Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1036) → Священник Илия Макаров: Культура как путь к вере

Священник Илия Макаров: Культура как путь к вере

№43 (1036) / 11 ноября ‘19

Беседы с батюшкой

Отец Илия, с Вами о культуре говорить всегда очень интересно – Вы очень много знаете об этом предмете. Тема нашей беседы особо значима сегодня. Раньше, общаясь с молодыми людьми, я думал, что они заинтересованы только одним – поиском наслаждений. Но потом я увидел, что ситуация изменилась, и кардинально: люди начитанны, интересуются происходящим, ищут ответы на вопросы, которыми задавались Достоевский, Чехов, Толстой и другие великие. Культура, мне кажется, отвечает на одни и те же поставленные вопросы. Можно ли сказать, что она не меняется, а только видоизменяется?

– Культура – это то, что делает человек. Помните, в советские времена (и раньше, в марксистской идеологии) пытались разделить культуру на материальную и нематериальную. Слово «духовное» у кого-то вызывало непонятное отвращение, а кто-то вкладывал в него очень приземленные вещи (часто в религиозной традиции говорят, что тогда путали духовное с душевным). Так вот, когда начали делить культуру на материальную и нематериальную, когда начали исследовать культуру в рамках науки, которая называется «Культурология», тогда, как мне кажется, мы потеряли что-то живое, очень искреннее и настоящее, что всегда сопутствует человеческой жизни.

Много веков назад ведь не нужно было говорить: «Мы находимся в такой-то культуре». Или: «Ты – человек культурный». Такое не говорили. Почему? Жили в определенной среде, и эта среда называлась культурой – она формировала обычаи, в том числе и личность формировалась в этой среде.

Может быть, ХХ век нам преподнес отрицательное отношение к среде, идеологии, к каким-то общим веяниям. Сегодня человек больше экзистенциален, он хочет быть самостоятельным, и чаще всего (как я замечаю – надеюсь, это не повсеместно) 20-летний человек сегодня считает, что его собственное «я» – это его желания, то, что он хочет, к чему стремится. Это необязательно касается сиюминутных наслаждений. Может быть, он желает какой-то перспективы для себя, но это его «хотелки», то есть «я – это то, что я желаю». И если мое «желаю» не реализуется, если есть препятствия к нему, если кто-то или что-то препятствует мне, значит, я теряю собственное «я» и должен относиться к этому настороженно, как минимум, а то даже и сопротивляться.

В итоге, как мне кажется, сегодняшние молодые не могут договориться друг с другом, хотя они прекрасно проводят время, наслаждаясь чем-то. А ведь наслаждаться можно в том числе и плодами культуры, в том числе и искусством, и своим нахождением в храме, когда ты туда зашел не найти Бога, а успокоить свои чувства и мысли (ведь и в терапевтических целях заходят в храм; мы не говорим, что этого не может быть или это плохо, но это – не самоцель).

Когда цель – приобретение сиюминутного эффекта (а это может быть связано, в том числе, и с нашей мультимедийной реальностью), говорить о культуре в ее исконном понимании очень сложно: культура – это все то, что было создано для тебя, то, что ты должен еще усвоить, во что ты должен внести свой вклад – не разрушить, не испортить, не испачкать, а улучшить, облагородить. Но невозможно внести что-то в общую мировую культуру, если ты сам еще не совсем культурный. Невозможно украсить что-то, если ты сам страшен, некрасив и абсолютно неблагороден.

Такой перспективы понимания культуры, мне кажется, сегодня недостаточно, поэтому мы так легко разрушаем свои обычаи, так легко отрицаем все накопленное нашей страной. Я считаю, что человек, относящий себя к русской культуре, не может не мыслить ее в православном контексте, он не может отрицать в том числе и XX век, каким бы безбожным тот ни был: это все равно элемент культуры, это все равно продолжение культуры. Культура может иметь кризисные явления, ее необходимо преображать и возрождать.

Но если ты не относишься к культуре как к собственному «я» (если себя не соотносишь с культурой, с тем, что вокруг тебя, что сделано до тебя, что культивировалось твоими предками), тогда мы можем говорить, что мы находимся в новой реальности – то ли не на земле, то ли мир сошел с ума. Если человек говорит: «Я себя к культуре не отношу, мне культура неинтересна», он или лжет, или хочет уйти из этой реальности, а это уже страшно.

Я считаю, культура – это все, что создается человеком с желанием облагородить, улучшить, возвысить, преобразить. В ином контексте культуру никто из древних, из философов, культурологов не понимал.

Вопрос телезрителя из Ленинградской области: «Ваше мнение по поводу современной культуры, которая сейчас пропагандируется по масс-медиа? Я понимаю, что у нас государство светское, тем не менее...».

– Сегодня много чего можно увидеть и в интернете, и на телевидении, ведь сегодня можно включить разные телеканалы – например, мой любимый французский телеканал Mezzo, там крутят круглосуточно джазовые концерты, театрально-музыкальные постановки, в том числе и оперы. Помню, когда появилось спутниковое телевидение, у меня появился рекордер, и я стал на диски записывать многие оперные постановки с этого телеканала, хотя все они на иностранном языке – даже титры французские: классические оперы всем понятны. И потом я использовал все эти записи в своих лекциях – тогда они были уникальны: по нашему телевидению такого не показывали, в интернет это не было выложено – в основном это были текущие постановки Венской, Парижской оперы, иногда там показывают постановки Мариинского театра. Я все это записывал и потом использовал в своих музыкальных беседах, лекциях – у меня был наглядный пример, ведь пойти в оперу не каждый сможет, а посмотреть картинку, послушать это в хорошем исполнении – это здорово! Это одна сторона телевидения.

Другое дело, что сегодня стало засильем. Я бы не сказал, что, когда включаешь канал телевизора или что-то специальное смотришь в интернете, негатив так называемой современной культуры в тебя закладывается. Но когда ты едешь в такси или, например, сидишь в парикмахерской и фоном все время идет какой-то радиоканал или же просто включен плейлист из интернета – это меня повергает в полный ужас: это просто мрак! Я в принципе не привык относиться к музыке как к фону: для меня музыка – слишком высокая материя, чтобы позволять включать ее фоном.

Приятно, когда человек приходит в храм вне богослужения, там идет фонограмма духовных песнопений – и это как-то настраивает человека, успокаивает. Многие люди хорошо на это реагируют. Но я как человек, занимающийся музыкой профессионально, против этого: не могут быть песнопения фоном для твоего отдохновения – даже когда мы находимся на богослужении, пение не может быть фоном. Сегодня ведь многие священнослужители стараются, чтобы молитвы, которые читаются тайно в алтаре, тоже доходили до прихожан, а это подразумевает, что ты находишь баланс между исполнением, чтением: надо, чтобы твой голос слышали. Но все равно это никогда не фон.

Так же – у исихастов: Иисусова молитва, которую они творят непрестанно, не фон их жизни.

Как сочетать свою обычную деятельность, даже разговор с человеком, и в это время творить Иисусову молитву – это уже премудрость, это искусство аскетики, его нужно долго постигать и уйти от мира, чтобы достигнуть таких возможностей.

То же самое и с музыкой: невозможно ее слушать фоном. А она сейчас, к сожалению, фоном идет. Пускай на меня не обижаются современные популярные и очень известные среди молодых людей исполнители, но фоном музыка звучит как мусор. Если я на композиции могу сосредоточиться, если она меня интересует своей музыкальной частью или своим смыслом, который заложен в словах, если я могу остановиться, ухватиться за что-то, поразмыслить, тогда это действительно элемент культуры, который меня меняет, преображает. Но если в мои уши идет мусор, разве это культура?

Мне кажется, мы должны сегодня четко сформулировать (пусть культурологи этим займутся), что является культурой, а что нет.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Вера культуры на что должна быть направлена? Ведь она может превратиться в фанатизм, и это сделает ее слепой. И из-за этого могут быть конфликты в обществе».

– «Вера культуры» – я такого понятия не знаю. Наверное, речь о вере. Чтобы вера не стала фанатичной, есть очень хороший способ, который называется образование: культивирование в себе образа с помощью различных средств, в том числе через познание, научение, науку, путешествия, общение. Человек образованный никогда не станет фанатиком, если только он не объят какой-то идеологией и осознанно этой идеологии придерживается. А XX век нам дал исторические примеры, когда люди держались идеологии совершенно осознанно, совершенно искренне, и эта идеология превращала их в фанатиков и губила. Все-таки человек образованный (не наученный, не кичащийся своими знаниями, а образованный), который через образование меняет себя, узнает себя, познает этот мир, никогда фанатиком не станет.

А вот если говорить в контексте культуры, то, заметьте, мы никогда не применяем понятие культуры к тоталитарным обществам: мы не говорим «тоталитарная культура», «нацистская культура» – заметьте, такое сочетание нечасто встретишь, оно не введено в научный оборот. Но мы говорим «христианская культура», «русская культура», «немецкая культура», говорим даже о культуре майя, которая исчезла, лишь только какие-то ископаемые реликты остались после нее.

Когда мы рассуждаем о культуре, мы говорим об определенной исторической общности, создавшей продукты, и эти продукты могут быть материальными, их можно потрогать. Но я считаю, что археология в меньшей степени нам свидетельствует о глубине культуры, которая была в ту или иную эпоху того или иного народа. Мне кажется, именно благодаря письменности, слову, зафиксированному и воспроизводимому, мы можем говорить о культуре. XVIII, XIX, XX века преподносят нам совокупность разных искусств – это и слово, и живопись, и архитектура, и музыка (высшее из искусств, как считали романтики и были в этом молодцы – только не надо было перегибать, что лишь музыка). Музыка – особый язык, дарованный человеку, и этим языком человек с Богом разговаривал с давних времен: не случайно мы пропеваем наши молитвы. Музыка – излияния нашей души, которые облагораживают смысл слова, произносимого наверх, в Небо. Вот тогда музыка становится именно культурой, а не акустическим мусором.

Если все это учитывать, культура действительно способна стать не полем для фанатизма и идеологии, а пространством, где взрослеет человек, где он становится личностью. Скажем так: культура помогает человеку становиться более верующим. Но и вера оказывается зерном настоящей, подлинной культуры. Мне, например, сложно говорить: «Вот это атеистическая культура». На чем она тогда основана? На какой идее? Если в принципе говорить о возможности атеистической культуры, то какова там идея (идея – это то, к чему человек стремится, то, что не потрогать)? А если атеист – в крайней степени материалист, какой идее он служит? Даже мир идей Платона все равно устремлял человека к Божественным сферам, хотя было и языческое понимание (хотя Платона и называют христианином до Христа, который стремился к пониманию Единого Бога). Тем не менее, мир идей – все равно мир Божественный. А у атеиста нет этих идей – точнее, они не могут возвысить его от земли. Поэтому непонятно, какой может быть атеистическая культура. То есть культура действительно в своем основании имеет веру.

Вера благодаря культуре возрастает в человеческом сердце, и человек только благодаря культуре становится по-настоящему верующим. Поэтому мы так и хватаемся за понятие христианской православной культуры, поэтому мы и хотим, чтобы дети изучали «Основы православной культуры»: только тогда они способны стать по-настоящему свободными и самодостаточными личностями, когда не «хотелки» будут формировать их собственное сознание и собственное «я», а их собственное «я» будет желать преобразовывать этот мир к лучшему. А там иногда нужно отказаться от своих желаний: иногда нужно послужить ближнему – ты несешь ответственность не только за свои желания, но и за ближнего и даже за всю страну. И тогда ты хочешь, чтобы твоя культура развивалась и процветала, а не отвергаешь ее.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Всякая ли культура – путь к вере? Не может ли быть с точностью до наоборот? Достаточно вспомнить культуру в первые годы советской власти и фразу „весь мир насилья до основанья мы разрушим…”».

– Но я об этом рассуждаю в ключе, о котором сказал чуть раньше... Все-таки большинство мыслителей культуру воспринимали как нечто возвышенное, высокое – не просто возделывание почвы, а устремление к особой идее. Неслучайно стремление к идее, к высшему смыслу называется культом. Для нас, христиан, это поклонение Богу.

А что такое поклонение Богу? Кстати, музыка нам в этом помогает: 5-й глас, который мы исполняем за церковным богослужением, именуется гласом поклонения, именно этот глас центральный на Пасхальном богослужении – тропарь, стихиры Пасхальные исполняются 5-м гласом. Что же это за поклонение? Не в понимании же, что ударился лбом в землю и лежи, червь ничтожный. Нет!

Поклонение – как постоянная устремленность: у тебя есть высота, ты стремишься к Богу, ты все соизмеряешь в своей жизни с тем, чтобы до Него добраться – потому что благоговеешь перед Ним, в этом видишь смысл своей жизни. Вот такое поклонение, существующее по логике 5-го богослужебного гласа, есть в Церкви.

Такое поклонение должно быть и в культуре: если есть устремленность к высшей идее, если есть культ добра, красоты, культ поклонения Единому Богу, тогда культура будет для тебя всегда со знаком «плюс»… Когда интересует то, чтобы фабрики были у рабочих, а земля у крестьян, это неплохо, но если только это, то, конечно, советская культура не имеет права именоваться культурой как таковой. Для меня это антикультура.

Я считаю, что сегодня назрел момент, когда необходимо четко сформулировать, что же такое культура для общества (даже пусть не для общества – очень много разных мнений, – но для философии, для философского сообщества) и что такое антикультура: часто эти понятия балансируют. Есть, например, андеграундная культура, есть культура хиппи. Как можно созидать (а культура – это созидание, и это однозначно) на понятии разрушения? Как вспомнил телезритель, «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...». А затем новый мир создать не получилось. «Ох, извините, давайте что-то другое придумывать.» Нельзя! Сколько душ было загублено – ведь гибель атеистической души, когда человек умирает, даже не имея желания приблизиться к Богу, на совести тех, кто эту безбожную антикультуру создал... Невозможно на разрушении созидать. Нет созидания – нет и культуры.

Согласен, очень сложный вопрос про XX век, особенно про советский период. Возьмем, например, послевоенный Большой театр. Там поют советские певцы, но они поют что? «Жизнь за царя» («Ивана Сусанина»), «Пиковую даму»: даже в советскую эпоху все равно опирались на досоветские культурные парадигмы. Я считаю, что все советские певцы формировались еще до революции (когда они были молодыми): они пели в той парадигме и с теми ощущениями – естественно, они пели «Евгения Онегина» не по-советски. Советский оперный театр – это все-таки не советская культура.

А когда в искусстве отображалось то, что специально навязывалось людям, – полнейший детерминизм («борьба противоположностей, классовая борьба» – весь советский набор), что именуется теперь «советской культурой», я считаю, это антикультура.

Вот о термине «антикультура» я и хотел поговорить применительно к мусору, который мы пускаем в нашу жизнь… Могу ли я сказать себе, что, например, с понедельника изменю свое сознание и стану культурным человеком?

– Да. «Вот я утром проснусь и полюблю» – то же самое: невозможно полюбить по желанию. Можно изобразить любовь, можно что-то представить как любовь.

Понятно, что я говорю о чувственных наслаждениях, которые многие воспринимают как любовь. А есть все-таки глубинное понимание любви, и оно соотносится с духовной реальностью. Христианин прекрасно понимает, что если в любви нет Бога, то и нет любви в принципе – она будет болезненной, очень страдальческой, она не принесет счастья. Можно говорить и нехристианскими категориями: если в принципе понятия любви, красоты, добра не вложены в часть культуры (например в искусство), это однозначно плохо, однозначно гибельно: как минимум, бескультурно, безнравственно, как максимум – пагубно.

Невозможно завтра стать культурным человеком, но осознать необходимость им стать можно сейчас. Такие случаи бывали. Как с апостолом Павлом: он был иудеем-гонителем – и в одночасье стал христианином-миссионером, отдавшим свою жизнь за Христа. Такие случаи бывают с людьми, когда они в одночасье понимают всю пагубность своего бытия и обращаются к лучшему, светлому.

Осознать, что я наследник великой культуры, можно сейчас. Проснуться утром созидателем этой культуры невозможно, но начать трудиться над этим можно уже завтра или прямо сегодня, и тогда ты добьешься какого-то результата. Причем результат этот будет не «пропиариться и наследить» (оставить след) в истории, но ты понимаешь, что без цивилизационного контента, который мы именуем культурой, в принципе невозможна жизнь общества. Когда традиционную культуру изгоняют из нашей жизни, мы теряем и веру, и человеческий образ: человек, который не выносит мусор из своей квартиры, будет и слушать мусор, и источать мусор из своего рта – я в этом убежден.

Я всегда удивляюсь, когда люди имеют возможность (у них есть и физические ресурсы – они не больны, у них есть и материальные ресурсы), но не занимаются облагораживанием своей территории. Даже животные не только метят территорию, но еще и очищают ее, не пускают на нее чужаков, создают какой-то уют (птица, например, вьет гнездо, создает безопасность и уют). Это животные!

А мы, люди, оказывается, можем жить в мусорной яме и не замечать этого. Я не про бомжей сейчас говорю, у которых болезненное восприятие действительности, а про обычных людей. Кинуть бумагу мимо мусорного бачка на улице – нормально? Что, за тебя кто-то это должен убрать? Или ты не дорожишь чистотой своего города? Я убежден, что если человек мусорит в другом месте, он так же мусорит и на своей собственной территории, в своем доме. А может ли человек, который мусорит, мусор слушает и мусор из себя извергает, стать культурным созидателем? Это большой вопрос.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс