Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1028) → Священник Стахий Колотвин: Каждый из нас может наследовать Царствие Небесное, должен это сделать, но для этого надо постараться

Священник Стахий Колотвин: Каждый из нас может наследовать Царствие Небесное, должен это сделать, но для этого надо постараться

№35 (1028) / 9 сентября ‘19

Беседы с батюшкой

Сегодня будем отвечать на вопросы телезрителей. Первый – обычный и, к сожалению, актуальный: «Стоит ли ходить в церковь, если можно спокойно молиться дома?».

– Если спокойно молиться дома, можно в церковь ходить реже: если у нас очень хорошо идет молитва дома, то вполне достаточно посещать воскресные богослужения и богослужения великих праздников – только не надо забывать, что воскресное богослужение и все его особенности начинаются именно на субботней всенощной: всенощная в субботу вечером – это всенощная воскресная, именно там начинается воскресное богослужение. С утра на Литургии мы уже сосредоточены на подготовке к Причастию Тела и Крови Христовых. Так что если вы спокойно молитесь дома, то можете (если двунадесятый праздник не выпадает на будние дни) в храм специально не заглядывать. Вполне достаточно почтить день воскресный.

Если же дома молитва спокойно не идет, то уместно после работы зайти в храм, когда там идет тихая будничная служба (или когда она уже закончилась, или еще не началась, или в новых храмах, где еще нет множества священников и служба не каждый день, можно спокойно помолиться под тихими сводами). Попробуйте: рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Поэтому если вы спокойно молитесь дома – молитесь на здоровье. Однако в любом случае не нужно думать, что без молитвы в храме можно обойтись.

В храме мы собираемся не только помолиться – молитва должна быть нашим постоянным деланием (апостол Павел говорит: непрестанно молитесь), ею должно быть наше постоянное пребывание – наша жизнь должна обращаться вокруг молитвы, вокруг общения с Богом и сопровождаться ими. А в храм мы приходим за наградой.

У многих наших телезрителей старшего поколения позади 1990-е годы, когда люди ходили на заводы, в шахты, а зарплату не получали месяцами и даже годами: в рабочей столовой покормили – уже хоть что-то, зарплату деталями заводскими давали (помню историю одного папиного знакомого: он работал на производстве сантехники, и ему дали целую партию стульчиков сантехнического характера)… Но, когда человек приходит на работу, он надеется, что у него будет заработная плата. Как говорится в псалме, работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Так и мы приходим в храм Божий прежде всего прикоснуться к таинствам Церкви – получить соединение со Христом в таинстве Тела и Крови Христовых.

Господь молился с апостолами абсолютно везде – на горах, посреди Галилейского озера в лодке. Однако на Тайную вечерю Он собрал учеников в горнице – Он не взял туда всех: если на гигантском склоне горы после Нагорной проповеди Господь накормил 5 000 человек, не считая женщин и детей (а, учитывая многодетность, наверное, тысяч 20 человек было), то на Тайную вечерю Он призвал лишь избранных. Господь тебе говорит: «Хочешь стать избранным – таким, который должен быть с Богом? Приходи в храм, причащайся Святых Христовых Таин». А для того чтобы достойно подготовиться к принятию Святых Христовых Таин, следует помолиться накануне на службе – и, конечно, не стоит отвлекаться на Исповедь во время Литургии, поэтому лучше прийти накануне.

Как часто нам следует вспоминать Тайную вечерю? Конечно, раз мы празднуем и причащаемся Тела и Крови не умершего Христа, а прежде всего Христа Воскресшего, то мы должны причащаться каждую Пасху. А поскольку каждое воскресенье – Пасха, то, даже если у нас молитва спокойно идет дома, как минимум каждое воскресенье мы должны приобщаться Святых Христовых Таин. И мы должны молиться перед Причастием о достойном принятии этого величайшего таинства в храме.

Вопрос: «Каждый раз перед Причастием я исповедуюсь. Что мне говорить священнику, когда у меня закончатся грехи?».

– Лучше в самом начале сказать: «Батюшка, я на прошлой неделе исповедовался. Благословите мне причаститься. Не хочу кощунствовать и изображать таинство вместо реального покаяния». Батюшка скажет: «Нет, дружище. Ты только второй раз в жизни исповедуешься, тебе полезно глубже почитать Евангелие, сравнить его со своей жизнью – давай пока каждую неделю перед каждым Причастием исповедоваться». Или он видит, что наш телезритель на самом деле воцерковленный христианин, с детства при храме или уже несколько лет ходит туда осознанно. Он скажет: «Конечно, я вижу сам: ты подходишь – и я уже знаю, в какой последовательности ты начнешь что-то перечислять. Поэтому мы вместе с тобой не будем кощунствовать, профанировать таинство, не будем делать отчет перед Причастием вместо обещания изменить свою жизнь». Ведь Исповедь это не отчет перед Причастием, не тряпочка, о которую ноги вытирают, – это свидетельство, что я хочу свою жизнь поменять и прошу Господа мне помочь.

Попросите своего духовника: «Батюшка, вспомните документ „Об участии верных в Евхаристии“, принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви и потому обязательный к употреблению во всех православных храмах всеми священниками, которые считают себя верными чадами Синода и Святейшего Патриарха, – благословите мне причащаться каждую неделю, а исповедоваться раз в месяц, если ничего экстренного не случится. А поскольку вы меня знаете, мне доверяете, то можете верить, что если уж что-то стрясется, я на Исповедь приду…».

Вопрос: «Нужно ли делать людям, приходящим в храм, замечания, если они мешают молиться, начинают разговаривать? Как поступить?».

– Тут лучше проконсультироваться с настоятелем храма: как он благословляет? Настоятель храма кому-то может разрешить делать замечания – кому-то очень терпеливому и настолько любящему, что даже сделанное им замечание будет, как водопад любви на человека. Человек, которому вроде сделали замечание, застынет в трепете перед Господом и перед обращающимся к нему верующим человеком, огонь веры в его сердце пробудится и попалит все пустые разговоры.

Если же настоятель храма увидит, что перед ним человек еще не настолько совершенный, не настолько возросший в любви, но который, возможно, имеет некоторую склонность к осуждению (или он делает замечания не с ласковой улыбкой, а с неприятным выражением лица, так что у слушающего может остаться осадок), тогда настоятель скажет: «Нет, дорогая сестра (дорогой брат), тебе еще пока надо возрастать. Даже когда ты подошла ко мне и сказала «батюшка, благословите», я сам немножко испугался – не настолько ты еще любовью наполнена; может, и людям будет тяжеловато». Тут как раз можно свалить с больной головы на здоровую. Вот батюшка поставлен – пусть он и разбирается с разговорами в храме.

Иногда мне тоже приходится повернуться, приостановить службу, палец к губам поднести – и люди сами догадываются. Причем, как ни странно, очень любят поговорить в храме как раз постоянные прихожане, которые вроде должны быть крепкой молитвенной опорой для тех, кто случайно заходит в храм. Если же это люди, которые делают первые шаги в храме, ничего страшного: они увидят, что постоянные прихожане вокруг не говорят – и через неделю, через месяц начнут молиться спокойно, без болтовни.

Вопрос: «Чем нужно руководствоваться при чтении Священного Писания? Не всегда получается сосредоточиться и читать внимательно. Что необходимо сделать для того, чтобы были собранность и внимание?».

– Лучше всего оставить всю суету позади, оставить домашние дела. Легче подойти к Священному Писанию после молитвы. Недаром даже в богослужении, на Литургии, Евангелие читается в первой части службы (на Литургии оглашенных) – можно сказать, это почти итог первой половины Литургии, на которой в древности могли присутствовать в том числе люди, готовящиеся стать полноценными христианами, но пока не принявшие святое Крещение. Вот помолились о мире всего мира, о благорастворении воздухов, чтобы поля плодоносили, и так далее, спели отрывочки из псалмов, то есть настроились. И священник перед самым Евангелием читает молитву: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение: вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Эта замечательная молитва объединяет сердца всех верующих.

Мы все должны быть очень благодарны Святейшему Патриарху Кириллу, который начал читать самую важную молитву – анáфору (от греч. ἀναφορά – возношение), молитву преложения Даров, вслух. Апостолы использовали все достижения современной им римской цивилизации для проповеди: чтобы объединить людей в молитве, христиане использовали римские базилики: базилики – это уже ассоциация с христианством, а это было как раз здание гражданских чиновников… Языческие храмы не были предназначены для молитвы внутри них – там стояли статуи, а жертвы приносили снаружи. Точно так же и сейчас современные средства звукоусиления могут использоваться, чтобы все слышали молитвы… Очень многие люди удивляются и думают, что это какая-то особенность Патриаршей службы, когда Святейший Патриарх ездит в разные епархии и служит при большом стечении народа – и все впервые в жизни слышат, о чем же мы молимся перед тем, как Дух Святой сойдет на Дары. А это нормальная практика: так должно быть.

Нам же, когда мы молимся перед Евангелием, имеет смысл встать и прочесть эту молитву вслух дома – попробуйте: авось это как-то мотивирует.

Однако, в отличие от чтения Евангелия на службе, дома по окончании рабочего дня нам совершенно необязательно стоять, шататься и думать, как бы сосредоточиться и что-то понять, если еле на ногах держишься – нет: помолились, поужинали, взяли чашечку чая, поставили себе на тумбочку, легли на диванчик, накрылись уютным пледом, пододвинули к себе компьютер, чтобы непонятные места толкования смотреть, и спокойно читаем Евангелие. Прочли немножко – подумали: какое отношение это имеет к моей жизни? Господь обязательно подскажет.

Вопрос: «Поругался с мамой. Она меня не хочет прощать, потому что я много уже просил прощения. Что делать?».

– Видимо, надо исправляться. Придется исправляться. Просить прощения все равно нужно, но только надо помнить: просьба о прощении должна сопровождаться исправлением. Сегодня я уже вспоминал Закхея – Господь к нему подошел, и он сказал: «Господи, кого обидел, возвращу четверицей». Если обижаешь маму, надо поступать, как Закхей после встречи со Христом: раз вы православный человек, значит, с помощью Божией вы должны маму обрадовать в четыре раза больше, чем огорчили.

Вспоминаем, чем мы маму обидели. Например, не протерли пыль. Значит, чтобы заслужить ее прощение, надо попросить прощения, вытереть пыль, а потом сделать еще вчетверо больше – пропылесосить, помыть посуду и даже полы помыть или раковину протереть: если вы так будете делать, мама вас простит.

Если это было непослушание, то в следующий раз надо не только послушаться, но и проявить инициативу. Если вы с мамой спорили чересчур и любви она в вашем голосе не чувствовала, то в следующий раз подходите к обсуждению вопроса с мамой после молитвы. Внутри своей души попросите: «Господи, укрепи меня, чтобы я сейчас маме все объяснил с любовью; даже если она на меня начнет ругаться и кричать, чтобы я ни капельки не показал виду, что мне дурно и плохо, а продолжал с любовью с ней объясняться». Если вы так будете делать, мама вас обязательно будет прощать и будет радоваться, а потом вы так привыкнете относиться к маме с любовью, что и не за что будет просить прощения.

Вопрос: «Что значит „о благорастворении воздухов“?».

– Мы живем в эпоху, когда у нас есть кондиционер, центральное отопление. Мы этим избалованы. На улице мороз не 10°, а 30 или 50°, а в квартире у нас все равно тепло. Может быть, чуть теплее или холоднее – но ничего, на котельной поддали жару, платежки коммунальные придут примерно одни и те же, даже не придется переплачивать. Летом, даже если нет кондиционера, поставили вентилятор, обдуваемся. Совсем жарко – открыли холодную воду из крана, умылись…

В древности человеку было тяжело: у нас на Руси – от холода, в более жарких странах не было такой суровой зимы, зато страшная жара летом, это мешало человеку и молиться, и жить, и даже просто стоять в храме.

Сейчас, когда у нас летом стоишь в храме, тоже бывает очень жарко – особенно когда батюшка стоит в облачении. Помимо гражданской одежды на нем подрясник, подризник, фелонь, он перемотан поясом и так далее – конечно, батюшка хочет некоторого «благорастворения воздухов». Мы молимся об этом, хотя нас окружают системы отопления, кондиционирования, чтобы воздух был пригоден для жизни человека.

Следующее прошение – «о изобилии плодов земных» – взаимосвязано с этим. Мы еще хотим, чтобы погода была такая, чтобы было изобилие плодов земных. Даже изобилие – это следующий этап, а пока чтобы в принципе были плоды: если будет стоять страшная сушь, то весь урожай просто сгорит – голодать будешь. Если же прохладно, дуют ветра, не жарко, но постоянно льют дожди, то все сгниет – тут уж не об изобилии плодов говорим, а хоть бы какой-то плод был.

Мы говорим: «Господи, Ты нас поместил в самый замечательный уголок во Вселенной. Да, он на краю Вселенной, на краю нашей галактики Млечный Путь, он не на самой большой планете Солнечной системы. Но он расположен удивительным образом, так что человеку тут жить хорошо. Конечно, есть и извержения вулканов, и тайфуны, и землетрясения (сказываются последствия человеческого грехопадения). Но даже в этих условиях здесь хорошо. Господи, сделай окружающую природу чуть более дружелюбной к нам, а мы постараемся освободившиеся силы нашего тела и души направить на любовь к Тебе и нашим близким».

Сейчас время отпусков, многие люди уезжают за границу. Как вести себя правильно за рубежом? Есть ли какой-то кодекс поведения, если храмы другой конфессии или очень хочется помолиться, причаститься на чужбине? Вы, как известный путешественник, можете ответить на вопрос очень хорошо.

– Вопрос по адресу: не только путешественник – несколько лет своей жизни я посвятил работе в Управлении Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, и как раз старался содействовать своей работой (пусть бумажной, контролирующей, рапортующей), чтобы нашим соотечественникам, отправляющимся на отдых в дальнее зарубежье или постоянно живущим там, было удобнее молиться и проще найти место для Причастия Святых Христовых Таин.

Когда езжу в отпуск, стараюсь за границей в воскресный день послужить Божественную литургию в одном из таких отдаленных русских храмов, которые разбросаны по всем уголкам земного шара.

Если мы собираемся в отпуск, мы должны понять, насколько он продолжительный. Если 5 дней, то можно обойтись без богослужения, если дней 10, то – с натяжечкой можно. Но если выпадает воскресный день, нужно постараться узнать, где ближайший храм. До того как Константинопольский Патриарх присоединился к расколу ряженых, организованному на Украине, было проще. Наши соотечественники могли в Турции пойти на службу. Туда командирован мой старший товарищ отец Георгий Сергеев, он служит постоянно в Стамбуле, но в курортный сезон совершает для наших соотечественников Божественную литургию уже в курортных местах Турции, где самые людные направления, выезжает туда.

Если посмотрим на жителей Дальнего Востока и Сибири, которым далеко летать до турецких берегов и ближе и проще добираться до Юго-Восточной Азии и Таиланда, то там есть целый десяток наших православных русских храмов. И на Кубе есть русский приход. В принципе, почти везде, и в Западной Европе. Нужно посмотреть на сайте Патриархии карту с приходами (http://map.patriarhia.ru/?map=56.83801,60.59746,10&t=0 ). Если вы сами не ориентируетесь, спросить об этом у людей более молодого поколения или у батюшки на приходе: «Батюшка, я буду в отпуске (или в командировке) в Берлине или Париже, подскажите, как там приход найти». Батюшка, если сам не знает, спросит у кого-нибудь в епархии и вам подскажет, напишет адрес, даст адрес сайта.

Что касается храмов иных конфессий, апостол Павел говорит: любой, кто прославляет, проповедует Христа, – это здорово. Однажды апостол Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. Поэтому мы радуемся – сердце ликует, когда мы видим Крест Христов, вознесенный над улочками испанского или итальянского города. Пусть это католический храм (или в Северной Европе чаще протестантский). Все равно мы радуемся. Мы можем туда зайти, если заранее подготовиться – возможно, есть мощи святого, еще православного, эпохи неразделенной Церкви первых тысячелетий или величайшие реликвии, которые по стечению обстоятельств были перевезены с Востока на Запад, и этим мощам можно поклониться, приложиться к ним (насколько это возможно).

Не так давно я ездил со своими прихожанами в паломничество в Рим. Это кажется – Рим, Ватикан, папа Римский и т.д. Нет, это же город древних мучеников: что ни храм, такие святыни! Мученица Татиана Римская, мученики бессребреники Косма и Дамиан, царь Константин, царица Елена – все действующие лица Рима.

Давайте подытожим нашу беседу.

– Дорогие братья и сестры, как всегда, большая радость общаться с вами на ТК «Союз». Вы задаете очень важные, содержательные вопросы – сразу видно, что они беспокоят ваше сердце.

Но Господь говорит: «Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами», и раз мы жаждем, чтобы наши вопросы и недоумения разрешились, то давайте будем заботливы к окружающим нас людям: если у них какие-то недоумения из-за нашего поведения возникнут, чтобы мы не с озлоблением, не с косым взглядом, не жесткими словами, а с любовью, снисхождением все недоумения разрешали. Люди слабы; у тех, кто не ходят в храм, нет укрепления во Христе в отличие от нас – христиан: будем к ним более милостивы, более снисходительны.

Если мы будем так обращаться с людьми вокруг нас, то Господь обязательно через священников, через друзей или Сам непосредственно осенит наш разум несовершенный, откроет нам ответы на самые важные жизненные вопросы, и жизнь наша станет куда проще и интереснее: ведь она будет со Христом, в любви.

Записали:
Маргарита Попова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс