Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Владислав, у нас очень много вопросов, которые к нам приходят из разных мест земного шара в социальных сетях. Давайте попробуем на них ответить. Первый вопрос: «Почему невозможно покаяться после смерти непосредственно перед Богом, ведь душа сохраняет свои качества, ощущения?».
– Во-первых, тела не будет. А во-вторых, в том-то и проблема, что душа сохранит навыки. А если нет навыка к изменению образа жизни? Покаяние – это не просто пересказ того плохого, что ты сделал. Ведь любой чертенок может прийти к Богу и пересказать то, что он за день натворил. Чего не будет? Не будет покаяния, не будет изменения образа жизни. Собственно, душа человеческая, рассказав, в чем она согрешила (а Богу и рассказывать не надо, Он Сам все будет видеть), не сможет изменить свой образ жизни, потому что тела нет, нет земной жизни, душа окончательно законсервировалась в том состоянии, которое перенесла в Царствие Божие. Если человек Бога не научился любить в жизни, нет у него органа любви к Богу, то и не произрастет он там. Бог так же будет ненавистен этому человеку, как ненавистен дьяволу и слугам его. В этом проблема, а не в том, что человек не успел в последнюю минуту перед смертью батюшке на Исповеди все рассказать. Есть такое, к сожалению, суеверное представление о предсмертной Исповеди. Многие считают самым главным предсмертным делом Исповедь и Причастие. Раз исповедовался и причастился, фактически загробная жизнь гарантирована. Но это не так работает.
Сколько раз самому приходилось сталкиваться: человек умирает, и приглашают родственники: «Батюшка, причастите». А раньше почему не пригласили? «В храм особо не ходили, а вот говорят, что так надо». Приходится долго что-то объяснять. И самая большая проблема, когда человек уже не в состоянии ни исповедоваться, ни даже Святые Дары проглотить.
Вообще, надо искоренять из церковного сознания, сознания православных христиан, что Исповедь и Причастие работают автоматически. Автоматически ничего не работает. Священник может тебя накрыть епитрахилью, прочитать разрешительную молитву, но если нет раскаяния, будет ли действие благодати Божией направлено на тебя? Бог даст, а ты примешь? Тебе нечем принимать, ты просто закрыт, у тебя и в планы не входило менять образ жизни.
То же и с Причастием. Не действует оно автоматически. Некоторые стараются причаститься перед важным делом, чтобы хорошо все складывалось.
Ты православный христианин, причащаешься более-менее регулярно, допустим, раз в месяц (это желаемый минимум). Ты причащался на прошлой неделе, а на этой неделе летишь в Никарагуа. Страшно: и далеко, и самолет, допустим, не самого высшего качества. Почему не причаститься?
Хороший вопрос: будешь ли ты чище? Мы верим на самом деле, что Господь сподобляет Святого Причащения тех, кто уже относительно чист (всегда относительно, ведь не будешь безусловно чист). Это даже некоторая идентификация «своего», что Господь удостоил причащения перед смертью. Будешь ли ты чист перед смертью? Ты будешь с Богом, а с Богом умирать не страшно. Поэтому надо причаститься перед тяжелыми поездками, перед сложными с точки зрения безопасности мероприятиями.
Многие начинают с этого. Это детский сад – причащаемся для чего-то (чтобы не болеть, чтобы тебе было хорошо, перед каким-то важным делом). Причащаться надо потому, что ты без Бога жить не можешь. «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, тот будет иметь жизнь». То есть это ради жизни, ради любви.
Отец Владислав, вопрос, который может появиться в ходе этой темы: «А младенцев зачем мы причащаем? Вот этих маленьких крошек, безгрешных, которые даже помыслить еще не могут о грехе, особенно груднички».
– Всю родительскую греховность они несут за собой. В зачаточном состоянии все страсти родителей в них есть. Они могут развиться, поэтому нужна прививка. Причастие в данном случае – это прививка от греха, оно раковую болезнь греха может остановить или даже уничтожить. Мы знаем, если раковую болезнь в самом начале обнаружить, диагностировать, то и вылечить ее легче.
Тяжело человеку, приходящему ко Христу в старости, изменить образ жизни. Господь обстоятельствами жизни смиряет, тяжелыми болезнями, чтобы сгорели все страсти, которые стали частью твоей природы. Нет, ты не должен быть таким, но стал, тогда поболей, пострадай, предстань пред Богом очищенным. Боль очищает от гордости, тщеславия, блуда… Боль – лучшее лекарство от всех грехов на самом деле. Причащение младенцев – это попытка сделать их жизнь настоящей, счастливой, не такой, как у меня, предотвратить загнивание духа до того, как ребенок стал реализовывать все страсти, которые есть в каждом человеке от рождения. Ибо во гресех роди мя мати моя, говорит Священное Писание словами пророка псалмопевца Давида.
Когда держишь плат, помогая священнику на службе, часто замечаешь, как все спокойно у детей, которые регулярно причащаются. И приносят младенца, который начинает биться, кричать. Родители хотят его причастить, а это невозможно. Получается, что это некая привычка. Я помню, как один монах говорит: «Вот наш человек причащается».
– Это даже больше чем привычка. У нас с матушкой трое детей. С двумя из них в утробе она причащалась регулярно. А с одним из трех то болезнь, то еще какие-то обстоятельства мешали постоянно причащаться, причащалась крайне редко. В результате это был единственный ребенок из троих, который с младенчества с недоверием относился к Причащению, отворачивался. Не вопил, не брыкался, Чашу перевернуть не пытался, до беснования не доходило, как бывает, но видно, что он с недоверием к этому относится, он не привык причащаться в утробе матери. Поэтому, когда спрашивают, с какого возраста надо причащать детей, я говорю, что с момента зачатия чаще надо причащаться. Тем более беременным мамам карт-бланш: не получается, у тебя токсикоз – ладно, посиди дома, всенощную пропусти; пост – тебе послабления и так далее. Священник может благословить на многие послабления беременных.
В продолжение темы о Причастии: «Я очень хочу причаститься, но до Причастия без Исповеди не допускают. У меня был неудачный опыт с исповедью, меня батюшка отправил домой лучше подготовиться. Если бы это не было препятствием, я бы причащался каждую неделю. Я слышал, что раньше можно было без Исповеди причащаться. Можно ли делать это и сейчас?».
– Все зависит от священника на приходе, куда вы ходите. Безусловно, Церковь благословляет такую практику. И во множестве приходов есть разрешение священнослужителя прихожанам этого храма, которые причащаются регулярно, исповедоваться тогда, когда на душе кошки скребут, когда ты по-настоящему пал, но это никак не реже, чем раз в месяц. В общем-то, практика эта греческая. Но и на приходах Русской Православной Церкви с недавних пор, с 2015 года, когда был принят документ об участии верных в Евхаристии, эта практика тоже стала потихоньку входить в жизнь. Она не новая. Это действительно старая практика. Но только духовник (и только у себя на приходе) может благословить такую практику. Он должен знать твою жизнь от начала до конца, понимать, насколько тебе это душеспасительно. Душеспасительно – пожалуйста, душепагубно – подожди, еще не дорос. Поэтому пусть ваш духовник решит. Если он категорически против или у вас вообще нет духовника, уходите на приход, если есть такая возможность, где священник практикует такую подготовку к Причащению. Могут вам ослабить и пост. В частности, те, кто причащается еженедельно и даже на буднях, с благословения духовника могут поститься только в среду и пятницу перед Причащением. Но это надо оговаривать.
Вопрос: «Игра на гитаре является ли грехом? Можно ли ей увлекаться православному христианину?».
– Я знаю множество священников и монахов, иеромонаха и епископов, которые хорошо играют на гитаре. Важно же, что ты играешь на гитаре. Ты можешь Yesterday пытаться сымпровизировать, а можешь «Мурку» играть. Но в целом нет ни одного музыкального инструмента, который считался бы греховным сам по себе, – саксофон, орган, клавесин или гитара. А в увлечении игрой на гитаре нет никакого греха, если только вы не играете в карты на гитаре и гитару не используете в качестве стола.
Вопрос: «Гордость – самый трудный и страшный грех. А гордость за Родину, детей, дело? Как разделить эти понятия?».
– Вы путаете гордость и гордыню. Гордость за Родину, за детей, за победу в Великой Отечественной войне – это одно, а гордыня, которая испепеляет тебя изнутри, которая всегда связана с завистью, когда ты превозносишься (а особенно тебе радостно превозноситься за счет других, на фоне других людей, ты хотел бы испепелить всех тех, кто так или иначе лучше и выше тебя), – это уже гордыня. И это смертный грех.
Следующий вопрос: «Однажды священник сказал мне, что замужество приравнивается к мученичеству. Зачем тогда выходить замуж? Деток можно и так родить. Получается, я тридцать пять лет прожила с тираном в мучениях. И зачем такие жертвы?».
– Какой хороший вопрос, прямо уникальный. Батюшка, судя по контексту вопроса, не обобщил мученичество, а просто, посмотрев на твою жизнь, напомнил о том, что те венцы, которые над вами держали ваши свидетели во время таинства Венчания, не только царские, но и мученические, потому что брак – это все-таки подвиг. Мы говорим о мученичестве как о подвиге. Собственно, как о готовности нести ответственность за тех, кого мы приручили, – за мужа или жену. Как об этом в «Маленьком принце» говорится. Часто мы забываем даже элементарные общечеловеческие нормы, не говоря уже о том, что христианство на нас возлагает даже большую ответственность, чем просто светские этические нормы.
Поэтому, не зная вашу ситуацию, не могу что-либо сказать. Если вас каждый день по утрам и вечерам избивали валенком или веником, то надо было изначально уходить. А если просто не сошлись характерами, если вы всю жизнь хотели, чтобы муж был одним, а он хотел быть другим и вы этого другого не смогли полюбить заново, – это другое. Ведь мужа каждый раз надо заново любить. Меняетесь вы, меняется он. То есть бессмысленно ожидать тех же чувств и воскрешать отношения, которые были у вас друг к другу десять или пятнадцать лет назад. Вы стали другими в принципе: физиологически, психически, психологически, духовно. Надо заново суметь полюбить свою вторую половинку. Брак должен трансформироваться, преображаться.
Вопрос: «Как относится Церковь к браку, если у возможных супругов разница в возрасте тридцать лет?».
Девушке двадцать пять, а мужчине пятьдесят пять.
– Насколько я знаю, по-моему, Иоанн (Крестьянкин), наш известный старец, архимандрит, рекомендовал, чтобы разница в браке была около пяти лет, и желательно не в сторону повышения возраста супруги. В Церкви нет канонов, которые запрещали бы большую разницу в возрасте, но у Церкви есть опыт. И опыт говорит, что редко что-то хорошее получается из таких браков, потому что это совершенно разные поколения. Когда тебе будет тридцать пять, ему уже будет шестьдесят пять… А дети? Дети, выросшие без отца в то время, когда им больше всего нужна мужская помощь (когда должен в институт поступать, допустим)? И вообще, не по расчету ли этот брак? Просто сожительство, зафиксированное в органах законодательной власти… По сути, ты зафиксировала свой законный брак, в котором не хочешь ничего, кроме денег. Надо ли тебе это?
Отец Владислав, я Вас благодарю и прошу в завершение нашей программы обратиться к нашим телезрителям.
– Дорогие друзья, храните веру православную, держитесь Матери Церкви. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца, причастие Святого Духа да пребудет со всеми вами!
Записали:
Инна Корепанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.