Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1025) → Священник Владимир Флавьянов. Осуждение и рассуждение: грех и благодать

Священник Владимир Флавьянов. Осуждение и рассуждение: грех и благодать

№32 (1025) / 19 августа ‘19

Беседы с батюшкой

Мы будем говорить на тему осуждения и рассуждения: осуждение как грех и рассуждение как возможная благодать. Отец Владимир, на Ваш взгляд, в чем вообще проблема? Каждую неделю перед Причастием наверняка большинство людей каются в грехе осуждения. Почему осуждение так глубоко вошло в нашу природу?

– Суд – это как меч, граница между светом и тьмой. Конечно, это не четкая граница, есть полумрак, полусвет. Поэтому мы должны в этих сумерках уметь проводить границу, чтобы все-таки отделить свет от тьмы. Нам дано свойство рассуждать. Но очень часто мы переступаем эту границу. Так же, как, например: дерзость и дерзновение, нравственность и «нравится»… Мы часто проскакиваем границу, но она все-таки существует. Так что попробуем порассуждать.

Почему осуждение для нас неизбывный грех?

– Потому, что мы легко поддаемся на мнения. У каждого человека есть свое мнение, своя правда, свой набор представлений о правде, в том числе о Боге, о людях, как они должны поступать, какая должна быть семья, какие должны быть дети. И из призмы моего представления возникают некоторые образы, что есть внутри каждого, то есть я представляю, как это должно быть. Но чаще всего картинка, что у меня заложена в голове, не совпадает с реальностью. Поэтому у меня возникает первый момент разочарования: «Как же так? Меня же учили каким-то идеалам, мне их преподавали начиная с семьи, детского садика, школы, института…». У нас огромное количество этих образов, картинок. Но с реальной жизнью они очень редко совпадают.

Например, я был очарован когда-то сказками, что добро сильнее зла. Это так. Но вот оно – зло, и почему-то оно побеждает. И возникает разочарование. Начинаются поиски: «Как же так? Везде так или только со мной? Или, может быть, это обман, а на самом деле не так?». Хорошо, если в поиске человек находит Бога, а если он находит не Бога, а дьявола, змея, то начинает соблазняться уже его речами. Соответственно, у него вместо рассуждения возникает осуждение. Это естественная наша природа, на которой играет темная сила. И очень часто мы впадаем в осуждение, забывая о рассуждении.

Для того чтобы хотя бы каким-то образом избавиться от греха осуждения, что нам нужно делать? Может быть, отказаться полностью от воздействия этого мира: выключить телевизор, не читать газеты, надеть наушники и слушать аудиокниги и не общаться с людьми? Как справиться с грехом осуждения?

– Для начала вернемся к природе. Мы приучены еще со школьной скамьи к оценкам. Очень часто оценки были завышены. Например, нам должны были поставить двойку, но ставили тройку, чтобы учителю лишний раз не сидеть с двоечником. Мы приучены к оценкам, и мы постоянно все оцениваем: слова, одежду, реплики, саму жизнь. Это постоянный процесс. Отказаться от него, в принципе, возможно. Но нужен многолетний труд, чтобы отказаться от этой системы оценивать мир и прекратить весь этот поток, потому что на самом деле мир по-другому выглядит. И другой человек – он действительно другой. Поэтому моя оценка действительно неправильная. Но еще раз говорю: пройдут годы, пока я попытаюсь эту систему внутри себя сломать. Нас приучили к ней.

Надо понять и очень простую вещь: если во мне есть любовь, то на самом деле не так важна моя оценка, важна именно моя любовь. То есть я делаю выбор: либо я пытаюсь доказать свое право на личное мнение, либо все-таки оказываю любовь и милосердие человеку.

Если во мне есть любовь, тогда все хорошо, все замечательно, мы победили. Но часто мы говорим с такой позиции: «Я-то люблю, а меня кто любит? Я-то знаю, а кто знает столько, сколько я?..». Каким образом можно воспитать в себе любовь? Мы опять придем к тому, что надо обращаться к Господу. Для того чтобы обратиться к Господу, нужен труд или только благодать, когда Господь меня призывает: «Вот ты придешь и сразу почувствуешь Мою любовь»?

– Не все здесь так просто. Действительно, очень тяжел этот грех. На самом деле самая простая святость – это просто отказаться от осуждения. И автоматически попадаешь в разряд праведников и мудрецов. Очень простой путь. Но практически он оказывается возможным мало для кого. Очень мало таких людей, которые действительно понимают границу между осуждением и рассуждением и придерживаются именно рассуждения. Мы очень легко склоняемся к осуждению. Еще раз подчеркну здесь критерий любви, но попробую это показать через картинку.

Допустим, человек меня осуждает или я его осуждаю. В этот момент я могу за него помолиться? В этот момент я готов душу свою отдать за него, умереть за него? Я готов свое место в раю ему уступить, а за него в ад пойти?

Вопрос телезрителя Владимира из Москвы: «Осуждать и оклеветать легко. Как остановиться? Какие есть средства борьбы? Может, можно самого себя заставлять какую-то коротенькую молитву произносить… Пусть в гневе и ярости. Выйти из себя легко. Но как тогда остановиться?».

– Если есть возможность остановиться, не поддаваясь эмоциям, произнесите молитву или отложите этот разговор на время. То есть существуют разные способы, как избежать конфликта (есть целый раздел по конфликтологии). И действительно требуется огромное усилие воли, чтобы не осудить другого. Слава Богу, вы можете понять, что осуждаете, что можете поддаться на этот грех, и понимаете последствия этого греха. Важно понять, что гораздо важнее любовь к человеку и молитва. Это будет правильный выбор. Нужно сделать выбор – ваша правота или любовь и молитва?

Моя совесть точно так же болит, как и у другого человека. И мы все вместе лечимся. Получается, наше общение – это как общение людей в психбольнице (один мнит себя Наполеоном, другой Гитлером, но не в этом суть). Самое правильное поведение у главного врача. Потому что он прекрасно понимает: не дай Бог, что-то не так скажу... А надо как-то жить, как-то выживать в этих условиях. Поэтому очень аккуратно надо относиться друг к другу, понимая, что каждый человек как бомба. В каждом из нас очень много боли, очень много обид. Это все накапливается, и мы на Исповедь это даже не несем. Мы говорим о последствиях этих взрывов, которые у нас внутри произошли, а о самом грехе, получается, даже и не говорим; мы с ним не боролись. Вот, например, вырос в огороде лопух, мы его выдернули, а на его месте образовалась яма, нужно подумать, что посадить. Так и с душой: нужно уврачевать ее сначала… А там может быть и не два лопуха, а целое поле, миллион гектаров лопухов. Но это другие лопухи, это не я, я-то как раз красавчик.

Но, находясь в этой позиции, человек никогда не сможет избежать осуждения и найдет оправдание своим словам и поступкам. Это именно та погибель, которая настигла Адама и Еву, когда они поверили змию и не смогли раскаяться в этом, не сумели победить грех. Требуется колоссальная работа над грехом.

Хотелось бы закончить сегодня нашу передачу все-таки на позитивной волне. Если мы знаем свой диагноз, то жить уже легче. В чем же радость и благодать рассуждения? И что такое рассуждение в нашей жизни, когда столько литературы, когда столько благодатных и интересных передач и так далее?

– Я очень люблю говорить о том, что Христос все-таки был счастлив. Да, это страшная мука. Но именно когда женщина рожает, она терпит скорбь. Но когда родила, не помнит уже боли. Так и в нас бывает радость, когда мы побеждаем грех, когда начинаем любить другого человека не лицемерно, а с пониманием, что мы вместе с ним будем и дальше жить, не только здесь. А сейчас будут недомолвки, временное непонимание, но в любой семье всякое бывает. Но если между нами остается любовь, она сохранит нас, сохранит наш корабль от потопления, от бури осуждения, которая нас просто перевернет. Радость должна быть от понимания того, что рядом со мной на самом деле замечательный человек. Какой бы он ни был, этот человек – иконочка. А иконочка всегда хорошая, даже если она уже и изъедена жуками, уже почерневшая, она – икона, и она несет благодать. Значит, этот человек может со мною тоже какой-то благодатью поделиться. А то, что сейчас между нами осуждение, это пройдет; все пройдет. А что остаться должно? Остаться должна благодать. И это должно принести радость.

Записали:
Инна Корепанова
и Светлана Тодосейчук

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс