Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1025) → Игумен Петр (Еремеев): Вера и образование

Игумен Петр (Еремеев): Вера и образование

№32 (1025) / 19 августа ‘19

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Православное образование». Как соотносятся между собой образование и вера? Например, апостолы были необразованными людьми, многие святые не имели высшего образования. Может быть, чтобы развиваться духовно и спастись, человеку необязательно иметь хорошее образование?

– Апостолов было много. На самом деле часть из них были образованными, если исходить из опыта жизни. Эти люди выросли в верующих семьях и впитали традицию веры, религиозной жизни с молоком матери. Были апостолы, которые учились вере. Один из них – это всем известный апостол Павел, один из знатоков Священного Писания. И он, обращаясь со словом к своей пастве, призывает знать веру и уметь отвечать на вопросы о своей вере (это его красивое выражение, что каждый из нас должен уметь дать ответ о своем уповании, то есть о своей вере). Каждый из христиан призван и веровать в Бога, и доверять Ему, но вместе с тем исследовать в своей жизни, как Господь его ведет к спасению, в том числе разбираться и в вопросах вероучения.

Расскажите, пожалуйста, о деятельности Российского православного университета, ректором которого Вы являетесь? В чем его миссия?

– Российский православный университет – это высшее учебное заведение, целью которого при его создании 25 лет назад было созидание таких условий, когда верующие студенты, поступая в этот вуз, обучаясь в нем, могли бы получить высшее образование. И все 90-е годы, когда наш вуз развивался (это был первый этап его развития), в него поступали ищущие Бога и сделавшие первый шаг навстречу Богу молодые люди, получившие за годы обучения и основы христианской веры через изучение Священного Писания, через приобщение к опыту духовной жизни (в большей степени благодаря преподавателям), и диплом о высшем светском образовании.

Продолжая традицию основателя нашего университета, сегодня, наряду с подготовкой наших выпускников по светским специальностям, стараемся давать им возможность приобщиться и к вере через специальные предметы, которые погружают обучающихся в традиционную русскую культуру. А также через участие в тех или иных внеучебных событиях и мероприятиях. Это и поездки в святые места, и участие в православных праздниках. Всё в совокупности – это подготовка человека к будущей самостоятельной жизни. В нашем случае еще и приобщение студентов к основам Православной веры.

В вашем университете преподаются как светские специальности, так и православные. Каким образом преподаются светские специальности? Есть какая-то особенность их преподавания?

– Все дело в том, что наш вуз, нося наименование «Российский православный университет святого Иоанна Богослова», является светским учебным заведением. Это важно понять. Он был создан изначально как образовательная площадка, на базе которой Церковь реализует светские образовательные стандарты. Но, обучая наших студентов по светским образовательным стандартам, мы, конечно же, помогаем им приобрести основы веры, научиться основам духовной жизни.

И если об этом рассказывать подробно, нужно упомянуть перечень специальностей, которые у нас есть сегодня. Это религиоведение, теология, психология, юриспруденция, филология, журналистика, социальная работа. Мы учитываем, что это основные программы образования на бакалавриате и магистратуре, потому также имеем в качестве образовательных программ программы так называемого полубакалавриата. Это подготовка церковных специалистов для будущей самостоятельной профессиональной деятельности на приходах, благочиниях, викариатствах города Москвы, подготовка обучающихся на программах работы с молодежью, миссионеров, катехизаторов.

К слову сказать, именно эти программы дают возможность готовиться к рукоположению в диаконский сан. Если первая часть программы – светская подготовка, то, по стандарту церковного образования, те, кто обучается на полубакалавриате, готовятся стать миссионерами, катехизаторами или работать с молодежью в церковной ограде, могут претендовать на рукоположение в диаконский сан и по окончании даже на перевод на третий курс духовной семинарии.

Очень интересно. В преподавании светских специальностей есть какие-то вкрапления духовного характера?

– С самого начала, когда вуз создавался (это 1992–1993 годы), к основным программам подготовки (это светские стандарты, которые я уже перечислил) были добавлены программы, формирующие православное мировоззрение. Основы христианского вероучения, называемые сегодня модулем ценностно-ориентированного образования, присутствуют в программах нашего университета. Это основы Священного Писания, основы истории Церкви, сравнительное религиоведение (что необходимо сегодня знать каждому образованному человеку) и, конечно же, основы христианской психологии. В итоге, оканчивая магистратуру или бакалавриат, юрист либо журналист, социальный работник, психолог имеют основы христианского мировоззрения. И хочу верить, что и опыт духовной жизни.

То есть, обучаясь по специальности, скажем, «юриспруденция» или «психология», именно в вашем университете человек получает не только знания, но и ценностные ориентиры.

– Это отличительная особенность православного университета, где студенты получают необходимые знания в светской профессии, но вместе с тем укореняются в православном мировоззрении. Это очень сложная задача для преподавателей и студентов, и это не только теория. Теория – только малая часть воцерковления или познания основ веры, главное – жизнь. И задачей каждого из нас (администрации университета, преподавателей вуза) всегда останется – показать на деле своим примером, что есть христианская жизнь.

Вопрос телезрительницы: «У меня сын перестал верить в Бога, раньше верил, но сильно увлекся компьютером. Как быть в такой ситуации? Как вернуть сына в Церковь?».

– Я не могу сказать, каким образом Господь действует в сердце вашего сына. Дело в том, что пути Господни нам непонятны до конца, неисповедимы. Но одно могу сказать с уверенностью: Господь имеет личное попечение о каждом человеке. И если сегодня у вашего сына такой период испытаний, сомнения, маловерия, то ваша задача как матери, не укоряя, поддержать его, быть еще более расположенной, более сердечной, более радушной. И ваш сын, увидев, что мать его не оставила, не корит и не пилит его в его испытаниях, маловерии или малодушии, которое сегодня временно он испытывает, вернется обратно к правильному пониманию и ощущению смысла своей жизни, который, конечно, находится за рамками виртуальной жизни. Я хочу вам пожелать, чтобы ваша любовь и сердечное восприятие боли вашего сына отозвались в его сердце возвращением к Богу и церковной жизни.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о подготовке миссионеров и катехизаторов. Почему эти специальности актуальны сегодня?

– Два года назад Святейший Патриарх Кирилл распорядился создать в нашем университете миссионерский факультет. Мы не просили об этом Святейшего Патриарха, это было благословение. И, получив указ о создании миссионерского факультета, мы разработали необходимые для этого программы вуза, чтобы церковный стандарт мог быть реализован на нашей площадке максимально эффективно.

На сегодняшний день обу-чение по программам церковной подготовки миссионеров, катехизаторов, работников с молодежью проходит на базе зданий бывшего Богоявленского монастыря. Это рядом с Новой площадью, Богоявленский переулок, метро «Площадь революции». Это место уникальное. Именно там жили первый год приехавшие в Москву братья Лихуды, основавшие впоследствии первый русский университет – Греко-латинскую академию.

Сегодня, соединяясь с этой историей, мы отдаем себе отчет в том, какой перед нами стоит вызов – подготовить миссионеров или тех, кто будет работать с молодежью не просто по программе богословской подготовки, а подготовить людей, максимально открытых к современному обществу. Миссионер, работник с молодежью, катехизатор – это, прежде всего, очень искренний, честный, с открытой душой человек. Если он разобрался в себе, если понимает, во что и почему он верит, то щедро поделится этим богатством с тем, кто к нему придет.

И цель обучения на программах подготовки – это еще и приобщение к лучшему опыту, который сегодня в Москве есть. Преподаватели этого факультета – реально работающие сегодня в Москве миссионеры, работники с молодежью. Это приходские священники, всем известные богословы, умеющие полемизировать с атеистами, с людьми иных религиозных взглядов. Я очень хочу надеяться, что за два с половиной года обучения (а это ничтожно мало) наши студенты сумеют схватить самое главное и потом развить, работая на приходах.

В чем заключается миссионерство? Может быть, для настоящего миссионерства нужен только пример собственной жизни, а знания не так важны?

– Я думаю, все имеет значение. И, конечно, показать веру делами, по слову апостола Павла, должен каждый из нас. Невозможно правильно учить словом, не показывая на деле, что ты веруешь так, как говоришь, как учишь. Каждый из нас – свидетель Бога перед человеком, это человек, не отделяющий слово от дела. В этом смысле – ваша правда: миссионер, работник с молодежью, катехизатор должен являть собой пример христианской жизни.

Вопрос телезрителя: «Образование есть знание в первую очередь. Люди сейчас познают очень много. Такая масса знаний о Вселенной, галактиках... И все эти знания, объемы и масштабы галактик, которые созданы Богом, не приводят ли к сомнению в некоторых положениях Писания, что Бог посчитал каждый волос на человеке, каждого таракана знает? Зачем Ему это нужно при таких объемах?».

– Этот вопрос из сферы апологетики, защиты и объяснения веры. Дело в том, что Священное Писание имеет в себе все основные постулаты современного научного знания и о множестве планет, и о безмерности творения Божиего, Вселенной, галактик. В том числе Священное Писание подробно рассказывает об участии Бога в жизни человека, как вы процитировали Писание, вплоть до того, что Господь исчисляет количество волос на голове каждого человека.

Смысл того, что мы сегодня так глубоко стараемся познать волю Божию, которая проявляется в жизни человека и человечества, – это научиться благодарности. Все дело в том, что вера имеет в своей основе два качества: доверие (вера – это не просто знание, а знание, переходящее в доверие) и способность благодарить. Изучение творения Божьего, изучение всей полноты участия Творца в жизни Своего творения – это возможность научиться благодарить Бога за каждый день, каждое мгновение нашей жизни и жизни вообще всей цивилизации нашего рода.

Я считаю, что необходимо изучать Писание, необходимо усматривать и рассматривать участие Бога во всей истории человечества и благодарить Его за то, что Он помогал нам выживать вопреки тому, что грех нас толкал на истребление друг друга, истребление себя на протяжении всей истории цивилизации. Но Бог пробуждал в людях самые добрые и лучшие качества и Промыслом управлял все ситуации ко благу. Изучение истории учит нас тому, чтобы мы сегодня находили основы духовной жизни, духовного рывка и в собственной жизни.

Могут ли знания не приводить к Богу, а, наоборот, уводить от Него? Есть такое выражение, что революция вышла из семинарии. Известно, что люди, которые оканчивали семинарию, иногда не приближались к Богу, а отдалялись от Него и разочаровывались в вере.

– Проблема поставлена верно, но содержание вопроса имеет в себе некоторый изъян. Дело в том, что выпускники семинарий не потому участвовали в революции, что они хорошо изучали Священное Писание или догматическое богословие, а потому, что они не тому учились в семинариях. Мы прекрасно знаем из истории, что семинарии до революции, до первых реформ духовного образования были сословными. В семинарии могли поступать дети священников, и они же не могли поступать в светские университеты. Так было очень долго. И по причине ограниченности выбора очень часто поступали в семинарию дети священников, диаконов и церковного причта против своей воли, не чувствуя призвания к этому. Это была обуза, обязательство.

Как вы знаете, против любви и выбора все-таки нельзя идти, потому что это всегда рождает протест. Вот и здесь это рождало протест такого рода. Именно поэтому семинаристы, отчаиваясь от бесперспективности своей жизни (они не хотели быть священниками, не хотели поступать в семинарию, но не имели другого выбора), устраивали бунты, в том числе доходившие до протестов в годы обучения. Семинарии закрывались даже, потому что семинаристы были участниками самых радикальных революционных групп. Были и покушения на ректоров, инспекторов, преподавателей семинарии.

Когда сословность была преодолена, то в семинарии смогли поступать люди из других сословий, а дети церковных клириков и причта могли поступать в университеты. Это несколько разрядило ситуацию, но она оставалась вплоть до революции именно такой. Я считаю, что обучение в сегодняшней семинарии, с одной стороны, является сознательным выбором для семинариста, который выбирает служение Богу и поступает в семинарию не по необходимости, а порой даже жертвуя иным жизненным выбором, карьерой. Поступает с желанием научиться быть пастырем, служителем алтаря. Это и отличает его от семинариста дореволюционного формата. К тому же и сегодня служение Богу, алтарю, людям в сане священника является все-таки определенного рода жертвой. Мы живем в сложное время, когда выбор священнического пути – это осознание, что не будет просто.

И это служит ко благу духовного образования, потому что помогает тем, кто пришел по ошибке на этот путь, вовремя с него уйти. Они проучились, поняли, что это не их призвание, что идти против совести не стоит. Но в силу того, что реформа духовного образования позволила получить духовным семинариям аккредитацию, то такие ребята, которые учатся на теологии, но понимают, что их путь – не служение Богу в сане священника, а жизнь по вере в качестве мирянина, могут перевестись в другое учебное заведение и окончить его по светскому стандарту. Они не теряют время, потраченное на обучение в семинарии.

Какими качествами должен обладать миссионер?

– Он должен быть искренним и честным с самим собой. Если человек чувствует призвание быть миссионером, а именно – помогать людям обретать Бога через слово любви, откровения, то он искренне выходит на этот путь, понимая, чего ему это будет стоить. А будет он ему стоить личной жизни, потому что миссионер – это все-таки тот, кто отдает себя, как и священник, людям. Так что в каких-то сторонах его жизнь будет ограничена, лишена свободы. Это первое. Он должен быть честным с самим собой и понимать, что путь миссионера – не работа, а служение.

Второе – это жизнь согласно слову, которое он несет. То есть он должен быть до конца последователем того учения, которое исповедует и проповедует, защищает перед лицом яростных атак. Миссионер – апологет веры большей частью. А третье – он должен уметь выразить правильно мысль, уметь донести свое понимание веры до каждого, кто с ним общается. А четвертое, пятое, шестое – это уже профессиональные навыки: умение полемизировать, отстаивать с любовью и трезво свою точку зрения, не терять лицо, не терять самообладания. Этому нужно учиться, наверное, всю жизнь, это не диплом, который дает возможность устроиться миссионером на приход.

Вопрос телезрительницы из Московской области: «Где в Москве можно получить качественное регентское образование, если я не могу учиться в дневное время? Мне 46 лет, у меня есть работа. Могу ли я свой талант не зарывать, а получить образование и служить Господу?».

– Сегодня перерабатывается стандарт подготовки регентов и певчих. В этом процессе первенствует Санкт-Петербургская духовная академия, но и регентское отделение Московской духовной академии принимает деятельное участие в улучшении программ подготовки будущих регентов и певчих. Если у вас нет возможности поступить и обучаться на регентском отделении Московской духовной академии, могу предложить вам поступить на кафедру церковного пения в наш университет. Для этого вам нужно подъехать и пообщаться с руководителем этой программы подготовки протоиереем Андреем Нефедовым в бывший Богоявленский монастырь города Москвы.

Как Вы считаете, есть ли профессии, которые противоречат христианскому мировоззрению?

– Очевидно, что такие профессии существуют. Но я бы сказал более точно: скорее, есть род занятий, который противоречит христианскому мировоззрению, если он связан с обманом, с преступлением против другого человека и против своей совести. И профессий таких много. Все зависит от человека. Можно и вполне приличную, пристойную профессию извратить до такой степени, что она будет тебя губить. Можно плохо готовить хлеб, будучи дурным пекарем, обманывая покупателя. Можно быть плохим продавцом, дурным юристом или экономистом. Все зависит от качества полученных знаний и от качества взглядов на жизнь, того мировоззрения, которым руководствуется человек в реализации полученных знаний в своей профессии.

Что бы Вы пожелали нашим телезрителям?

– Я хочу пожелать тем, кто сегодня выбирает путь будущей жизни, свою профессию, со всей ответственностью отнестись к этому выбору. И пожелать родителям, старшему поколению не давить на молодежь, не показывать на примере своей жизни, кем молодой человек должен стать, а дать возможность выбрать будущую профессию вчерашнему школяру самостоятельно. Поддержите наших детей, наше подрастающее поколение словом, любовью, поддержите их своим сочувствием. И я уверен, что, выбрав будущий путь своей жизни, ваши дети потом будут вам благодарны за ваше терпение и понимание их выбора.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс