкви и своему любимому Богу. Его ум никогда не отвлекался от Господа, даже сон он ограничил до 2-х часов.
Если вернуться к началу нашего вопроса: преподобный Серафим любил Бога всей душой.
– Совершенно очевидно. У него на душе всегда была Пасха, каждого встречал: «Христос Воскресе, радость моя!». Радовался каждому человеку по-настоящему. А если человек думает удовлетворить собственное тщеславие, честолюбие – дальше что?
На стенку.
– Для чего? Чтобы люди смотрели?
Вопрос телезрителя: «Почему быть теплохладным хуже, нежели хладным? Приведите, пожалуйста, сравнительные примеры того и иного состояния».
– Апостол Павел был не только холоден ко Христу и Церкви, но даже был ее врагом. И мороз его сердца по отношению ко Христу, Богу нашему, тут же превратился в пламя, когда Христос его позвал к Себе, сказав: «Савл, что ты гонишь Меня?». Павел совершил 4 очень опасных длительных путешествия с проповедью и отдал жизнь свою за Господа, проповедуя Христа Воскресшего. Жизнь переменилась совершенно – как мы говорим, на 180°.
А теплохладный человек – чем это состояние хуже, чем хладность?
– Когда человек холоден – достаточно знак поменять. Апостол Павел только что был холодным (что тоже искусственное состояние: так его учили), а когда он услышал истину, моментально отрицательная энергия была направлена на положительную – он стал горячим. А теплохладный таким и останется: сколько ни меняй знак, он все равно ни рыба, ни мясо.
В нем есть что-то – уважение к Богу, но этого недостаточно, чтобы угодить Творцу. Судя по тому, как люди свою жизнь выстраивают, можно заметить уважение к Богу, но любви, конечно, нет.
– Я люблю поговорить с молодыми людьми, которые еще не достигли 15 лет. Сегодня у одного парня спрашивал: «Как ты себя видишь через 10 лет? Ты кто? Что ты хочешь?». Он совершенно ничего не хочет, хочет ничего не делать, только плыть по течению, не хочет ничему научиться. Такое ощущение, что он уже 120 лет прожил и все видал.
Хочется заработать денег, обеспечить себя, выстроить свой комфорт?
– Нет – даже таких желаний нет. Он даже не представляет, что значит заработать денег. Состояние абсолютной теплохладности к этой жизни. Его в этой жизни в 15 лет не интересует ничего.
А что это – свойство характера, ошибка в воспитании?
– У него нет никакого характера. Что значит «ошибка в воспитании»? Человек воспитывается всем: каждым парком, где есть цветы, породами собак, которые необычайно красивы, одеждой людей, которая их украшает; может быть, отдельными уроками в школе, где учитель бьется как рыба об лед, пытаясь хоть чем-то заинтересовать… Ничего кроме «гы-гы»: совершенно примитивнейшая жизнь, абсолютно теплохладная – человек не интересуется ничем. И таких становится все больше и больше.
В чем Вы видите причину теплохладности – в неправильном семейном воспитании или в обществе, где эти люди оказались?
– Да нет, весь строй нашей жизни такой.
Молодые люди сейчас очень привязаны к интернет-общению.
– Может быть, и это как-то влияет. Общение должно быть всегда конструктивно, оно всегда имело определенную цель – обмена, развития: кто что читал, кто куда ездил, фотографии тех мест, какие-то занятия. Другой мальчонка подошел и говорит: «Батюшка, Вы за меня помолитесь, у меня такая секция, такая, такая»... Я бы наполовину уменьшил, а он все время разъезжает и хочет и там, и там успеть. Есть стремление.
А здесь нет стремления к жизни, жизнь неинтересна?
– Да. Даже не думает, интересно или неинтересно, просто плывет на каком-то облаке… Мама кормит… Такое вот равнодушие – душа ровна ко всему, что происходит.
Из такого состояния человека гораздо сложнее выводить?
– Я ума не приложу, как. Как скала. Каждый человек творец собственной судьбы – как один ученый сказал, «каждый сам кузнечик своего счастья».
В таком состоянии человек явно ничего не кует: никакого счастья, будущего. Как ему помочь? Он этой помощи не просит и не принимает.
– Я не знаю. Может быть, что-то вдруг откроется. Я могу только помолиться о нем, ведь мне его жалко. Производит впечатление, что у него душа больна. Ведь нельзя же подумать, что он достиг нирваны – желаний нет, смерть заживо.
Вопрос телезрителя: «Вы сказали, что к 2050 году русские выродятся, и причиной тому низкая рождаемость. При этом Русская Православная Церковь выступает категорически против вспомогательных репродуктивных технологий, использующих методы ЭКО. При этом сейчас существуют современные методы ЭКО, когда нужды в редукции и заморозке лишних эмбрионов попросту нет. Почему Церковь не пересмотрит «Основы социальной концепции»? Документ был составлен почти 20 лет назад. С тех пор, по милости Божией, наука продвинулась далеко вперед».
– Почему? Да нет ничего проще. У нас в стране самое большое количество смертей не от инсультов, инфарктов и рака, а от ЭКО. Таких технологий, которые 100% дают возможность, чтобы оплодотворенная яйцеклетка обязательно выжила и из нее получился ребенок, – только 35%. А остальные? А второе ЭКО? Одна не получилась – вторая. В итоге – только 35% выживает, а остальные погибают тысячами.
Технология-то, может, и существует, но она не используется. У женщин, которые идут на ЭКО, – в анамнезе аборты, всякие инфекционные заболевания мочеполовой системы, некоторые делают и по 2, и по 3 попытки, и каждый раз несколько яйцеклеток – до 5-ти. Остальные погибают по той или иной причине. Технология, может быть, существует. Я дружил с академиком Кулаковым, который стоял у истоков всех этих технологий, мы с ним обсуждали этот вопрос. Но практически врач заинтересован, чтобы ЭКО повторить: это лишние деньги либо от государства, либо от вопрошающего себе это. И все, что не нужно, криоцинируется, то есть замораживается. Никто не знает, что потом с этими эмбрионами происходит – либо продают, либо из них что-то делают. Эксперименты на людях – это мы уже проходили в середине ХХ века.
Новые, современные методы и технологии ничего не гарантируют?
– Ничего. 51% детей, получившихся в результате ЭКО, психически и умственно неполноценные – чуть больше половины. Получается, сначала делают ЭКО, потом всю жизнь занимаются медицинским поддержанием того, кто родился... Как Минздрав – сначала они делают аборт, потом женщину лечат 20 лет от последствий аборта. С бесплодием – то же самое. Убиваем, как мы говорим, яйцеклетку оплодотворенную, но это человек!
Говорят, что есть технологии. Почему же тогда столько погибших детей? Откуда тогда это берется? 35% приживаются, а остальные – гибнут. Это статистика из открытой литературы (медицинской и околомедицинской).
Я данной темой занимаюсь 30 лет, даже участвовал в написании этой части «Основ социальной концепции». Люди от этого далеки, а можно досконально пройти каждый шаг и показать – пойти туда, где делают ЭКО, и поговорить, позадавать вопросы – не настырно, а мягко, и врачи все расскажут.
Вопрос телезрителя: «Зачем читать Евангелие каждый день, если ты знаешь, что там дальше будет?».
– Я не знаю, зачем вы в таком случае читаете Евангелие. Я могу рассказать, почему я читаю: еще не было такого случая, чтобы, читая Евангелие, я не открыл для себя что-то новое, чего не видел в прошлый раз. Евангелие – как неисчерпаемый колодец воды живой, вот почему. Вроде все знаю, многие места – близко к тексту, почти наизусть. Тем не менее, какой-то поворот событий – и в нем открываются совсем другие горизонты.
Вопрос телезрителя: «Как правильно читать Евангелие, чтобы это чтение привело к положительному результату?».
– Надо быть не только читателем, но и исполнителем – тогда это правильное чтение. А если читать для общего образования, то этого недостаточно, никакого положительного результата не будет. Некоторые сведения из жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа человеку будут известны. Это надо изучать – как Христос сказал, исследуйте Писания. Надо быть исследователем, чтобы истина стала принадлежать нашему сердцу и уму.
Насколько важно прочитывать толкования на Евангелия?
– Это очень хорошо. Мудрейшие из мудрейших христиан древних эпох, великие люди, толковали не потому, что они что-то сообразили, нашли, а ими руководил Дух Святой. Поэтому их толкования для нас чрезвычайно ценны: не только написание текста Священного Писания через этих людей, но и толкование принадлежит Богу – они были духоносцами.
Господь дает нам домашнее задание? Частенько человек, сталкиваясь с притчей, не понимает ее смысл.
– Очень важно почитать толкования великих отцов Церкви. Оказывается, все не так уж сложно: к каждому замку нужен ключ, иначе дверца не откроется. Так же и здесь. Господь, когда Лука и Клеопа с Ним беседовали, открыл им эту дверь – разуметь Писание. Текст они знали, а понимания не было – они ходили перед закрытой дверью. Господь Духом Святым дал им возможность заглянуть в эту дверь.
Вопрос телезрителя: «Страдаю рассеянностью на молитве, возникают помыслы всякие. Как с этим бороться?».
– Не рассеиваются на молитве только одни ангелы. Все люди, даже те, которых впоследствии прославили как святых, рассеивались на молитве, просто в меньшей степени, чем вы и я.
Как сделать молитву более сосредоточенной? Надо стараться, по высказыванию одного святого человека, чтобы ум входил в слова молитвы: чтобы ее слова доходили до нашего сознания, не были формальными. Стараться, чтобы слова молитвы великих святых прошлого, которые мы читаем (в Церкви такие молитвы используются), доходили до нашего ума. И по возможности трудиться, чтобы они принимались сердцем. Тогда рассеяния будет меньше.
И, конечно, надо всегда перед молитвой постоять, помолчать, попросить у Бога, чтобы Он молитву, которую мы хотим Ему принести, сделал более внимательной. И с помощью Божией это будет происходить. Может быть, не всегда, но наша настойчивость в этом, может быть, через несколько лет принесет свои плоды.
Недавно мне задали вопрос: есть молитвы, которые нравятся, ложатся на душу – можно ли ими заменить утреннее, вечернее правило и подготовку к Причастию?
– Можно, но все молитвы, которые нам Церковь предлагает в правилах на сон грядущим или ко святому Причащению, созданы великими святыми. Не нравятся – бывает так, когда еще что-то не очень понятно... На какое-то время можно заменить. Но если совсем исключить, то мы просто пропустим что-то очень драгоценное для себя.
Какой-то период жизни, воцерковления можно так сделать? Некоторые люди не понимают тексты молитв.
– Для этого нужно потрудиться – залезть в словарик: на молитву 3–4 слова найдутся, которые трудно воспринять. На самом деле все это гораздо проще, чем выучить английский язык.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.