Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1025) → Священник Стахий Колотвин: Сила бесовская боится молитв

Священник Стахий Колотвин: Сила бесовская боится молитв

№32 (1025) / 19 августа ‘19

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №30 (1023), №31 (1024) 2019 г.

Вопрос телезрительницы: «Как отличить самовнушение от истинной веры?».

– Интересная постановка вопроса: человек убеждает себя, что вера есть, а на самом деле ее может не быть? Действительно, такое случается. Воспользуемся советом апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Например, тебе кажется, что ты православный христианин, но если дел любви никаких не совершаешь, то и толку нет.

Как узнать, у нас вера мертва или нет? Есть у нас дела любви или просто это суета житейская? Апостол Павел говорит: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Вот и смотри: у тебя вера радостная – или ты мрачный? Ты долготерпишь – или тебя все выбивает из колеи, начинаешь охать, ахать? Ты действительно воздержанный человек – или во время поста сидишь на хлебе и воде, а когда пост закончился, так наедаешься, что сдвинуться с места не можешь? Тогда это к воздержанию не имеет никакого отношения, а есть некий формализм. У тебя есть некоторая кротость – или ты превозносишься над людьми (или, когда неуверенно себя чувствуешь, лебезишь перед ними)? Вот по этим плодам (или их отсутствию) можно понять, насколько наша вера живая.

Как говорит апостол Иаков, ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут – конечно, ведь они были Его ангелами, Его созерцали, Ему служили. Но от этого никак их существование не меняется, они никак не меняют свое озлобленное состояние на любовь; ведь на самом деле можно убедить себя, что я такой милостивый, заботливый, но Господь посылает нам наших близких людей (в том числе и наших врагов), которые нам постоянно на наши недостатки указывают – возможно, где-то они клевещут и все не так, но в чем-то надо прислушаться к ним и увидеть, что Господь через этих людей показывает: нам есть что исправлять, есть то, что с нашей верой не сочетается. И когда мы это исправим, тогда в полной уверенности сможем говорить: «Господи, я в Тебя верю».

Однако до самого последнего момента мы должны укреплять нашу веру. Как слепцы, которые пришли к Христу в Иерихоне, а Господь их почему-то не исцелял, пока они не признались: «Господи, мы верим, но помоги нашему неверию!». Вот и мы точно так же должны говорить: «Верим, Господи, но помоги нашему неверию». Мы свою веру должны постараться с запасом укрепить (например, если тебе надо перепрыгнуть с крыши на крышу, преодолев расстояние в полтора метра, то лучше постараться прыгнуть на два метра, потому что если чуть-чуть не долетишь, то упадешь и разобьешься, а если перелетишь чуть дальше – ничего страшного, сил не жалко). Нужно свою веру узнавать, в том числе на рациональном, умственном уровне: читать Евангелие, творения святых отцов, пытаться формулировать и задавать вопросы, чтобы услышать ответы. Все это тоже нашу веру укрепляет.

Но нашу веру укрепляет не только понимание. Если у нас будут и молитва – общение с Богом, и укрепление разума, и дела веры, тогда уже можно быть более спокойным – скорее всего это не самовнушение, вера у нас есть. И стремление к Христу у нас есть.

Следующий вопрос: «Как найти праведного мужа?» (не совсем понятно, что имеется в виду – супруга или праведника мужского пола… Давайте все-таки о супруге поговорим).

– Надо понимать, что если ты сам в пучине греха, то найти праведного супруга будет сложно. Если ты все-таки уже в силах свои страсти победить, то можно уже и на большее замахиваться. Надо помнить, что мужья не только праведные находятся, но их можно праведными сделать. То есть ты находишь такую «сырую глину»: родители худо-бедно воспитали, но человек слабоверующий. Чтобы сделать его достойным православным мужем, приведи его к вере. Не заставляй вычитать сто канонов, а покажи красоту Православия – что это радостно...

Насильно мил не будешь. Как нельзя насильно загнать в ЗАГС, так нельзя насильно и в храм привести (можно, но не нужно, иначе за свои ошибки придется расплачиваться).

Понятно, что лучше сразу заботиться о своих детях: если ваши дети будут ходить в воскресную школу, с детства будут в храме, то им будет проще найти супруга в православной среде.

Есть, конечно, и более технические методы. Например, ходить в молодежные клубы при православных храмах, самим устраивать их. В Москве с клубами лучше обстоят дела, в маленьких городах батюшки ленятся: «У нас одни бабушки, молодежь не придет». Тогда можно выступить инициатором, сказать: «Батюшка, давайте организуем клуб. Я помогу, буду чай наливать, а вы будете приходить и с нами беседовать». Главное – батюшку заинтересовать: «Вот бабушки умрут… А вы поработайте с молодежью – это ваши будущие прихожане». Батюшка задумается и скажет: «Наливай чай, я обязательно приду и постараюсь что-нибудь интересное рассказать». Если на своем приходе не получится это организовать, можно предложить на другом приходе: «Батюшка, я готов быть главой молодежного клуба, даже готов отчеты писать, есть у меня активность». Господь за эту активность вознаградит.

Кроме того, очень полезно бывает узнать человека в труде. Есть, например, проект «Общее дело. Наследие Севера»: люди занимаются реставрацией храмов – не просто едут в какую-то поездку, но трудятся вместе, и видны сразу все негативные и позитивные стороны человека... А во мне что вылезло? Могу ли я над собой поработать?

В принципе, можно найти супруга в любом православном паломничестве, путешествии. Например, год назад я венчал пару – они познакомились в поездке. Мы ездили с молодежью в паломническую поездку в Ярославль, никаких бабушек не брали, только молодежь – вот там они познакомились, теперь повенчались; замечательная семья. Другие ребята ходили вместе на евангельскую группу, там познакомились – я их венчал несколько месяцев назад. Так что любая приходская активность помогает семьям состояться. И если батюшка так забегался, что у него нет сил заняться молодежью, надо просто помочь ему что-то организовать.

Вопрос телезрителя: «Я все время хочу прийти в церковь, поучаствовать в богослужении, поставить свечку, но что-то как будто меня не пускает. Что это может быть?».

– Это наш противник. «Душа по природе христианка» – и стремится в церковь. Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» – Господь нас ждет, Господь нас зовет.

Кто не хочет нас пускать? Только бес – он предложит тысячу и один предлог: он может повлиять, устроить через злых людей какие-то препятствия, какое-то стечение обстоятельств (поскользнулся, упал, дела навалились – или, наоборот, может случиться что-то приятное, например, вас позвали в гости, на концерт, на стадион): враг сделает то, что нас должно отвлечь. А может быть так, что нам дали какое-то задание на работе, возникла сверхурочная занятость, и мы из-за этого не нашли сил встать с утра и пойти на службу. Но надо себя превозмочь.

Для начала надо понимать, что сила бесовская боится молитв. Не нужно ждать, когда в храм попадешь, чтобы молиться, а начинать уже дома молиться: перед едой, вечером. Идешь по улице, например, мысли какие-то скверные лезут в голову – молись Господу. Если мысли радостные – Господа поблагодари. Если молитва в сердце появляется, то дьявольская хватка вокруг души уже ослабляется. Просто если человек не ходит в храм, хотя и верующий, христианин, дьявол воспринимает его как свою добычу: «Все, я его поймал!» – верующий человек для него вдвое вкуснее, чем неверующий или иноверец, поэтому за христианина он будет драться смертным боем.

Но когда человек дойдет до Исповеди – уже легче будет. Если после Исповеди человек проведет нормально вечер, с утра причастится, достойно подготовившись, – вообще будет легкость. Но если человек и после Причастия не сорвался и благодать, которую в душу принял, остается, Господь поможет и силу бесовскую отодвинуть.

Да, потом будут испытания, но главное – сделать первый шаг. Если ты первый шаг сделал, протянул Господу руку, – Господь ждет с протянутой рукой, чтобы нас вытащить из этого болота, но Он никогда не нарушит нашу свободную волю. Конечно, Ему печально, если Он видит, что человек почти до храма дошел, даже в храм зашел, свечку поставил, а на службу не попал. Поэтому решайтесь! Господь этого ждет. Никакой рогатый и хвостатый нам не должен быть помехой.

Записали:
Татьяна Муравьёва
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс