Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1016) → Священник Игорь Лысенко: Как научиться радоваться и за все благодарить Бога

Священник Игорь Лысенко: Как научиться радоваться и за все благодарить Бога

№23 (1016) / 17 июня ‘19

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №22 (1015) 2019

Что значит непрестанно молиться, Вы объяснили. Теперь следующая тема – «за все благодарите». Мне часто приходится беседовать с людьми на эту тему, и иногда они говорят: «Я не могу все время за все благодарить – я не уверен, что Господь меня слышит, ведь то, что я прошу или считаю необходимым, Господь мне не дает. Я не могу все время Его благодарить, я не чувствую Его присутствия в моей жизни». Это, к сожалению, частый вопрос.

– На самом деле все очень просто. Если мы понимаем, что молитва – это стояние (или хождение) перед Богом, что Бог нас слышит, доверяем Ему, знаем, что Он – Любящий Отец, тогда мы понимаем, что Он нам подсказывает все самым правильным образом. И тогда мы благодарим Его за то, что Он есть, что Он нас любит и нам подсказывает.

Но если мы не доверяем Ему, не слышим Его, делаем нечто иное и просим не того, что нас может спасти, не того, что нам нужно, полезно, и удивляемся: «А почему же Он нам этого не дал?»… Мы просим заведомо неполезное, своей самостью и подсказками змея хотим приобрести смерть и удивляемся: почему же Бог не идет нам навстречу, не помогает нам?

Вспомним знаменитую «Сказку о золотой рыбке». Ведь каждый из нас подобен старухе, которой все время всего мало. Мы рассуждаем: «Бог может все, так пусть Он для нас по щелчку все и делает. Нечего Ему заниматься другими. Сначала корыто, потом дом, потом машина...». Причем сегодня машина одна, а завтра другая. Сейчас гаджеты, телефоны меняются раз в полгода (как в дворянском обществе Российской империи дамы умудрялись за один бал поменять несколько платьев). То есть человек направлен на потребление: вместо служения другому служит только себе, хочет, чтобы Бог, как золотая рыбка, был у него на посылках (к чему в конце концов пришла старуха в сказке?).

Но ведь человек в таком состоянии сам себя разорвет. Помните повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»? Кадавр – это модель советского безбожного человека, которого Стругацкие пытались описать: когда главное – то, что ты потребляешь, и радость зависит от количества потребления. И вот кадавру привезли много селедочных голов, он их ел с урчанием радости, что наконец потребляет сколько может, а в итоге его просто разорвало.

Кстати, «кадавр» в переводе означает «труп».

– Так и здесь. Если мы будем все время пытаться требовать от Бога того, чего мы хотим, чтобы Он все время исполнял наши желания, то это уже будет не Бог, это дьявол. Вот дьявол забирает у нас душу и говорит: «Слушай, если отдашь бессмертную душу, то за этот временной промежуток земной жизни дастся тебе все: власть, услады (плотские и еще какие-то), которые ты хочешь, – все, что ты хочешь, только душу отдай, отдай свое будущее, свое блаженство, возможность стать богом».

Об этом и Гоголь пишет, и западные писатели: человек, который продает свою душу, мгновенно приобретает в себе дыру, и в эту черную дыру уходит вся его радость. Так что если человек хочет, чтобы по щелчку исполнялись его желания, он не тем богам молится.

Если ты слышишь Бога и понимаешь, что Он дает тебе самое полезное, ты Его за это и благодаришь. Ты понимаешь, что уже вырос из старой «одежды» и хочешь более серьезного... Как обычная змея старую кожу сбрасывает? С большой болью, с очень большим усилием продирается сквозь острые камни, чтобы содрать с себя эту кожу, чтобы новая была красивой, удобной. В момент сдирания старой кожи, в момент этого покаяния, изменения, преображения ты испытываешь боль, – но ты понимаешь, что без боли не вырастешь, не получишь радости, нового блаженства. Это как муки творчества: любой творческий человек понимает, как тяжело творить, – но зато как радостно! Женщина рожает в муках, кричит от боли в этот момент, но нет большей радости, когда она видит рожденного ребеночка и прикладывает его к своей груди, – в этот момент она самый счастливый человек всех времен и народов. И иначе никак.

Если ты не благодаришь Бога за то, что предваряет радость, тогда ты отвергаешь саму радость. Если не умеешь и не научаешься благодарить Бога за все, ты всегда находишься в состоянии уныния и ничего не получаешь, у тебя нет шансов – ты себя их лишил, ты испугался роста.

Господь не испугался за нас пойти на распятие, не испугался испытать всю боль, какая только может быть, за каждого из нас, и поэтому Воскрес и дал нам возможность воскреснуть. Если же мы не благодарим Его за возможности, которыми Он нас ведет к воскрешению, мы лишаемся этого.

Мне вспоминается картина «Моление о Чаше» художника Федора Бруни, и вспоминается, как Господь Иисус Христос просит, чтобы Господь избавил Его, если это возможно, от муки, но заканчивает моление словами: «Но пусть будет воля Твоя, а не Моя». Когда человек просит у Господа земных благ, подразумевается: «Да будет воля не Твоя, а моя», – это понятно. Но, бывает, человек думает, что просит каких-то духовных даров, ему кажется, что он с чем-то духовным обращается к Господу.

– Вы знаете, что есть Дух Святой, а есть дух злобы. Если ты пытаешься в духовном мире ориентироваться без Бога, то духи злобы тебя скорее всего запутают: ты будешь думать, что идешь вверх, а на самом деле будешь идти вниз. Это называется «духовная прелесть» (аскеты это знают): когда человеку кажется, что он поднимается, развивается.

Недавно совершалась память Никону Печерскому. Он отличался тем, что доверился дьяволу, который явился в виде ангела света и сказал ему: «Как ты все замечательно делаешь! Ты так хорошо молишься, что уже всего достиг. Давай теперь я буду за тебя молиться. Тебе молиться не надо, твоя задача – учить людей». Никон знал наизусть весь Ветхий Завет и замечательно, очень вдохновенно его излагал. Но отцы, которые были рядом, стали замечать, что он почему-то никогда не говорит о Новом Завете, о Христе и, несмотря на всю свою известность, замечательную память и красноречие, становится все более и более унылым. Тогда они стали о нем молиться, и он потерял все свои таланты и даже потерял возможность говорить (потому что враг, отобрав у него молитву, ничего не дал ему взамен). Только молитва братьев лишила Никона этих псевдодаров, о которых он молился и которые принял. С помощью молитвы братьев он от этого избавился. И потом благодаря настоящей молитве он добился уже настоящей славы, настоящего обожения, настоящего блаженства, а не временного и мнимого, которое ему подсунул враг.

Авва Сисой, находясь на смертном одре, просиял...

– У Иосифа Ватопедского была блаженная улыбка.

...но просил дать время на покаяние. Макарий Великий говорит в молитве: «Яко николиже сотворих благое пред Тобою».

– Что это означает? «Я без Тебя, Господи, ничего доброго совершить в принципе не могу. Только Ты благ, только Ты знаешь, как надо развиваться, каждую секунду, каждое мгновение». Человек думает прямолинейно: видит точку – и вперед: через ямы, через препятствия, через все то, что точно его развоплотит.

«Я ничего никогда Тебе хорошего не сделал», – говорит Макарий Великий. Что же тогда говорить о нас?

– Почему говорится, что «на таковых нет закона»? На тех, кто в любви, то есть в слышании Бога, в Боге, – нет Закона. Они понимают, что не они делают благое (о чем и говорит Макарий Великий), а вместе с Богом, Бог делает. Почему мы всегда благодарим? Мы понимаем, что Господь нас все время несет. Помните, в притче Господь говорит: «Здесь Я нес тебя на руках» (поэтому только одна цепочка следов)? Как же тогда не благодарить? Ты даром получил благое – не присваивай его себе: даром получил, даром отдай. Это как раз о благодати, о благом.

Надо быть очень наивным или очень недалеким человеком, чтобы считать, что без Бога ты действительно мог бы сделать благое. Тогда ты – бог, тогда ты подобен Богу, но вне Бога. Кто так сказал? Денница. И во что он превратился? Кем (или чем) он стал?

Мы Господа называем Творцом.

– Он – Творец и Сущий. Он Единственный существует вне времени, вне пространства, полностью и полноценно. Вот эту Свою способность и возможность существования, бытия Он дает и нам, готов дать, если мы это принимаем. Если же не принимаем, мы не существуем, а так...

Знаменитый священник Анатолий Малинин (его сын Иоанн Малинин фактически восстановил храм Благовещения на Приморском шоссе, практически вернул в лоно Церкви Сампсониевский собор) очень подробно переводил с древнееврейского, в том числе Книгу Бытие. Он говорит, что если правильно прочитать и посмотреть слова, относящиеся к жизни наших прародителей до грехопадения и после грехопадения, то получается, что при написании имени Ева («жизнь» – Хава) после грехопадения есть деформация этого понятия. Если до грехопадения это была жизнь полноценная, с Богом, то после грехопадения – что-то типа «житухи» (если говорить совсем простыми словами), которая повреждена и безрадостна, вернее – несет в себе возможность безрадостности из-за поврежденности. Но хоть и житуха, при этом в ней есть нечто от жизни. Вот это состояние...

Я подумал, что, если мы существуем в том же первородном грехе, мы должны так же тосковать о рае, так же его желать и так же молиться, как Адам и Ева, потеряв рай: мы тоже – потерянные.

– Но в отличие от Адама и Евы у нас есть Крещение, когда мы возвращаемся в рай, и есть Причастие. В отличие от них у нас во время каждого Причастия есть полное возвращение в рай. Вот почему апостол Павел и говорит нам, христианам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Это то, чего не было у Адама и Евы. Почему и было сказано: «Ваше семя вернет вас туда», и надо было к этому прийти.

Понимаете, с одной стороны, они мечтали о рае, но, с другой стороны, они уже повредились, и мечта о рае у них уже была соединена с поврежденностью, в том числе с опытом слышания змея, с опытом попытки изменить рай по-своему. Ведь им было сказано: «Возделывай рай», но этот опыт возделывания и само направление возделывания у них уже было повреждено.

Так и сейчас: человек вроде бы хочет в рай (особенно в книжках описанный), но рай воспринимается, как у старухи из «Сказки о золотой рыбке», когда рай – это и корыто, и дом, и дворянство, и так далее, и все у меня на посылках: вот восприятие рая. А чтобы по-настоящему осознать, что же такое рай, надо распять себя от поврежденностей и, сорвав с себя старую шкуру подчиненности плоти и тлению, оказаться воскресшим, полностью раскрытым перед Богом. Тогда рай будет настоящим, а не виртуальным.

Я еще подумал, что наше возвращение в рай происходит каждый раз, когда звучит возглас «Святая святым». В этот момент...

– ...мы разрешаем себе быть святыми, а не считаем, что святые – это некие далекие люди. Святые – это те, кто отдал себя Богу, освятил себя.

Тогда всегда радость, непрестанная молитва. И тогда за все благодарим. Дорогой отец Игорь, благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

– Господь нас всегда благословляет, Господь нас всегда любит – Он по-другому не может. Если мы Его слышим, всегда будем благословлены правильным отношением к жизни, всегда будем радоваться.

Записали:
Светлана Тодосейчук
и Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс