Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1016) → Протоиерей Александр Ковтун: Об исповедании истинном и ложном

Протоиерей Александр Ковтун: Об исповедании истинном и ложном

№23 (1016) / 17 июня ‘19

Беседы с батюшкой

Отец Александр, что такое истинное и ложное исповедание веры?

– Для раскрытия темы хотел бы привести одно из чтений за Божественной литургией Деяний апостольских, где говорится о ложном исповедании веры.

Апостолы Павел и Сила шли в молитвенное собрание. По пути к ним подошла женщина, которая прислуживала у своих господ и была одержима нечистым духом. Она волхвовала, предсказывала и таким образом приносила много денег своим хозяевам. И вот она несколько дней шествовала за апостолами и говорила, что эти люди – истинные служители Бога Всевышнего и учат истинному пути. Апостол Павел запретил ей говорить эти правдивые слова (внешне она говорила все правильно), и дух нечистый из этой женщины вышел, а она лишилась так называемого дара волхвования, чародейства. Хозяева не смогли на ней зарабатывать и в итоге обозлились на апостолов, что те лишили их дохода, они были посажены в темницу по навету ее хозяев.

Мы сегодня видим в апостольском чтении, как дух нечистый говорит правду: женщина исповедует апостолов апостолами, служителями Бога Всевышнего – казалось бы, что плохого в том, что она говорит правду и все люди это слышат: «О, как она говорит. Значит, эти люди и правда служители Бога, их нужно слушать»? Но демон говорит правду не чтобы люди имели назидание и спасение, а для погибели. Поэтому апостол Павел ей запрещает эти слова говорить.

Мы сегодня видим в апостольском чтении пример ложного исповедания веры. Это яркий пример, и вообще можно сказать, что не один – многие святые отцы говорят: нельзя слушать то, что сообщают демоны. Некоторые люди говорят: я был в таком-то монастыре, на отчитке, бесноватая кричала, и демон через нее предсказал, что через 3 года случится бедствие там-то и там-то. Люди слушают и придают значение этим словам.

Бесов слушать опасно: они иногда говорят правду, иногда ложь, но основная задача их – не вести людей по пути ко спасению, а ввести их в погибель, заблуждение. Слушать их ни в коем случае нельзя, даже когда они говорят правду! На самом деле они могут что-то предсказывать, но в основном плохое: демон знает, что он хочет плохого сделать на будущее, и он может через своих служителей об этом прорицать. И люди говорят: «Смотрите, он предсказывает – и правда все сбывается» (заметьте, что предсказывает только плохое: бесы хорошее предсказать не могут – они предсказывают только то, как они могут в дальнейшем напакостить, и через своих служителей они реализуют эти мысли, а духовно неопытные люди им доверяют). Очень опасно вообще слушать, что говорят люди одержимые. Некоторые говорят: «У нас в храме бесы кричали, они возмущались, что у нас в храме это не так, то не так» – нельзя придавать этому значение.

Мы видим, что ложное исповедание звучит из уст людей, которые одержимы бесами, но мы все в какой-то степени одержимы бесами. Поясню: человек, который предается какой-нибудь страсти и живет в ней, дает власть демону над собой. Если он с этой страстью не борется, тогда не замечает и власти демона над собой, и он даже может потом делать хорошие дела, стараться жить церковной жизнью, но через эту страсть демон будет действовать. Человек может даже проповедовать, очень хорошо говорить, цитаты приводить, но если за этим стоит страсть, то эти слова могут послужить не во спасение слушателям.

И даже правда может служить не во спасение… А как на ложный путь может увести человека правда?

– Демон использует правду, чтобы потом сделать какую-то неправду. Демон не говорит, что он плохой, он всегда будет говорить, что он хороший, и говорит хорошие слова. Он это делает, чтобы людей ввести к себе в доверие.

Как часто бывает? Недавно был случай – одна женщина обратилась к бабушке. Я в храме эту женщину спрашиваю: «Зачем же вы пошли?». – «Бабушка лечит молитвой, у нее дома иконы, она читает «Отче наш», «Верую». Когда я пришла, она «Богородицу» прочитала, лежит Евангелие. Но она при этом читала какие-то молитвы свои – в церкви их не читают». То есть она использует иконы и церковные молитвы, чтобы прикрыть свои заговоры. Она говорит: «Я читаю молитвы», и люди идут к ней с доверием, волеизъявление свое определяют – и бес в силу этого имеет власть над человеком: ты добровольно ее слушаешь и позволяешь производить над собой манипуляции, и демон имеет на тебя воздействие. И такие люди прикрываются всегда словами правды – Евангелием.

Помните, в Священном Писании? Когда Господь на горе Искушения стоял, дьявол цитировал псалмы – он Псалтирь знает наизусть. Как-то святитель Иоанн Шанхайский сказал, что ложь – это не только то, что явно против истины, ложь – это еще и то, что не в силе и не в духе истины: явно, формально все может быть хорошо, но дух может быть не Божий.

Вспоминается беседа с одним атеистом, убежденным большевиком. Он говорил, что заповеди искреннего, настоящего, убежденного коммуниста ничем не отличаются от заповедей Христовых, но они отличаются самым главным – духом: в основе коммунистических заповедей лежит дух разрушения. Можно посмотреть, сколько несправедливости лежит в основе, сколько было разрушено, уничтожено, а формально, внешне все красиво – быть честным, трудолюбивым, Родину любить, жертвовать собой.

Посмотришь – человек самоотверженный, но какой дух за этим стоит? Что им движет? Ведь в деятельности может главным двигателем быть тщеславие – и человек ради тщеславия может столько добра делать… Вот человек до того, как прийти в монастырь, столько добра делал, был такой жертвенный, а в монастырь пришел – не может сделать минимум из того, что делал раньше: здесь никто его не хвалит и не видит.

Добро было, как говорится, на крыльях тщеславия.

– Нужно еще смотреть, в каком духе это делается: люди духовно опытные, конечно, понимают, чувствуют, какой дух стоит за этим. Часто человек красиво говорит , – а за этим стоит дух тщеславия, гордыни, самолюбования. Или он занимается добродетелью и трубит во все стороны: «Я сделал столько добра – и туда пожертвовал, и туда!». А в Евангелии как сказано? У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.

Так что это не православный подход: все-таки православные люди понимают, что просто добрыми делами мы не спасаемся – иначе бы тогда зачем Христу было приходить? И язычники делают добрые дела.

Всякие наши добрые дела все равно пронизаны грехом. И мы обретаем в себе нового человека, борясь со страстями. Тогда наше исповедание, всякое наше доброделание становится правильным и богоугодным. Ведь не случайно люди шли, допустим, к Оптинским старцам – они не были какими-то особенными богословами чисто с формальной точки зрения, они были духоносными отцами: боролись со страстями – и дух Божий в них жил, и этим духом они исповедовали истинного Бога. И люди это чувствовали, шли к ним.

Эти старцы не говорили какими-то витиеватыми фразами, они говорили очень просто (или как к Макарию Великому пришел ученик и молчит. «Что ж ты молчишь?». – «Авва, мне довольно с тобой рядом просто посидеть». Он чувствовал атмосферу, которая вокруг царила). И когда человек – носитель духа Божия, он тем самым правильно исповедует Бога: Дух Святой сам научает человека, как правильно Его славить и исповедовать. Однако человек внешне и формально может все делать, исполнять, но дух в нем может быть не Божий.

Вопрос телезрительницы Татьяны из Подмосковья: «Я простой человек и хочу сказать о нас, простых людях. Мы веруем, все правила, Евангелие читаем, добрые дела делаем как можем. Когда и возгордимся, а когда напротив. И я прошу Бога: «Господи, не дай мне возгордиться, когда доброе дело сделала, укрепи мою веру и научи меня правильно веровать». Так почему же Господь попускает лукавому надо мной издеваться, смеяться надо мной?».

– Значит, есть то, что вы еще и не осознаете: нужно еще видеть свою страсть, ведь мы себя до конца не знаем – мы видим только верхние слои наших грехов, порой самые грубые грехи, а страсти, которые на более тонком уровне нас разъедают, мы не замечаем.

Почему подвижники уходят в монастырь, уходили в пустыню? В миру, в суете это все увидеть очень тяжело: когда ты находишься на гребне волны всех страстей, когда постоянно общаешься, ты не можешь уединиться и увидеть себя таким, какой ты есть. Поэтому нам и необходимо время от времени уединяться для молитвы – хотя бы раз в неделю ходить в храм Божий, чтобы постоять, посмотреть умом в сердце и увидеть хоть отчасти, какие мы есть на самом деле.

И если что-то происходит не так, мы со смирением говорим: значит, я что-то не увидел в себе, поэтому Господь мне для смирения попускает такому быть.

Когда человек очень гордый, ему порой Господь попускает очень тяжелые падения – такие грехи совершить, как убийство, блуд, чтобы он увидел мерзость своего состояния. Иначе он живет и доволен собой. И когда Господь попускает вот такому случиться – конечно, Он не хочет, чтобы кто-то кого-то убивал, но Господь попускает такому быть, ибо все происходит по Его Промыслу: чтобы человек увидел себя, и ужаснулся, и вздрогнул, и понял, кто он есть на самом деле. Если что-то происходит – это все не просто так. Господь даже такое зло, как убийство, может обратить во благо.

Почитайте патерики, как великие подвижники впадали в тяжелые грехи (блуд, убийство) и потом до конца жизни их оплакивали, и понимали, что они подвизались, а стимулом к их подвигу была гордыня. Господь попускал им впадать в эти грехи, и до конца жизни они их оплакивали и становились святыми – почитайте патерик: там много таких примеров. Людям очень гордым, которые не хотят слушать тех, кто выше их (родителей, духовных наставников), Господь попускает впадать в тяжелые падения. Но лучше, конечно, этого не допускать, а проводить профилактику и слушать тех, кто над тобой – как Господь промыслительно ставит нам учителей над нами для этого! А если ты им не внимаешь, тогда уже Сам Господь будет тебя воспитывать. Он каждого ведет, но есть такая закономерность: очень гордым людям Господь попускает очень большие падения для их же блага.

Отец Александр, что такое истинный Дух и что такое истинное исповедание веры?

– На это нам отвечает апостол Иоанн Богослов в Первом Послании – он говорит, что Дух, который исповедует Христа Бога, во плоти пришедшего, это Дух истинный, а дух, который не принимает Бога Христа, во плоти пришедшего, – дух антихристов. Но здесь не имеется в виду формальное принятие: вот я принимаю, что Христос – Богочеловек (устно проговорил, и все). Здесь опять же апостол Иоанн Богослов говорит (в этой же главе): дети дьявола видны по тому, что они не делают правды. Что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал…

А что такое делание правды? Правда – это Христос. И в мысли, и в деле, и во взаимоотношениях с людьми – стремиться к Богу, делать все по Божией правде. Если человек имеет такой вектор жизни, тогда в нем будет дух истины, по апостолу: он принимает Христа, во плоти пришедшего, делая Его правду, все время возделывает свое сердце.

Антиподы ему – люди, которые ищут лжи; в Псалтири часто говорится о людях, ищущих лжи. Сегодня, кстати, в Евангелии есть пример, когда люди ищут лжи. Господь исцелил слепорожденного. Книжники и фарисеи, видя это, тут же собрали «богословскую комиссию» и решают, как им быть, чтобы все это опровергнуть. Сначала они убеждают слепорожденного, что это не так, но поняли: он свидетельствует, что это так. Потом они клевещут на Того, Кто его исцелил. Потом зовут родителей на эту «комиссию» – они ищут ложь: они пытаются опровергнуть очевидный факт и родителей зовут, чтобы те это опровергли. И потом, когда у них ничего не получается, они его изгоняют из синагоги. Все этого боялись, в то время это было страшнейшее наказание.

Мы видим людей, которые вопреки очевидности ищут ложь. Они попирают свою совесть, делают все, чтобы оправдать себя: человек не ищет и не делает правды Божией, он ищет лжи. И он занят этим – он использует для этого Священное Писание, из контекста вырывает цитаты, из святых отцов – только то, что оправдало бы его богопротивное состояние. Искание лжи на религиозном уровне – самое страшное, что может быть. Отсюда и образовалась прослойка людей, которых Христос обличает, – книжников и фарисеев: они занимались именно этим – они не просто, как те грешники, что впадали в грехи, каялись и плакали, – блудницы, мытари. Нет – они осознанно попирали совесть! И в этом была их большая беда. Таких Христос называл: «Вы – порождение ехидны, вы – дети дьявола». Христос им открыто это говорит, ибо они выбрали вектором жизни попрание совести, попрание правды Божией.

Делать правду нужно всегда в жизни – во всех сферах. Делаешь что-то, тщеславие появилось – каешься, мысль еретическая появилась – исправляешь ее, ищешь истину: во всех сферах жизни делаешь правду. У нас понимание узкое: делать правду – это значит делать добрые дела, но на самом деле делать правду – это всей своей жизнью стремиться ко Христу (и мыслью, и делом – во всем своем внутреннем состоянии и ощущениях). И где есть отход от правды Божией, ты сразу это видишь; для этого существует покаяние, которое нас очищает и делает способными опять идти по пути делания правды. Чтобы сдержать этот дух, нужно делать правду. А делаем мы ее в церкви, ибо в церкви – все средства, чтобы это делать.

Вопрос телезрителя: «В Евангелии Христос говорит такие слова: «Кто исповедует Меня перед людьми, того Я исповедую перед Отцом Небесным». И в то же время говорится, что все дела должны делаться так: правая рука не должна знать, что делает левая. Получатся, исповедовать Христа открыто, а дела делать втайне?».

– Здесь имеется в виду признание Бога как такового… Ты же не говоришь, что постишься? Пришел, допустим, на работу, там светские люди, а ты пост соблюдаешь и тебя спрашивают: «А ты постишься?». Если ты говоришь «нет», стесняешься своей веры – отрекаешься от Церкви. А ты не рекламируешь это – просто не ешь мяса, молочного, и все это видят. Если не спросят, не говори; но если спросили, ты должен сказать: «Да, я сын Церкви», – а если ты это отрицаешь из малодушия, то отрекаешься от Церкви и Христа.

Здесь имеется в виду момент, когда нужно исповедовать устно, произнести эти слова. Вот конкретный вопрос: «Ты в Бога веришь?». Если говоришь: «Нет, не верю», – ты отрекся от Христа. Мы делаем добрые дела, живем православно – не говори, не рекламируй, но тебя спросили: «А ты делаешь эти дела во славу Божию?». Тогда скажи: «Да, во славу Божию». Христиане не рекламируют себя, но, когда нас вопрошают, мы, как апостол Петр говорит, о нашем уповании людям должны давать ответ. Здесь никаких противоречий не может быть.

Отец Александр, говоря о ложном исповедании, Вы рассказывали о бабушке, которая читала заговоры вместе с молитвами. Если заговоры приносят людям пользу, исцеляют их, разрешают какие-то жизненные ситуации – как к этому относиться?

– Опять же здесь вопрос делания правды: что человек в жизни ищет. Некоторые люди говорят: «Главное – здоровье». Но человек, живущий православно, понимает, что в жизни главное – не здоровье. Хотя дай Бог всем здоровья, я хочу сам быть здоровым, но это не главное. Были святые, которые много болели, – Пимен Многоболезненный, Амвросий Оптинский. И что, у них главного в жизни не было? Бог каждому дает то, что нужно, и когда ищешь Царствия Божия, все остальное тебе прилагается.

А есть люди, которые потребительски относятся к Церкви, вообще к вере. Им от веры нужен эффект – здоровье любой ценой, даже ценой того, чтобы обратиться к злым духам, то есть изменить Богу. Когда человек так к этому относится – он не делает правды. И, как следствие, вступает в контакт с духами тьмы, и они могут воздействовать на физиологию человека. Бес имеет доступ к мыслительной сфере человека (помыслы может прилагать, вбрасывать), может воздействовать на сферу чувств, на ощущения – из жития Киприана и Иустинии мы видим, как бес возгревал блудную страсть через движение крови у Иустинии (вдруг она ощущала движение крови, дыхание становилось частое, помыслы об этом юноше возникали). Вот такой прилог – воздействие на физиологию.

Допустим, человек болен алкоголизмом. И решил пойти кодироваться к гипнотизеру. А гипноз – это когда ты отдаешь себя воле человека, который владеет этими методиками. Нельзя пользоваться гипнозом: это своего рода колдовство. Был такой случай: муж пил всегда, сколько жена помнит. И вот он закодировался гипнозом – пить прекратил. То есть эффект налицо. Проходит какое-то время, и жена говорит, что он стал злой, как собака, – каждый день дерется, кричит, невозможно слово сказать. Что происходит? Демоны между собой могут договориться. И бес алкоголизма, пьянства поменялся местами с бесом гнева, а люди видят эффект и начинают доверять этой знахарке или этому гипнотизеру. Те, кому важен эффект, а не делание правды (в мысли, в догматике, исповедании веры), для кого это непринципиально, понять не могут, какая здесь разница: главное, чтобы было здоровье.

Но не будет правды Божией – не будет и здоровья. «В здоровом теле – здоровый дух» – это лозунг атеистов. Один батюшка говорил: «В здоровом теле бывает здоровый бес». Хорошо иметь здоровье, – но если оно во славу Божию и необходимо тебе на спасение. Нужно лечиться, нужно заботиться о здоровье, чтобы служить Богу, служить людям. Но если Бог попускает что-то для душевной пользы, ты это должен со смирением принять и понимать, что главное – спасение души. А не любой ценой (ценой предательства правды Божией) входить в контакт с духами тьмы ради здоровья. Это беспринципность, когда человек продает душу ради здоровья.

И такое встречается: «В церковь хожу, молюсь, соборовался, причастился. А как болел, так и болею». Значит, ты в душу не смотришь, не видишь главного в жизни. Конечно, не дай Бог кому-то болеть – это такой крест, такие страдания. Но если Господь попускает, то мы должны нести то, что нам Бог дает: у каждого – свой крест. И понимать, что главное в этой жизни – делание правды Божией, чтобы нам соединиться с Богом. Все остальное (кому что на пользу дается) – это уже вещи вторичные, которые помогают главному деланию.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс