Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1025) → Священник Михаил Проходцев: Вера без дел мертва. А дело без веры?

Священник Михаил Проходцев: Вера без дел мертва. А дело без веры?

№32 (1025) / 19 августа ‘19

Беседы с батюшкой

Тема беседы, казалось бы, простая, но вместе с тем и сложная. Мы знаем о том, что вера без дел мертва. А дело без веры? Может быть, оно тоже мертво?

Есть знаменитый постулат: «Вера без дел мертва». Часто бывает, что фразы знакомые, но мы не очень понимаем их смысл. Но когда мы говорим про дело без веры, то сталкиваемся с темой, которую, в принципе, не готовы обсудить. Поэтому я сразу хотел бы спросить: что же такое дело и вера?

– Действительно, вера без дел и дело без веры – сложные вопросы. Ответы мы находим и в Священном Писании, и у святых отцов. И сейчас попробуем порассуждать на эту тему самостоятельно.

Что такое дело? Дело – это какое-то действие, какое-то усилие. Предположим, мы решили что-то сделать: поставили перед собой цель, потом идет процесс деятельности, затем мы получаем результат. Вот так элементарно можно объяснить любое дело, простое или сложное. Например, мы проснулись, у нас есть небольшой список дел на день. Если мы работаем, нам надо встать с кровати. Дело? Дело. Дойти до ванной комнаты – дело? Дело. Надо позавтракать, сделать (или не сделать) утреннюю гимнастику. Затем на транспорте доехать (или дойти пешком) до места работы и начать ту деятельность, которая приносит нам и нашей семье доход. Ну и масса разных других дел.

Вопрос по поводу веры гораздо сложнее. С одной стороны, мы, верующие люди, понимаем, что вера – это уверенность в невидимом, как говорит о вере апостол Павел. С другой стороны, можно еще сказать, что вера – это все то, в чем мы уверены и что не стремимся проверить с помощью эмпирического способа познания, то есть с помощью знания, от чего не всегда требуем подтверждения, гнозиса об этом. Предположим, я считаю и уверен (это моя точка зрения), что нет неверующих людей. Если мы будем руководствоваться формулировкой веры, которую я только что озвучил, их нет в принципе, то есть каждый человек – верующий. Каким образом мы можем доказать это?

Большинство поступков в нашей жизни мы совершаем все-таки по вере, а не по знанию. Вера – это то, что коренится в нашем естестве с самого рождения, это то, что в нас вложено Богом. Например, отец берет ребенка и поднимает за руки над землей. Маленький ребенок в это время боится: высоко, страшно. Но он знает, что папа его не отпустит. Может быть, он этого не знает, но верит в то, что папа его не отпустит. Папа его не отпускает, и тогда вера становится в том числе уже и некоторым знанием этого ребенка – что папе можно всегда довериться. Вера рождает это знание.

Другой пример. Покупая в аптеке какой-то препарат, мы верим врачу, который нам его прописал, что этот препарат (таблетка или мазь) будет полезен для нашего здоровья, что недуг будет излечен, в том числе с помощью этого лечебного средства. Как мы можем это проверить с помощью знания? Практически никак, потому что мы раньше не сталкивались с этим препаратом, мы не знаем его состав, специфические свойства. Открывая коробочку, мы читаем про жуткие побочные эффекты, что допустима даже смерть в некоторых случаях. Это, конечно, может нас остановить, и мы выбросим коробку в мусорное ведро. А может и не остановить, потому что наша вера в то, что препарат нам поможет, и вера врачу, который сказал, что мы вылечимся с помощью этого препарата, очень сильна.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня вопрос о последовательности. Именно вера приводит человека к делам веры или все-таки человек от дел приходит к вере? Авраам, например, поверил в Бога, и это вменилось ему в праведность. И еще вопрос: надо верить в Бога или просто верить Богу?».

– Спасибо, очень интересный вопрос. Дело в том, что мы приходим к Богу различными путями. Важно понять, что когда мы уже поверили Богу, мы доверились Ему (поверить по-настоящему – значит довериться). Вот ребенок доверяет своему родителю. Он не знает, как поступит его родитель, в каком состоянии его родитель находится. Родитель, например, может выпить, но если он достойный отец, то, несмотря на то, что он принял алкоголь, он не уронит сына и не бросит его в угол через всю комнату. Нет, он его донесет и любящими руками положит в кроватку.

Верой мы точно приходим к делам, это совершенно очевидно, потому что вера без дел мертва, об этом говорит апостол Иаков. И это абсолютно верно. Как можно не верить в Бога, Который не просто откуда-то вещал, а вочеловечился, ходил по земле, Сам был каменщиком и плотником, работал, можно сказать, в стройбригаде? Он прекрасно знал города, где проповедовал, людей, которым проповедовал, потому что до этого строил им дома. Это был Бог и Человек. Он занимался и делами, и проповедовал. Он подавал пример.

Кто такие апостолы? Они были простыми рыбаками. Это потом они сделались ловцами человеков, но зарабатывали они на жизнь тем, что трудились руками. Они общались с людьми, вникали в их тяжбы, проходили огромные расстояния, исцеляли – все это уже дела веры, следствие веры. То есть вера рождает дела. Невозможно верить в Бога и ничего не делать при этом, просто говорить: «Я верующий». Невозможно, будучи верующим человеком, не поучаствовать в жизни кого-либо, ближнего или дальнего, который становится нашим ближним. Поскольку мы доверились Христу, доверились тому, чему Он нас учит, Его заповедям, Его любви, то Его любовь – деятельна, Его заповеди – деятельны.

И Евангелие призывает нас к действию, а не просто к сидению в пещере и размышлению. Хотя у святых подвижников были такие периоды, когда они десятилетиями сидели в пещерах. Но нельзя сказать, что они там бездеятельно сидели – они молились, они трудились, у них там был какой-то быт. И потом, выходя из затвора, они тоже имели возможность проявить себя. То есть на этот вопрос однозначно отвечаю, что вера рождает дела. Если мы воспринимаем Евангелие, то невозможно дальше жить без дел милосердия, без дел веры.

Что же касается дел, которые приводят к вере, то можно сказать, что таких дел достаточно. Собственно, очень много профессий, очень много каких-то вещей, где человек может, что называется, закоростеть. Например, профессия врача, социального работника, воспитателя, учителя, моряка, даже подсобного рабочего. Есть замечательный фильм, называется он «Дурак». Там слесарь, можно сказать, положил жизнь свою за други своя. Он увидел, что в доме образовалась такая трещина, что дом не простоит и суток – рухнет. Он пошел к местным чиновникам, а у тех вечеринка. Он им стал говорить, что с домом большие проблемы. Я не буду рассказывать весь фильм, просто рекомендую телезрителям его посмотреть. Фильм о том, как дела и вера могут быть действенны, действовать в синергии. Фильм под названием «Дурак», уж простите, что в эфире произношу такое слово.

Что касается дел, которые приводят к Богу, то их очень много. Учитывая то, что человек верующий по природе, мы не знаем, когда Господь этот дар человеку пошлет, будет ли человек об этом просить или это случится внезапно. Ведь есть множество историй, когда человек вдруг уверовал. Уверовал под огнем пулеметов, или на операционном столе, или выполняя какую-то сложную работу, или оказавшись в условиях, опасных для жизни. Или уверовал, когда просто шел по улице и увидел солнечные блики. Мы не знаем этого момента, но знаем, что, когда Господь приходит в нашу жизнь, бездеятельными мы быть уже не можем. Дело дает возможность нашей вере принести плоды.

Вопрос телезрителя: «Можно ли иметь такое дерзновение, что Бог обязательно спасет и не оставит? Как говорила одна монахиня: «Я в ад не пойду, потому что туда добровольцев хватает». Один схиархимандрит говорил: какими бы грешными мы не были, но Твои, Господи».

– Действительно, очень важно понимать, что Бог спасет, Бог не оставит. Даже в самые тяжелые минуты самого тяжелого отчаяния нет ничего страшнее, чем решить, что Бог не спасет, что Бог оставил. Нет! Возможно, Он в такие моменты гораздо ближе, чем нам казалось в моменты счастья, радости и настоящего блаженства. Я не могу сказать, что все могли это испытывать, но хотя бы раз в жизни хотя бы на один миг Господь дает пережить это каждому верующему человеку. Кто-то укрепляется и по-другому, но эти моменты позволяют в минуты страшного падения или страшного отчаяния вспомнить вспышку благодати Божией, которая нас осияла. Вся наша вера может уцепиться за это, удержаться и расцвести вновь. И мы снова будем иметь в себе силы делать дела, снова будем иметь в себе силы жить, радоваться и идти ко Христу Иисусу, Который есть Истина, Путь и Жизнь.

Очень коротко подведем итог нашей беседы. Вера без дел мертва. Но насколько можно утверждать, что дело без веры мертво?

– Дело может привести к спасительной вере. Дело не мертво без веры, дело действенно, если мотивация его добрая, праведная и правильная.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс