Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1029) → Иеромонах Макарий (Маркиш): Учитесь, друзья, чтобы малограмотность не сбивала вас с толку

Иеромонах Макарий (Маркиш): Учитесь, друзья, чтобы малограмотность не сбивала вас с толку

№36 (1029) / 16 сентября ‘19

Беседы с батюшкой

1-е сентября – можно сказать, учеба началась не только у детей, но и у родителей. И церковный новый год, кстати...

– Он менее заметно проходит.

Как в интересный и трудный период школьной жизни человеку сохранить себя – на время школы приходятся и детство, и отрочество, и переходный период?

– «Сохранить себя» – не очень-то хорошая установка.

Есть такая пословица: береги честь смолоду.

– Но честь – это моя связь с внешним миром, Богом и людьми. Мои межличностные взаимоотношения. А если человек начинает с себя, он скажет: «Зачем мне учиться? Надо мне это? Я не буду ничему учиться». И маленькие дети иногда говорят: «А зачем вообще это нужно?». В советское время говорили: «Будешь строителем коммунизма» – а мама говорила: «Учись, дурак, иначе будешь такой же несчастный, как мы с отцом, всю жизнь станешь пахать. Будешь учиться – будешь ученым».

Будешь «пахать», но по-другому.

– Они обычно так не говорят. Нормальные люди в нормальной, свободной стране понимают, что учение – это часть образования, а образование – это становление личности. Святейший Патриарх как-то очень хорошо заметил: «Человек до тех пор не будет старым, пока у него есть желание учиться». Он учится – значит, он еще на коне, а когда уже нет желания учиться, когда человек бросает учебу, рассуждает, что учиться ему уже не нужно, тогда ему уже пора туда, наверх. Мы все следуем этому очень разумному определению Святейшего.

Вопрос телезрителя: «Как и кому помогает икона Божией Матери «Отрада и Утешение»?»

– Начнем с того, что такое икона – это доска и краски. А в наше время бывает и просто кусок картона, напечатанный нашим замечательным производственным объединением «Софрино» или где-нибудь еще. Как икона может помогать, будучи доской и красками или кусочком картона с типографской краской на нем? На эту тему надо немного задуматься.

Кто знаком с историей Церк-ви, сразу вспомнит, что происходило в Восточной Римской империи (в Византии) в VIII–IX веках, когда эта мысль, что икона – это просто доска и краски и помогать она ничем никому не может, а только может занимать какое-то место, вошла в сознание разных культурных, интеллигентных людей. И они решили, что вообще от икон надо избавляться. Получился ужасный период церковной жизни (примерно 150 лет) под названием «иконоборчество», со своими очень серьезными конфликтами (и человеческими, и организационными, и связанными с властью, и богословскими).

Это не были просто бандиты, которые грабили церкви в советское время, нет, – это были культурные, интеллигентные люди, в том числе и в высшей церковной иерархии, которые были убеждены, что надо вообще освободиться от икон как таковых, ибо мысль о том, что икона будет помогать, нарушает строй церковной жизни.

Потребовались огромнейшие усилия Церкви, ее великих людей, великих столпов Православия (таких, как преподобный Иоанн Дамаскин), чтобы это прояснить и чтобы период иконоборчества закончился, чтобы мы (начиная с IX века) отмечали наш праздник – Торжество Православия (первое воскресенье Великого поста): восстановление почитания икон. Восстановление, ибо было очень серьезное время, когда говорили: «Ходят какие-то люди странные и говорят, что икона может помогать кому-то. Икона – это же идол. Мы христиане, а не идолопоклонники: таких идолов надо устранить». Это очень серьезный разговор, друзья мои.

Вам надо немного прояснить свое понимание, что такое икона – помимо того, что это доска и краски: чему она помогает (нашей христианской вере, христианской жизни, восприятию невидимой духовной реальности) и почему так нам важна, почему на Руси, в Русской Церкви (и во всей Православной Церкви) особое почитание икон Пресвятой Богородицы, почему их так много. И когда кто-то начинает говорить: «Вот эта Богородица помогает при плохой торговле, а вот эта – при плохой учебе, а эта лучше всего от перепоя или с похмелья» – не надо слушать и не надо особо на таких топать ногами. Мы только что говорили: учитесь, друзья, чтобы малограмотность не сбивала вас с толку.

А как же чудотворные иконы, чтимые образа? Эта мироточит, а эта не мироточит – почему так?

– Фраза «чудотворная икона» – это один из случаев так называемой метонимии: переноса смысла, переноса значения. Чудотворен только Бог – Он совершает чудеса, но они происходят в нашей материальной жизни, в нашей истории (если говорить о чудесах общественного порядка), нашей личной жизни, и проявляются в связи с какими-то материальными предметами.

В связи с размахом иконописной традиции, с огромным числом различных почитаемых икон Пресвятой Богородицы в русской истории мы находим немалое количество чудесных и знаменательных явлений, начиная от каких-то чудесных исцелений. Ведь что такое человеческое здоровье? Оно очень важно в материальной жизни. И вдруг безнадежно больной ребенок или молодой человек (слепой, хромой или психически больной) в присутствии какой-то иконы после молитвы перед ней обретает исцеление. Да, икону назовут чудотворной, но так называют по-русски, и не надо цепляться к словам. «Чудотворная икона» – это икона, в связи с которой люди запомнили какое-то чудесное, замечательное, важное для них явление.

Вся русская нация вспоминает Казанскую икону Пресвятой Богородицы, в связи с которой произошло действительно чудо национально-глобального масштаба: чудо восстановления русской нации. Кто немного изучал историю, не может не изумиться тому, что в начале XVII века русская нация должна была исчезнуть, как исчезли национальности в Латинской Америке в результате захвата ее конкистадорами – сегодня мы видим, что инки и другие цивилизации Южной Америки исчезли, их там нет, Латинская Америка захвачена испанцами и португальцами, они установили там свой порядок.

Россия (Московия) была практически в той же самой фазе под натиском трех мощных европейских сил: польско-литовского государства Речи Посполитой, Турции с юга и Швеции с севера. Еще чуть-чуть – и все привело бы к тому, что Московии не стало. Вдруг в 1612 г. что-то произошло, и в XVII в. Московия пошла на взлет. Это действительно чудо. И Казанская икона Пресвятой Богородицы сопровождала войска князя Пожарского при его штурме Москвы, где были поляки. А поляки там были не просто как какие-то хулиганы – они там были по приглашению московских бояр, поэтому считали, что их корона будет властвовать. Нет, не получилось.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Почему Господу Иисусу Христу нужно было креститься от пророка Иоанна Предтечи?»

– Ответ достаточно простой. Иоанн Креститель был Предтеча. Что значит «Предтеча»? Тот, кто впереди. Понятно, что Спаситель вышел к нему, чтобы он показал, впереди Кого тот идет. Это одна сторона. Другая сторона – сам факт крещения, принятие этого омовения водами Иордана без того, чтобы омываться от каких-то грехов, как прочие люди, но чтобы показать Себя соучастником человеческого рода, ничем не отличающимся от людей, кроме отсутствия греха: греха нет у Христа Спасителя, а все остальное есть – и Он проходит те же самые жизненные фазы, то же самое поклонение, почитание Бога Отца, социальные процессы и явления, как и каждый из Его современников.

Я вам советую посмотреть на замечательную картину Иванова «Явление Христа народу» (в Москве она есть в Третьяковской галерее, в интернете ее тоже увидите), там в живописном образе эта идея доносится: что это один из нас – Бог, ставший Человеком. Без этого нет христианства.

Еще один вопрос: «Если человек создан по образу и подобию Божию, то, вероятнее всего, человек может стать богом? Это правильное суждение? Как это растолковать?».

– Еще Афанасий Великий произнес такую фразу: я животное, но получил задание стать богом. Или по-другому: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Но у нас в русском языке и других европейских языках мы отделяем Бога, Который пишется с заглавной буквы (Бог как Божество), и бога, который пишется со строчной буквы.

Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси, – говорит Псалмопевец в Книге Псалтирь («вы уже боги», – говорит он.) Но обращается он не к богам, естественно, а к судьям, то есть к «высшему эшелону» израильского сообщества. Иными словами, обожение (приобщение в той или иной форме Божественной природе или Божественным функциям) присуще человеку: интуитивно люди чувствуют, что их дом – не земля, а Небо.

У Тертуллиана есть замечательная фраза, что душа человека по природе христианка. Человек это чувствует. И все религиозные движения в той или иной форме служат этому восхождению человека к Небу. Но достичь Неба, как мы заявляем на основании христианского учения, нам позволил подвиг Воплощения, крестной смерти и Воскресения Спасителя. Следуя за Ним, мы становимся похожи на Него, мы приобщаемся Его Плоти и Крови в таинстве Евхаристии и тем обретаем некие качества Божества. Какие именно? Это скрыто, таинственно и очень индивидуально, потому у нас и есть святые в нашей Церкви, потому мы их и почитаем. Это те, кто в этом преуспел больше других. Но каждому из нас эта дорога открыта. Святость ваша есть воля Отца вашего Небесного – эта фраза есть в Новом Завете: воля Божия есть освящение ваше.

Часто люди стараются исповедоваться непосредственно перед Причастием, «чтобы было меньше грехов». Как быть с этим суждением?

– Здесь немного формализм уже начинает заедать.

Человеку начинает казаться, что сейчас он будет совсем чистенький и уже будет достоин Причастия? Мы причащаемся не по достоинству, а по любви, которую к нам питает Господь. Нет достойных Причастия людей – почитайте молитвы перед Причастием, в Последовании ко святому Причащению сказано черным по белому: «Несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея» – и во всех других молитвах то же самое.м

Учение Русской Православной Церкви о достоинстве и правах человека говорит, что наше достоинство реализуется через наше смирение – через наше осознание своих недостоинства, слабостей, грехов: то, что мы помним, ощущаем и осознаем, мы приносим перед Господом в таинстве Покаяния.

В Русской Церкви есть замечательный, разумный и плодотворный обычай соединять эти два таинства: совершать Покаяние (Исповедь), после чего причащаться Святых Даров. С какой временной задержкой это происходит – это на ваше усмотрение и усмотрение священства. Как правило, люди приходят на вечернее богослужение (всенощное бдение, если это в субботу вечером), во время богослужения (если есть второй священник) или после него совершается таинство Исповеди, утром уже Литургия, когда нежелательно отвлекать священника от богослужения и самим не отвлекаться от Литургии. Вот что очень важно.

Бывает так в больших храмах, что один священник совершает Литургию, а другие стоят где-то в уголках и принимают Исповедь у тех, кто не удосужился исповедоваться накануне. В результате эти люди, которые стоят в очереди, о чем-то рассуждают, листают какие-то свои многотомные заметки с грехами, не участвуют в Литургии: ногами они, может, и пришли, но своим сознанием, молитвой они в Литургии не участвуют. Это плохо.

У людей, конечно, разный график работы. Бывает иногда, кто-то пришел в церковь и говорит: «Батюшка, а я причащусь, если благословите, не завтра, а послезавтра. Можно?» И священник, если знает этого человека, скажет: «Да, можно».

В особые периоды церковной жизни, на время Рождественского, Богоявленского или Пасхального праздника, есть этот промежуток между Исповедью и Причастием (или даже Причастиями – если люди несколько раз причащаются, то может и больше времени пройти). А если, не дай Бог, что-то случится, какой-то факт, тогда снова исповедуйтесь (но не просто «на всякий случай подбегу к священнику и что-нибудь ему пробормочу»).

Вопрос телезрительницы: «Если я правильно понимаю, мы молимся об основополагающих вопросах – о работе, о здоровье своем и близких – Господу и Богородице. А святым мы можем молиться только чтобы предстояли за нас перед Богом?».

– Неправильно. Ваша мысль ошибочна и может кое-кого сбить с толку – кто-то посмотрит, потом скажет: «О, на канале «Союз» сказали, как надо молиться Богу и Богородице». Ни в коем случае никогда мы не можем ставить знака подобия между Богом и человеком, а Пресвятая Богородица – это человек. Почему возникло наше уважение и почитание Пресвятой Богородицы? Она дала земное бытие, человеческую природу Богу.

Войдите в любой храм или дом какого-нибудь православного человека и посмотрите, каких икон там больше всего – и вы увидите, что больше всего икон Пресвятой Богородицы. И человек, враждебно настроенный к Православию или просто малообразованный, скажет: «Вот видите – у них не Бог, у них здесь богиня: Она у них божество». Но это грубейшее заблуждение, к которому наши римо-католические партнеры по религиозному диалогу еще сравнительно недавно применяли очень строгие меры (не будем о них говорить, мы не будем им подражать), это страшнейшая ересь, состоящая в том, что не может быть никакого равенства между Богочеловеком и человеком.

Следующий шаг в этом рассуждении состоит в воспоминании о том, что мы веруем в единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь (после того как исповедуем веру в Святую Троицу). Так вот, Церковь объединяет в себе Бога и людей. И Пресвятая Богородица – это Та, Которая дала человеческое наполнение Церкви. Почему Ее называют «наша Мать»? Это не просто какое-то уважительное, почтительное обращение – это действительно указание, что Пресвятая Богородица по человечеству служит Матерью, Основоположницей земной Церкви: Господь Бог служит Главой Церкви, Основателем Церкви как Бог, как Человек, Она, родившая Его, – Ему Мать. Поэтому в Символе веры мы не упоминаем Пресвятую Богородицу (естественно, и никого из святых), – но когда мы произносим: «Во единую Соборную Апостольскую Церковь», мы помним, что в начале Церкви стоит Она.

Поэтому и икон Ее больше всех, больше, чем икон Богочеловека. Богочеловек имеет в Себе Божественное начало, мы находимся с Ним не в столь естественных материально-близких отношениях, как с Пресвятой Богородицей: Она, будучи полностью человеком (таким, как мы), естественно, нам близка.

Вы скажете: «Вот портрет моей родной матери, моего родного отца, брата, сына» (это люди одного состояния с нами, одной природы) – так и Она с нами одной природы. Если Спаситель Иисус Христос – одно Лицо в двух природах, то Богородица в одной и той же человеческой природе. Это определяет нашу близость к Ней.

Отделять Пресвятую Богородицу от других святых ошибочно. Другие святые люди идут вслед за Ней, за Христом, наша молитва обращена к любому из них, но церковное начало идет от Пресвятой Богородицы – Ей отдана такая честь.

Еще можно вот что добавить. Не надо отождествлять молитву с каким-то выпрашиванием. Да, мы просим. У нас есть наши родные и близкие люди, мы что-нибудь у них просим, но мы этого не стесняемся ни капельки. Но если кто-нибудь скажет: «А что тебе дает отец или мать?», мы скажем: «Извините, любезный, вы ничего не понимаете в человеческой жизни, в человеческой дружбе и любви». Они действительно нам что-то дают, но не в этом дело – это наши родные, близкие люди. Ровно то же относится к святым, к Пресвятой Богородице и к Самому Господу, молитва Которому состоит из прославления, исповедания веры, покаяния и в том числе прошения.

Вопрос телезрительницы: «Часто по каналу “Союз” я слышу из уст влиятельного духовенства, что Господь – одна любовь: Он не гневается, не наказывает, это ты сам себя наказываешь. Я уже не говорю о Ветхом Завете, но в Послании к Евреям апостола Павла четко говорится, без всякого иносказания: ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».

– Правильно. А слово «наказание» что означает в церковнославянском контексте? Смысл единственный и простой: «наказание» – это «научение». А что касается «бьет сына» – это метафора. Понятное дело, в те времена научение сопровождалось некоторыми физическими воздействиями. Кто-то рассказывал, что детей пороли по субботам специально – причем независимо от того, виноваты они в чем-то или нет. Просто так их пороли: чтобы они держали тонус. Нет, мы не применяем таких мер к воспитанию детей.

Что касается гнева Божия, вы можете прямо, без всяких иносказаний, говорить: «Бог гневается на вас, прогневался» (особенно в ветхозаветных историях). Богословие сразу поясняет: это антропоморфизм – человеческая форма, человеческие образы, которыми передаются некоторые взаимоотношения человека и Бога. Очень хорошо говорит Антоний Великий – сказать, что Бог уходит от человека, скрывается от него, все равно что сказать, что солнце скрылось от того, кто закрыл глаза или ослеп. Солнце светит, но я могу его видеть и не видеть.

Бог гневается – значит, я что-то делаю и получаю результат. Если кто-то разбежится и ударится головой о бетонную стену, что произойдет? Большая шишка. Это Бог разгневался? Нет. Бог каким был, таким и остался. Стена как была, так и осталась, но если вы бьетесь об нее головой, получите результат.

Я попрошу Вас подытожить нашу программу и обратиться к нашим телезрителям.

– В связи с учебным годом скажу: учитесь, учитесь! Православное просвещение нам необходимо на сегодня. Оно всегда было нужно, люди тяжело работали, не имели грамотности, не имели возможности получать это просвещение и образование. Сегодня есть все возможности – пожалуйста, пользуйтесь ими.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс