Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня передача посвящена ответам на вопросы. Первый: «Можно ли начать читать Библию без толкования? Посоветуйте, пожалуйста, их авторов».
– Хороший вопрос. Очень часто люди читают Священное Писание и начинают его толковать по-своему. Человеку так легче привыкать к тексту: он его понимает по своему разу-мению. Но на самом деле все не так просто – чтобы изучать Священное Писание, о нем надо знать некоторые вещи.
Когда медик начинает заниматься медицинской практикой, он обучается в медицинском институте, изучает предметы, в частности, досконально изучает анатомию человека. Для чего он это делает? Чтобы понимать, какие процессы происходят в организме человека. Священное Писание – это, если хотите, тоже определенный организм, имеющий свои свойства. Написано оно в определенном жанре, который необходимо правильно понимать. Если не искушенный знаниями человек начинает изучать Священное Писание самостоятельно, ему очень легко попасть в ловушку неправильного толкования написанного. Далеко за примером ходить не надо. Допустим, написано: если рука соблазняет тебя, отсеки ее и выкинь вон. Что должен человек здесь делать? Поступить так, как написано в Священном Писании либо прибегнуть к толкованиям (что по этому поводу говорит Церковь, святые отцы) и делать правильные выводы?
Новоначальным, которые хотят изучать Священное Писание, лучше всего начинать с книги «Закон Божий» – в Русской Православной Церкви это классическая книга Серафима Слободского. Он дает новоначальные понятия о Церкви Христовой, о Священном Писании, объясняет наиболее яркие библейские события из истории Ветхого и Нового Заветов и подготавливает человека, который готов посвятить свою жизнь служению Церкви, жить церковно, стать на правильную дорогу.
Более серьезный учебник для изучения Священного Писания – «Изучение Библии» А.П.Лопухина: он рассказывает, из чего состоит история Священного Писания Ветхого Завета, разделяет ее на периоды. Таким образом, человек начинает более ярко представлять, что хочет Священное Писание Ветхого Завета донести до его сердца.
И, конечно же, классик толкователей из святых отцов Церкви – святитель Феофилакт Болгарский; он пересказывает Иоанна Златоустого в более сжатой, краткой и доступной форме, объясняет все непонятные места, так что человек очень хорошо понимает смысл Священного Писания. Раз мы коснулись великих святителей и церковных просветителей: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий тоже очень хорошо в своих трудах объясняют, толкуют тексты Священного Писания.
Есть священная Книга Псалтирь – необходимо, чтобы ее растолковывали, чтобы нам было понятно, что там написано. Есть толкования на Псалтирь, есть научные издания, которые в себе содержат труды нескольких отцов – толкователей святой Книги Псалтирь. Людям, желающим их изучать, лучше всего записаться в воскресную школу; при многих храмах Москвы и других городов, при епархиях существуют курсы, куда тоже можно записаться, походить, послушать. И конечно же, по телеканалу «Союз» очень много интересных передач, которые завязаны на том, чтобы правильно понимать тексты Священного Писания. Арсенал очень велик, и человеку необходимо подобрать для себя наиболее приемлемый способ познания.
Каков критерий правильности толкования и в чем опасность неправильного толкования Священного Писания?
– Опасность прежде всего в том, что очень легко уйти в ересь. Люди, к сожалению, не знают историю Церкви – не знают, что существует очень много ересей, которые зарождались при неправильном толковании текстов Священного Писания. Часто бывает так, что люди, облеченные высокими научными званиями, вплоть до академиков Академии наук, свои умозаключения представляют как открытие. Они прочитали, растолковали, им стало понятно – и им «открылось», а, оказывается, открытая ими ересь – IV века, арианская или несторианская: это все уже было, Церковь с этим уже боролась – у нее существует определенный иммунитет.
В Церкви зародилась такая наука, как догматика. Она предлагает людям не терзать свой мозг и сердце, а изучить определенные правила, познакомиться с правилами, с «дорожной картой» изучения Священного Писания, правильного отношения, правильной интерпретации текста Священного Писания. Это очень серьезное дело. Христианские деноминации протестантского толка (их просто сотни, если не тысячи) друг друга не признают, каждая по-своему толкует тексты Священного Писания. Так что это очень опасное направление, прежде всего с духовной точки зрения: человек теряет правильную дорогу к Богу и может заблудиться в дебрях своего неведения, что часто и бывает.
Так каков же критерий правильности понимания?
– Прежде всего, уже есть определенная позиция Церкви, основанная на толкованиях святых отцов. Господь в свое время им открылся, дал им дар рассуждения, понимания, интерпретации текста Священного Писания. У этих святых людей были, если хотите, определенные компетенции разбирать эти тексты, толковать их, интерпретировать в духе Спасителя Господа Иисуса Христа. Когда некоторые ученики Его не понимали, что говорил Спаситель, Он замечал: «Странно, что вам еще не дано это, не открылось, и вы не понимаете тех истин, которые Я говорю вам». Это особый дар, который мы должны получить от Бога. Бывает, человек умный, но у него нет этого дара, и он рассуждает, что написано в Священном Писании, об образах, о содержании Священного Писания как ребенок или как человек, который вообще не знает, как правильно понимать те или иные слова Спасителя.
Вопрос: «Имеет ли значение, какому образу Богородицы молиться в определенных нуждах? Например, об излечении от раковых заболеваний молятся „Всецарице“, а в нашем храме этого образа нет. Можно ли молиться любому другому образу Богородицы об исцелении от рака?».
– Конечно, образ Божией Матери является чудотворным, спасительным в любом Ее изображении. Можно молиться и пред Казанской иконой Божией Матери, и пред Тихвинской. Но особой благодатью исцеления (это было подмечено людьми и отмечено особенным молитвенным правилом, деланием) прославилась икона «Всецарица». У нас в Москве чтимый чудотворный образ находится в Новоспасском монастыре, к нему приходят люди с патологиями, с новообразованиями, проходящие курс химиотерапии, у которых обнаружили болезнь. Если в храме нет иконы Божией Матери «Всецарица», отчаиваться не надо.
Конечно, можно ей помолиться, но очень хорошо, когда человек поработает над собой, над своей ленью, имея особенное желание, особенное сердечное направление приложиться к особой святыне. Что с людьми происходит? Они впадают в отчаяние, уныние. Такие люди как бы сами себя бьют обухом по голове – они узнали о болезни и сами себя ударили, оглушили, духовно себя обезоружили, находятся в состоянии духовного неведения, не знают, что делать.
Даже когда люди совершают паломничество, они его совершают не просто так, а чтобы соприкоснуться с той или иной святыней – соприкоснуться, если хотите, с Богом. В Священном Писании сказано: дивен Бог во святых Своих; святые – это и живые, и те, кто почил в Бозе, оставил особый след. Люди совершают многочисленные дальние паломничества, чтобы соприкоснуться с исцеляющей, оживотворяющей благодатью. Образ Пресвятой Богородицы «Всецарица», который находится в Новоспасском монастыре, относится к разряду именно таких великих спасительных, целительных святынь. А люди мало об этом знают.
И я заметил (и как психолог), что человек лучше начинает себя чувствовать, лучше функционировать, лучше бороться с болезнью, если совершает определенные усилия. Можно лежать на кровати и умирать, а можно ждать от Бога исцеления и бороться за жизнь. Если человек соберет последние, как он думает, силы в кулак и пойдет к святыне, помолится, приложится, помажется маслом, возьмет домой масло и маленький образок, приложенный к образу «Всецарица», будет его иметь с собой, то он получит благодатную силу и помощь Богородицы особым образом: он своими действиями, своей работой, своими ножками пришел, поднялся по ступенькам, приложился к образу, помолился, поработал над собой, подумал над своей жизнью, и все это вызывает определенные духовно-нравственные изменения в сердце человека, страдающего той или иной болезнью (в данном случае онкологией). Я знаю, что очень многие, хотя им сказали, что они скоро умрут, до сих пор живут.
Если человек не может приехать в Новоспасский монастырь приложиться к образу Всецарицы, имеют ли для него силу масло, освященное на иконе «Всецарица», или хотя бы маленькая иконка дома?
– Конечно, имеет. Когда человек обращается к образу Божией Матери «Всецарица», он свое сознание перестраивает, заставляет головной мозг работать таким образом, что ожидает определенного действия, чуда, то есть тех реакций духовного, душевного, телесного характера, которые происходят в человеческом организме. Когда он запускает эти реакции, когда взирает на образ Пресвятой Богородицы «Всецарица», он, конечно же, очень часто получает просимое. Каким образом это происходит, мы объяснить не можем.
С духовной точки зрения мы знаем, что это работа Божией благодати. С душевной точки зрения очень часто бывает, что это эмоции, психика человека: это объясняется тем, что в душе человека начинают работать душевные механизмы – и меняется настроение, меняется биохимический состав крови, по-другому начинают работать железы внутренней секреции, вырабатываются определенные вещества, иммунитет начинает работать с определенной силой. Организм прилагает усилие, чтобы восстановиться. Это уже на телесном уровне.
Господь так мудро устроил человека, что дал ему определенные правила и рецепты. Помните, Христос очень хорошо сказал, что блаженны нищие духом? Мы должны об этом помнить. Нищие духом – это люди, которые все время нуждаются в Боге, в Его помощи, в Его участии в их жизни. И мы знаем, как человек справляется без Бога и куда такие люди попадают. Но если человек, следуя заповеди Спасителя, нуждается в Боге, все время просит Бога быть с ним и участвовать в его личной жизни, в его спасении, то Господь помогает ему – Он делает жизнь человека иной: более легкой, благодатной, прекрасной.
Бывает, люди должны страдать, имея недуг или патологию, а они радуются и славят Бога – у них улыбка, лучезарное состояние духа, они одухотворены – их лицо источает свет. Такие люди очень часто бывают примером для тех, кто не имеет видимой или внутренней патологии. Когда у людей все хорошо в их доме и теле, они очень часто превозносятся и забывают Бога. Страдающие люди оказываются живым памятником, напоминающим нам, что с нами может всякое произойти, и к Богу мы должны обращаться в любых условиях – когда болеем и когда не болеем, когда у нас печали и когда радости.
Вопрос телезрителя: «Апостол Павел в Послании к Тимофею много рассказывает о женщинах. Там есть слова о спасении: „Спасется через чадородие, если пребудет в вере, любви и святости и целомудрии“. Допустим, женщина родила детей, сама была в святости и целомудрии, но где гарантия, что ее дети будут настоящими христианами? Может быть даже наоборот: антихриста тоже кто-то когда-то родит? Второй вопрос: есть множество женщин, которые рожают, но не все могут сказать, что они святы и целомудренны, – значит, они вообще не спасутся?».
– Мы же знаем, что жить «технически» и жить духовно, «технически» совершать свой жизненный путь или духовно – это два разных пути, два разных делания. Когда апостол приводит эти слова, он призывает людей быть готовыми к тому, что их жизнь есть особое благословение Божие: чадородие – особенное благословение Божие. И технически это происходит, и духовно. Бог же обращается к людям, которые имеют образ и подобие Божие.
Женщина каким образом спасается чадородием? Она выполняет заповедь Божию «плодитесь и размножайтесь», правильно? Конечно, апостол не просто так обращается к людям. Перед этим он проповедовал им о Христе распятом, Воскресшем, вознесшемся. Он имеет в виду, чтобы люди всегда и во всем использовали и применяли слова Спасителя (как правильно жить, как жить с Богом, как жить в Боге). О таком спасении в Боге и говорит Священное Писание – в частности, апостол.
Эти слова апостола актуальны сегодня или нет? Актуальны как никогда. Может быть, еще актуальнее, чем в то время. Мы не можем сказать, что люди, которые живут сейчас, потеряны для Царства Небесного или для Бога. Да, их стало больше, они стали в общей своей массе, может быть, немножко умнее с точки зрения интеллекта, у нас нет проблем, которые были раньше (авитаминоз, допустим). Люди более здоровые и дольше живут, чем тысячу лет назад. Но слова апостола актуальны и в наше время: Иисус Христос вчера и днесь Той же и во веки – нашему пониманию о Христе 2 000 лет. Святые отцы через Священное Предание, через святоотеческое наследие передают нам мысли, дух, понимание того, Кто такой Христос, как Его разуметь и как применять это в нашей жизни.
Женщина должна выполнять свою благодатную функцию. Конечно же, она должна быть еще и матерью, воспитывать детей своей жизнью, своим примером показывать, как человек должен жить и возрастать во Христе, чтобы достигнуть Царствия Небесного.
Вопрос: «Как Православная вера может помочь решить проблему отцов и детей – отсутствие взаимопонимания между поколениями? Для меня эта проблема сейчас очень актуальна».
– Проблема отцов и детей, наверное, будет всегда.
Человек по своему устроению – психическому, психологическому, душевному, телесному – несовершенен. Очень часто все бывает замешано на эмоциях и мировоззрении; бывает так, что проблему необходимо решать мирным путем – бывает, что глубокая рана должна очиститься, зарубцеваться, перестать болеть, нагнаиваться и в конце концов перестать существовать вообще как рана. Какой-то след всегда останется и в испорченных отношениях, и в непонимании.
Что нужно делать? Нужно все-таки изучать друг друга, любить друг друга и пытаться найти компромисс. Очень часто компромиссом может быть и молчание. Оно должно быть не просто молчанием, но молчанием с молитвой: нужно молиться за своего ближнего, просить у Бога помощи, поддержки, благословения. Если есть большой разрыв, чтобы он в конце концов не имел бесконечного характера, нужно пытаться сблизиться.
А лучше не иметь вообще никаких претензий или обид – простить то, что было. Нужно и не давать развиваться новым конфликтам. Чтобы они не углублялись (если они уже есть), необходимо применять психологические, духовные методики, чтобы это расстояние сократить или, во всяком случае, не усугубить. Это тоже очень важно.
Проблему эту, наверное, решить невозможно, ведь старое поколение не хочет понимать новое, а новое не может понимать старое, предыдущее. Всегда человек в чем-то совершенствуется, в чем-то уступает. Но самое главное – работа над собой, прежде всего духовная, душевная. Тогда может быть результат. Конечно, работа должна вестись именно на духовном поле, ведь это духовный вопрос. Если она ведется в чисто материалистическом воззрении на проблему, чисто на душевных проявлениях, на эмоциях, то разрешить ее очень часто не удается.
Вопрос телезрителя: «Христос сказал, что Царствие Божие внутрь вас, а мы стремимся к Царствию Божию где-то на Небесах. Получается, что Царствие Божие есть уже на земле?».
– Действительно, Царствие Божие начинается с нас: душа с ее качествами, свойствами – это частица Бога. Бог вдохнул Свое дыхание в человека и оживотворил его. Эта частица Бога и есть частицей Небесного Царствия: если ты нашел ее, если радуешься с Богом – ты уже в этом Царстве и попадешь туда в конечном счете.
Мы знаем больше: человек имеет тело. Тело сейчас несовершенное. По словам апостола Павла, оно должно быть посеяно в землю, как семя, должно взойти – и будет совсем иной урожай, иное растение – совершенное. Семя и растение, которое дает семя, – это разные вещи. Семя – более компактный материал, который имеет в себе зачатки силы, потенции для растения. Растением будем мы. Мы будем в совершенстве. Почему мы верим в Спасителя? А Господь показал нам и совершенное тело по Воскресении – это же была настоящая плоть: мы знаем, мы верим, что это была настоящая плоть, и она была совершенна, Господь ею распоряжался как хозяин. Если до Его смерти и Воскресения Его плотью могли распоряжаться люди, которые могли Его схватить, судить, издеваться над Ним, прибить ко Кресту, умертвить Его, то когда Он умер, «был посеян» и Воскрес, никто уже не мог Его поймать, использовать, убить, издеваться над Ним.
Вместе с тем Евангелие нам приводит очень много случаев, когда Христос появлялся уже по Воскресении, до Вознесения, в среде Своих учеников: являлся путникам, шедшим в Эммаус, Марии Магдалине, Своим ученикам апостолам и многим другим, когда они могли лицезреть Его совершенное тело. Казалось бы, это были две разные личности. Кому-то Он явился – и Евангелие не указывает, что у Него были раны, то есть Он явился как Человек, тело Которого не было повреждено. А вот Фоме неверующему надо было доказать, что это Тот, Кто был на Кресте и Воскрес, и нужно было практически показать и доказать другим через Фому, что это реально Тот Христос, Который был убит и Воскрес как Бог и Человек, Богочеловек. Тогда Он показывает Свои раны: Евангелие ясно говорит, что можно было в эти раны палец вложить, а в ребра, где была широкая рана от прободения копьем, можно было вложить руку. Это очень интересный факт, который мы должны принять. Мы должны совершенствовать свою жизнь, чтобы иметь начатки жизни вечной, Царствие Небесное внутри себя, в своем сердце, чтобы попасть в Царство грядущего Христа.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.