Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1016) → Священник Стахий Колотвин: Каждый из нас может наследовать Царствие Небесное, должен это сделать, но для этого надо постараться

Священник Стахий Колотвин: Каждый из нас может наследовать Царствие Небесное, должен это сделать, но для этого надо постараться

№23 (1016) / 17 июня ‘19

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №22 (1015) 2019

Вопрос телезрительницы: «Страдания полезны для души, они облагораживают ее, но почему тогда в молитвах, акафистах мы просим избавить нас от всяких бед?».

– Мы хотим безболезненного и легкого пути в Царствие Небесное. Кроме того, мы признаем и говорим: «Господи, запас сил у нас ограничен. Ты, может, для нашей пользы дашь нам какое-то искушение, а мы на нем сломаемся. Давай, Господи, не будем рисковать, пожалей». Мы хотим на самом деле очень ловко поступить, чтобы были и волки сыты, и овцы целы. И чтобы искушений не было, и чтобы мы Царствие Небесное наследовали. Это завышенные требования. Но Господь милосерден, и Он нам сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Если мы будем искренне молиться, то Господь даже те искушения, что посчитает полезными для нашего спасения, уберет. Человек уже в своей молитве чуть-чуть немножко духовного роста приобрел, вместо того чтобы методом проб и ошибок, набитых шишек получать это в каком-то искушении…

Всегда тот, кто молится, находится в выигрыше. Ты помолился, пообщался с Богом, Его через молитву узнал, и Господу нет необходимости как-то тебя взбадривать. И наоборот: если молитву оставил, повернулся к праздным и суетным делам, о Господе забыл (вот дача, можно и в храм летом не ходить, совсем про Него забыть, максимум на Троицу выбраться, а потом на Преображение) – все, ты в зоне риска. Если так пытаешься лето провести, тогда можно ждать, что будет какое-то искушение, и снова побежим к Господу: «Господи, лучше без этого. Буду молиться, буду причащаться, от Тебя не отступлю».

Вопрос: «Как научиться любить людей, в том числе и врагов, или хотя бы не желать им зла?».

– Сначала хотя бы не желать им зла, а потом уже любить. Любить врагов очень сложно, причем искренне любить, вплоть до самопожертвования, как Христос: Христа ненавидели, строили козни, пытали, убивали, а Он этих людей любил и умирал ради них, хотя мог спокойно сойти с Креста, позвать легион ангелов, которые бы этих врагов в капусту порубили или даже целиком в геенну огненную загнали.

Но Господь нам показывает образец. Главный для нас стимул – хотим ли мы быть как Христос? В эту сторону нам нужно стремиться. Это нужно именно нам: если мы не будем как Христос, как Сын Божий, то не сможем стать наследниками Божиими – только наследник Божий наследует Царствие Божие, вечную жизнь.

Надо действовать как Христос. На этом пути мы идем от простого к сложному. Например, нормально любить тех, кто нас любит и о нас заботится – порой нам и этого не хватает. Мы воспринимаем любовь и заботу близких и дорогих нам людей как должное и иногда им чуть-чуть отвечаем; но надо с запасом. Потом – тех людей, которые, в принципе, нам вреда не причиняют, но и никакого особого добра не совершают. Вроде наша жизнь с ними параллельно течет, – надо здесь попробовать к ним проявить любовь, заботу, не чая себе никакого воздаяния, просто ради них.

Эту ступенечку мы приняли и наконец-то дошли до наших врагов. Враги бывают разные. Есть такие, что специально что-то против нас замышляют, а есть те, кто под влиянием ситуации что-то нам не так сделал. Во-первых, нужно простить их и отпустить: не думать об этом. Если мы молимся за врага, мы не потакаем ему в его скверных делах, а, наоборот, говорим: «Господи, исправь этого человека, сделай так, чтобы он вместо дурного дела стал делать дело доброе; и мне от этого жить легче будет – если он будет доброе дело делать, он не будет мне вредить». И когда эти ступенечки освоите, позвоните – и постараемся вместе с вами дальше продвинуться в сторону любви к врагам.

Возможно, даже я проконсультируюсь: этого уровня, о котором я говорю, очень трудно мне достичь – до любви к врагам расти и расти, но будем расти вместе, сдаваться не будем.

Вопрос: «Как правильно читать кафизму дома? Как начинать, какова должна быть основная часть и нужно ли поминать имена о здравии и упокоении в конце?».

– Мы в своей домашней молитве не ограничены, в отличие от молитвы церковной, при которой мы не должны мешать прежде всего друг другу, а должны объединяться в молитве: у нас есть церковный Устав. Когда мы молимся дома, даже если что-то сделаем не так, в этом не будет абсолютно ничего страшного.

Чтение Псалтири – очень благочестивая молитвенная традиция: мы и молимся, и это текст Священного Писания. Тут самое главное (может быть, не все обратят внимание при ответе на этот вопрос) – стараться понимать, что ты читаешь. Если вы ничего не понимаете в кафизме, может, толк все равно будет, но маленький: все-таки ради Господа потрудились, и Господь никогда это не забудет. Но то, что вы не постарались разобраться в непонятных церковнославянских словах, не открыли ни в интернете русский текст, ни церковнославянский и русский словари, чтобы сравнить непонятные слова, разобраться в них, – это печально. Значит, мы не очень уважительно относимся к Псалтири.

Самое главное – молиться так, чтобы нам было понятно, о чем мы просим, как Христа славим... «Благословен Бог наш» – начинает священник, а мирянин вместо этого (как в молитвослове перед утренними и вечерними молитвами написано) – «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»: молитву мы посвящаем Пресвятой Троице. Потом у нас так называемое начало (обычное) – «Царю Небесный», Трисвятое и «Отче наш»; в Пасхальный период вместо «Царю Небесный» мы читаем «Христос воскресе». И есть обычное окончание: мы славим Пресвятую Богородицу («Достойно есть»), вспоминаем Пресвятую Троицу («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу») и «Молитвами святых отец наших…» просим Господа завершить нашу молитву и ее принять. В Пасхальный период, вместо «Достойно есть» читается: «Святися, святися…». А посерединке – можно помолиться за своих близких. Но просто имена перечислять потихонечку надоедает, можно сделать «разбивку» – прославили Господа псалмами, потом помянули. Обычно все-таки мы поминаем о здравии.

Помолились, 1-ю «Славу» кафизмы прочли – помянули о здравии людей. 2-ю – помянули об упокоении, закончили – еще кого-то помянули. Можно после одной «Славы» на кафизме помянуть путешествующих, после другой – болящих, вариантов великое множество, главное, чтобы это было разумно и осмысленно. Поэтому те, кто давно читает Псалтирь, – большие молодцы! Обязательно и меня, грешного и недостойного, помяните в своих молитвах, мне это очень и очень пригодится. Но все-таки еще постарайтесь разобраться в непонятных словах, чтобы закрытый ум не мешал открытой душе.

Вопрос телезрителя: «В чем разница между земным поклоном и глубоким поясным поклоном?».

– И у современных старообрядцев, и на современных единоверческих приходах (это приходы, которые находятся в лоне нашей Единой Поместной Христовой Православной Церкви, но используют старые богослужебные книги) даже три типа поклонов. Есть земной поклон – человек становится на колени и в поклоне прикасается лбом пола. Есть глубокий поясной поклон (вторая ступенька), когда человек так глубоко наклоняется, что рукой касается пола (уже не лбом, а рукой). Но это тоже глубина поклона. Есть по старому обряду третий тип поклона – человек чуть-чуть, слегка наклоняется, нет задачи максимально согнуться в поясе.

Но разве Господу принципиально важно, под каким углом кто поклонится? Человек помоложе или человек пожилой, но с хорошей растяжкой, следящий за спортивной фигурой, поглубже поклон положил. Человек постарше возрастом (тяжело спина гнется, или болезни одолевают, или просто не очень спортивный человек) наклонился не под таким углом – Господь на это не обидится; здесь главное для нас не физическая нагрузка, а глубина нашего почтения к какому-то моменту молитвы.

Сейчас идут Пасхальные светлые дни – 40 дней, потом 10 дней празднование Вознесения, и мы так чтим эту радость, что говорим: «Господи, знаем, радость настолько велика, что не до земных поклонов». А Великим постом делали земные поклоны, чтобы подчеркнуть глубину своего раскаяния, преклонения перед Господом, Который спасает нас, несмотря на наши грехи…

Вы связаны с футбольными и околофутбольными движениями, посещаете активно стадионы, даже активно играете – как Вам удается совмещать священническую деятельность и непосредственно участвовать в таких движениях, общаться с фанатами? Кстати, на стадионах атмосфера не всегда благочестивая – как Вы здесь находите компромисс, как-то влияете на эту ситуацию?

– Каждый влияет на мир вокруг себя, хоть немножко. Порой есть такие люди рядом, что действуют отрицательно, и рядом с ними хочется начать ругаться. А бывает человек, рядом с которым даже неудобно ругаться. Надеюсь, что я во вторую категорию перемещаюсь...

Сегодня, когда мой рабочий многочасовой, напряженный день подошел к концу, я с чистой совестью мог какое-то время посвятить досугу. Он сегодня совпал с окончанием чемпионата мира по футболу, и я отправился на стадион, взял с собой своего старшего сына (впервые). Он был очень доволен, это его очень вдохновило: он хочет с осени пойти сам заниматься, тренироваться… И он посмотрел, что профессионалы, настоящие футболисты, не то что каждый себе мяч старается схватить, а отдают его, делятся друг с другом. Он уже понимает, что надо уступать...

Каждый человек (не только священник, а любой) прежде всего должен грамотно выполнять свою работу, до последней капли сил, чтобы максимально принести пользу. А уже свободное время провести так, чтобы взбодриться, чтобы получить силы: если закиснешь, то работу свою хорошо не сделаешь (неважно, кто ты, врач или священник, шахтер или на заводе делаешь очень важные детали, без которых техника не будет работать).

Человек нуждается в отдыхе, в получении чего-то хорошего, каких-то эмоций. Да, мир несовершенен вокруг нас, и эмоции могут быть негативные, но сегодня тоже было, можно сказать, маленькое пасхальное чудо. Диктор под конец матча говорит: «Спасибо, сегодня провели матч без матерной лексики».

Я надеюсь на позитивные изменения. Если православные люди будут в каких-то общественных, спортивных мероприятиях участвовать, то можно сделать так, чтобы люди, далекие от Церкви, на православных ориентировались, а не наоборот: надо менять мир вокруг себя, а не под него подстраиваться.

Какие выводы можно сделать в сегодняшней программе (все-таки за Вами последнее слово)?

– Дорогие телезрители, этот день посвящен самарянке, женщине грешной. Она провела ужасную, развратную жизнь и у нее росли сыновья, о которых она толком и не думала. Но она просто помогла человеку-чужестранцу, еретику, по ее мнению (так относились самаряне к иудеям). Она Его послушалась, поняла, что перед ней Христос, и Он ей дал дух жизни вечной.

Так и мы должны искать Христа. Авось мы сможем кому-то помочь, и Христос нам откроется – мы поменяемся, сможем и себя поменять, и своих сыновей воспитать: мы помним, что Фотиния-самарянка стала мученицей и ее дети тоже приняли мученический венец.

Как свою жизнь от греха повернуть ко Христу? Возможно, нам не понадобится мученический венец... Господь каждому даст по силам. Но в любом случае мы должны искать этого бессмертного источника, он уже дан нам – это Кровь Христова, которую Он пролил за нас на Кресте. Но мы должны быть ее достойны… На этот источник из самарийского города ходили десятки, сотни, может быть, тысячи людей, но встретила Его всего лишь одна самарянка.

Так и сегодня в храме многие причастились Святых Христовых Таин, но надо думать: «А сколько самарян не встретили Спасителя на этом источнике? Не я ли нахожусь в этой группе риска – и Христа, увы, возможно, не встретил по своему недостоинству?». Поэтому открываем свое сердце для ближних, странников, нуждающихся – и Господь нас обязательно встретит, и тогда для нас Причастие Тела и Крови действительно будет путем в жизнь вечную.

Записали:
Татьяна Муравьёва
и Светлана Тодосейчук

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс