Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1029) → Протоиерей Иоанн Кудрявцев: Чтобы познать Бога, недостаточно что-то читать

Протоиерей Иоанн Кудрявцев: Чтобы познать Бога, недостаточно что-то читать

№36 (1029) / 16 сентября ‘19

Беседы с батюшкой

Сегодня мы говорим о познании. Тема очень актуальная, ведь современный человек стремится как можно больше информации узнать об окружающем мире, и информационный поток в наши дни очень обилен. Но имеет ли смысл познание? Какова его цель?

– Вопрос очень важный для каждого из нас. Как вы сказали, сейчас огромный поток информации. Мы все больше стремимся знать все. Это стремление в человеке, наверное, одна из сторон образа Божия: человек создан по образу и подобию Божию, и один из признаков этого – стремление к познанию. Человек создан, чтобы познавать, – но что и как? Наверное, многие из нас чувствуют: когда мы много знаем, много читаем, то порой не ощущаем от этого радости, внутреннего удовлетворения. Очень редко бывают «моменты истины», когда какое-то знание наполняет нас осознанием чего-то очень светлого, важного, нам открывается жизненный путь, становятся понятны очень глубокие вещи – после прочтения книги или после встречи с интересным человеком мы вдруг начинаем познавать что-то очень важное; но такое бывает редко.

Как правило, мы находимся в потоке информации, которая накрывает нас с головой, но хотя мы сейчас все можем узнать с помощью интернета, настоящего знания у нас нет, только поверхностное представление о разных вещах – глубокого проникновения в суть вещей нет. Христианская жизнь как раз направляет человека не столько стремиться к поверхностному знанию, чтобы охватить все, что существует в мире, сколько углубиться в смысл своей собственной жизни.

Как говорят святые отцы, смысл человеческой жизни – это познание Бога. Это истинное знание, которое не просто удовлетворяет любопытство человека: это совсем не то. Познание Бога дает человеку особое состояние, возможность ощутить свое бессмертие, ведь познание Бога есть общение с Богом.

Великий святой преподобный Силуан Афонский говорил, что познавать Бога мы можем только в Духе Святом. Многие ученые, философы, изучая мир, его закономерности, приходили к мысли, что Бог, наверное, есть, но они Его не познавали… Одно дело знать, что Бог есть (большинство людей так и говорят: «Да, наверное, Бог есть, мы это чувствуем, понимаем, что Он должен быть»), но познание Бога – это процесс всей жизни человека, это работа над собой, самосовершенствование: чтобы познать Бога, недостаточно что-то читать, узнавать. Это процесс не столько рационального развития человека, сколько прежде всего его духовного очищения, совершенствования в смирении, кротости, любви, милосердии. Тогда человек и познает Бога.

Человек может быть неграмотным, не иметь никакого образования, но исполняя заповеди Божии, следуя движениям своего сердца, своей совести он может познать Бога и быть в общении с Ним. Это познание дает человеку необыкновенную радость – ощущение вечной жизни уже сейчас, в наших условиях временной жизни: уже сейчас человек может ощущать вечность, если старается познавать Бога.

Мы своих детей отводим в школу; наши выпускники начинают учиться в университетах, вузах. Конечно, родители думают, чтобы дети получили как можно больше знаний. Для этого их отправляют в лучшие учебные заведения, за границу. Бывает парадокс, когда ребенок получил лучшие знания в лучшем вузе, но оказывается ни к чему не пригодным – цель была просто в приобретении знаний. Когда мы стремимся просто приобретать знания ради самоутверждения («вот я получу красный диплом, получу какие-то привилегии в жизни, буду лучше всех»), ради собственной гордыни, такое знание остается пустым – оно не дает ничего самому человеку и окружающим. Таких примеров много, когда люди ученые, образованные, посвятившие много лет тому, чтобы приобрести это знание, оказываются в жизненном тупике, не зная, для чего им нужно было это знание.

А ведь цель есть всегда: цель любого познания – чтобы человек приблизился к Богу не только интеллектуально, но и своей жизнью. Познание заключается не только в том, о чем ты рассуждаешь, а в том, как ты живешь. Здесь сразу возникает вопрос о нашей повседневной жизни. Наше познание Бога, стремление к истине отражается на нашей жизни, на общении с близкими отношении к работе, к своим обязанностям. Внутреннее состояние человека очень хорошо видно по его внешним поступкам.

Конечно, процесс познания Бога важен для всех нас – не только для тех, кто ходит в храм, не только для священнослужителей или монахов, но и для каждого человека, если он хочет быть по-настоящему успешным в жизни именно в смысле удовлетворенности ею, обретения подлинной радости, подлинного счастья в жизни, ее смысла. Познание Бога необходимо для каждого из нас. Конечно, каждый познает Бога на своем уровне, в своей степени, но вектор этого движения всегда один: по направлению к Богу.

Наверное, не всегда чтение православной духовной литературы может принести человеку пользу – когда человек приобретает многие знания, он может возгордиться. Как правильно подходить к чтению?

– Безусловно, эта опасность существует, когда человек берется за то, до чего ему еще далеко, что выше его самого. Например, многие миряне стараются читать «Добротолюбие» (и это прекрасное стремление прикоснуться к тайнам духовной жизни, к сокровищнице духовной мудрости – это замечательно), но в «Добротолюбии» есть вещи, которые людям, только начинающим движение к Богу, непонятны и даже соблазнительны: они могут увести их совсем в другую сторону – в состояние прелести, духовного и психического повреждения. Поэтому так часты случаи, когда люди, увлекаясь духовным чтением без совета, без помощника, который может что-то подсказать, разрушают себя и духовно, и физически.

Чтобы правильно духовно возрастать, в первую очередь необходим совет: регулярная Исповедь, беседа со священником или с человеком, живущим духовной жизнью, чтобы можно было ориентироваться и не надеяться только на свое мнение. Ведь на пути собственной человеческой гордыни всегда опасно – человеку кажется: я сейчас сам все пойму, во всем разберусь, мне не нужны никакие советчики. Пример этой гордыни – Мартин Лютер, великий человек, который искренне хотел исправить недостатки в Церкви, искренне стремился к истине, очень самоотверженно и горячо очень много сделал. Но вера в самого себя подвела его, увела совсем не в ту сторону, так что он не только не исправил недостатки, но и фактически разрушил то, что было: лишил многих христиан таинств, почитания святых (того, что мы называем таинственным и благодатным) и оставил только чисто рациональную сторону в религии – чтение Священного Писания, понимание его по своему собственному разуму: чисто рациональные вещи. То есть христианское учение для него превратилось просто в рациональное учение, которое не дает человеку приобщения к таинственному, к благодати Божией. Хотя он это делал из самых чистых намерений.

Поэтому когда мы приступаем к духовному чтению или стараемся больше молиться, мы должны, конечно, советоваться с кем-то – мы не должны надеяться на свое собственное мнение: мы должны всегда с чем-то соотносить его и спрашивать себя, правильно оно или нет, советоваться с кем-то. Нужно понимать, что мы очень много ошибаемся и нельзя надеяться на самих себя.

Можно ли сказать, что каждый человек призван к познанию Бога?

– Конечно! В Евангелии прямо говорится, что Господь хочет всем спастись и в разум истины прийти: каждый человек должен прийти к познанию истины и к вечной жизни. О вечной жизни свидетельствует слово Божие: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога (Ин. 17, 3) – именно опытное, деятельное познание Бога и своей жизни как раз делают человека бессмертным, открывают ему вечную жизнь.

Именно к этому знанию мы должны стремиться. Но это знание, повторюсь, заключается прежде всего в жизни человека – в том, чтобы человек исполнял заповеди Божии.

В чем главное отличие истинного познания Бога от ложного?

– Ложное познание направлено на самого себя. Человек, который неправильно познает мир, центром этого мира ставит самого себя и ставит все выше и выше. А человек, который стремится познавать Бога, как бы умаляется: он думает не о себе – он все больше и больше ощущает свое ничтожество, недостоинство по сравнению с Богом и в то же время необходимость быть с Ним.

Истинное познание всегда помогает человеку увидеть свои немощи, а ложное, наоборот, ослепляет: человеку кажется, что он великий, необыкновенный. Очень легко это различить, когда человек следит за собой, когда прибегает к таинству Исповеди, кается, наблюдает, какие страсти в нем происходят: если он видит, что какие-то знания приводят его в гордыню, в превозношение над другими людьми, что появляется уверенность в своей правоте, значит, человек не на том пути – он приобретает ложные знания, которые не приносят ему ничего и разрушают его как человека. Истинное знание всегда приносит мир, приносит радость и благодать – оно приносит в сердце человека плоды Духа Святого. По плодам, как говорит Господь, познаете их: по плодам, которые человек несет в своем сердце, можно понять, истинно он познает Бога или на неправильном пути.

Истинное познание Бога всегда сопряжено с радостью?

– С одной стороны, с радостью, а с другой – с покаянием.

Оно сопряжено с тем, что человек все больше понимает свою немощь без Бога, понимает, насколько он слаб и ограничен, и все больше благоговеет перед Богом. Умножается любовь в сердце человека – это пример истинного познания Бога.

Есть люди, которые обо всем этом не рассуждают, а просто исполняют свой долг: например, нянечка (или медсестра, или врач) работает в больнице, или люди взяли домой сироту, или кто-то помогает больному человеку. Такой человек не знает, что он познает Бога, что он духовно возрастает – он этого не чувствует. Ему кажется, наоборот, что он самый слабый и самый немощный. Но при этом, занимаясь добрым делом, милосердием, он в какой-то момент ощущает необыкновенную радость: он чувствует, что живет не напрасно, что Господь его не оставляет на этом пути.

Поэтому, как ни странно, чаще всего Бога познают люди простые, малограмотные, которые о себе много не думают, а просто трудятся, молятся, за все благодарят Бога и понимают, что они только в начале своего жизненного духовного пути.

Есть ли тогда вообще смысл много читать, познавать, если существует такой путь?

– Да, есть соблазн об этом подумать. Но тут вспоминается жизнь святых – вспомните историю Церкви: многие великие святители были очень образованными. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов специально учились в языческих школах – они были христианами, но специально туда приезжали и учились, чтобы приобрести знания. Множество святых, которые благодаря знанию смогли не только сами прийти к святости, спастись, но и многих людей привести ко спасению. В советское время был журнал «Знание – сила». Знание – это, безусловно, оружие: тот, кто обладает знанием и правильно им пользуется, может сделать очень многое и для себя, и для окружающих.

Поэтому, мне кажется, если кто-то хочет стать священником, он должен сначала получить светскую профессию – окончить институт, где-то поработать, приобрести знания о какой-то науке, знания жизни, жизненный опыт. Тогда, обладая этим богатством знания, он может им распорядиться с гораздо большей пользой, чем если он будет просто совершать таинства, требы. Молиться – это прекрасно, замечательно. Есть и такие примеры, когда молитвенники совершали великие деяния, но в настоящее время, когда священник обладает знанием (даже светским, научным, житейским), ему гораздо легче найти отклик в сердце того, кто его слушает, коснуться каких-то сторон души.

Я вспоминаю рассказ одного паломника на Афоне, грека. Он описывает встречу с одним старцем. Они поехали со своими детьми к старцу – им говорили, что это великий старец, который принесет им большую пользу. Когда они приехали, начался разговор, и паломника поразило, что старец стал говорить о вещах совсем далеких от монастыря: он стал спрашивать, как сыграла наша футбольная команда, а выйдет ли она в следующем году в полуфинал… А с ним были его дети, ребята-подростки. Их это так удивило, поразило и расположило к этому человеку, что после разговора они сказали: «Папа, а можно к нему пойти на Исповедь? Он оказался нам так близок, что хочется ему открыть свое сердце, исповедоваться».

Так же и здесь: любое знание, даже не совсем возвышенное, не совсем полезное, просто житейское, дает возможность нам общаться, найти общий язык – когда обладаешь этим знанием, гораздо легче общаться с человеком. Ведь когда человек делает первые шаги к Богу, ему нельзя сразу говорить о богословии, о том, что это великая тайна, что Бог стал Человеком, что мы призваны к обожению, и так далее – эти слова остаются непонятными. А вот если скажешь: «Слушай, ты за какую команду болеешь?», когда он найдет что-то общее, родное для себя, на основании этого общего, родного может завязаться теплое общение – дружба, которая потом приведет к желанию что-то узнать более серьезно.

Как познание Бога выражается во внешней жизни человека?

– Как говорил Силуан Афонский, познание Бога – это освящение Духом Святым. Когда человек принимает эту благодать, освящаются и душа, и дух, и тело его, и не только его состав, но даже то, что делает человек, что вокруг него, чем он пользуется: мы это видим из примера святых. Такому человеку, конечно, необыкновенно радостно сохранить это благодатное состояние. Желая сохранить его, человек боится проявить неправду по отношению к близкому, к Богу, к самому себе, даже к тем вещам, которыми он пользуется. Если мы бросаем или ломаем какую-то вещь или недостаточно бережно к ней относимся, мы согрешаем. Мы согрешаем против того дара, который Бог нам дал.

Человек, который стремится жить с Богом, познавать Бога, конечно, во всех деталях своей жизни сохраняет это трезвение, внимательность. Он старается не сказать лишнего слова, никого не соблазнить своим словом. Старается, если пообещал, сделать; быть точным, не опаздывать, исполнять свои обязанности, не лукавить. Конечно, все это проявляется в деталях его жизни – и в работе, и в отношениях с близкими, и в его отношении к самому себе; даже в том, как человек ходит, как разговаривает, проявляется его состояние духовного трезвения. Не зря говорят, что благочестие на все полезно. Если человек живет благочестиво, он достигает успеха во всем, даже занимаясь совсем «далекими» делами. Яркий пример этого – наши новомученики. Когда они сидели за веру в лагерях, когда были лишены возможности совершать служение у престола Божия, им были даны другие дела – например, быть писцом или бухгалтером. У них даже эти дела, далекие от их прежнего служения, получались лучше, чем у других. Поэтому их всегда ставили старшими в бригаде, давали более ответственные поручения, доверяли им хранение денег и так далее. То есть у человека духовного все получается лучше, чем у человека, который не стремится к Богу.

Можно ли сказать, что молитва – главный инструмент познания Бога?

– Безусловно, молитва – это и есть связь человека с Богом. Только какая молитва? Можно просто читать слова, произносить их – тогда это ничего не дает, кроме утомления, усталости. Надо поставить себе задачу в словах ощущать Бога, искать Его, хотя это очень трудно: самое трудное дело – молиться, ощущать Бога в молитве. Тогда, безусловно, молитва станет для человека опытом общения с Богом.

Именно молитва дисциплинирует, как ничто другое. Тот, кто молится, старается исполнять свое молитвенное правило, во всем дисциплинирован, точен: он приучился себя понуждать, приучил себя терпеть, преодолевать внутренние негативные эмоции и состояния с помощью молитвы. Безусловно, именно молитва – главное средство, чтобы человек мог познавать Бога.

Какие главные препятствия существуют на пути богопознания?

– Мы говорили, что главное препятствие – это гордыня человека, когда человек ставит себя на место Бога. Но и все остальные грехи, которые мы совершаем вследствие своей гордыни, тоже становятся препятствием. Поэтому святые так боялись согрешить – грех лишает человека общения с Богом, делает нас одинокими, несчастными, мы начинаем бояться, унывать, чувствовать, что мир страшный, тяжелый – жить вообще не хочется. Это не потому, что на самом деле мир страшный – все-таки в мире всегда присутствует благость Божия, это всегда можно ощущать и видеть. Просто мы не ощущаем эту благость в силу поврежденности своей души.

Что Вы посоветуете человеку, только начинающему задумываться о духовной жизни, стремящемуся познать Бога? С чего начать?

– Самое главное, с чего надо начинать, – всегда слушать свое сердце и стараться все делать по совести. Если ты чувствуешь, что сделал проступок и твоя душа неспокойна, значит, что-то было не так. Значит, надо было подумать, что не так, и ориентироваться на это. Мы часто ориентируемся на мнение окружающих (мы боимся, что нас осудят, и радуемся, когда хвалят), но оно часто ошибочно или прямо ложно. Лучше ориентироваться на внутренний голос своей совести – это вернее. А на человеческое мнение ориентироваться очень осторожно: конечно, бывает, что люди, которые хотят нам добра, нам что-то подсказывают, осуждают нас за плохие поступки – это нам помогает исправиться, но чаще бывает так, что нас просто хвалят, чтобы нам польстить. А мы принимаем это за чистую монету и начинаем говорить, какие мы замечательные.

Надо слушать свою совесть, свое сердце. Не случайно самое главное таинство в Церкви – таинство Покаяния: это как раз начало пути к Богу – через покаяние, через осознание своих немощей. Если человек не может каяться глубоко, не может полностью принять чин Исповеди (быть на службе, почитать каноны), хотя бы для самого себя в конце дня можно давать отчет, что сегодня сделал плохого, что должен исправить – и попросить у Бога прощения: «Господи, прости меня, помоги мне!». Так постепенно человек войдет в состояние покаяния, ведь именно через покаяние человек приходит к Богу. Потом у него появится потребность ходить в храм на Исповедь и участвовать в таинствах, которые будут поддерживать его силы на этом пути.

Прошу Вас подвести итог нашей передачи.

– Самый главный итог: цель нашей жизни – это познание Бога. Мы познаем Бога не столько интеллектуально, сколько деятельно: исполнением заповедей Божиих, стяжанием благодати Духа Святого, приближением к тому, чтобы научиться любить Бога и ближних. Тогда Бог открывает Себя человеку, а человек, получая опытное познание о Боге, обретает вечную жизнь. Это, наверное, главный итог нашей беседы.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс