Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1027) → Протоиерей Евгений Попиченко: Надо начинать искать Бога

Протоиерей Евгений Попиченко: Надо начинать искать Бога

№34 (1027) / 2 сентября ‘19

Беседы с батюшкой

Начать программу мне хотелось бы с небольшой истории, а именно с размышлений одного человека о нашей жизни. Допустим, взять даже пример по поводу погоды. Когда пасмурно и холодно, мы говорим: «Поскорей бы было солнечно, жарко». Наступает жара, мы начинаем думать: «Да когда же эта жара кончится! Невозможно: жарко, душно!». Проходит время, погода меняется, становится прохладно, и мы говорим: «Да что ж это за лето такое?!». Начинается дождь – опять недовольство. Наступает осень: слякоть, грязь, и мы говорим: «Скорей бы зима». Наступает зима: нам холодно. В этом размышлении приходит на ум мысль, что некое недовольство тем, что вокруг нас происходит, – это состояние русского человека. И это воспринимается как само собой разумеющееся. Нет такого момента, когда человек вышел бы на улицу и при любых обстоятельствах сказал: «Как здорово, что листва падает, что дождь идет, что жарко или пасмурно»... Как считаете, присуще ли это русским?

– Я бы не стал всех русских под это подводить. Думаю, это состояние унылого человека. Русские могут быть унылыми. Русские могут быть жизнерадостными. И француз может выйти и все время переживать, что над Сеной облачно. И любой человек. Потому что это внутреннее состояние уныния, безрадостного существования. Но всегда можно сосредоточиться на позитивном, положительном. Каждый человек смотрит на мир своими глазами, и от того, на чем сфокусировано зрение, зависит его настроение, самочувствие.

Я уже приводил такой пример. Ты подходишь к иконе, она за стеклом. Если фокусируешься на стекле, то видишь сразу же жирные пятна ото лба, губ. А если смотреть сквозь стекло и сосредоточиться на образе, можно увидеть красоту иконы. Все зависит от того, на чем сосредоточен человек.

Заходим мы как-то с матушкой на кухню, а там дети прибрались. Но мы этого ничего не видим, потому что наш взгляд сосредоточен на посуде, которая осталась в раковине. Смотришь на этот кусочек непорядка, и все доброе, что было детьми сделано, обнуляется, обесценивается. Ты к этому придираешься, и у детей сразу плечи виснут. А можно замечать хорошее и это возвышать, проходя мимо неприятностей и расширяя область позитивного. Мне кажется, Господь так смотрит на мир. Конечно, Он видит все его безобразие, но вместе с безобразием Он видит огонечки веры, видит свет добрых дел, видит людей, которые Его ищут. И Он этому радуется и, как добрый родитель, это поддерживает. А плохое засохнет и само отпадет.

Замечать только хорошее. Это звучит просто, но как фактически научиться так переключаться? Если ты привык к негативистскому отношению ко всему, что видишь вокруг, не обращаешь внимания на то, что хорошо, а начинаешь цепляться за то, что не очень хорошо, как с этим работать?

– Думаю, нужно вспомнить слова профессора Преображенского о том, что разруха не в клозетах, а в головах. Точнее – в душе. От состояния души зависит счастье или несчастье человека. Надо начинать работать над своей душой, начинать духовную жизнь. Начинать искать Бога, потому что Он Источник мира, гармонии, порядка, радости, счастья, полноты. Начинать наводить порядок в душе: выбрасывать хлам, проводить покаянный труд, очищать душу слезами покаяния. Нужно молиться, нужно делать добрые дела. То есть нужно изменить себя, тогда мир вокруг изменится.

Конечно, можно сказать, что это слова. Да, это слова, это инструкция к действию. Господь говорит: «Аще кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Это заповедь, жизненная программа. Пока ты не начнешь что-то делать, никуда не двинешься. Поэтому надо делать. Услышали – попробуйте. Православие очень практично. Это не теория, это практика жизни, опыт миллионов людей, которые поверили, сделали шаг из ряда вон и приобрели свой личный опыт. Они изменили свою жизнь и изменили жизнь тысяч людей вокруг себя. Потому что такой закон: когда ты приобретаешь благодать Духа Святого, жизнь вокруг тебя налаживается.

Эта тема перекликается с темой любви и уважения к самому себе. Почему-то очень часто заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» воспринимается только в отношении ближнего. А тот факт, что для того, чтобы полюбить ближнего, нужно сначала полюбить себя, упускается. В итоге получается, что мы про себя забываем и начинаем переключаться на людей вокруг нас. Наверное, логично порассуждать на тему, с чего начинается любовь к самому себе. И нормальное ли это состояние – любить самого себя?

– Тогда немножко поговорим про бензокосилки. Однажды я купил для своего огорода хороший, мощный триммер. И мне понравилось им косить. У меня такое развлечение: в свой выходной день раз в две-три недели приходится скашивать около десяти соток земли. Это прекрасное переключение с умственного труда, общения с людьми. Прокосил сезон, поставил в сарай. На следующий год приехал по весне, снова стал косить. И так три сезона. А потом она благополучно сломалась. Почему? Потому, что я думал, что можно использовать ее ресурс бесконечно, достигая результата, который мне нужен, без техосмотра, без поправления ее технических характеристик. Так получилось, что в августе я увез бензокосилку в мастерскую, а забрал ее только в июне. То есть пришлось тратить огромные силы, время, средства просто потому, что в свое время не была сделана техническая поддержка.

Я думаю, каждому человеку необходима своевременная техническая поддержка. Однажды крестьянин в лесу увидел человека, который пилил дерево. Тот уже весь вспотел, устал. Он его спрашивает: «Сколько ты работаешь?». – «Шесть часов уже пилю». – «Так у тебя ж тупая пила, тебе надо пилу заточить». – «У меня нет времени точить пилу. Мне надо дерево спилить». И продолжил еще несколько часов пилить.

Есть вещи, необходимые для того, чтобы человеку чувствовать себя в норме. Первое и самое важное – уделять внимание духовной жизни, которая первична. Второе: за духовной жизнью не надо забывать и про физическую нагрузку. Стесняюсь спросить, но спрошу: многие ли из вас, дорогие телезрители, делают зарядку по утрам? Нужно утром минут двадцать давать телу нагрузку: попрыгать, побегать, отжиматься, приседать. Или можно использовать шагомер, чтобы посмотреть, сколько тысяч шагов в течение дня мы проходим. Я уверен, что абсолютное большинство людей имеют очень малую физическую нагрузку. Тело – это же ослик, на котором едет душа. Если ослик слабенький, недоразвитый, то далеко на нем не уедешь. Кроме того, гормон радости, по мысли одного хорошего спортсмена, находится в икрах, там вырабатывается тот гормон, который дает нам бодрость души.

Третья составляющая: очень важно находить время для общения, для жизни в социуме, чтобы была группа близких друзей, с которыми можно сходить в лес, в кино, в кафе, пообщаться, по душам поговорить. Давно ли мы по душам разговаривали? Так, чтобы после разговора стало хорошо, мирно на душе, чтобы было удовлетворение от общения?

И четвертая составляющая: нужно развивать свой ум, читать книги, художественную литературу. В гармонии, в балансе этих настроенных четырех видов активности проявляется уважение, любовь и забота человека о самом себе и происходит его развитие. Если что-то выпадает, происходит крен и накапливается усталость или неудовлетворенность жизнью.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Евангелии от Иоанна есть слова Христа: “Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит”. А у апостола Петра написано наоборот: Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? Непонятно: с нас начнется суд или мы, верующие, на суд не приходим? Противоречие».

– На суд придет каждый человек, нам не избежать ответа перед Богом. Потому что встреча со Христом – это и есть суд. Недавно пришла такая мысль, что христианин не должен быть со злым лицом. Конечно, он может быть со злым лицом, и мы все такие. Как есть в Священном Писании такое выражение: «медвежья морда». У нас часто бывает медвежья морда. Но это неправильно, это ненормально. У христианина должно быть, как минимум, человеческое лицо, как максимум, – ангельское. И об этом важно помнить. Выходишь в храме на проповедь и хоть бери кисть, мольберт, чтобы лики святых рисовать, – настолько у всех благовидные, сосредоточенные, молитвенные, добрые лица. Выходим из храма – маска слетает.

Но ведь этот лик, как перед Богом, должен быть и в транспорте, в который мы вошли, и когда приходим домой, и на работе. Потому что мы не только в храме перед иконостасом живем в присутствии Божием – Господь всегда и везде, и это важно помнить. Нужно научиться ходить перед Богом. Потому что на суде вся наша шелуха спадет, маски уйдут в сторону – и человек узнает, кто он есть на самом деле, какой он по качествам. Но нельзя уже будет что-либо изменить.

Так что память о суде и подготовка к нему у христианина должны быть в постоянном режиме. Каждую Исповедь мы встаем перед крестом и Евангелием: это суд Божий, потому что мы даем Богу обещание, открываем Ему свои язвы. Каждая вечерняя молитва, когда мы вечером Богу исповедуем повседневные грехи, – это тоже суд Божий. Ведь, засыпая, мы не уверены, проснемся или нет. Нужно засыпать так и молиться перед сном так, как будто ты собираешься на Божий суд. Поэтому мы (каждый из нас) готовимся дать ответ за прожитую жизнь.

Вопрос телезрительницы из Пензенской области: «Что такое духовная жизнь? Но не по Феофану Затворнику (я книгу читала, немножко себе могу представить), а как лично в себе увидеть, живу ли я духовной жизнью? Как это понять для себя самой?».

– Один из критериев духовной жизни может быть следующим: чем больше живу, тем больше нахожу в себе грехов, и больше всего – гордыни. Петр Дамаскин сказал: «Начало исцеления человеческой души – это видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской». То есть начало правильной духовной жизни – видение своих грехов. В чем оно практически проявляется? Человек перестает осуждать. Когда мы видим себя, какие мы есть на самом деле, мы перестаем даже замечать недостатки других людей, перестаем раздражаться на других людей. Потому что природа раздражения в чем? У Родиона Раскольникова был такой вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?». Если человек для себя решает, что он имеет право искать справедливости, высказывать возмущение, раздражаться, учить, кричать, значит, он забыл о том, каким был сам, например, двадцать лет назад, из какой грязи Господь его достал, какие камни давили его душу, как он мучился. То есть он дал себе амнистию, забыл о своих смертных грехах. Когда человек помнит те ошибки, те ужасы, которые он совершил в безбожной жизни, вне Церкви, это всегда смиряет, и человек себя одергивает. Да, что-то заметил, что-то не нравится, но вспоминается вопрос Паниковского: «Кто ты такой?». Кто ты такой, чтобы рот раскрывать, чтобы оценивать те или иные обстоятельства? Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. Признак правильной духовной жизни – когда человек перестает осуждать другого.

Несколько вопросов задали в социальной сети «ВКонтакте». Анна спрашивает: «Какой ориентир должен быть у нового прихожанина храма, чтобы он не был обузой в жизни прихода, но стал со временем маленькой его частью?».

– Я подозреваю, что здесь вопрос немножко с духовным смыслом. Чтобы стать живым членом Церкви, а не обузой, ориентиром может быть совершеннолетие, внутреннее взросление. То есть уход от инфантилизма. В одной песне поется: «Отдам себя в хорошие руки». Не надо искать, кому себя отдать в хорошие руки, нужно ответственность за себя взять на себя. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Современной Церкви очень не хватает людей самостоятельных, зрелых, которые берут на себя ответственность, а не ищут старцев, на которых бы возложить свою судьбу. Богу важно, чтобы человек сам научился нести ответственность, не возлагая ее на священника, на Церковь. Вот такой ориентир я дал бы для приходящих – научиться быть ответственным христианином, внимательным, чутким. Не от духовника ждать рекомендаций, а проработать вопрос, проанализировать, посмотреть, какие есть варианты, и посоветоваться. И дальше по совету жить. Это очень важное качество, его так не хватает!

Еще один вопрос задает Елена. Ее старший сын на совет помолиться часто отвечает, что молитва ему не помогает. Как его вразумить?

– У подростков связи очень короткие. В гаджетах же все просто: нажал – сразу же картинка открылась. Эта модель переносится и на отношения с Богом. Что значит «молитва не помогает»? Просто у Бога Свой замысел о нашей жизни. У нас – свои желания. Вот в этой синергии, в переплетении, соединении двух воль – воли Божией и воли человеческой – происходит состояние счастья, гармонии. И молитва – не магическое действие: свечку поставил, где-то кнопка нажалась, пошел сигнал – и в жизни что-то переменилось: зарплату повысили или хорошую машину купил. Нет.

Молитва – это инструмент, через который человек входит в общение с Богом, через который человек учится любить Бога. И тут нет таких категорий: «помогает – не помогает». Если любишь, ищешь возможности быть с любимым. Если не любишь – будешь этого всячески избегать. Молитва – выражение любви.

Надо с подростком разговаривать. Очень важно маме подобрать такие слова, которыми она сможет выразить свои чувства. Не логику, не формализм, что молитва должна помогать. Нужно попытаться дать почувствовать своему сыну, что именно ты проживаешь во время молитвы. Потому что дети воспитываются не словами, они воспитываются чувствами, эмоциями. Это искусство – поделиться своим проживанием веры, Причастия, покаяния, молитвы, чтобы другой человек тебе сочувствовал. Тогда, может быть, и слов специальных не понадобится.

К теме про злое лицо и любовь, уважение к самому себе. Телезрительница «ВКонтакте» задает вопрос: «Длительная напряженная работа привела к истощению моральных сил: все раздражает, чувствую себя как в чужой тарелке. Чувство, что ты со злым лицом. Как правильно относиться к такому состоянию?».

И от себя добавлю: как находить баланс между работой, домом, семьей? Как научиться это разграничивать, переключаться и отдыхать?

– Недавно киоскеры задали примерно такой же вопрос. Вообще, вопрос касается сферы «человек – человек», где одни люди чего-то хотят от других людей. Это социальная сфера, медицинская сфера, наверное, торговля, где очереди и всегда одни чего-то ожидают от других. Те люди, которые сидят на приеме, через какое-то время получают утомление, потому что, когда видишь бесконечный поток людей, чувствуешь раздражение, усталость, бывают и какие-то личные проблемы.

У меня тоже такая история бывает регулярно. Выходишь перед праздничной службой на Исповедь в субботу вечером, смотришь на очередь и понимаешь, что ближайшие два-три часа ничего интересненького не будет. Потому что новенькие прихожане идут по пути наименьшего сопротивления, где очередь к батюшке поменьше. А новенькие – это же всегда интересно, это возможность поговорить, у человека всегда свежие, интересные вопросы. На первой Исповеди всегда есть возможность на чем-то зафиксироваться, заострить внимание. А когда знаешь каждого прихожанина, то все как обычно: у них рядовая Исповедь. И, конечно, устаешь, утомляешься, иногда даже умудряешься вздремнуть, пока человек что-то говорит. А он потом спрашивает: «Батюшка, ну так что мне делать?..».

Пришел такой образ, что священник на самом деле является потайной дверцей. (Как в сказке «Приключения Буратино»: там за дверцей был прекрасный театр для папы Карло.) Священник, поскольку он проводник, может дверцу приоткрыть – и Господь через него может много чего дать. Но для того чтобы дверца открылась, нужен золотой ключик. А золотой ключик – это живое чувство, которое исходит из сердца человека. Так бывает: идет рядовая, повседневная, предсказуемая Исповедь, и вдруг человек делится каким-то своим переживанием, своей болью – и немножко задремавший священник вдруг оживает, он чувствует жизнь и откликается. И даже если священник уставший или не очень образованный, у него находятся какие-то слова, мысли, вспоминаются слова святых – и человек получает духовную поддержку.

Ключик – это живое чувство человека во время Исповеди, то есть из глубины души, от сердца. Но часто приходится делать над собой волевое усилие, понимая, что ты не должен халтурить. Тогда собираешь волю и начинаешь вслушиваться, вдумываться в человека, который перед тобой, ты отвергаешься себя, своего эгоизма, жалости к себе и отдаешь себя человеку. И вдруг, сквозь пелену обыденности, слышишь какие-то интонации, переживания человека, по ниточке начинаешь этот клубочек разматывать – и находятся слова, и человек уходит утешенным. И у тебя пропадают усталость, раздражительность.

Я думаю, такой порядок может быть в каждой сфере, где человек отдает себя другому. Нужно просто услышать того, кого Господь к тебе привел. Забыть об очереди из двадцати человек, отдать себя этому человеку, услышать его, почувствовать. И Господь за эту твою жертву, за это усилие даст тебе бодрость. Проверено: работает!

Трудно, мучительно, тяжело. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми. Если живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Если и впадет человек в какое согрешение, то вы, духовные, исправляйте такого духом кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы и тебе не быть искушенным. Друг друга тяготы носите – и так исполните закон Христов».

Путь к святости изложен в Священном Писании, в Евангелии. Это инструкция к действию. Нужно читать Евангелие, молиться Богу, становиться по духу церковным человеком, слышать голос Церкви, чувствовать ее пульс, оживотворяться Кровью Христовой, быть в сообщении с Церковью. Сохранить обеты Крещения неразрушенными и тот дар Духа Святого, который Церковь дала нам в таинстве Крещения, пронести нерастраченным до последнего издыхания. Так жили святые.

Если хочешь быть спасен, соблюди заповеди: не убей, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, чти отца и мать. Для спасения этого достаточно. Ну а если хочешь быть совершенным, Господь говорит: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Это сугубый подвиг. Здесь и тысячу дней и ночей стояния на камне, и мученичество. Это сугубый труд. А более подробно можно посмотреть у святителя Игнатия (Брянчанинова): во втором томе «Аскетических опытов» есть беседа, которая называется «Слово о спасении и о христианском совершенстве», где святитель вкратце размышляет о пути к святости.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс