Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1028) → Священник Иоанн Парамонов. Так надо возлюбить Христа, чтобы иной жизни – без Христа – просто не мыслить: вот в этом и будет наше спасение

Священник Иоанн Парамонов. Так надо возлюбить Христа, чтобы иной жизни – без Христа – просто не мыслить: вот в этом и будет наше спасение

№35 (1028) / 9 сентября ‘19

Беседы с батюшкой

Не так давно в Екатеринбурге прошли Царские дни – череда памятных мероприятий, посвященных Святой Царской Семье и их верным слугам, день памяти Алапаевских мучеников – Елисаветы Феодоровны, инокини Варвары и их спутников. В эти дни особые торжества проходят в Екатеринбурге, но эти святые вспоминаются и по всей России, и за рубежом. И если Императора, Императрицу, их детей мы вспоминаем особо, то верных слуг так и принято называть – «их верные слуги». В 2016 г. страстотерпец Евгений Боткин был причислен к лику святых – соответственно, это уже не просто их слуга, а святой врач, которому Православная Церковь молится, есть икона этого святого, освящаются храмы в его память (в частности, ваш приход). Как думаете, что нужно сделать, чтобы верные слуги стали известны?

– Когда мы говорим о Царских днях и Царской Семье, мы вспоминаем Царя, Императрицу, их детей. Сравнительно недавно (с 2016 г.) стали говорить и о святом страстотерпце праведном Евгении, враче. Мы очень мало, к сожалению, знаем о времени царствования НиколаяII, наипаче о тех людях, которые его сопровождали в последний год его жизни, послужив Богу, Отечеству и Государю, как святой страстотерпец Евгений, врач.

Особая тема – это работа Комиссии по канонизации святых, в частности комиссии Екатеринбургской епархии, которую возглавлял схиархимандрит Авраам. Как бы там ни было, Евгений Боткин ныне милостью Божией причислен к лику святых, строятся новые храмы в его честь, в том числе в нашей области строятся храмы в Екатеринбурге и Первоуральске.

Вы задали правильный вопрос: что нужно сделать, чтобы мы о них больше узнали? Прежде всего, это храмостроительство. Ведь храм – не просто место, где совершается богослужение (хотя это самое главное). Это еще призыв к людям. Любой храм – это памятник тому или иному событию, исторической личности либо святому. Помимо богослужения храм занимается просветительской работой: в любом приходе есть воскресная школа, практически у каждого прихода появляется страничка в социальных сетях или собственный сайт – это и есть та капля в море, которая постепенно нам даст возможность понять и осмыслить подвиг людей, сопровождавших Царскую Семью.

Ведь кто такой Евгений Боткин? Это прежде всего русский мужик, который остался верен своему слову, долгу, чести. Хотя все отвернулись от Царя, он остался верен ему. Это немало стоило в те времена. Это немало стоит в любое время, в том числе и сегодня. Чему можно научиться у этого святого – тема неисчерпаемая.

Например, наш приход Евгения Боткина еще не имеет храма. Мы арендуем помещение в здании АО «Первоуральская типография» – приспособили его под храмовые нужды и пытаемся заниматься храмостроительством. Не мне говорить, как сейчас сложно решаются вопросы, с какими проблемами приходится сталкиваться. Но в любом случае, если есть искушения, значит, по слову апостольскому, мы идем правильной дорогой.

Итак, первый путь – строительство храмов. Второй путь – деятельность самого прихода, просветительская деятельность. Например, на страничке нашего прихода (hrambotkina.ru) мы все делаем, чтобы как можно больше, понятнее, доступнее рассказать о подвиге святого страстотерпца Евгения, врача, и о жизни современного прихода – я думаю, это первое, что можно на сегодня сделать. А далее это, конечно же, и издание книг, и исторические конференции, которые проходят в том числе на территории Екатеринбургской епархии, посвященные памяти новомучеников и исповедников Российских.

Нет сомнения, что через некоторое время нам придется по-новому посмотреть на историю XX века, поскольку появляются новые сведения, новые святые, и это все открывает страшную трагедию нашего народа в XX веке. Это тоже переосмысление, переформатирование сознания, когда мы узнаем больше, когда узнаем правду, когда открываем для себя национальных героев, героев духа. Каждый православный человек должен потрудиться в этом, призывая в помощь новомучеников и исповедников Российских, Царскую Семью, их верного слугу Евгения Боткина, и учиться у них верности долгу, слову, чести.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Зачем изучать теологию в светских институтах?».

– Это вопрос на злобу дня. По долгу своей деятельности я бываю на всевозможных конференциях (в том числе международных), посвященных теологии и присутствию теологического знания в образовательном и научном пространстве. Вопрос, который вы задаете, – один из самых основных.

Да, сейчас решен вопрос, что теология стала научной областью, научной специальностью, по которой присуждаются ученые степени. Следующий путь – это как раз присутствие теологии в высших учебных заведениях.

Как теология должна присутствовать в высших учебных заведениях – сказать очень сложно, поскольку теология всегда предметна и сугубо конфессиональна. На сегодня в рамках нашей страны это может быть теология исламская, иудейская либо православная. Что это будут за учебники: на уровне религиозно-философского минимума – либо связанные с конфессиональной включенностью? Ученое сообщество в России пытается прийти к единому мнению. Но все говорят, что теология должна присутствовать. Почему? Теология задает некий ценностный вектор осмысления проблем антропологии, социальных проблем, вообще проблем включенности человека в человеческое общежитие.

По сути, проблема нашего бытия на сегодня – это проблема недопонимания важности теологии как таковой: проблемы терроризма – это ведь проблемы не политические и не экономические, это, в том числе, проблемы диалога культур и отчасти проблемы теологические. Мы очень мало знаем и мало осмысливаем суть проблемы теологического знания и его влияния на формирование ценностной составляющей. Теология в высших учебных заведениях как раз должна создать минимум представлений выпускника о религиозной ситуации в мире – для этого она и должна присутствовать в высшем образовании, без этого никак. И опыт ряда европейских государств тому подтверждение.

Теология присутствует, она востребована, значима и играет определенную роль – задает определенный вектор осмысления многих социокультурных проблем, и незнание основных моментов приводит просто к элементарной невключенности в современные условия цивилизации. Вот так я ответил бы на этот вопрос.

Вопрос телезрителя из Москвы: «В России много крещеных и много отвергающих веру. Многие ходят в храм, исповедуются, причащаются, но выходят из храма и снова попадают в свои страсти, прегрешения. Потом снова идут в храм, зная, что снова согрешат и снова придется каяться. Как Господь к этому отнесется после перехода в вечность? Ты ходил в храм, любил Бога, верил Богу, тем не менее, грешил, не смог стать святым, не поборол свои страсти, грехи».

– Этот вопрос волнует каждого православного человека – это вопрос осмысления, что есть человек. Нет такого человека, как говорит Священное Писание, который прожил бы всю жизнь и не согрешил: все мы грешны.

Вы задаете вопрос, на который я не компетентен ответить. Что будет в вечности? Мы лишь знаем, что Бог нас будет судить судом любви, и это будет не столько суд в человеческом осмыслении, сколько суд оправдания: что ты, человек, сделал, чтобы спастись? Как ты боролся, чтобы преодолеть свои страсти, дурные наклонности?

То, что все мы грешны, бесспорно. Каковы будут методы Суда Божия, что там произойдет, от нас сокрыто – и очень хорошо, что сокрыто. Да, в житиях святых мы находим некие фрагменты того, что будет, но это далеко не полная картина. Задача православного человека – жить сообразно практике церковной жизни, внимательно вчитываться и всматриваться в святоотеческое наследие и преломлять его в своей жизни: без преломления не будет нужного всем нам духовного подвига, который обязательно должен быть у каждого человека, – подвига преодоления себя.

В Церкви есть все, чтобы человек спасал свою душу. Богослужение, таинства, посты, чтение духовной литературы – все это дисциплинирует ум, тело, наш внутренний уклад. Проблема в том, что мы не всегда желаем жить именно такой жизнью. Еще Серафим Саровский говорил, что единственное, что отличает святого человека от несвятого – это решимость порвать со своей греховной жизнью. Блаженный Августин в своей «Исповеди» пишет: «Господи, дай мне целомудрие, но только не сейчас» – видите, человек желает жить чистой, хорошей, светлой жизнью, но его еще утягивает нерешимость, неготовность порвать с греховной жизнью. Да, мы боремся, прикладываем какие-то усилия, но они не всегда венчаются должным результатом. «Господи, помоги и вразуми!». Задача духовной жизни как раз в том, чтобы дойти до состояния, когда человек остается один на один с собой, со своим внутренним миром и понимает, что исцелить его может лишь только Христос. Так надо возлюбить Христа, чтобы иной жизни – без Христа – просто не мыслить: вот в этом и будет наше спасение.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня вопрос – можно сказать, научный. Известно, что Бог – Творец Вселенной, хотя сейчас о творении Вселенной масса всяких гипотез. Если Бог – Творец Вселенной, то когда Он ее творил, Он был над творением, то есть выше Вселенной. А поскольку Христос восседает одесную Бога Отца в Царствии Небесном, тогда, получается, Царство Небесное тоже вне нашей Вселенной?».

– Царство Небесное внутри нас есть. Знаете, Церковь начинает свое главное богослужение, Божественную литургию, возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» – Царство Небесное начинается уже здесь, среди нас, оно не где-то там – это то, как мы созидаем нашу жизнь.

Божественная литургия – это в том числе и путешествие в Царство Небесное. Богослужение в храме – прообраз Царства Небесного. Опять повторюсь, многое сокрыто от нашего сознания, потому что человеческий ум не готов воспринять целиком и полностью Божество. Мы воспринимаем Бога так, как Он нам открылся в Священном Писании, в Предании Церкви; все остальное сокрыто, но Царство Небесное начинается именно с нас самих, с нашего внутреннего мира.

За богослужением священник часто в определенный момент желает: «Мир всем» – все, что происходит в храме, необходимо принимать с внутренним миром, а это достигается духовной практикой – и молитвой, и сосредоточенностью, и умением свой ум подчинить строю богослужения и так далее. Царство Небесное – это то, что начинается с меня, как я готов его воспринять, и находится оно внутри нас.

Объясняя, зачем нужна теология в светских вузах, Вы сказали про европейский опыт. Как сейчас развивается теология как наука, как дисциплина у нас в России, и, может быть, сравнить с тем, как это представлено за рубежом. Что рассказывают люди, приезжающие из других стран? Какие тенденции есть там?

– Милостью Божией и благодаря пониманию государственных структур на сегодня у нас в стране проходит ряд международных конференций, симпозиумов, посвященных проблемам теологического образования не только в России, но и в ряде европейских государств. Я постоянно бываю на этих симпозиумах (в частности, в Университете дружбы народов), куда приезжают представители различных европейских государств и делятся своим опытом: как теология присутствует в их странах, в частности, именно в государственных вузах.

Если говорить о сложившейся тенденции, то она, конечно же, печальна. Печаль в том, что в ряде некогда христианских государств преобладает интерес именно к исламской теологии – это некий звоночек, предупреждение, что мы должны быть начеку. Но интерес к теологии как таковой в принципе не снижается. Есть определенная группа людей, кому интересна теология, для кого теологическое образование востребовано, но это имеет свои нюансы.

В целом теологическое образование в Европе воспринимается как хорошая гуманитарная база для выстраивания иных компетенций будущего профессионала: получая теологическое образование, на базе уже только этого образования человек может приобрести иные специальности и иной опыт взаимодействия с людьми в обществе. Именно так, к сожалению, воспринимается теологическое образование. В нашей же стране теологическое образование имеет конфессиональную окраску, пока сохраняет некое единство конфессиональное, и нам важно, чтобы человек, получая фундаментальное теологическое образование, был включен в жизнь Церкви: теолог в отрыве от церковной жизни – это, получается, более философ, нежели теолог как таковой, либо религиовед, хотя есть колоссальнейшая пропасть между теологией и религиоведением: это абсолютно разные направления исследований феномена религии.

У нас есть разрывы с европейским опытом (я не скажу, это плохо или хорошо, это объективная данность), и в то же время нам есть чему поучиться у Европы: поскольку там теологическое образование не преследовалось государством (как у нас это было несколько лет назад), там есть соответствующий опыт присутствия теологии в светских вузах. Мы говорим об общеевропейском диалоге в системе теологического образования, который и позволит нам в дальнейшем выстроить свою уникальную модель присутствия религии в образовании.

Сейчас ни у кого не возникает вопросов (лишь только, может быть, у наших недоброжелателей) о том, что теологические знания должны быть включены в содержание образования. Но как они должны быть включены – вот это, действительно, проблема. Если мы берем школьное образование, то в школе на сегодня есть некий компромисс.

Есть курс, который называется «Основы религиозных культур и светской этики», он состоит из 6-ти модулей – основы православной культуры, светской этики, исламской культуры, мировых религий и так далее: учащимся 4-го класса на выбор предлагается изучить тот или иной модуль. Далее мы говорим об образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России». Здесь тоже есть поле деятельности, чтобы религиозные компоненты включить в содержание образования. Но возникают вопросы: каково содержание, какова готовность педагогов к реализации данного религиозного компонента, как сделать так, чтобы не нарушить принцип светскости, а придать культуросообразность преподаванию основ религии – и другие. И здесь как раз необходимы совместные усилия и теологов, и представителей научно-педагогической общественности, чтобы сгладить все возникающие вопросы. Этому и посвящены конференции, которые проходят на сегодня.

Кстати, здесь очень интересна инициатива Русской Православной Церкви: образование и появление Научно-образовательной теологической ассоциации (так называемая НОТА). Ее задача как раз заключается в том, чтобы объединить неравнодушные вузы в рамках решения проблемы присутствия теологии в государственной системе высшего образования (не только теологического, а вообще гуманитарного образования).

Вопрос телезрительницы из Калужской области: «Я живу в деревне. Иногда мне приходится отвечать на духовные вопросы, и я стараюсь отвечать не «от ветра головы своея», а хоть как-то по учению святых отцов. Один вопрос мне часто задают, да и меня он занимал. Россия всегда ждала и надеялась на хорошего царя, а уж на святого царя тем более. Представляется, что Россия последовательно прошла все этапы, сейчас к капитализму возвращаемся. Ваше мнение: чего нам ждать, на что надеяться? То, что я сейчас скажу, – точно «от ветра головы своея». Я вспомнила, что все возвращается на круги своя. Так вот, на круги своя, по моему мнению, это совсем не царская власть (цари тоже ошибались) – до царей было управление судьями, это, скажем так, прямое управление Господом. Может быть, прямое управление Господом – это и есть путь России?».

– Слушая Ваши рассуждения, я вспомнил Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим
не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно
только верить.

Неисповедимы пути Господни, и что нас ждет – одному Богу ведомо. Гадать, думаю, не нужно. Мы ждем и чаем Второго Пришествия Христова, когда будет суд над каждым из нас.

Православному человеку нужно прежде всего задумываться о спасении собственной души, молиться горячо Богу, чтобы Он управил жизнь нашу и дал нам достойные условия для спасения, избавил от тех бед и страданий, которые терпели отцы наши: мы этого не вынесем – мы не имеем, к сожалению, такую горячую веру, чтобы оставаться верными Богу, какую имели новомученики и исповедники Российские. К сожалению, мы все слабые.

Что с Россией происходит, каково ее будущее – покажет история. Давать прогнозы весьма и весьма сложно. Наша задача – решать вопросы, стоящие на повестке дня. Так, если мы говорим о теологическом образовании, то перед теологическим образованием на повестке дня стоят действительно очень важные вопросы, и от их решения зависит и будущее нашей страны.

Да. И нам не хватает решительности. Вопросы сегодня интересные: где находится Царство Божие? Что ждет Россию? Как накажет Бог?..

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс