Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1036) → Протоиерей Александр Рябков: О внимании к себе

Протоиерей Александр Рябков: О внимании к себе

№43 (1036) / 11 ноября ‘19

Беседы с батюшкой

Тема обсуждения, казалось бы, простая. Но так ли это? Тема – «Внимание к себе».

Внимание к себе в нашей православной среде всегда вызывает вопросы, потому что разве можно слушать себя, внимать себе и вообще уделять себе внимание? Ведь самая главная задача – выработать в себе как можно больше смирения, я бы даже сказал – самоотрицания (и далее по списку, что называется). Внимание к себе – это путь к спасению или путь к погибели?

– В нашей жизни любая тема, любой вопрос требуют корректировки. Внимание к себе – не значит абсолютное, безоговорочное доверие себе, своим ощущениям, желаниям, мыслям. Внимание к себе – это как раз анализ и своих чувств, и своих мыслей, и своих желаний: насколько они правильны и законны. Внимание к себе не означает прислушиваться к своим умозаключениям. Например, если мне что-то хочется – значит это правильно, если я чего-то желаю – то против природы не надо идти. Конечно, не об этом речь.

Внимание к себе – это внимание, которое мы на себя направляем через призму Евангелия, сверяя свои желания, свой настрой и ход мыслей с Евангелием, с заповедями Божиими, с опытом отцов, с тем, что оставила церковная литература, предание и, может, даже современная церковная публицистика, которая трансформирует сложный язык прошлого для сегодняшнего обихода. Когда мы говорим о внимании к себе, это не означает оправдание своих поступков.

Например, человек признается себе, что у него есть какие-то желания, которые он удовлетворяет, и эти желания подпадают под названия грехов. Например, человек увлекается чрезмерным вкушением пищи или алкоголизмом и говорит: «Такая моя природа». Бывают случаи, когда человек доказывает священнику, что ему необходимы, например, беспорядочные половые связи, иначе он впадает в депрессию. Или человеку говорят, что он разрушает свою душу и свою личность чрезмерным употреблением алкоголя, а он говорит: «Если я его не употребляю, то у меня депрессия. Я привык по вечерам после трудного дня выпивать рюмку или две. Если я этого не делаю, то не могу уснуть». Или говорит, что без алкоголя у него пищеварение плохое. То есть человек начинает себя оправдывать. А при правильном внимании к себе он подумал бы: «Может быть, мне обратиться к врачу из-за бессонницы?». Или: «Может, мне обратиться к врачу из-за того, что у меня пища не переваривается? Или, может, мне не нужно кушать такую пищу, которая требует алкоголя?».

Любовь к себе, как и внимание к себе, не означает любовь к своим страстям, грехам, прегрешениям. Любовь к себе – это уважение, которое мы оказываем образу и подобию Божию в нас. Конечно же, необходимо помнить об образе и подобии, уважать его в себе, развивать, ни в коем случае не искажать и не говорить себе: «Что естественно, то не безобразно». Иначе мы уже доходим до того, что противоестественно, думая: «Если я этого хочу, значит я должен себе это дать, иначе у меня будет депрессия».

Что касается вещей, которые нас захватывают... Как мы знаем, в осенне-зимний период бывают всякие эпидемии (например, гриппа). Но есть и психические эпидемии, когда через массовые коммуникации транслируются примеры, для нас неприемлемые, но возводимые в ранг неких ценностей. И это захватывает людей. Есть какие-то невинные примеры психической эпидемии. Например, когда люди начинают носить порванные (например, на коленях) джинсы. Ехал я сегодня в метро и видел женщину в возрасте в таких джинсовых брючках. То есть психическая эпидемия захватывает даже людей старшего поколения.

Или мы видим, что люди начинают делать на себе уродующие их татуировки, причем не только на теле, но и на лице. Это тоже психические эпидемии. Понятно, как и эпидемия гриппа захватывает не всех, а организмы истощенные, может быть, непривитые, ослабленные, так и психические эпидемии захватывают ослабленные души. Надо внимательно к себе относиться и понимать: может быть, и меня захватила какая-то эпидемия? Может быть, уже не я собой руковожу, а мною руководит некое поветрие?

Вопрос телезрителя из Москвы: «Не будем лукавить, любому нравится, когда его хвалят. Как не дать вниманию к себе превратиться в тщеславие?».

– Да, надо поговорить и о тщеславии, и о многом другом. С одной стороны, лесть или похвала приятна, но, с другой стороны, для нормального человека она создает, мне кажется, некий дискомфорт. Потому что любая похвала накладывает много обязательств, то есть ты уже как бы должен соответствовать похвале и ни в коем случае не должен разочаровывать того, кто тебя похвалил. Поэтому надо иметь в виду: если когда-то кто-то нас похвалил, то надо теперь помнить, что это не только приятный подарок, не только приятный десерт, но еще и тяжелый крест. Похвалили – другим ты уже быть не можешь, если добился похвалы. Это как с рекордом: если я прыгнул выше всех или дальше всех кинул диск или ядро, то уже прыгнуть ниже или бросить на меньшее расстояние не могу. С похвалой то же самое. Так что сильно радоваться похвале не надо, а надо помнить, что это не только приятная конфетка, она может обернуться горькой пилюлей.

Совсем недавно я услышал, что есть саможаление. Ведь в современной жизни мы часто говорим себе: «Какой же я бедный и несчастный человек: мало получаю денег (или: меня ругает начальник и так далее, у каждого свое)». Это саможаление. Как отличить саможаление от реального анализа своей жизни?

– С одной стороны, надо увидеть реальные проблемы, реальные препятствия, которые стоят на жизненном пути. Жизненный путь может заключаться, например, в том, что человек овладевает какой-то наукой или какими-то знаниями; может быть, овладевает навыками какого-то спорта, или строит карьеру, или ведет финансовые дела. И на этом пути встречаются препятствия, даже недоброжелатели. Человек может и должен себе сказать, что на этом пути и должны быть препятствия и недоброжелатели, именно препятствия и негативные с кем-то встречи дают опыт.

Никто не гарантирует, что на беговой дорожке у нас не будет соперников. Хорошо было бы, чтобы на футбольном поле у каждого был свой мяч, но этого не будет. Так и в нашей жизни – на работе или где-то еще всегда будет соревнующийся с нами, конкурент (если речь идет о бизнесе). И такой конкурент нужен, чтобы мой товар, мой продукт был лучше. Чтобы мои спортивные качества были еще лучше, нужен соперник. А если сидеть и говорить: «Вот у меня соперник, конкурент», то не будет ни товара, ни денег. Это надо учитывать. Это что касается саможаления.

Но есть другой аспект, более негативный, когда саможаление может выливаться в ненависть к сопернику. То есть я уже не хочу с ним соревноваться, я хочу его уничтожить, и это уже негатив, который не только меня разрушает, но начинает разрушать и другого человека.

Вопрос телезрительницы из Старого Оскола: «В моем окружении практически нет людей воцерковленных, с этими людьми мне очень тяжело общаться, и я сознательно избегаю общения с ними. Скажите, пожалуйста, не совершаю ли я при этом грех, сознательно избегая общения? Просто мне очень тяжело слушать сплетни. Я теряю покой в сердце, в душе».

– С одной стороны, Вы поступаете по словам апостола Павла, который говорит: «Не искушайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы». С другой стороны, апостол Павел нам говорит: «Побеждай зло добром». И все Евангелие нам говорит, что мы должны стараться нести лучик света, который, преломляясь в нас от Бога, от Евангелия, все-таки может попадать в это темное царство.

То есть, если мы – христиане, мы не должны замыкаться в своем христианстве как в некоем уютном месте (хотя и это тоже правильно). Если мы сумели внутри себя и вокруг себя понять ценность мира, тишины и покоя, то должны стараться находить способы доносить до страждущего (именно страждущего – подчеркиваю это!) окружения весть о Христовом мире, тишине и покое. Я не говорю, что надо ломиться в сообщество ваших сотрудниц или вашей родни и сразу их поучать. Нет, ни в коем случае не так! Надо все делать очень вдумчиво. Например, где-то в разговоре, когда начинается осуждение, вместо осуждения предложить другую тему. Да, это трудно, но это ваше служение.

Может быть, не нужно говорить им о книгах, если они их не читали, а поговорить о каком-то фильме. Бывает так, что люди смотрят только сериалы. Если вы знаете, что они смотрят какой-то фильм или сериал, попытайтесь его чуть-чуть посмотреть, чтобы знать, о чем они говорят, и на этих банальных житейских примерах, зафиксированных в киноленте, попытайтесь рассказать немножко о Евангелии. Например, сказать: «Вот эти герои в чем-то поступают согласно Евангелию, а вот этот герой поступил против законов Евангелия». Это все очень мудро.

Здесь вспоминаются Евангельские слова: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Не все так просто, но нельзя отказываться от своего служения. Нужно быть для людей простым, открытым, радушным, но при этом еще и мудрым. Как подобрать ключик к этому страдающему грехом сердцу? Как попытаться этому сердцу открыть свет? Как вывести его на свет Божий? Ни в коем случае не на чистую воду вывести, как мы обычно пытаемся, а на свет Божий и на Божий воздух, на пажити Христовы, где злаки и чистая вода. То есть не обличить его, а подвести к чистой воде Евангелия своим примером, своею радостью, которую получаете от Евангелия. Это трудный путь, трудная работа, но надо ее делать.

Этот вопрос телезрительницы предварил мой вопрос по поводу того, что мы очень часто в современном мире видим поведение людей, настолько идущее вразрез с нашими представлениями о том, как нужно жить, что невольно возникает осуждение. Например, идут молодые люди с девушками, и просто невозможно слышать, насколько матерщина вошла в их лексикон! Я всегда думал: как же с этими людьми говорить о Евангелии?

– Сложно. У меня был опыт, когда мне приходилось в телестудии на светском телевидении доказывать учителям недопустимость нецензурной брани. Даже педагоги доказывали мне, что есть литературные произведения с ней, даже ссылались на авторов. Но на самом деле у этих авторов не было нецензурной брани... Мы живем в очень сложное время, когда даже люди, которым вручены души молодого поколения, пытаются подстроиться и найти ключик (но это скорее не ключик, а отмычка) к их сердцам вот такими ложными способами. Поэтому о сегодняшнем времени говорить очень сложно, потому что у молодежи другие примеры. Им говорят, что это можно, что это современно и без этого невозможно построить речь.

Просто на улице вряд ли возможно о чем-то с такими людьми поговорить. Но если с человеком, который так себя ведет, мы вдруг на какой-то период времени оказались в одном месте, в одном помещении, в одном сообществе, в одной компании, мы можем задать какие-то вопросы: «Почему ты так делаешь? Не думаешь ли ты о том, что оскорбляешь слух присутствующих рядом дам?». То есть по-светски можно обратиться к этому человеку, сказав ему, что раньше это было не принято, что это оскорбляет присутствующих здесь девушек. Это значит, ты их не уважаешь. Скажем так, определенной социальной группы, раз с ними можно себя так вести. Надо предлагать людям задумываться, что за этим стоит. Потом уже (не сразу) можно переходить к тому, что инфернальная брань – это, по сути, обращение к преисподней. Инфернальная брань – это клевета на Творца, потому что мы клевещем на творение. Инфернальная брань (и об этом можно говорить сразу) – это духовный блуд и духовное насилие. Но опять же необходимо подбирать нужные слова, а не оперировать фразеологизмами прямо в лоб.

Как избежать осуждения, когда мы встречаем людей, которые поступают неправильно? Во-первых, бывает так, что какие-то поступки могут напомнить мне о самом себе, о моем прошлом. Может быть, и я таким был год назад или, может, полчаса назад? Поэтому осуждения можно избежать, если мы сможем увидеть себя или поступки, которые во мне не проявились, но зародыши были.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я слышал такое высказывание (кажется, еще фараон Рамзес говорил): человек, рвущийся к власти, очень хорошо ей пользуется и очень плохо ей служит. Еще есть высказывание: если хочешь проверить человека, дай ему власть или деньги, и он покажет себя. Как пройти эти испытания? И какие критерии здесь должны быть?».

– Страшно давать человеку власть, если он стремится к ней ради власти: не хочется на себе пробовать его властолюбие. Если мы видим, что человек неконструктивно стремится к власти, оперируя какими-то мифологемами, поддельными философскими картами играет в достижение власти, то, конечно, лучше его к власти не допускать.

Что касается денег, то много денег и не надо, чтобы проверить себя, болен ли я сребролюбием. И здесь можно говорить даже не о деньгах. Если мне жалко уделить сегодня пять минут самому близкому человеку, чтобы его утешить, успокоить, выразить соболезнование, значит, мне будет жалко и пяти рублей. Скорее, мне будет проще дать человеку, который собирает деньги на выпивку и не скрывает этого. Например, подходит ко мне человек на улице и говорит: «Я хочу опохмелиться». Для меня это самый легкий способ заглушить голос своей совести, который говорит: «Ведь ты не милосердный человек». Поэтому я вот тут проявлю милосердие.

Вот такое ложное, дьявольское милосердие мы часто проявляем. А вдумчивого разговора с ближним, которому плохо, больно, который страдает (это может быть мой ребенок или супруг), мы не хотим, избегаем. Бывает так, что к нам приходит наш родственник, у которого сложное материальное положение, просит помощи (причем это материальное положение не связано с его алкоголизмом или его ленью), а мы отказываем ему. Конечно, если у человека проблемы связаны с алкоголизмом или ленью, то деньгами ему не поможешь, и это тоже надо понимать. Здесь нужно сделать все что угодно, чтобы человек прекратил свой пагубный путь.

Ведь порой человек оправдывает употребление наркотиков или алкоголя, оправдывает свою лень, оправдывает нежелание работать, например, тем, что плохие сослуживцы, плохой начальник. Человек говорит: «Вот когда будут идеальные условия (хорошие сослуживцы, хороший начальник, хорошие условия труда), тогда на этой работе я буду работать. А пока я не нашел такую работу, дайте мне взаймы». Разумеется, не будет акта милосердия в передаче денег такому человеку. Вот такая проверка.

То есть, в принципе, видно, когда человек мне неинтересен, а мне интересен сериал по телевизору, бутылка пива, компьютерная игра. Бывает, у взрослого человека параллельно с его увлечениями компьютерными игрушками растет ребенок, который не получает от своего отца никакого наставления, никакого нравоучения, никакой заботы, нравственной в том числе, а отец превращается в автомат по выдаче купюр: «На тебе купюру, купи себе чего-нибудь, а меня не трогай!». И потом не надо ужасаться тому, что из этого ребенка выросло. Мы от него откупались долгий период жизни, потому получаем такой же автомат, только уже по приему денег. Вот такая проблема тоже может возникнуть.

Что касается власти... Если мне хочется чем-то или кем-то руководить, надо спросить себя: а хочу ли я за это отвечать? Хочу ли я полностью быть за это ответственным? Потому что очень многие люди власти хотят, но не хотят ответственности. Вот такая простая проверка. Даже можно еще во власть не входить, себе никакой власти не давать, а просто себя спросить для проверки: готов ли я к ответственности? Если не готов, лучше во власть не соваться.

Вы очень хорошо сказали по поводу честного отношения к себе – честности нам не хватает. Нам не хватает и смелости взглянуть на себя так, как должно. С помощью молитвы мы пытаемся разобраться в себе или, наоборот, в молитве мы должны полностью оставить себя и просто славословить Бога?

– Прекрасный вопрос, особенно когда мы пришли к этому вопросу от нехватки честности. Если я понимаю, что сбиваюсь с пути довольно регулярно, то молитва должна быть как просьба к Богу взять меня в Его объятия, в Его руки, ибо я себя сам в руках держать не могу. Сколько я ни пытался себя держать в руках (у людей разные привычки: кто-то курит, кто-то выпивает, у кого-то привычка к нецеломудрию), не получается. Поэтому человек признается себе в этом и говорит: «Боже, я сам себя держать в руках не могу. Ты держи меня крепко в руках, а если я буду брыкаться, дай мне, может быть, и хорошую оплеуху, чтобы я понял и почувствовал, что не надо из Твоих объятий выскакивать».

И если вдруг полчаса я сумел воздержаться от какого-то греха, то надо не себе это приписывать, а благодарить Бога за то, что Он меня крепко держит в Своих объятиях по моей просьбе. А когда я себе припишу, что полчаса не курю: «Это я воздерживаюсь!» – сразу все и прекратилось. Если я просил Бога, значит, должен признать, что не я себя держу, а Он меня держит, а моя задача – только не брыкаться и не высвобождаться из Его объятий. Вот и все.

Мы должны пустить Христа в сердце свое. Эта фраза нам, в принципе, понятна, но только как фраза. Каким образом отдать себя в руки Христовы? Как это сделать не только умом, но и сердцем?

– Даже и не умом. Это именно мое прямое окончательное решение. «Я знаю, что или будет стоять пыль столбом от моей суеты, или гарь от моей ненависти и моего нецеломудрия. Я уже не хочу дышать этой пылью и нюхать дым и смрад греха. Господи, держи меня в руках и не отпускай!».

Что касается сердца... Как мы должны впускать Бога? Мы не должны указывать: «Вот этот уголок я Тебе оставляю». Не получится! Господь не согласится на уголок, на место в прихожей – заводите Его в главную комнату. По-другому не будет. Бога заводим в главную залу нашего сердца, а не оставляем Его в притворе, в прихожей у двери, иначе Он ничего не исправит. Заводим Его в главное помещение своего сердца и все лишнее оттуда выкидываем, понимая, что мы делаем это не для галочки, а для того, чтобы нам стало светлее, теплее.

Если очень коротко подвести итоги, получается, что внимание к себе требует честности, смелости (чтобы признать свои грехи), смирения, настоящего понимания, что такое мера. И это внимание к себе необходимо нам в жизни ежесекундно.

– Всегда.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс