Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1025) → Священник Николай Конюхов: Нельзя идти к Таинам Христовым в состоянии брани, злобы, осуждения

Священник Николай Конюхов: Нельзя идти к Таинам Христовым в состоянии брани, злобы, осуждения

№32 (1025) / 19 августа ‘19

Беседы с батюшкой

Первый вопрос: «Правда ли, что Церковь считает самоубийцей человека, который в силу разных обстоятельств (нет средств, безнадежный случай) отказался от лечения?».

– Православная Церковь считает, что жизнь – это дар Божий. Дары Божии непреложны, и мы к ним должны относиться бережно и внимательно. Мы знаем многих святых врачей, то есть медицинское вмешательство не является чем-то греховным ни в коем случае. Но нужно понимать: у человека, который подходит к грани между жизнью и смертью (в том числе когда он тяжело болеет), должна быть свобода выбора. Например, человек и так старый, а ему говорят, что нужно срочно сделать операцию на глаза или на сердце, но он ее, может быть, не переживет. Если человек говорит: «Нет, я боюсь делать эту операцию, лучше доживу, сколько Господь даст», я не могу сказать, что это самоубийство. По поводу рака и «химии» – тоже очень непростой вопрос.

Можно отказаться от этого?

– Это всегда вопрос свободы воли человека. Родные могут его уговаривать или, наоборот, отговаривать. В итоге человек принимает решение. Но Церковь никогда не настаивает на том, чтобы человек отказался от лечения. Это неправильно. Наоборот, мы стремимся помочь. Единственное, нужно, чтобы был комплексный подход, чтобы человек лечил не только тело, которое уже ветшает и с которым рано или поздно придется попрощаться в земной жизни, важно заниматься и душой. Напутствование умирающего в жизнь вечную – это одно из важнейших служений (в том числе священнослужителей), которое помогает человеку, утешает его, помогает ему правильно подготовиться к этому непростому периоду, к этому таинству, настроиться на него. Смерть – таинство. Подходя к этому порогу, мы замираем в благоговении.

Предположим такую ситуацию, что от тебя зависят другие люди, – жена, дети. Отказываться от лечения, наверное, очевидный грех?

– Это непростой вопрос. Человеку могут сказать: «Вы можете прожить с этой болезнью, если сделаете сейчас десять “химий”, но у Вас выпадут все волосы, Вы будете лежачий». А его жена с маленьким ребенком, она не может ухаживать за мужем. И вот он принимает волевое решение: «Давайте я лучше то время, что мне осталось, проживу как получится». Я не смогу такого человека осуждать. Может быть, надо отнестись к этому ответственно? Если врачи говорят, что есть шанс на выздоровление (плюс если человек верующий), то всегда нужно оставлять свободу для проявления Божиего вмешательства. Что такое чудо? Это вмешательство Бога в привычный ход вещей.

У моего близкого человека диагностировали рак желудка. Сказали, что осталось два-три месяца. Предложили сделать операцию, большую часть желудка удалить. Сказали, качество жизни изменится, но, может быть, это поможет. Она ходила на службы и причащалась, по-моему, каждый день, молилась. Ей сделали операцию. Прошло уже лет пять, а она жива до сих пор. Конечно, это непросто, приходится дополнительно уделять этому время, следить за собой, соблюдать диету. Но человек жив. То есть это вопрос и нашей веры. Нужно понимать свою ответственность.

Я бы сказал, что нужно работать на упреждение. К сожалению, наше поведение в молодости (и в зрелом возрасте) безответственно, когда люди питаются не поймешь чем, ведут неподвижный образ жизни, а к сорока-пятидесяти годам обнаруживают, что у них появились проблемы из-за того, что они раньше невнимательно к этому относились. Вот тут кроется безответственность. У тебя молодая семья, есть дети. Они хотят, чтобы ты с ними поиграл в футбол, поплавал на весельной лодке и так далее. Следи за собой. Обрати на это внимание. Твоя лень, праздность, саможаление не стоят того. Нужно себя понуждать вести более здоровый образ жизни.

Вопрос: «Когда Причастие бывает в осуждение, а когда в смерть?».

– Мы, подходя к Чаше Христовой, воспроизводим молитву: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Пречистых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь». В каком случае оно может быть в суд или осуждение? Когда человек поступает недостойно. В каком плане? Самый очевидный ответ – когда он не примирился с кем-то. То, о чем говорил Христос. Если ты несешь любую жертву Богу (на службе мы несем жертву хваления, восхваления Бога) и не помирился, к примеру, с женой (поругался, проклял ее, сказал ей что-то гадкое, заснул, а утром пошел на службу), то оставь свою жертву. Иди сначала помирись. Сейчас средства коммуникации очень доступные. Это раньше нужно было куда-то ехать. А сейчас взял и позвонил хотя бы – брату, сестре, маме, жене, мужу. Помириться – очень важное условие. Нельзя идти к Таинам Христовым в состоянии брани, обиды, злобы, осуждения. У нас, к сожалению, бывает так, что люди, находясь в храме, уже успевают поссориться за место в храме (или неправильно свечку поставил, неправильно посмотрел, перекрестился, поклонился не тогда, когда надо было). В таком состоянии подходить к Чаше мы, к сожалению, можем в осуждение.

А в смерть… Апостол Павел говорит: потому многие из вас болеют и умирают, что Тело и Кровь Христовы принимают недостойно. Он говорил об этом в общине, потому что они там как раз начинали ссориться из-за еды, питья. На трапезу богатые приносили еды побольше, повкуснее, а бедняки только хлебушек. И они начинали обижаться друг на друга, ссориться. Кто-то свой отдельный стол делал. Такие распри были, к сожалению, в первоцерковных общинах. И в конце этих трапез совершалось преломление хлеба и вкушение вина, которые становились Телом и Кровью Христовыми, то есть совершалось таинство Евхаристии. Получается, к таинству все подходили в состоянии обид, ссор. Кто-то наелся-напился и шел причащаться. Апостол Павел и говорит: это неприемлемо.

Когда священник выходит с Чашей, он говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Значит, должно быть страшно. И это хорошо, когда страшно. Это правильно.

Это и у мирян тоже. Некоторые миряне просят благословения чаще причащаться. Мы только «за». Есть официальный документ «Об участии верных в Евхаристии», недавно его выпустили. Там говорится о частом причащении. Это очень важно для человека – общение с Богом, в том числе через Евхаристию. Если у человека есть возможность каждую неделю причащаться или даже несколько раз в неделю – это хорошо. Но не дай Бог, чтобы это стало привычкой. Не дай Бог, чтобы не было страха Божиего и веры. Нужно, чтобы человек каждый раз содрогался: «Се, прихожду к Царю и Богу моему». Как в царские палаты входит. Человек, может быть, каждый день входит в царские палаты, но каждый раз у него немножко екает сердце: а вдруг у царя плохое настроение, а вдруг меня разжалуют, а вдруг я что-то забыл…

А тут мы подходим к Царю царей, к Богу всего мира, Который знает, о чем ты думал вчера, о чем говорил с женой, о чем сейчас думал, стоя на службе, вообще ты на службе был или не был. Это все-таки серьезные вещи. Нужно с трепетом, с любовью говорить: «Господи, войди в меня, грешного, который вообще этого недостоин. Но Ты войдешь, и я верую, что моя жизнь изменится после этого».(Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс