Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1029) → Священник Олег Герасимов: Чудо как явление милости Божией

Священник Олег Герасимов: Чудо как явление милости Божией

№36 (1029) / 16 сентября ‘19

Беседы с батюшкой

Каждый раз, когда мы говорим о чуде, появляется множество вопросов. Если мы ищем только чуда в нашей жизни, то, может быть, мы не настоящие православные христиане? Если же исключить чудо из нашей жизни, то, наверное, тоже можно сказать, что мы не очень православные христиане… Вопрос: что же такое чудо?

– Вопрос, конечно, очень глубокий, и на эту тему можно много говорить. Но, я думаю, надо начать с чудес, которые мы знаем из Евангелия. Прежде всего Сам Господь Иисус Христос творил чудеса: чудо в Кане Галилейской, чудо воскрешения мертвых, чудо исцеления. Но все толкователи сходятся на том, что Господь никогда не творил чудес, чтобы кого-то удивить, кого-то обескуражить, кого-то покорить; Он всегда творил их по необходимости. Возникла потребность насытить 5 000 человек: зачем идти в соседнее селение что-то покупать, когда нет денег? Есть 5 хлебов. То есть Он творил чудо на потребу, когда было нужно. И так можно сказать о любом чуде.

Мы можем сказать, что Господь никогда не творил напоказ. Будучи пригвожденным к Кресту, на крики иудеев «Сойди с креста, тогда мы в Тебя уверуем», Он не стал этого делать: Он прекрасно понимал, что чудо по требованию – это насилие над человеческой волей. Поэтому чудо – это всегда милость Божия; это событие в жизни Церкви или какого-то отдельного человека, который может увидеть в этом чудо. А другой человек скажет: «Да никакое это не чудо, это просто совпадение». Насчет совпадений я слышал, как один из наших уже почивших епископов Василий (Родзянко) говорил: «Я перестаю молиться, и совпадения прекращаются».

Смотря как посмотреть, что происходит в жизни: посмотреть так – это чудо; посмотреть по-другому, скептически – вроде никакого чуда нет. Тем не менее, каждый человек может в своей жизни вспомнить случай, когда он может сказать: «Да, здесь действительно был Господь, Он был рядом, Он мне помог, кто бы что про это ни говорил».

Так что чудо – действительно, милость Божия. И при определенном взгляде чудеса можно замечать буквально на каждом шагу, – а можно проходить мимо и говорить: «Совпадение».

В нашей жизни бывают события, о которых мы не можем сказать, что это случай. Господь часто обращается к нам с чудом, чтобы мы либо обновили свою веру, либо обрели ее. Чудо в этом случае – свидетельство нашего маловерия?

– Хороший вопрос. Знаете, очень часто люди приходят на Исповедь и каются в маловерии. Тут мне сразу вспоминается отец отрока, который пришел к Христу с просьбой: «Исцели моего сына». Христос задал ему вопрос: «Веруешь ли ты, что Я могу его исцелить?» И фраза «Верую, Господи! Помоги моему неверию», мне кажется, дает исчерпывающий ответ на то, как укрепить веру, если она не очень сильна.

Могу сказать по своему опыту и опыту людей, с которыми мне доводилось общаться, что как только человек говорит: «Я глубоко верующий» или: «Я истинно верующий», это сразу настораживает – самому оценить глубину своей веры просто невозможно. Гораздо большее доверие вызывают люди, которые говорят: «Ой, я маловер». Тогда мне на ум приходит совет, который, как правило, я даю: на самом деле вера укрепляется, когда ты ходишь по лезвию, готов впасть в сомнение, когда твой опыт, здравый смысл и окружение говорят, что это невозможно, и ты на какой-то момент даже начинаешь сомневаться, но потом говоришь: «Нет, Господь рядом». В этот момент происходит то, что тебя укрепляет в вере: ты становишься на миллиметр ближе к Богу – чуть глубже в своей вере.

Поэтому укрепить свою веру, побороть свое маловерие можно только «балансируя по лезвию». Каждый раз Господь не делает что-то совсем очевидное: «Смотри, вот Он Я», – нет. Ты сам реши, Господь здесь или доктора хорошие? Или просто у тебя денег хватило, чтобы купить какую-то услугу, которую тебе сделали? Но могу сказать, что никакие деньги не купят веру.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Я хочу рассказать, что я бывшая пьяница и уже умирала. Сестра сказала маме: «Мама, молись 40 дней перед иконой „Неупиваемая Чаша”». Моя мама 40 дней молилась, а я лежала и умирала. И через 40 дней я как будто и не пила вообще – произошло чудо: Богородица меня все-таки вытащила, умолила Своего Сына, чтобы я осталась в живых. Я ведь практически умирала, лежала живым трупом. Это чудо произошло!»

– Помоги вам Господь! Я искренне рад за вас. Икона «Всецарица», в честь которой назван наш храм, тоже славится тем, что к ней обращаются люди с очень тяжелыми болезнями. Я, конечно, не приветствую, когда иконы или святые «делятся по сферам»: что какой-то святой за то «отвечает», другой – за то.

Мы все-таки молимся Богородице, – но мы знаем, что есть случаи исцелений от онкологических заболеваний или, как в вашем случае, от греха винопития по молитвам пред конкретными иконами Божией Матери.

Я очень за вас рад, это действительно чудо, причем очевидное для всех.

Есть чудеса менее очевидные. Но то, что чудо очевидно для вас, очень важно; теперь самое главное, чтобы оно не пропало втуне, чтобы вы не только мамочку поблагодарили, что она молилась за вас, но чтобы вы стали чуточку ближе к Церкви: надо и поисповедоваться, и причаститься, в общем, постараться двигаться в эту сторону; грех имеет такую особенность, что может повторяться, к сожалению.

Спрошу об одном из самых главных чудес в нашей жизни – о молитве: о силе ее мы мало догадываемся. Этот звонок телезрительницы – яркий пример, как молитва другого человека помогла спастись от греха винопития. А ведь сила молитва нам самим даже неизвестна…

– Да. Иногда просят: «Помолись за меня». Легко сказать. А как? Надеть епитрахиль, встать перед образом, начать молебный чин: «Благословен Бог наш...», или это должно быть как-то иначе? Об этом для меня есть 2 основополагающих мнения, которые я в свое время вычитал.

Первое. Не помню, из какого источника я вычитал, как некий странник остановился у священника – совсем не книжного сельского батюшки, – который разделил с ним скудную трапезу, оставил у себя переночевать, чтобы тот с утра шел дальше. Этот странник случайно проснулся ночью и увидел, как батюшка стоит перед иконой, и было полное ощущение, что он теребит Христа за хитон: «Господи, Ты помяни вот этого, он такой несчастный. И еще вот этого и того...»… У него была такая детская молитва, – и это умиляет. Наверное, там не было какого-то особого чинопоследования, просто этот священник очень хотел, чтобы этим людям было хорошо.

Второе я вычитал у Владыки Антония Сурожского, который давал совет одной своей духовной дочери; точно сейчас не смогу передать, но мне запомнилась основная мысль. Она пожаловалась, что у нее не идет молитва, и он ей сказал, что есть моменты, когда молитва ослабевает. Тогда оставьте вообще правило на время, советует он, а ночью перед сном вспомните тех, кто вам сделал хорошо, тех, кому вы хотели бы, чтобы было хорошо: просто представьте их, подумайте о том, как хорошо, что они есть на свете, и как было бы здорово, если бы у них все было хорошо. Вспомните тех, кто умер. Вот так вспомните всех перед сном и спокойно засыпайте. А потом постепенно это само перейдет в молитву.

Знаете, наверное, молиться за другого – это такое состояние, к которому надо стремиться. Мы не знаем, достигнем мы такого или нет. Когда меня, например, просят помолиться, я не скажу, что я всегда становлюсь и начинаю перечислять имена со знанием дела. Но иногда звонят и говорят: «Батюшка, спасибо! По вашим молитвам...» Если есть такая весточка, значит, наверное, Господь слышит – и не обязательно при этом как-то все формализовать. Это, конечно, немножко соблазнительная мысль, но мне радостно, что как-то удается поучаствовать в судьбе людей, которые мне небезразличны, мягко говоря. Таких людей все больше и больше, храм у нас замечательный и люди собираются замечательные – и так хочется, чтобы у них все было хорошо. А что для этого надо сделать? Молиться. Вот, молимся – как можем.

Я хотел спросить еще об одном чуде, которое мы часто тоже не осознаем, – момент нашего духового рождения, Крещения. Наше отношение к своей жизни без упования на Господа превращает нашу жизнь...

– ...в бессмыслицу. Какой смысл в жизни? Продолжать род? Для чего? Действительно, нашу жизнь делает полной только высший смысл. Я прочитал у одного автора (даже не православного), что достижимая цель – не цель, а как бы этап: цель всегда должна выходить за рамки. Цель нашей жизни должна быть за рамками нашей жизни. Какой бы веры человек ни придерживался, он не может это отрицать, ибо любая цель, которую человек поставит в пределах этой жизни, достижима. Ну достиг – а дальше что?

Поэтому каждый человек так или иначе Бога ищет. Таинство Крещения – вопрос особый, он требует отдельного разговора: сейчас это вопрос дискутируемый, поскольку к Крещению сейчас относятся, мягко говоря, по-разному – это таинство, к сожалению, во множестве случаев воспринимается как некий обряд (я даже слышал слово «церемония»), который надо обязательно провести. Причины анекдотические – начиная с того, чтобы здоровенький был, чтобы кушал хорошо, и заканчивая очень пафосными, касательно ангела-хранителя, которого Господь обязательно даст крещаемому, или чтобы к вере пришел (как будто так просто человек к вере прийти не сможет)…

Крещение – это, безусловно, таинство, вне зависимости от того, как к нему относятся люди, которые к нему подходят. Священник, совершая таинство, создает все предпосылки, чтобы это таинство было совершено правильно. Существует в догматике такое понятие как «действенность». Есть «действительность таинства» – когда священник совершает правильные действия, произносит правильные формулы, тогда таинство считается действительным, – а вот «действенность таинства», то есть его влияние на конкретных людей, зависит не только от священника, а (в том числе – и в главном) от людей, которые к таинству приступают (будь то таинства Крещения, Венчания и другие).

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Вы разрешили рассказывать про свои чудеса. Каждое утро – само уже чудо!.. Расскажу такое. Две недели тому назад встала утром, а в глазу как ком: не могу открыть. Расстроилась, села на диван, подумала, что надо идти к врачу. Сижу и говорю: «Господи, вразуми, что мне делать?». И Господь меня вразумил, я в это верю: я святой водичкой глазик промыла – куда чего делось? И знаете, я даже не удивилась, а просто поблагодарила Господа. И еще быстренько расскажу одно. Зимой у нас на дороге был лед, и утром застряла машина. Вечером выхожу – машина все буксует. Мне жалко стало, я начала произносить Господню молитву – и машина поехала. Я его вслед перекрестила, а водитель мне даже посигналил. Разве это не чудо? Спасибо, что выслушали меня».

– Здесь есть такая опасность: когда такие явные чудеса Господь являет, тут же бес нас подстерегает, чтобы поселить в нас самомнение: «Вот я какой молитвенник». Вот этого надо остерегаться. А так – конечно, это чудо! Однажды женщина мне рассказывала: шла она по лесу и увидела оброненный кем-то красивый гриб, явно выпал из чьей-то корзинки. Она его не взяла. Идет дальше – точно такой же гриб Господь ей в утешение посылает, только гриб растет. Она его срезала, порадовалась, а потом возник маленький укольчик тщеславия. Я ей говорю: «Самое главное чудо, что вы это тщеславие заметили: то, что гриб вам Господь подарил, – это, безусловно, чудо; но что Вы заметили последовавший укол тщеславия, с которым надо бороться, – это гораздо более ценно и важно».

Чудеса заметны только тому, кому они предназначены. Мне кажется, если быть очень внимательным к своей жизни, то чудеса буквально на каждом шагу, только подмечай.

Телезрительница очень хорошо сказала: чудо в том, что мы просыпаемся каждое утро. Конечно, мы испытываем Господа, засыпая без молитвы, просыпаясь не перекрестив лба. И одно из самых главных чудес, что Господь милостью Своей до сих пор нас терпит. Часто ли Вам приходится служить благодарственные молебны?

– К сожалению, не очень часто. Как-то так повелось, что люди приходят в храм, как правило, когда что-то стукнет по голове – со слезами. Тут самое главное – вразумить человека и некорректный вопрос: «Господи, за что?» трансформировать в вопрос: «Господи, для чего? Если Ты мне это послал, что Ты имел в виду?».

Я абсолютно верю, что Господь посылает только то, что полезно для меня, только то, что мне действительно нужно. Если я это воспринимаю как нечто для себя несправедливое, незаслуженное или как то, что я не должен был получить, и возникает вопрос: «Что я такого сделал, чтобы такое получить?», то здесь я уже не прав – я зря растрачиваю душевные силы и ничего для души не приобретаю.

Вопрос «Господи, для чего Ты мне это послал?» корректнее, ибо я начинаю понимать, что если эта беда или болезнь мне послана, значит, что-то в своей жизни я должен исправить. Слава Богу, удается людей вот так переориентировать.

Не буду грешить: действительно, есть люди, которые благодарят и приходят просто потому, что им хорошо. Они приходят поблагодарить: «Слава Богу, что так все случилось!», и это очень здорово. Но мы вспоминаем, что и в Евангелии есть эпизод, когда 10 человек исцелились и только один вернулся поблагодарить; и это, к сожалению, скорее правило, чем исключение. Будем стараться, чтобы в нашей жизни это стало все-таки исключением.

Мы верим, что чудо является только в каких-то очень ценимых образах. Например, иконы мироточат. Есть большой документальный фильм, как ученые пытаются опровергнуть, но в результате доказывают чудеса, которые совершаются, в том числе по мироточению. Мне очень понравилось, как один белорусский батюшка сказал, что чудеса у нас происходят в обыкновенном порядке: «Если у нас мироточит икона, то мы просто берем миро и используем его для помазания верующих людей» – они не обращают внимания на это. Но мы очень любим и почитаем мироточивые иконы, и как только в храме выставляется мироточивая икона, то сразу множество паломников. Вопрос, конечно, очень сложный, но все же: насколько это для нас может быть полезным или вредным?

– Мне кажется, что здесь нужно к самому факту мироточения относиться как к чуду. Икона мироточит – это означает, что Господь рядом. Причем попытки как-то это упорядочить и говорить, что мироточат только каким-то особым образом написанные иконы, мы не можем: мироточат и иллюстрации, и бумажные иконы, и всякие. Мне кажется, с большей осторожностью надо относиться к попытке это истолковать – это всегда порождает какие-то разнотолки.

Мы знаем примеры, что иконы мироточат и в ознаменование каких-то нехороших событий, и как показатель чего-то благодатного, в хорошем смысле этого слова. Поэтому мне позиция этого белорусского батюшки очень нравится: мироточит икона – слава Богу, Господь рядом. А мы даже не сомневались в этом. То есть, конечно, сомневались, но вот еще одна маленькая капелька делает нашу веру чуть более глубокой. И правильно, что используют миро по назначению – для помазания верующих. При этом не приписывая такого, что сейчас вы помажетесь, то исцелитесь: это тоже был бы уход в какую-то другую сторону. Мы благодарны, что Господь показал нам: Он рядом. Мы и так это знали, но лишний раз в этом убедиться – полезно.

У меня еще вопрос, ответ на него, на первый взгляд, очевиден: может ли Господь обратиться к любому человеку, в том числе к иноверцу – к верующему инаково? Или явить чудо человеку неверующему?

– Я думаю, однозначно может. В Евангелии сказано, что Господь посылает дождь на праведных и неправедных, и солнце всходит и для добрых, и для злых. Другое дело, какие выводы человек из этого сделает, и обратит ли его это к Богу? Что чаще всего Господь являет нам Свои чудеса (что бы кто под этим ни понимал), чтобы человек вспомнил, что надо иногда голову-то на небо поднимать и жить не только в суете и заботах, которыми он сейчас занят (мол, потом выйду на пенсию и начну молиться). Надо помнить, для чего мы пришли в этот мир!..

Мне очень нравится образ командировки: мы здесь в командировке – мы, конечно, можем заняться обустройством своих апартаментов или общежития, но забывать, для чего мы посланы, мы не имеем права, хотя бы потому, что рано или поздно мы обязательно вернемся домой. Обязательно! А вот куда мы вернемся и с чем – это зависит от того, откликнемся мы на чудеса или нет. И тут совершенно неважно, кто какой веры – Господь обращает совершенно разных людей: от махровых атеистов до людей из других вер. Поэтому я очень верю, что Господь Сам покажет каждому, куда и как ему идти. Наше дело не помогать Ему нас спасать, а не мешать.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс