Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1036) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Для этого и Исповедь, чтобы грех больше не повторялся

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Для этого и Исповедь, чтобы грех больше не повторялся

№43 (1036) / 11 ноября ‘19

Таинства Церкви

Телезрители не оставляют нас своим вниманием. Вопросов, как всегда, много. Наверно, знакомый всем вопрос: «Что делать, если иногда готовлюсь к Исповеди, Причастию, но потом (утром) что-то останавливает, боюсь идти на Исповедь, мне стыдно».

Батюшка, знаете, а у меня для начала тоже свой вопрос: я всегда стараюсь исповедоваться вечером.

– Ваш совет замечательный, все правильно. Не надо дожидаться, что случится утром, душу надо почистить заранее. Кстати, мы всем своим прихожанам говорим: с вечера есть возможность размеренной встречи со священником, это лучше, чем утром во время Литургии. Сейчас на многих приходах к этому стремятся, объясняют, что ненормально во время Херувимской, во время Евхаристического канона вдруг разбираться: обидела, ударила, осудила и прочее. Поэтому лучше с вечера.

Но когда мы готовимся – и вдруг какое-то искушение, страх, температура, что-то еще, надо понимать: это духовная война. Относительно Причастия, относительно храма все страхи прочь. Надо жить по Суворову, который говорил: «Вали кулем, потом разберем»; «Отвага – половина победы». Как только человек решился пойти в храм, сразу и немощь куда-то делась, и температура улетучилась, и давление в норму пришло. Я говорил и сейчас говорю: «Царство Божие нудится». Не надо обращать внимание на свои слабости, должен быть духовно установленный порядок, нравится тебе – не нравится, есть настроение – нет настроения, но вечером всенощная, утром в воскресный или праздничный день Литургия.

Если праздник совпал с рабочим днем, то можно узнать храм, где служба пораньше начинается. Когда дни великих праздников совпадают с рабочими днями, мы стараемся даже ночные службы проводить, чтобы люди имели возможность быть на богослужении. Например, на Петра и Павла у нас три Литургии: ночная в 00.00, в 7.00 и в 10.00. В Оптиной пять Литургий. Для чего? Чтобы у людей, которые уезжают, далеко находятся от монастыря, была возможность посетить богослужение. Совет такой: не надо обращать внимание на свои внутренние переживания. Если вашей целью было посещение храма, Исповедь и Причастие, не сворачивайте с пути.

В вопросе говорилось о страхе или стыде. Как раз, может быть, Господь за ночь приоткрыл то, что надо вычистить на Исповеди. Мы чаще всего на Исповеди и говорим то, в чем нам стыдно, чтобы это больше никогда не повторялось. Для этого и Исповедь, чтобы грех больше не повторялся.

Еще такой странный вопрос, но я его все-таки задам, хотя до конца, честно сказать, сама его не поняла: «Скажите, если я не исповедуюсь и не причащаюсь, потому что возможности нет (это было один раз в моей жизни), я не войду в Царство Божие?».

– Да, странный вопрос. Мы с вами живем в уникальное время. До революции у нас было около ста тысяч храмов и двести пятьдесят тысяч духовенства. Перед Великой Отечественной войной из ста тысяч храмов осталось около ста храмов, и эти храмы называли кафедральными соборами. А эти «соборы» из себя представляли церквушки на кладбищах. Я один такой пример знаю. Я имел счастье несколько лет назад быть в Екатеринбурге, и мне показали кафедральный собор. Это храм на кладбище, который был единственным в Екатеринбурге на миллионник. Но на кладбище соборов никогда не строили. Не часовня, но на двести, триста, максимум на четыреста человек. Но сейчас совсем другие времена. В любом городке, где больше десяти тысяч населения, уже есть храм. И добраться всегда можно.

Единственное, думаю, если человек находится в международной командировке, в Арабских Эмиратах или в Африке где-нибудь... Опять-таки командировка не на всю жизнь. У нас заграничные командировки по три года, потом какой-то перерыв. Так что странный вопрос, почему нет возможности. Еще, может быть, человек инвалид. Но связь-то есть. И если вдруг человек проживает в стране, где нет православного храма (если пофантазировать), то выбраться хотя бы раз в год домой, приехать в отпуск – такая возможность есть. Без Причастия, Исповеди жить нам невозможно.

Батюшка, я вспоминаю интересную историю, которую Вы рассказывали, как Вы в советское время даже в самоволку убежали, когда были в армии.

– Да, это 1982–1984 годы. Это было, когда я на три месяца остался без Причастия, без Исповеди. Я удивлялся людям, когда слышал от них мат. Кстати, я там занимался воспитанием тех, с кем имел доверительные отношения. В роте было сто тридцать человек, из них было пятьдесят человек москвичей, мы с ними были как-то близки. Я их видел, когда мы были на пересылочном пункте еще до армии, и видел нормальными ребятами. И вдруг в армии, чтобы придать себе какого-то пафоса, бравады, якобы взрослости, они на моих глазах совершенно изменились в худшую сторону через мат. Я подходил и говорил: «Как бы ты себя чувствовал, если бы мама родная тебя сейчас услышала? Приятно бы тебе было?». – «Наверное, нет». – «Ну а зачем тогда ты как человек себе позволяешь то, что было бы неприятно слышать твоей матери?». Вы знаете, на некоторых это действовало.

А потом, когда повзрослели и не надо было доказывать свое положение в обществе среди сверстников, где тоже некоторый закон джунглей, когда нашлись другие способы доказательств содержательной части своей души и своей человечности, тогда уже многие менялись. И потом, когда становились «дедами», старослужащими, опять этот пафос, налет грязи уходил. Ну и при мне тоже старались. Как-то так получилось: знали, что я верующий человек, и старались сдерживаться. Не знаю, как сейчас бы это было.

Мысль такая: я на три месяца остался без Причастия и не находил себе места, мне нужна была внутренняя, духовная подпитка. Я решился на самоволку в воскресный день. Два таких случая прошли благополучно, это был Дмитровский район, местечко Деденево... Я, конечно, на небе был. Не знаю, как люди годами могут жить без Причастия. Я мог бы себе сказать: «Подожди два года – такие обстоятельства жизни». Ну да, обстоятельства жизни… А знаете, что послужило примером? Я ночью услышал разговор старослужащих с субботы на воскресенье, которые сказали: «Классно мы сегодня повеселились на дискотеке!». То есть они были в самоволке на дискотеке. Я сам себе сказал: «Павел, если им помогает один только бес и они во всем благополучны, то тебе помогут Господь, Матерь Божия, ангел-хранитель, твой Небесный покровитель. Вот они не боятся в грехе принимать участие. А ты чего?». Это меня подвигло.

Спасибо, батюшка, за интересные и добрые воспоминания. Вы писали: «Если мы будем брать на себя то, что не можем понести, только усугубим свое духовное плачевное состояние». А как определить ту меру добрых дел, которую можешь понести? Делать через силу – это плохо?

– Немножко путаный вопрос. Ведь в добрых делах перегруза быть не может. Потому что не настолько мы жертвенны, не настолько мы отдаем последнее. Мы же не будем до последнего издыхания кому-то помогать, такое в нашей жизни можно встретить чрезвычайно редко, когда человек трудится и подвизается ради близких людей, своей семьи, не жалея своих сил. Но мы по природе эгоисты, поэтому у нас эта заслонка: для себя – все что хочешь, для других – через понуждение. А вообще, такая цель должна быть. Истинная жизнь – жизнь не только для себя. «Если тебя попросили, ты уже опоздал», – говорили греки. Ты должен видеть, должен слышать, чувствовать и понимать...

Кто-то сказал, что основа счастливой жизни состоит в том, когда муж понимает каждое слово, которое жена еще не успела высказать. Почему? А он должен это чувствовать, понимать. Хотя одна из больших причин трагедии в семейной жизни – приписывать второй половинке качества, которые ей по природе не принадлежат, приписывать качество прозорливости: «А пусть он догадается!». Интересно, как это понять? Да не надо ни о чем догадываться. Если ты чего-то хочешь, скажи, объясни. Если тебе от этого будет приятно, если это необходимо, ты бы этого хотела, то намекни. Например, приближается день рождения. «Пусть он догадается, что мне нужны новые туфли». Скажи: «Ты знаешь, какой был бы сюрприз, какой был бы подарок, если бы вдруг у меня оказались сейчас осенние сапожки фирмы Salamander или Ecco». Он уже подумает. А если дальше продолжит разговор, тогда вообще конкретно называй цвет, артикул и прочее. Как он сам догадается? Может, он приготовил тебе платок, которых у тебя уже пятнадцать.

Не надо ничего ни от кого ожидать, всем должны мы. Есть такая дурацкая поговорка: мы никому ничего не должны. Нет, мы должны. Мы всем должны – маме, папе, бабушке, дедушке, жене, детям. Что должны? Родители нам жизнь дали. Бабушке, дедушке? Мы им должны свое внимание, любовь, заботу, попечение. Всем должны. О детях своих должны день и ночь переживать, наблюдать, с кем и как они общаются, что делают. Иногда в Facebook мат-перемат, ребенку одиннадцать лет. Мама думает, что он ангелочек, и говорит: «А вы с моим Сережей не общайтесь, вы на него плохо влияете». Это Сережа на всех влияет, а мама думает, что он ангелочек. Почему? А ты интересуйся, что происходит, есть для этого всякие технические средства. Рисовки в жизни очень много, а внутри очень много подлости, нечестности и вранья. Останавливать это надо вовремя. Надо быть предельно внимательным.

А помните слова Амвросия Оптинского, когда его о любви спрашивали? Он же говорил, что надо делать дела любви сначала, быть может, и через силу.

– И без любви. Делай дела любви – и придет любовь. Кстати, он на эту же тему говорил, я недавно перелистывал его. Каждый раз, когда есть руда, обязательно будет и алмаз. Тут какая-то новость была: был котлован по добыче алмазов. Пятнадцать миллионов тонн руды было переработано. И за это время намыли, налопатили шестьсот килограммов алмазов. Это на кресле поместится. Пятнадцать миллионов тонн руды!

И мысль какая? Мы что-то лопатим, лопатим в духовной жизни ради одного алмаза – и в результате есть потрясающий алмаз. В наше время огромное сокровище – внимательное сердце. Нам надо об этом просить, чтобы у нас было внимательное сердце. Это очень и очень важно, полезно и необходимо – внимательное сердце: вовремя что-то увидеть, почувствовать, заметить. И, конечно, такое сердце не перетрудится. Не надо бояться в духовной жизни перетрудиться, мы не перетрудимся. Наоборот, мы настолько залегли и лежим, что никак не перетрудимся.

Пишет раба Божия, что у нее есть существенные проблемы в жизни, которые не дают душе покоя, – это отношения с мамой. С одиннадцати лет она ее воспитывала одна, сейчас ей уже двадцать девять, живет отдельно с ребенком, мама очень обидчивая. «Она меня задевает, не разговаривает. Как мне себя вести? Что мне делать с мамой?».

– Это наша жизнь. Для нас должны быть руководством, направлением, стержнем, фундаментом мысли Священного Писания… И конкретные слова апостола Павла: «Дети, будьте покорны своим родителям во всем, ибо такова о вас воля Божия». Но только не в делах и мыслях, которые против веры. А вот в житейском, в бытовых вопросах... «Будьте покорны своим родителям во всем». И там не говорится: доброй маме, доброму папе, внимательной маме, невнимательной маме. «Дети, будьте покорны своим родителям во всем». Это слово «во всем» отсекает твою мнимую правоту… И ты бы хотела, чтобы твои дети так же относились к тебе? Что же – ты будешь спорить, выяснять, доказывать? Ты взрослый человек. Ты наперед все это продумал, ты разбираешься. Ты будешь десятилетнему ребенку объяснять, почему надо поступать так, а не иначе? Какой-то должен быть алгоритм доверия, подчинения, уважения.

Старец Паисий Афонский конкретно так и сказал: «Делай так, чтобы тобой были довольны твои родители, и тобой будет доволен Бог». Даже в простых, бытовых вопросах: почему ты с десятого качка идешь и это делаешь? Тебе мать сказала: «Разбери учебники, разберись на своем столе (или в своем шкафу)». Рано или поздно, через истерику, через крики и прочее, ты же все равно это сделаешь, и если мать и отец внимательные (а надо быть внимательными), то уступать в этом не надо. Надо им добиться, чтобы рано или поздно, но ты сделал. Это воспитание. Потому что, если поддашься, тогда сядут на шею: дети уже тебя воспитывают. Надо своего добиваться в вопросах воспитания, чего бы это ни стоило. Но тогда ты включи логику. Тебе все равно надо будет это сделать: почему сейчас не сделаешь, а сделаешь это через скандал? Надо делать сразу. Почему? Себе потом будет дороже. «Делай так, чтобы тобой были довольны родители, и тобой будет доволен Бог».

Еще должны понимать такой чрезвычайно важный закон духовной жизни. Бог по жизни нам посылает именно таких людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня. Мама обидчивая. А, может быть, не мама, а ты обидчивый. А почему ты? Мама сделала то и то? А почему нельзя узнать мнение, подстроиться, уступить, переделать? Не хочу десять раз переделывать, перешивать, а она на это обижается. Так ты же дала повод к этому, потому что ты невнимательная, гордая, большая эгоистка, ты дала повод обижаться.

Не бывает ничего на пустом месте. Если даже люди психопаты (может быть, такое редко встречается), то и с такими надо уметь обходить острые углы. Как авва Дорофей говорит: «Видишь надвигающуюся волну, поднырни». Если полной грудью встанешь против волны, она тебя снесет. Никто не выбирает маму и папу, бабушку, дедушку, детей (кроме приемных, и то никто не знает, как и что там дальше будет…) Выбирает только муж жену, жена мужа. «Ой, батюшка, а он такой, а он сякой». Я говорю: «Тебя на аркане тянули? Тебя выкрали? Сама шла? Сама шла. Задумывалась? Задумывалась. Выбирала? Сама давала согласие? Сама давала согласие». Слушай, а тогда все. Мало ли, что кто-то лучше, больше зарабатывает, добрее, внимательнее. Как сейчас говорят: «А меня тот человек лучше понимает». О, понимальщик нашелся. Или: «Та меня понимает». И что? Три, пять, десять, пятнадцать, двадцать, тридцать лет прожили – и нашелся тот, кто понимает? Подождите. Брак один раз и навсегда. Тема запасного парашюта в браке раз и навсегда должна быть закрыта. Никакого запасного парашюта в браке не должно существовать. «Чего вы не расписываетесь?». – «А вдруг…». Это эксперимент, что ли?

С другой стороны, очень тяжело в современном мире воспитывать в детях уважение к родителям. Сейчас в школах детям говорят чуть ли не с первого класса: «Если вас отец или мама обидели, вы обязательно сообщайте». В школе висит телефон. Как в такой ситуации мы можем воспитать, если в ребенке пытаются воспитать доносительство на собственных родителей? Один мой знакомый сказал: «Я решил этот вопрос просто. Я им сказал так – вот пойдете и им что-то такое скажете, то закончится это тем, что вас отберут и отдадут в детский дом или приемную семью, непонятно, в какую вы еще можете попасть. Где-то на Западе отняли и отдали в однополую семью. Там бедные родители плачут».

– Это отдельная тема. Тогда тем более нельзя отдать детей на воспитание телевизора, компьютера и телефона. Нельзя. Тем более надо разговаривать с ними. Кстати, недавно читал биографию Федора Михайловича. После ужина, с семи до восьми или с восьми до девяти, целый час отец читал книги, когда они собирались вместе. Каждый день читали книгу по часу. Вот на чем вырос Федор Михайлович, вот воспитание. Наверняка это не только чтение, час он имел общение со своими родителями.

…А потом мы, старшие, читали. Это было воспитание в семье. А сейчас все уткнулись в телевизор, телефон – и никакого общения нет. А что получается? Что посеешь, то и пожнешь. Надо, чтобы дети такими родителями дорожили, когда видят, что они живут для них. И здесь надо всем родителям услышать совет старца Паисия, мною любимого, который говорил: «Надо больше Богу говорить о детях, чем детям о Боге». Это единственный выход – вымаливать их (потому что, собственно, и добрый пример куда-то растет совершенно в другую сторону, не вверх, а в сторону). Вот поэтому надо детей вымаливать на коленях акафистом, молитвой, утром и вечером с личной домашней молитвой, на богослужениях. Только чудо способно сохранить в детях человечность, не говоря уже о духовности.

Батюшка, огромное спасибо! Увы, наше время, как в той сказке, истекло. Но мы, смею надеяться, будем встречаться. Поток вопросов не иссякает. Спасибо за добрые советы!

– Молитва может многое, проблемы разрешаются через Бога. Бог всем в помощь друзья, братья и сестры!

Записали:
Инна Корепанова
и Ольга Румянцева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс