Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1025) → Иеромонах Макарий (Маркиш): Отражение Неба на земле

Иеромонах Макарий (Маркиш): Отражение Неба на земле

№32 (1025) / 19 августа ‘19

Беседы с батюшкой

У нас есть вопросы, которые приходят к нам из разных источников. Первый вопрос: «Никогда не встречал худых священнослужителей. Почему так происходит?».

– Исходная позиция, конечно, ошибочна. И по нашей епархии, и по Московской полно людей и среднего телосложения, и существенно более худого, чем норма. Но следует добавить одну простую вещь: в наше время (в XXI веке) полнота – это не признак благополучия, а признак нездоровья, нездорового образа жизни, тяжелейших нагрузок, нервных перегрузок, нерегулярного и нездорового питания и так далее. Друзья мои, учтите этот простой фактор.

Все про меня, батюшка.

– Будете вы священником или нет (и кем бы вы ни были) – позаботьтесь о своем здоровье. Больше двигайтесь физически. Физические нагрузки, тренажеры – это необходимо. Помните, если вы видите полного священника – помолитесь, пожалейте его, у него далеко не все благополучно в суете его повседневной жизни.

Тем более ненормированный график.

– Никакого графика нет. Я монах, мне все это дается немного легче по целому ряду причин. Я вижу своих коллег, сотрудников-сомолитвенников, каково приходится им.

Следующий вопрос: «Как бороться с пьянством сестры (ей 56 лет)?». Или нужно спокойно на это смотреть, потому что это ее выбор и исправить что-то невозможно?».

– Не совсем так. Конечно, это ее выбор, но спокойно смотреть на беду ближнего нельзя. Вы прекрасно это понимаете. А вот что в пределах разумного нужно для этого делать, как ей помочь (это правильная формулировка) – тут есть целый ряд возможностей. Конечно, они в большой мере будут индивидуальными. Нужно понять, что заставляет ее пьянствовать, какие причины, какие условия. Вы верно заметили, что без доброй воли больного (а пьянство – это болезнь) ничего сделать невозможно. Но если есть хоть какой-то росток воли, то ее надо поддерживать.

Человек должен осознать, что пьянствует или бросает пить он сам, но окружающий мир, ближние, духовенство, Церковь и Сам Господь – это его поддержка. Если я сломаю ногу или руку, меня повезут в больницу и будут лечить врачи, здесь я пассивен, я ничего не делаю для того, чтобы у меня срослась нога, чтобы я выздоровел от аппендицита или чего-то еще, соблюдаю режим и порядок, лежу себе, и все. Со мной такое было, кость срослась – все слава Богу.

Здесь не так. Здесь я сам субъект своего исцеления. Но всегда опираюсь на окружающий мир, на духовенство. Существуют трезвеннические группы, очень эффективные, действующие по обычному правилу: моя воля слаба, я опираюсь на волю Господа, следую ей. И вот что и как мне поможет следовать не своей больной воле, а ясной и святой воле Господа? И это получается при условии, что человек сам к этому стремится.

Вопрос телезрителя: «Если у человека во время чтения молитв не возникает никаких ощущений, внимание постоянно находится в рассеянном состоянии, это вредно для него или нет?».

– Распространенный вопрос. К такому состоянию надо относиться спокойно как к неизбежности, но стараться ей противодействовать. Совсем без отвлечения не может молиться никто, только, наверное, один Господь Иисус Христос. Человек всегда остается в чем-то несовершенным, и наше сознание всегда имеет какое-то рассеяние. Об этом свидетельствует каждый из нас, и многие святые люди, подвижники, очень грамотные и опытные люди, тоже об этом пишут и говорят. Но из этого не нужно делать трагедии, не нужно видеть здесь критическую опасность, просто-напросто надо помнить об этом, стараться сосредоточиться. Может быть, убрать отвлекающие факторы.

Если, например, у вас за окном празднуют свадьбу, закройте окно, можно и шторой занавесить… Почему наша молитва часто происходит в темноте, вечером зажигаются лампады? Это очень полезно – погасить внешний свет, оставить горящую лампадку, смотреть на икону, перед которой она горит. Это вспомогательные, поддерживающие факторы, которые содействуют вниманию и концентрации нашей молитвы на существе дела. Пожалуй, на этом можно и остановиться.

Вопрос телезрительницы из Зеленограда: «Мы почитаем иконы в Церкви – это понятно, а вот сейчас ставят памятники святым. Церковь, наверное, положительно к этому относится. А как батюшка к этому относится?».

– Так же, как Церковь. А Церковь относится так, как относится народ. Мы в этом не видим никакой новой тенденции в христианском благочестии. Людям нравится иметь иконографическую фигуру в виде скульптуры. Почему бы и нет? Что в этом особенного?

То есть неважно, икона это или статуя?

– Почитание графических скульптурных образов совершенно естественно укладывается в православный образ мыслей. Мы не поклоняемся иконам или статуям, они служат средствами нашего поклонения Первообразу – Господу. Для ясности приведу известнейший пример, который, к сожалению, не всем людям понятен. Во время богослужения идет диакон или священник с кадилом. Что такое каждение? Это поклонение Богу, причем каждение было еще до христианства. Мы читаем о нем и в ветхозаветной истории… Почему диакон кадит перед иконами? Потому, что иконы суть изображения святых людей или Самого Спасителя, они сами по себе образы Бога. А затем он поворачивается к вам, прихожанам, и совершает каждение перед вами. Буквально симметрично: то перед иконами, то перед людьми. Потому что человек – это образ Божий, не вам он кадит, а Господу, а человек представляет собой образ и подобие Божие.

Помните это, друзья. И тогда взгляд на скульптуры будет другой. Одному они больше нравятся, другому меньше, кто-то недоволен, говорит, что скульптура не такая – ну, как смогли, так и поставили. И иконы не всем одинаково нравятся. И иконы бывают такие, что говорят: это неудачная икона. Но если она неудачная, это не значит, что она перестает быть иконой. То же самое и в отношении скульптур.

Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, как мне стать священником, если я женщина? Верю и надеюсь на Ваш ответ».

Вопрос о женском священстве. Почему оно невозможно в нашей Церкви?

– Отец Димитрий Смирнов, которого мы все очень любим и уважаем, в ответ на такой вопрос говорил: «А вы скажите мне, как мне родить ребенка, если я мужчина?». Примерно так и здесь. Не надо ставить перед собой такого рода задачи, которые с самого начала несостоятельны. И священство – это не профессия, это некое отражение Неба на земле. Бывают и совершенно земные занятия, которые ограничиваются одной половиной человечества. Кое-что делают только женщины.

Так и мужские профессии есть. Я подчеркиваю: священство не профессия, но оно включает в себя профессиональный элемент, который ограничивается мужским полом. Вы легко найдете объяснение этому, я сейчас вдаваться в подробности не буду, но одну только фразу скажу, и вы поймете. Почему люди целуют священнику руку? Не поручи, а именно руку. Люди, далекие от Церкви, бывают недовольны. Потому что эта рука работает как молоток в руке столяра, как инструмент в руке Бога. Этой рукой Господь совершает святое таинство Евхаристии. Таким образом люди приветствуют не священника, а Того Самого высшего Судью, Творца и Спасителя, Который через священника совершает Свои таинства на земле. И священник должен иметь тот же самый пол, который принял Сын Божий, став Человеком. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс