Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1028) → Священник Сергий Ситников: Радость жизни в вере

Священник Сергий Ситников: Радость жизни в вере

№35 (1028) / 9 сентября ‘19

Беседы с батюшкой

Когда мы говорим о радости жизни в вере, то вопросы прежде всего связаны с тем, что она дарит нам иногда не только радость, но и испытания – и подразумевает еще и свободу жизни во Христе. Сегодня мы будем говорить о людях, которые обращаются за помощью в реабилитационный центр. Радость ведь не у каждого бывает с самого начала, проходит какое-то время. Как это происходит с вашими подопечными – ведь не все, кто к вам обращается, верующие люди?

– Как правило, у людей, одержимых недугом (алкоголизм, наркомания), происходит деформация веры в Бога. Контакт нарушен. Вообще, болезнь имеет свои составляющие: физически это деградация (назовем так) – нарушаются социальные связи, рушатся отношения в семье, человек не может ориентироваться, как ему жить дальше, что делать и так далее, духовно – контакт с Богом нарушается. И чтобы человек пришел к радости (фактически происходит заморозка чувств), нужно, чтобы прошло много времени. Информативная составляющая, например, для наших подопечных – говорить им об этом на примерах людей, которые находились в состоянии одержимости и потом вышли в состояние радости. Это должны быть живые примеры, это живое Евангелие. Соответственно, ориентировка на Священное Писание: это весть о Христе, то, что они должны услышать. И весть, что в Евангелии Господь говорит: «…и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Достаточно ли бывает пастырского слова, чтобы обратить человека к вере?

– Конечно, пастырская работа имеет огромное значение, но не только она. Должны быть специалисты, профессионалы своего дела, люди, знающие эту болезнь изнутри (сами, возможно, через это прошли, знают программу, могут чувствовать, что человек переживает в тот или иной период времени), ведь реабилитационный процесс подразделяется на какие-то отрезки времени, когда человек, может быть, проживает одно состояние, а в другой период времени – совсем другое состояние. И опытные консультанты, которые сами прошли через это (как апостол Павел говорит, претерпел быв искушаем: то может и искушаемым помочь), опытным путем определяют, что человек может переживать, как ему помочь.

Вопрос телезрительницы: «Петр идет ко Христу по воде и начинает тонуть. Господь ему помогает и говорит: Маловерный! зачем ты усомнился? И когда на корме Господь заснул, ученики начали будить Его: мы тонем. И Он опять им говорит: что вы так боязливы, маловерные? Я не понимаю, как верить: в Господа или в свои силы? Объясните, пожалуйста».

– Интересный вопрос. Я бы хотел здесь пояснить, что Биб-лия никогда не ставит вопрос о существовании бытия Бога – мы это должны понимать: Бог для Библии – очевидность, Он очевидно существует, Он очевидно есть.

Поэтому Священное Писание в большей степени ставит вопрос не о вере в Бога (как сейчас современное наше сознание задает вопросы, существует ли Бог, как Его бытие доказать, где Он), оно ставит вопрос о доверии: доверяем ли мы Богу? Апостол Павел говорит в своих посланиях о доверии Богу, и это дар, который стяжается, как и все остальные наши духовные дарования. Мы просим Бога, чтобы Он нам дал состояние доверия, когда мы можем уже не бояться, а положиться на волю Божию и идти по жизни с Богом в сознании, в сердце, в душе.

Я сегодня был на большом антинаркотическом форуме «ТрезвоЛето», общался со многими людьми, и один сказал: «Я – зависимый человек: я уже 17 лет нахожусь в трезвости, но я зависимый человек». Но многие люди говорят, что они не совсем зависимые, «если понемножечку, чуть-чуть»… Как Вы считаете, настает ли когда-нибудь день, когда человек, обратившись за помощью к Богу, избавится от того, что будет называть себя зависимым, находясь 17 лет в трезвости?

– Это зависит от состояния сознания того или иного человека. Дело в том, что в отличие от независимых людей у зависимых включаются определенные процессы: психологические, духовные, физиологические, генетические, я бы даже сказал… Ему одной рюмки, как говорят, много, а 20 – уже мало: одна какая-то доза вещества может человека вернуть к ужасному состоянию.

Вопрос: «Радость в христианстве носит не пассивный, но деятельный характер. Как превратить радость в деятельную?».

– В христианстве – деятельная радость: она заключается в служении ближнему, в любви к ближнему. Вот эта деятельная радость служения и Богу, и ближнему – активное, скажем так, состояние души человека. Бывает радость созерцательная, когда человек просто с Богом, в Боге, но это уже другой путь – путь монашеской жизни.

Вы сказали – «созерцательная радость», «радость деятельная как любовь к ближнему и к человеку»… Но при этом мы знаем, что многие пьющие люди – добрые: они все время смеются, у них хорошее настроение. Есть ли в этом любовь к ближнему, или связано прежде всего с любовью к своему греху, своей страсти?

– Я не скажу, что зависимый человек деградирует так, что у него вообще все человеческие качества уходят – нет, конечно. Он остается образом и подобием Божиим: даже в этом состоянии может любить, способен любить, совершать добрые дела. Единственное, что это не длительная добродетель, не длительная любовь – это, как правило, происходит вспышками: что-то в человеке открылось, он в этом нашел свободу – и тогда вам раскрывает душу. Но потом малейшая скорбь, испытание, даже банальное похмелье – и может произойти полнейшая изоляция, что может отрезать человека от всех тех людей, с которыми он когда-то общался, которых любил.

Может быть, в этом самая главная проблема разрушения семей, если эта добродетель не может быть долгой и в результате все равно возникает неприязнь, в том числе ссоры и так далее? И к Вам приходят больше наверняка за помощью созависимые (матери, сестры, жены, дети). Когда они приходят к Вам, Вы им говорите слова утешения или иначе строится общение с ними?

– Такие люди, как правило, обращаются первыми. Зависимые, может быть, уже придут вслед – иногда, бывает, приходят вместе, но, как правило, первичный звонок исходит как раз от родственников – жен, матерей, сестер или братьев и мужей. Какие слова здесь можно подобрать? Самые разные. В зависимости от обстоятельств, от того, какой у них запрос – слова утешения или наставления: им нужно дать понять, как нужно вести себя с зависимым человеком. Здесь не может быть универсального ответа, универсального метода «ведите себя так, так и так – и у вас все получится». Я как священник в первую очередь рекомендую молитвенное стояние за человека – так я это называю.

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Когда Христа спросили о Царстве Небесном, Он сказал: Царство Небесное внутри вас есть. По Преданию Церкви, души праведников отправляются в Царство Небесное. Если оно внутри, куда оно исчезает? Или остается на месте?».

– Христианское богословие очень редко задавалось этим вопросом (я имею в виду именно науку, христианскую теологию). Одно дело, что мы в Предании имеем что-то об этом, а вот именно христианское богословие загробную жизнь не рассматривает в качестве абсолютного догматического постулата. Несомненно, эти состояния есть – и рай, и ад. Но здесь вы правильно заметили: Царство Небесное мы должны в себе как-то открыть, обнаружить – в первую очередь это состояние души. И ад, и рай мы здесь уже можем переживать, видеть, чувствовать – это действительно состояние души.

А куда душа уходит после смерти, одному Богу известно. Если человек был носителем рая на земле, открыл его – обнаружил в себе Царство Небесное, нашел Господа внутри, в своем сердце, то уже неважно, куда он пойдет после смерти в потустороннем мире: он всегда с Богом был, есть и останется.

Мы сталкиваемся еще и с проблемой, когда человек воспитывает в себе ад и прямо в этой жизни его себе устраивает. Возможно ли человеку самостоятельно, без помощи священников, без помощи людей разобраться в себе?

– Вы знаете, это имеет отношение и к нашим подопечным, к нашим пациентам: как правило, это люди, которые много раз в своей жизни хотели самостоятельно справиться с адом, но ничего не получалось. Все равно нужна первая помощь от родственников, Церкви, священников, от каких-то наставников, которые, может быть, прошли этот путь и вышли в устойчивую ремиссию. Одному человеку фактически бывает не справиться с этим, обязательно нужно какое-то общество. И, соответственно, Бог, ибо Бог в любом случае человека исцеляет.

Вопрос телезрительницы: «Мой сын пьет уже 5 лет. Мы дважды его кодировали, но все бесполезно. Последний раз он 8 месяцев не пил, сейчас опять сорвался. Когда выпивает, очень агрессивный. Как его мотивировать идти в реабилитационный центр?».

Спасибо, я так понимаю – вопрос: «Что делать?». Давно уже известно, что кодировка – некое насилие над человеком – это не может помочь в принципе. Почему в медицине, которая нам предлагает целую сферу услуг по выводу из запоя, по кодировке от употребления психоактивных веществ, это не срабатывает?

– Я на этот вопрос отвечу так. Можно и этот способ применить, но человек за этот период должен с собой что-то сделать, ведь остаются теми же мышление, сознание, сердце, духовное состояние. Вот в чем дело.

Православие говорит о преображении нашей человеческой природы. Если за это время человек не проанализирует свою жизнь, если не произойдут изменения, не проснутся чувства покаяния, смирения и в итоге благодарности за то, что было, что есть, то человек может вернуться к прежнему. Человеку важно заняться собой, прийти в Церковь, попросить у Бога помощи, попросить помощи у Церкви, у священников. Мы знаем, что при церквах всегда действуют какие-то реабилитационные центры со своими программами.

Часто слышу от родственников, как они переживают, как волнуются. Это семейная трагедия на самом деле. Я иногда говорю так: «Я не знаю, что вам сказать, но знаю, что избавляет от этого Бог. Молитесь за вашего подопечного, вашего родственника, не прекращая этого. Не отчаивайтесь, не унывайте, просто каждый день помните о том, что Господь может человека вытащить из всего, и творите молитву за себя и за него». Иногда бывают и другие рекомендации. Они могут подействовать, повлиять, что-то человек может воспринять, но это в зависимости от ситуации.

В конце XIX – начале XX века у нас было развито трезвенническое движение. Трезвеннические крестные ходы собирали от 80-ти до 100000 человек: крестный ход из храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала шел больше 20-ти километров в Троице-Сергиеву пустынь и насчитывал 100 000 человек – это было действительно много. Сейчас идет возрождение трезвеннического движения – слава Богу, крестные ходы сейчас тоже собирают тысячи человек (конечно, не 80 и не 100 – может быть, несколько тысяч). Возможно ли, чтобы в нашей стране и в мире наступило время, когда мы сказали бы, что трезвость стала нормой жизни – любое употребление психоактивных или любых химических веществ стало пережитком прошлого? Может ли такое случиться?

– Трудно на этот вопрос ответить. Я не Господь Бог, чтобы знать ситуацию, которая может сложиться в мире или в нашей стране. По крайней мере, то, что мы делаем при этой пропаганде алкогольно-наркотического геноцида, пропаганде другой жизни, как-то способствует тому, чтобы люди (школьники, дети наши) задумывались, что такое трезвость: почему она так ценна, почему важно не делать в своей жизни первый глоток или прибегать к употреблению чего-то.

Православие всегда говорит о трезвости – эмоциональной, духовной. Речь идет не только об отказе от психоактивных веществ. Трезвый взгляд на жизнь, здравомыслие, мудрость и многое другое – вот что важно. Вещества – это уже следствие. Это человека просто в большей степени сбивает с пути истинного. А так мы и эмоционально можем быть опьянены, можем быть в нетрезвости относительно какого-то эффекта, новости, информации, фильма, от многих других вещей. Христианство призывает, чтобы мы были всегда духовно трезвы.

И в этом радость.

– Конечно.

Я иногда встречаю странное утверждение. Говорят: «Вот вы, православные, верите в Живого Бога. Он сотворил все – от последней букашки до облаков. Неужели Он не может сделать чудо и освободить всех людей от всех грехов, страстей, дать всем здоровье? Господь же может абсолютно все?». Как ответить на этот недоуменный вопрос нам, православным христианам?

– Я вспоминаю слова святого Иоанна Дамаскина: Бог может все, что Он хочет, но не все из того, что Он хочет, Он будет делать. С точки зрения нашей формальной логики, казалось бы, почему бы Богу не сотворить этот фокус-покус? Он может. Но это не будет делать Бог любви, Который предоставляет выбор – по словам мыслителя прошлого столетия русского философа Николая Бердяева, если бы Бог устранил все наши дефекты, мы бы превратились в добрые автоматы.

Он лишил бы нас свободы.

– Конечно, мы были бы добрыми роботами.

Хорошая мысль. То есть нашей свободой мы вольны распоряжаться как угодно. Если мы так и делаем, при такой свободе мы можем и от Бога отказаться?

– Да, несомненно. У богослова ХХ века Владимира Лосского есть замечательные слова: «Бог идет на риск, создавая свободное творение» – тот, кого Он создал, может Его отвергнуть, отречься от Него.

Если человек в своих страстях и свободе отказывается от помощи Божией и от спасительного пути, получается, что Господь создает кого-то на погибель?

– Нет, конечно. Как Господь может создавать кого-то на погибель? Если кто-то отказывается от Него, это акт его воли, его свободы. В этом и заключается ценность нашего человеческого существования вообще, бытия перед Богом – в том, что мы можем. Для Бога это тоже ценный выбор. Иногда мы говорим друг другу: «Я ценю твой выбор, но он мне не нравится». Будет честно, искренне, если ты скажешь: да, мне не импонируют эти твои действия. А Господь, возможно, ценит этот выбор. Мы можем даже не оценить его, но Господь ценит всегда. Что бы человек ни сделал и как бы он ни поступал, Бог всегда рядом и всегда будет любить нас независимо от нашего поведения – в этом парадоксальность Божественной любви: Бог есть Бог смирения, Он подстраивается, бывает, под нашу греховность и наши отказы.

Недавно мы слышали молебен о намерениях – на начало доброго дела. Сказано: «Господь и намерения целует». Если очень коротко: что означают эти слова? Намерения бывают у человека хорошими, но они намерениями и остаются. Как в этом случае Господь поощряет, целует намерение?

– Бог смотрит на сердце: мы смотрим на внешние дела – человек смотрит на лицо, на то, что ты сделал (как говорят, встречают по одежке), а Бог сразу смотрит на сердце. Даже пусть у тебя были мотивы и намерения сделать что-то полезное, доброе для себя, для других, для общества вообще, а средств к этому не было – Бог целует эти мотивы, ибо Он смотрит именно вглубь: намного глубже, чем мы.

Вы сейчас очень просто ответили на вопрос, что такое радость христианской веры: Господь нас так любит, что прощает нам иногда то, что мы человеку не прощаем. Но если Господь так нас любит, какая же это удивительная радость – жить с ощущением этой любви…

Записали:
Елена Чурина
и Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс