Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1028) → Протоиерей Михаил Браверман: Икона и жизнь христианина

Протоиерей Михаил Браверман: Икона и жизнь христианина

№35 (1028) / 9 сентября ‘19

Беседы с батюшкой

Сегодня мы будем говорить о чтимой иконе «Спас Нерукотворный». Когда мы говорим об иконопочитании, возникает много вопросов. В нашем трезвом отношении к Православию мы должны себе отдавать отчет в том, что есть люди, которые заменяют веру в Господа нашего Иисуса Христа поклонением иконе… Итак, что такое икона? Что она значит для христианина?

– И как она связана с жизнью? И это жизнь христианина или жизнь вообще человека? Или в идеале человеческая жизнь и должна быть жизнью христианина, а жизнь христианина должна проходить по Евангельскому закону? Получается, икона зримо являет нам все Евангелие, все богословие Церкви. В церковной жизни все очень органично и гармонично, кроме нас, грешных людей. Но Господь и пришел именно к грешным.

И день Успения, последний двунадесятый церковный праздник нашего календаря, стал днем победы жизни над смертью, ибо смерть не могла удержать Ту, Которая стала Матерью самой Жизни – жизнь родилась от Девы Марии, потому что именно от Нее воспринял Свою человеческую природу Сын Божий, ставший Сыном Человеческим. И раз Бог стал Человеком, Он может быть изо-бразимым.

Таким образом, икона являет нам тайну Боговоплощения в Господе Иисусе Христе. Две природы: Божественная (невидимая), человеческая (видимая), но в том-то и дело, что икона являет не природу, а Лицо, единую Личность Христа Спасителя, в Котором всегда неразлучно, неразрывно Бог и Человек. Как все гармонично: день Успения связан с Рождеством, Рождество связано с иконопочитанием. И на второй день после Успения, Церковь еще особо прославляет Нерукотворный Образ Христа Спасителя – тот облик Спасителя, что появился еще при Его земной жизни.

Тогда мы сейчас поговорим и об иконе «Спас Нерукотворный», которая именно под этим названием нам и известна, о она называется истинной иконой, ибо она нерукотворная (мы об этом читаем в истории). Какова вообще история появления этого образа – убруса?

– Эта история очень красивая и известная. Когда-то эдесский царь Авгарь заболел проказой и услышал, что где-то совсем рядом учит и исцеляет Человек по имени Иисус. И Авгарь послал к Нему своего слугу – нарисовать Его портрет. Когда Господь услышал об этой просьбе, то сразу откликнулся. Но как? Он умыл Свое Лицо: взял полотно (по-славянски «убрус») и отер Свой Лик. И на полотне (на убрусе) осталось Его изображение. Царь получил исцеление, а этот образ до сих пор нами почитается и является одним из иконографических типов Господа Иисуса Христа.

Самое интересное, что сегодня еще прославляется икона Порт-Артурской Божией Матери. На этой иконе, связанной с историей России, с русско-японской войной, с Петербургом (потому что именно отсюда уходила эскадра броненосцев), Пречистая Дева Мария держит плат – убрус с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя (я о том, как действительно гармонично устроена наша церковная жизнь).

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Меня интересует вопрос о намоленности иконы. Я молюсь перед любой иконой, но вот говорят: та икона намоленная, давайте пойдем к ней. Или можно молиться перед любой иконой? И еще: освящение иконы в храме – что это за процесс? Что освящается?».

– Действительно, есть иконы чудотворные, то есть Церковью засвидетельствовано совершение чудес по молитвам перед этой иконой. Но кто податель исцеления, кто совершитель чудес? Тот, кого икона изображает. Духовная жизнь не укладывается в схемы. Нельзя сделать уравнение, которое описывало бы действие благодати Святого Духа в нашей жизни. Поэтому некоторые иконы называются по-особому намоленными.

Это можно сравнить с тропинкой. Есть узенькая тропинка, а есть хорошо утоптанная дорожка. Так и с намоленностью иконы. Перед этой иконой многие люди молились, и труд духовный чувствуется. Нам, может быть, на самом деле легче возносить перед этой иконой молитвы. Но к любой иконе относишься с почтением, будь это икона совсем старинная, совсем новая или просто фотография иконы. Потому что честь, воздаваемая образу, по определению VII Вселенского Собора, восходит к первообразу.

Что касается освящения икон… Церковь молитвенно просит, чтобы Господь Бог, Пречистая Божия Матерь и святые, изображенные на иконах, действительно нам помогали, действительно нас благословляли, чтобы через икону мы обращались и поклонялись Всевышнему Творцу.

Вернемся к иконе «Спас Нерукотворный». Удивительно то, что именно эта икона не сотворена человеком.

– Но списки, которые мы имеем, – это, естественно, творчество людей. Но это знак того, что Сам Христос Бог благословил быть в мире, в Церкви Своему образу, Своим иконам.

В связи с этим следующий вопрос. Мы часто видим (например, в новгородских и в некоторых храмах Петербурга): изображается Господь Вседержитель, Бог Сын и голубь как Дух Святой. К чему восходят эти сюжеты? Ведь мы говорим о том, что нельзя изображать...

– Есть постановление Собора Русской Церкви, которое прямо запрещает изображать Бога Отца (кроме Сына и Духа Святого в виде голубя), ибо Его никто не видел, по слову преподобного Иоанна – Бога никто не видел никогда, утверждает святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Единородный Сын, сущий в лоне Отчем, Он явил». Явил нам Бога Сын Божий, Бог, ставший Человеком.

А откуда такая традиция? Мы читаем в Ветхом Завете: Бог ходит в раю, Бог слышит человека, который к Нему обращается. Что это такое? Бог есть Дух, но человеческими категориями в Библии описываются действия Бога. Вполне понятно. Мы, люди, мыслим конкретными образами через нашу человеческую природу. Поэтому психологически очень понятно, что в какой-то момент появилась традиция изображать Духа Святого в виде голубя, но голубь не является на самом деле личным символом Святого Духа.

В день крещения Спасителя Дух Святой в виде голубя сходил на Его главу. Но это некоторое, понятное психологически, нарушение и православной догматики, и (поскольку икона догматически обусловлена вероучением) православной иконописи. Будем относиться к этому так: понимать, что исторически так сложилось.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Икона «Спас Нерукотворный» сейчас в единственном экземпляре или имеется ее копия?».

– Это название целого иконографического типа. Есть некий канон, как изображается Спас Нерукотворный, как изображается икона «Спас Великий Архиерей» или «Господь Вседержитель», и в соответствии с каноном иконописцы создают новые и новые иконы. Икон много, но все они восходят к одному-единственному образу – прообразу, первоначальной иконе.

Сейчас мы видим на заставке икону, которая изображает Лик Христа именно на плате – убрусе. Но здесь Христос в сиянии, а есть иконы, где только Лик, больше ничего. Вопрос такой: насколько возможно такое творческое осмысление этого человеком?

– Оно возможно и необходимо: икона – это не реалистическая живопись, тем более, не фотография. Икона – это богословское, визуальное осмысление либо Евангельского события, либо события из Священной истории. Икона – богословие в красках.

У нас есть музей, который сейчас называется просто Музей религии (уже без слова «атеизм»), и там есть огромное количество икон. Например, икона (я ее с удивлением рассматривал), на которой показано, какие святые от какой болезни излечивают: маленькие образа, а икона большая, вмещает несколько десятков святых, и подписано: этот излечивает от этой болезни, этот – от той. Икона была написана в начале XX века (может быть, в 1903 или 1905 году). Почему людям часто бывает необходимо применение своей веры к своим совершенно конкретным нуждам и конкретным святым, которые отвечают за то или иное?

– Я думаю, что святые, находясь у Божия Престола, обладают полнотой и могут помогать по нуждам и обстоятельствам, в соответствии с Божиим планом спасения. Например, пишет человек богословский трактат – почему не помолиться великим богословам: Григорию Богослову, Иоанну Златоусту, Василию Великому? Если человек доктор – он знает, что есть святитель Лука, хирург, и доктор вполне может попросить у святого помощи в работе. Если человек едет в Африку с миссионерской целью, почему не помолиться святым равноапостольным просветителям славян?

Мне кажется, это оправданно, ведь был у человека при земной жизни некий духовный дар, которым он служил людям, а поскольку человек перешел в некую полноту, то дар у него еще и преумножился. Почему бы и нет? Просто во всем должна быть мера. В конце концов мы что ищем (понятно, можно и нужно просить и об исцелении, и о помощи в житейских ситуациях – это естественно)? Но в первую очередь мы ищем веры, надежды и любви.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «У человека, допустим, на работе или в дороге, не всегда есть перед собой икона помолиться. Можно, молясь про себя, дотронуться до крестика, который мы носим? Я, например, люблю на работе выйти на улицу и, глядя в небо, помолиться. Небо – это тоже как икона, творение Божие».

– Конечно, весь мир – это Божие творение. Когда смотрим на небо, то восхищаемся могуществом Творца, Который сотворил мир, галактику, звезды – и все это ради нас, людей, и нашего ради спасения: весь мир сотворен для человека. И как замечательно, что мы, православные христиане, носим на груди крест как символ нашего спасения. Крест на груди мы, конечно же, целуем перед тем, как заснуть с молитвой. Крест – это напоминание, кому мы принадлежим и какой дорогой ценой искуплены, как говорит апостол Петр, не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца.

Для молитвы подходит всякое время и всякое место. То есть молитва необязательно должна совершаться перед иконой, просто икона зримо нам являет Того, к Кому мы обращены.

В доме каждого верующего православного христианина наверняка есть иконы.

– Да, вообще как-то неуютно, когда ты куда-то попадаешь, а иконы нет – должна быть икона.

Я встречал мнение, что если у тебя есть иконы святых, то обязательно необходимо в молитвенное правило включать и молитвы этим святым, а еще лучше акафисты. И в этом случае у нас возникает такая проблема (люди ведь очень заняты): что делать, как нам молиться?

– Есть такая молитва: «Все святые, молите Бога о нас». Молитва и время – это болезненный вопрос. И каждый должен понимать, что молиться – не тяжкий труд, а в первую очередь награда: Бог назвал нас Своими детьми и даровал возможность, обращаясь к Нему, называть его Небесным Отцом. Так что может быть выше для человека, чем молитва?

Но поскольку мы люди духовно ленивые, духовно очень плоские, нам приходится понуждать себя на молитву: Царство Божие усилием берется. И, как говорят святые отцы, любое дело, которое человек делает ежедневно, в конце концов приобретает характер привычки. Но с молитвой этого, к сожалению, не происходит. Молитва – это то, чему мы учимся каждый день, только надо помнить, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, и учиться молиться: мы не столько молимся, сколько учимся молиться. Но на этом пути бывают и удачи, и неудачи. Мне кажется, самое главное, что молитва должна быть живым обращением человека к Живому Богу. А будет ли это акафист, краткая Иисусова молитва, правило или служба часов, все равно – Господь смотрит на сердце.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть много икон разным святым, и иногда смотришь – возле иконы Николая Угодника стоит столько свечей, что ставить некуда, возле образа Христа – 2–3. Так мы кому в конечном итоге поклоняемся – святым или Христу? И чем это отличается от языческого многобожия?».

– Правильно, когда свечи стоят и у иконы Спасителя (Он наш Бог, Он Глава Церкви), и у святителя Николая. Как мы прославляем святых, почему их прославляем? Святые – это те, в ком Духом Святым отобразился Христос Спаситель: поклоняясь святым, мы поклоняемся Единому Богу, ибо святость – не какая-то высокая нравственная позиция человека, святость – дар Божией любви; это атрибут Бога, а Бог с нами делится всем, в том числе и святостью. Но для этого нужны труд и подвиг.

Конечно, прославляя святых, мы поклоняемся Богу, прославляя Богородицу, прославляем Бога, Который избрал Ее, чтобы от Нее родиться Человеком. Другое дело, что человек может не очень ориентироваться в церковном учении, может заблуждаться. Так для того мы и учимся всю жизнь, для того и существует телеканал, на котором мы сегодня присутствуем.

Вопрос телезрителя из Красносельского района: «В чем смысл иконостаса?».

– Смысл иконостаса – в том, что мы вошли в храм и увидели Церковь небесную, Церковь торжествующую, ту Церковь, которая всегда явлена на Божественной литургии. Потому что на Божественной литургии с нами сослужат ангелы и вспоминаются все святые. Иконостас имеет свое устройство, свою логику. В центре Спаситель, к Нему обращены в молитве Дева Мария, Иоанн Предтеча. Этот иконографический тип называется «деисис» – «моление».

На иконостасе изображены и главнейшие 12 праздников нашей Церкви, события Священной истории, святители, пророки Ветхого Завета, апостолы: иконостас являет Церковь (вот стоим мы – люди, грешники, вот Спаситель – Глава Церкви, Первосвященник, вот Пречистая Божия Матерь, Иоанн Предтеча, а вот – все святые). Приходя в храм, мы приходим в мир всех святых. Иконостас, таким образом, говорит о нашем призвании – быть согражданами всех святых, пребывать со Христом, Пречистой Божией Матерью, Иоанном Предтечей.

Мы продолжим наш разговор об иконе и жизни.

– Икона показывает нам, какой наша жизнь должна быть. Икона говорит нам, что были исторические события. Например, Воздвижение Животворящего Креста – это историческое событие произошло уже после самой Евангельской истории, но она к нам имеет отношение, потому что мы спасены Крестом; крест мы носим на груди, ибо крестом осеняем себя при молитве. Икона говорит нам: то, что было когда-то, – это и наша история. Икона говорит, что мы можем быть включены не просто в наше время, в которое живем, а включены в Божественный замысел, а Божественный замысел о каждом человеке – это спасение. И икона говорит, для чего мы на самом деле живем… Как сказал Василий Великий, человек должен стать богом по благодати.

Недавно Владыка Варсонофий посещал храмы Русского музея (и удивительно, что оба храма – во имя Архангела Михаила). Храм в Русском музее доступен только для сотрудников – их там более полутора тысяч (но я не знаю, сколько людей ходит на Божественную литургию, которая время от времени там служится). Но Владыка сказал, что правильно, когда люди могут узнать о православной культуре, о православном храме – и, может быть, через это слышание от экскурсоводов хотя бы что-то будет меняться. У меня вопрос опять об иконах. У нас очень много икон в музеях, и каждый раз, когда какой-нибудь храм просит вернуть храмовую икону, это вызывает резкое противление общества.

– Для начала поблагодарим музейных работников, которые в богоборческие годы спасли иконы. Можно ли молиться перед иконой в Русском музее или в Третьяковской галерее? И можно, и нужно. Есть иконы, которые по своей значимости должны быть под постоянным наблюдением специалистов-реставраторов – это совершенно нормально. Когда я бываю в Москве, каждый раз пытаюсь попасть в Третьяковскую галерею, чтобы несколько минут постоять перед известным образом Андрея Рублева – образом Пресвятой Троицы.

У нас в Русском музее есть «Троица», которую написал иконописец Симон Ушаков – образ совершенно удивительной красоты. Мне очень понравился Ваш ответ, что можно прийти в Русский музей и абсолютно спокойно там помолиться.

– Мир освящается и через икону. И пусть икон будет больше, в том числе и в музеях.

И это хорошо. Внутри нас все равно будет желание увидеть образ и поклониться ему – самое главное, чтобы это желание было радостным, наша молитва всегда должна быть радостной.

– Ибо нам есть чему радоваться и за что благодарить Бога: за дар Его любви, Его Воплощение, за те замечательные иконы, которые Господь благословил нас иметь и в храмах, и во всем мире. Попросим Господа Бога, чтобы мы в своей жизни учились жить правильно: непрестанно молиться, всегда радоваться и за все благодарить.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс